От Москвы до самых до окраин-3

Алла Курмаева
Глава 3. Здравствуй, Дальний Восток!

Утро 30 августа, в день вылета на новое место службы мужа, в Москве было замечательным. Теплым, ясным и солнечным. Мы сели в самолете на специальные места- около люльки, прикрепленной к внутренней перегородке. Кроме нас желающих лететь во Владивосток с грудничками не оказалось. К сожалению, люлька была очень маленькая, и семимесячный сынок мог в ней только сидеть. С нами была и наша ручная кладь: при посадках в каждом городе муж носил ее с собой. В сумке были бутылочки с молоком, водой и бутербродами. Но главное- была упаковка с пеленками и ползунками. Ведь памперсов тогда и в помине не было. Взлет дети перенесли хорошо- не плакали, не капризничали. А я все смотрела в иллюминатор на облака…
 Первую посадку в Новосибирске я запомнила на всю жизнь. Может быть, от переживаний и неизвестности память зафиксировала все мгновения этой посадки, как-будто это было неделю назад. Наш самолет подрулил в аэропорт Толмачево, и нам сообщили, что за бортом самолета очень холодно. Утеплив детей припасенной в наших баулах одеждой, мы вышли на трап. Этот момент я помню всю жизнь. А ведь это было более 40 лет тому назад! Сильнейший ветер сбивал с ног, какая-то колючая снежная крупа била в лицо, замерзли руки, наконец-то дошли до здания аэропорта. И тут по громкоговорителю сообщили, что наш рейс задерживается на несколько часов, и пассажирам с детьми предложили устроиться на это время в гостинице. Но гостиница находилась на противоположной стороне взлетно-посадочного поля, а оно огромное, и значит надо долго идти навстречу этому сильному ветру с колючей крупой. Но мы решились идти, чтобы дети там отдохнули.
 Муж нес сумки, а я несла Сашу и держала дочь за руку, постоянно прижимая ее к себе или поворачиваясь спиной к ветру, укрывая их собой. От ветра у мужа два раза сдувало фуражку, и он бегал за ней по полю, а я  ждала его. Мы с мужем были одеты по московской погоде: он- в военной летней форме с кителем, а я в легком плаще, туфельках и газовом шарфике. Поэтому, новосибирская метель с ураганным ветром застала нас врасплох, мы продрогли до костей. Наконец-то дошли мы до гостиницы, уставшие и замерзшие. В буфете гостиницы сразу купили горячего чая, немного согревшись, пошли устраиваться. Закутавшись в теплые одеяла, мы немного поспали. Примерно через полтора часа нашего отдыха по радио сообщили, что наш рейс через 30 минут продолжит полет. Снова- сборы. За это время ураганная метель со снежной крупой - иголками немного утихла, и ветер был теперь нам в спину, когда мы шли через поле к самолету. Удивительно, но дети терпеливо все переносили.
 И вот мы летим дальше… Посадки в Чите и Хабаровске я помню уже очень смутно. Вот помню только, что когда мы спускались по трапу в Чите, то рядом с нами шел и пилот нашего самолета, такой высокий, красивый мужчина. Я несла Сашу на руках.
 Пилот повернулся к нам, Сашу потрогал за щечку и сказал:- Держись, бутуз, осталось 2 посадки и будешь дома! Но… пилот не знал, что дома у нас пока нет. Мы сами пока не знаем, где мы будем ночевать, не знаем, что нас ждет впереди...
 И каждый раз, когда мы делали посадки в городах, то в висках стучала одна и та же мысль: -Ну хотя бы здесь- конечная остановка, а то ведь лететь и лететь...
 И вот мы во Владивостоке. В общей сложности, со всеми посадками мы летели 12 часов. Выгрузившись со всеми вещами из самолета, мы еще не прибыли окончательно- нам предстояло еще ехать на автобусе около 2 часов до Уссурийска.
 Владивосток или Владик, как называют его любя, жители города, встретил нас туманом и мелким дождем. И когда мы ждали автобус на остановке больше часа, на душе было зябко, грустно и тревожно. Дети хотели спать, ведь в Москве начиналась ночь, а здесь  начинался новый день. И как только мы загрузились в автобус и уселись, все в тепле задремали. Но мне спать было нельзя- я держала спящего грудного ребенка на руках.
 Подъезжая к Уссурийску, мы увидели белые домики в садах, как на Украине, да и погода здесь была другая: солнце, дождя не было, ясно и красиво. На душе потеплело.

Глава 4 . Куда уехал цирк?

 В Уссурийске взяли такси, объездили весь город, побывав в трех гостиницах.  Но везде - неудача, 3-хместных номеров в них не было. Что делать?  Ведь куда-то нужно устроиться! Поговорили с администратором последней гостиницы. Он, с сочувствием посмотрев на нашу немного "цыганскую" компанию (я с хныкающим младенцем, муж со спящей на его руках дочкой- дошкольницей, за нашими спинами- растерянный таксист с потертым баулом и увесистым тюком) рассказал, что на окраине Уссурийска есть небольшая гостиница для цирковых артистов.
- Когда цирк-шапито уезжает, то там можно снять номер всем приезжим,- неуверенно предположил он. С последней надеждой мы поехали туда. Когда подъехали, то увидели деревянный, длинный одноэтажный барак, и вход - в середине. Во дворе- большая цистерна на колесах, с водой. Дежурная нас встретила приветливо, предложила комнату с четырьмя койками! Мы так обрадовались! Я чуть было не прослезилась: - Наконец-то!
 В комнате чисто, кровати аккуратно заправлены, в середине- стол и стулья. Удобства- все на улице, но в комнате -рукомойник, как на даче, а под ним- тазик для слива воды. Не было радио, холодильника и телевизора, но было электричество - и это главное. Тепло и чисто, главное- я смогу заняться здесь домашними необходимыми делами,- пронеслось в голове. Быстро раскрутила коляску, достала плитку, нагрела воды, искупала детей. Потом сварила кашу из имеющихся припасов, накормила их и уложила спать в чистую постель… Муж погладил парадную форму и стал собираться искать военную часть, чтобы доложить о прибытии. Я приготовила чай с бутербродами. Мы позавтракали, и он ушел на поиски. Теперь и я могла немного отдохнуть. Спасибо этой гостинице, что приютила нас, когда уехал цирк…
Запомнился мне коридор этой гостиницы: очень длинный, в одном конце у окна огромный фикус в бочке посажен, а в другом– бак  с водой стоит и кружка на цепочке, А вдоль всего коридора- украинская тканая дорожка. Мне все было мило, это был теперь мой временный дом. И я этому дому была благодарна. Здесь мы отдохнули от дороги, такой сложной и тяжелой, были в чистоте, тепле и тишине. А главное- постепенно привыкли к новому времени : первое время дети бодрствовали и играли по ночам, а спали- днем из-за смены часовых поясов. Ну, а без горячей воды, туалета и ванной нам пришлось еще долго жить…
Муж вернулся, когда уже стемнело. Его сопровождал майор, красавец и богатырь Володя А.– новый сослуживец мужа. Они были немного навеселе, громко разговаривали, дети проснулись, и мы, поговорив, многое узнали о городе, о военной части, и о его семье. У них – две дочки, такого же возраста, как и наши дети. И это особенно сблизило, разговор оживился. Позже мы познакомились с его женой Раисой и дружили семьями. А пока – он уехал, и я узнала, что  муж будет служить в десантной части. А это значит, что мой муж  будет прыгать с парашютом, а для начала- учиться складывать парашют. И еще, что  будет служить он  здесь вместо разбившегося во время прыжка майора-начальника химической службы. Все эти новости на меня свалились, как кирпич на голову. Муж пытался успокоить меня:- По теории вероятности не должно такое произойти, чтобы на одном месте подряд погибли два человека. На этом и порешили: - Не будем расстраиваться. Но тревожные мысли мне долго не давали покоя.
В гостинице прожили около недели. Помню день 1 сентября –чудная погода, золотая осень, всюду школьники с цветами. Мы гуляли по нашей тихой улочке: сынок в коляске, дочка- рядом. Она, осмотревшись по сторонам, улыбнулась и произнесла:  - А здесь хорошо! Я тоже в первый класс хочу!
 -Вот семь лет исполнится и в следующем году обязательно пойдешь,- успокоила ее я, проходя мимо белого аккуратного домика, очень похожего на украинскую мазанку,с цветущим палисадником.
 Как потом мы узнали, в Уссурийске, расположенном за 9000 километров от Москвы, было много выходцев с Украины, переселявшихся на юг дальневосточного региона Российской империи еще в конце 19 века. А такая замечательная осень имела особенное название "Золотая дальневосточная".
 Случайно мы забрели на маленький базарчик, накупили овощей и молочных продуктов. В гостинице мне удалось сварить настоящий домашний обед! Со службы пришел муж и сказал, что нам временно предоставляют в военном городке комнату.
- В старом доме и без ремонта, соседи- холостяки-сверхсрочники. Зато когда новый дом отстроят, то дадут трехкомнатную квартиру!- с энтузиазмом продолжил он.
 А пока в  комнату обещали привезти 3 солдатских кровати с матрасами, стол и табуретки. Ну что же, хоть такая обстановка! Ведь временное часто становится постоянным!