Каховка

Владимир Сысолятин
Если где-нибудь, когда-нибудь, что-нибудь может случиться,
то обязательно где-нибудь, когда-нибудь, что-нибудь да и случается!

Жизненная реальность!

Зима. Декабрь, где-то неделя до Нового года. Стою на остановке, жду свой автобус, а его всё нет и нет! Слышу как рядом кто-то восхищённо рассказывает об экспедиции в Антарктиду, на станцию Молодёжная... Чёрт, как это я забыл!? Я ведь ещё осенью обещая зайти к Вячеславу Юрьевичу! Он так хотел мне похвастаться своим странным походом к берегам Антарктиды, фото показать... Да, нехорошо получилось! А, что завалюсь к нему прямо сейчас, прогонит так прогонит!? Заодно с наступающим его... Слава жил от меня прямо скажем недалеко, через два дома!

«Ну, заходи — заходи! — даже как-то обрадовался Слава. — А я уж думал до весны и не появишься, ну разве, что на дачу приедешь!»
 — Да как-то всё никак не получалось, — начал выкручиваться я!
 — Проходи, располагайся я сейчас, что-нибудь на стол соображу!

После чисто символического «С наступающим!..», Слава притащил объёмного вида фотоальбом и началось: «Вот как сейчас помню...»
 — Слушай, а у тебя как со временем? Я тут, намедни одну историю вспомнил, думаю тебе будет интересно!?
 — Так у вас все истории интересные!
 — Ну, так вот... Правда, сразу скажу, это чужая история и имён я тебе не раскрою... А весь рассказ будет исходить как бы от меня, о чём бы я не говорил! Тебе-то ведь всё равно!? Главное, эти события не такой уж далёкой давности...
 — Я вас слушаю, очень даже внимательно!

К девяти утра погрузка была завершена, а ещё через полчаса сухогруз «Каховка» отошёл от одесского причала. Чёрное море было относительно спокойно. Выйдя из бухты «Каховка» дала «газу» и взяла курс на Севастополь, а далее на Босфор!.. Путь был неблизкий... Часам к четырём вечера, судовой врач наконец-то принял решение... «Капитан!  — поднявшись на мостик, обратился он. — Петрович у нас ЧП, — радист заболел, ещё на берегу! Думал обойдётся и вот!»
 — Что-нибудь серьёзное!?
 — Думаю да! Как бы нам всю „малину“ не испортил!? Есть подозрение, что у него что-то инфекционное? Как бы нам на карантин не попасть!? Что делать-то будем?
 — Мы всё равно по плану на Севастополь идём, сдадим его медикам. «Начальника радиостанции на мостик!» — прозвучало по внутренней связи. «Плохи дела Палыч! — обратился капитан к начальнику радиостанции. — Придётся радиста на берег отправить, что делать будем!? Рейс-то у нас сам знаешь какой, надо бы военных просить, пусть кого-нибудь подкинут!?»

Уже в сумерках «Каховка» встала на якорь в Севастопольской бухте. На катере доставили больного на берег, а весь пароход, временно на карантин, до выяснения обстоятельства заболевания радиста. На мостик поднялся человек в гражданской одежде и обратился к капитану судна. «Капитан Ерёменко, КГБ!  — представился он, показывая удостоверение. — Радиста мы изолировали! Вам взамен, — он посмотрел на часы, — с минуты на минуту прибудет радист, наш сотрудник! Пока всё идёт по плану! В двадцать два, ноль — ноль, выходите и прежним курсом на Босфор! Особо не торопитесь, мало ли, что впереди!? Объект движется согласно плану, и между вами должно быть не менее двадцати миль!» «Счастливо!» по-граждански попрощался Ерёменко.

Если бы экипаж «Каховки» увидел себя со стороны, то очень удивился узнав, что их судно вдруг стало называться «Лесозаводск»! Но кто-нибудь, когда-нибудь смотрел на название судна, находясь в рейсе, сомнения меня берут!?. А где-то там, впереди шёл ещё один сухогруз «Каховка», внешне не отличающийся от того прежнего, а теперь «Лесозаводска»!

Без каких либо осложнений, теперь уже «Лесозаводск» прошёл: Босфоp, Мраморное море, пролив Дарданеллы и взял курс на Порт-Саид. А ещё через несколько дней пройдя Суэцкий канал, Красное море, Аденский залив взял курс на порт назначения! Какой? Нет уж, здесь я ничего не могу сказать!? Знаю лишь, что сухогруз шёл вдоль африканского берега... Наш военный корабль, авианесущий БПК, нёсший боевое дежурство вблизи сомалийских берегов, всё время опекал «Лесозаводск»... «Каховка» по сценарию шла впереди «Лесозаводска» миль на двадцать — тридцать, тем же курсом и пока без приключений... По правилам игры «Лесозаводск» должен был находиться всё время вблизи как «Каховки» так и охраняющего их авианесущего БПК.

Как ты мог догадаться, новонаречённая «Каховка» должна была исполнять роль сухогруза, якобы везущего ужасное вооружение для одной из третьих стран. Стало быть такой пароход не мог быть не замечен, так называемыми сомалийскими пиратами, а точнее целой преступной сетью, начало которой было в Одессе! Вот только где и кто тот, кто сдаёт наши экипажи и суда преступникам!? Кто эта «Крыса»!? Оставим в покое «Лесозаводск», пусть идёт своим курсом, а мы же переместимся на новонаречённую «Каховку», так как все основные события, как оказалось, развернулись вокруг этого сухогруза! Всё началось где-то в ста милях от сомалийских берегов!

Приключения начались с самого утра! «Справа по борту вижу две быстроходные лодки с экипажем!» — доложил вахтенный. «Боевая тревога!» — прозвучало по внутренней связи! Бойцы спецназа заняли свои места, в том числе и пловцы в легководолазном снаряжении... Лодки быстро приближались к «Каховке»! «Думаю они не станут применять, что-нибудь тяжёлое! — глядя в бинокль, заключил майор, командир группы спецназа. — Ведь топить нас им как-то ни к чему! Стало быть пальнут из автоматов и пойдут на абордаж!» Лодки были чисто деревянными, скорее всего рыбацкие с довольно сильными, навесными двигателями. Снайперы из группы спецназа должны были первыми вступить в бой и бронебойными пулями вывести из строя двигатели лодок. Ну, а дальше как получится, всего не предугадаешь!?

Одна из лодок на высокой скорости обогнула судно и начала манёвр с левого борта, а другая дав очередь вдоль борта приготовилась к абордажу с правого. Снайпер, к удивлению пиратов удачно поразил, двумя выстрелами, двигатель лодки с левого борта. По правому борту с первого раза не удалось! «Давай брандспойт с правого!» — прозвучала команда и стрела кран-балки с брандспойтом переместилась за правый борт. Давление в шестнадцать атмосфер сразу же привело в чувства пиратов! Лодка быстро ретировалась и маневрируя, спряталась за носом судна. «Боцмана на бак!» — последовала команда и часть группы спецназа заняла позиции на носу судна. Боцман осторожно выглянул из клюза, — лодка прижималась прямо к носу судна, оставаясь недосягаемой для брандспойта. «Капитан, притормози, я по-своему с ними разберусь!» — передал по рации боцман. «Малый ход!»  — последовала команда! Лодка пиратов на какое-то мгновение отошла от борта и в это время боцман резко сбросил стопор! Услышав грохот цепи, пираты посмотрели вверх и последнее, что они видели в жизни, — огромный якорь, летящий прямо на них! Ещё секунда и лодка с убитыми пиратами и проломанным дном устремились на глубину!

Пираты не ожидали такого быстрого развития событий, задёргались, пытаясь завести двигатель. «Брандспойт на левый борт!» — последовала команда и кран-балка с брандспойтом направилась на левый борт. Гидроудар по лодке и пиратов в считанные секунды смыло за борт. «Задний ход, — малый вперёд, — лево руля!» — следовали команды одна за одной и наконец лодка оказалась прямо под левым якорем. «Боцман, товсь!» — шутя приказал капитан и секунд через пять — десять, якорь с грохотом устремился на глубину, увлекая за собой лодку! Всё было кончено! Пираты беспомощно барахтались в воде, но и акулы не дремали... «Сбросить штормтрап!» — последовала команда майора, — возьмём их в плен, а заодно посмотрим как их хозяева отреагируют!? Что они ещё нам предложат? «Лодки не могли сами уйти на такое расстояние! — высказал своё соображение майор. — Где-то недалеко их базовое судно!?»

Якоря были подняты и «Каховка» на самом полном, устремилась на юг. «Вижу большой баркас! Следует за нами!» — доложил вахтенный. «Значит не успокоились! — прокомментировал появление баркаса, майор. — Продолжение следует!» В бинокль было видно как на носу приближающегося баркаса стоят два пирата с гранатомётами на плече и по-видимому готовятся к атаке. «Приготовить ПЗРК» — скомандовал майор. «Право руля, — последовала команда. — Малый ход». И как только дистанция сократилась до четырёх — пяти кабельтовых, спецназовец „Иглой“ сделал выстрел по баркасу! Что уж там у них произошло, толи гранатомёты сработали, толи, ещё, что не могу сказать!? Эхо взрыва долетело до нас, а на воде, метрах в ста, веером взметнулись фонтанчики. На баркасе вспыхнуло огромное пламя и повалил чёрный дым! Баркас сначала накренился на правый борт и начал описывать круги, подпрыгивая на собственных же волнах, а затем задрал нос кверху, с минуту постоял вертикально пока двигатели не захлебнулись и кормой быстро ушёл под воду! Как мы не всматривались никого в живых не было видно! «Чёрт с ними! — сделал заключение капитан. — Пусть акулы поужинают! Небось запах крови они уже почуяли, так, что развязка близка!» «А, что с этими будем делать? — спросил у майора, капитан. — Не таскать же их с собой без конца».
 — Ночью подойдёт корабль охранения, сдадим им. Пусть там их допрашивают и вообще, что хотят то и делают!? Мы своё дело сделали, в плен взяли! «Каховка» повернула на прежний курс...

«Ну, что капитан, как ты думаешь, оставили нас в покое или как?» — спросил майор.
 — Думаю нет! — Сомали это ещё не конец Африки, ждите продолжения! Ночью они не сунутся, они же наверняка знают о корабле охранения! Вот только не знают кого он действительно охраняет!? Судя по шифровке, «Лесозаводск» нас давно обогнал и теперь нам надо поторапливаться! Корабль охранения должен по сценарию быть между нами!

Ночь прошла спокойно! Усиленная вахта и дежурство части спецназа к нашей радости не были задействованы! В отличии от других обычных судов мы шли в ста милях от берега... Не прошло и ста лет, как вахтенный доложил: «Со стороны материка, в нашу сторону направляется большой катер, возможно береговой охраны. Катер по-видимому советского производства». «Да! — сказал майор, — дело плохо, это прямое нападение! На носу был виден старенький Бофорс! Вооружения у них достаточно, чтобы нас утопить! Если конечно это самое вооружение уже не разворовали до того как!?» «Слушай мою команду! — продолжил командир группы спецназа. — Капитан и помощник, плюс ещё кто-нибудь, встречайте их официально и если нужно проводите на мостик, а там посмотрим, что они задумали!? Пловцы, — вариант „В“, — приготовиться! Две штуки думаю хватит!? Первая группа на бак, вторая на корму, третья рассредоточиться в районе мостика! Будем брать всех сразу, при первых же признаках захвата! Капитан как можно дольше тяните с переговорами! Гидропушки направить вдоль бортов».

Не успели бойцы спецназа занять свои места, как со стороны катера раздался выстрел и на мачте был поднят флаг с требованием остановиться! «Стоп машины!»  — скомандовал капитан. Катер заглушил двигатели, остановился поодаль и переговоры начались. Не буду тебя утомлять, это обычная бодяга: типа у вас недозволенный груз и прочее... Как только катер остановился, пловцы спецназа ушли под воду и направились к катеру. Первым делом двое быстро прикрепили трос к винтам, опутав их... Двое других прикрепили к днищу две магнитные мины! Взрыв должен произойти ровно через полчаса! В это время на судне операция уже шла полным ходом! Пловцы, закончив операцию поднялись на борт с противоположной стороны от катера. Досмотровая, как бы группа из трёх человек с «калашами» наперевес, направилась вслед за капитаном на мостик. Как только визитёры направили автоматы на капитана и предъявили ультиматом, тут же заработал спецназ! К сожалению без стрельбы не обошлось... Прозвучали первые выстрелы, как тут же со шлюпки полетели канаты с крючьями и по трапу и канатом как обезьяны полезли пираты! Не успели первые трое из нападавших броситься к рубке, как сработали гидропушки, всех повалило с ног и понесло на нос где их уже поджидал в укрытии спецназ! Часть нападавших спрыгнули в шлюпку и попытались направиться к катеру, но ручная граната опередила их и шлюпка медленно, но верно начала тонуть... Лишь один из пиратов остался в живых и вплавь добрался до катера! «Всем укрыться по левом борту! — скомандовал командир спецназа. — Витёк дай-ка по рубке, если у них Бофорс ещё живой, то он оттуда управляется! Мне лично не хочется, чтобы они нас продырявили первыми!» Витёк лёг на палубу и укрывшись за фальшьбортом, через шпигат произвёл выстрел из гранатомёта... Град осколков обрушился на «Каховку», но к счастью никто не пострадал!

«Полный вперёд! — скомандовал майор. — У нас в запасе лишь пятнадцать минут! Нужно уйти как можно дальше!» «Полный вперёд!» — продублировал команду капитан, и дизеля взревели! Катер же даже не шелохнулся, толи некому было, что-то предпринимать, толи просто нечем!? Шлюпка уже затонула, а катер удалялся от нас всё дальше и дальше... Все не сговариваясь посмотрели на часы, — оставалось ещё три минуты! «Всем в укрытия!» — скомандывал майор. Все напряглись и вот «Каховка» вздрогнула! Там где только, что стоял катер, ввысь взметнулся столб воды и пламени! А ещё через минуту от катера осталась лишь водная рябь, да трупы плавающие то там, то сям! «Думаю, что акулы не дадут им спокойно позагорать!? — усмехнулся майор!  — Мину жалко! Для такой рухляди и одной хватило бы!»

Казалось бы всё должно было успокоиться, ан нет! Пришла шифровка с корабля охранения: «В вашу сторону направляется неопознанный корабль, типа сторожевика! Где-то через час будет у вас! Сделайте поворот на девяносто градусов и уходите в сторону океана! Мы направляемся к вам навстречу! Если сторожевик действительно выйдет на ваши координаты дадим упредительный залп ракетами с вертолёта! Если не поймёт, то мы думаем, что всё-таки подоспеем!»

«Боевая тревога! — скомандовал командир спецназа! — Придётся ПЗРК задействовать если наши не успеют!?» Но всё обошлось! Как и предполагали, сторожевик двигался по нашу душу! Вертолёт дал ракетный залп с довольно приличного расстояния и сторожевик всё-таки перетрусил и повернул назад! И хотя «Каховка» была переоборудована почти под военный корабль, но в трюмах находился гражданский груз для одной из африканских стран. Мы встали в тридцати милях от берега и стали дожидаться ночи! Аналогично, но гораздо южнее сделал «Лесозаводск»! С наступлением темноты он превратился в «Каховку», а мы в «Карелию»! В темноте мы подошли к охраняющему нас кораблю, переправили на него всех пленных и всю группу спецназа, со всем их вооружением! Ранним утром вновь возраждённая «Каховка» с военным грузом подошла к порту назначения. Всё прошло в штатном режиме. Мы сделали такой же маневр и подошли к своему порту назначения. Обычно флегматичные таможенники на этот раз просто зверствовали! Но увы никого и ничего не нашли! А следы от пиратских пуль мы естественно закрасили! «Вот такая история! — подытожил Слава. — Так, что в Багдаде не всё спокойно!»

Прошло уже несколько месяцев нашего плавания, на этот раз мы шли на Сингапур. И вот где-то вблизи островов Килинг, «сарафанное радио» принесло нам весть: «В Одессе, в смысле в пароходстве и не только, начались аресты!» Арестовали и нашего радиста, ну того, заболевание которому устроил КГБ! «Крысу» поймали аж в Ленинграде, в Пулково, когда он попытался слинять за границу по поддельному паспорту!

Долго шло следствие, суд... И вот года два спустя в центральных газетах появилось сообщение о раскрытии криминальной сети! Главным фигурантам дали высшую, кому-то по двадцать пять, а радисту десять лет строгого! Но как говорится: «Свято место пусто не бывает!..» Так, что спокойная жизнь нашим мариманам не светит, а КГБ, естественно без работы не останется!

КРАТКИЙ СЛОВАРИК МОРСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ.
Бак — Носовая часть судна.
Бофорс — 1.Шведский концерн, специализирующийся на разработке и изготовлении артиллерийских комплексов. 2.Разговорное. Пушка с башней в носовой части катера (корабля), производства, вышеупомянутого концерна. 
БПК — Большой противолодочный корабль, с вертолётами на борту.
«Игла» — ПЗРК. Передвижной зенитно-ракетный комплекс восьмидесятых годов.
Кабельтовый — Одна десятая часть морской мили, примерно 190 м.
Клюз — Ниша с отверстием в носовой части судна для нахожденя якоря во время движения судна. Отверстие в нише, для пропуска якорной цепи в момент отдачи якоря.
Фальшборт — Продолжение вверх борта судна. Предназначен для предохранения главной палубы от залива водой во время шторма. Одновременно служит для безопасности передвижения членов экипажа по палубе.
Шпигат — Отверстие в фальшборту для слива воды с палубы.
Штормтрап — По-сухопутному, верёвочная лестница с деревянными ступенями (балясинами).