Через могилы - вперед!

Николай Старорусский
«Солдаты, наша дивизия обескровлена, но мы до конца должны выполнить свой долг. Ни шагу назад.  Восстановим утраченное положение. Через могилы – вперед!»
   (Архив МО СССР)

Это – фрагмент приказа генерал-лейтенанта Скотти, командира 227 пехотной дивизии.  И прозвучал он не на Зееловских высотах в 1945-ом, а под Ленинградом, в районе Мги, в январе 1943 года.

Все-таки очень полезно знать иногда и взгляд с той стороны.  Такое, я бы сказал,  стереоскопическое зрение не только позволяет точнее оценить труд и подвиг наших воинов, но и выбьет почву из-под ног борзописцев с сожженной совестью.

«Русским удалось предотвратить угрозу «Северного сияния под Ленинградом, прежде чем она стала реальностью. Это была Пиррова победа немцев, а для русских просто победа, независимо от того, верные или фальшивые цифры были представлены при этом».

Здесь речь о гитлеровском плане штурма Ленинграда в 1942 году.  Начатое Красной Армией на несколько дней раньше наступление сорвало этот план, но и своей цели – деблокирования – не достигло.

«В сплошном густом лесу и прилегающем к нему кустарнику бой велся, как правило, с близкого расстояния, переходя в рукопашную схватку.  Все чаще противнику удавалось с помощью танков и приданной пехоты вклиниваться в наше расположение… Русские входили ва состав одной из элитных (видимо, гвардейцы Гагена – Н.С.) частей. Никто из них и не помышлял сдаваться. В плен попадали только раненые».

Это воспоминание обер-лейтенанта Вебера, командира батальона,  обладателя Рыцарского креста.  Он закрывал одну из брешей на линии электропередачи близ Гайтолова.  Каждые лето и осень мы с детьми бываем на ней.

«Русские, хорошо замаскировавшись, дают немцам обойти себя, а затем вновь бросаются в бой. С быстротой молнии создают они новые позиции, хорошо оборудованные в тактическом отношении и трудно доступные…»

«Манштейн, увидев первый раз карту обстановки, проворчал, что, в отличие от русских, немецкий генерал никогда бы не позволил прорываться через подобную местность. Теперь он сам вынужден отдавать приказ атаковать и окружать в этих условиях. Из донесений он узнает, что противник ведет свое наступление в лесах и болотах с удивительной уверенностью в своих силах».

Да, болотистые леса и кустарники, бездорожье сильно отличались от условий Крыма, откуда прибыл Манштейн.

«В боевых донесениях дивизий, противостоящих  6-му гвардейскому корпусу ген.-майора Гагена, постоянно сообщается о действиях снайперов…
     Находившаяся в упадке немецкая оптическая промышленность обрадовалась,  когда получила от Красной Армии долгосрочный заказ на оптические приборы, полевые бинокли, разработку сменного механизма для прицелов марки РЕ, которые затем с большим успехом использовались против немцев. К началу похода на Россию одному немецкому снайперу противостояли двадцать русских».  Далее говорится о том, что с первых дней войны снайперы наносили большой урон, стреляя по офицерам «тонконогим – по форме сапог), всем, кто имел нашивки и знаки отличия, командирам, высунувшимся из танкового люка…

Неоднократно русские были осведомлены о грядущей передислокации немцев раньше, чем те сами. Так, один капитан-медик из дивизии «СС Полицай» записывает услышанное под Пулковым услышанное от русских через громкоговоритель : «Вы были храбрыми солдатами! Встретимся на Волхове снова!» - так и оказалось.

Ужас наводят не только «сталинские оргАны» - катюши, но и штурмовики ИЛ-2, защищенные броней.  Из донесений: «командный пункт45-го гренадерского полка только за одни сутки 52 раза подвергался атакам с воздуха», «сильнейший налет вражеской штурмовой авиации, которая нанесла ущерб войскам в передовой полосе обороны, командным пунктам и коммуникациям. Прибывшие истребители не смогли оказать противодействие», «в наиболее сильном налете вражеской авиации в один из дней участвовали 110 самолетов. Наша (т.е. нем. – НС) авиация смогла задействовать не более 20 боеспособных истребителей».

Как итог, Манштейн записывает: «Противник понес тяжелейшие потери… Восстановлено первоначальное положение на восточном фланге фронта 18-ой армии. Наши дивизии тоже понесли значительные потери.
Боеприпасы, выделенные на операцию «Северное сияние», уже израсходованы».

Уже закончились боеприпасы для штурма Ленинграда, - а линия фронта все та же.

Приведены выдержки из книги: Хассо Г. Стахов. Трагедия на Неве. М. 2008.  Оттуда же немецкое фото 1943 года – немецкое военное кладбище под Киришами.