там, где гондольеры так галантны, словно я принцес

Алина Макина
 Из лета я перелетаю в осень,
Полет Венеция-Москва,
А там Сан Марко, острова.
Здесь дождь упрям и так несносен,

Но будем жить…  и в этой хмари
Искать приятные черты,
Глядеть на реку и мосты,
Из листьев собирать гербарий.

Стихи писать, и тем спасаться,
И солнца ждать, и ждать тепла,
И из муранского стекла
В прекрасных бусах отражаться.


Лариса Кузьминская http://www.stihi.ru/2013/09/19/6952

как хочу , чтоб снились ночью страны:
где сверкает яркое мурано,
там, где гондольеры так галантны,
словно я принцесса - они гранды*.

где на площади летают птицы
и советуют скорей влюбиться.
мы танцуем - он меня целует.
площадь Дожей в серпантине струйном...

ах, хочу еще и в замке танцев,
а весной - невестой с померанцем**.
таковы... увы, мои мечты.
ах, моя Италия, где ты?

*
Гранды — Гранды. В Кастильском королевстве с XIII в. т. наз. класс высшейзнати, который, кроме родственников королевского дома, обнимал еще всехвыдающихся предками и богатством людей, называвшихся Ricos hornbres, впротивоположность низшей знати гидальго.

**цветы цитрусовых, из них составляют букеты невестам.

Цветы в свадебном одеянии девушки
Влияние западной культуры на характер свадебных торжеств, принятых в России, к концу XVIII века заметно изменил традиционное представление о дворянской свадьбе, в том числе и в цветочном свадебном этикете.

 В уборе невесты стали использоваться ранее не принятые элементы цветочного декорирования.

cvadba_hats_salon До конца XVIII века венок невесты составлялся из красных роз. В соответствии с бытовавшими представлениями и народными поверьями цветы красного цвета являли собой символы счастья и благополучия будущей семьи…

В начале венок составлялся из живых цветов померанца (флердоранжа). Однако в короткую осень и холодную российскую зиму, когда чаще всего играли свадьбы, найти для помолвки или венчания живые цветы померанца было непросто.  Поэтому очень скоро венок невесты стали изготавливать из  искусственных цветов, преимущественно из шелка. Со временем и мирт, и белые розы, и ландыши, которые также украшали наряд невесты. Чаще всего были искусственно изготовленными.

Живые цветы, конечно, тоже использовались в свадебном наряде невесты, но большей частью как исключение…

На протяжении XIX  столетия в начале XX века свадебная церемония приобретала некоторые новые формы, но по своим основным канонам сценарий свадебных мероприятий и стиль одежды участников торжества менялся незначительно.                cvadba_hats_salon_ru

Конечно, свадебные торжества в среде столичного и поместного дворянства, купечества и городских ремесленников, у крестьян  в разных губерниях Российской империи заметно различались между собой. Некоторые нововведения были связаны также с влиянием моды, событиями того или иного исторического периода (войны, государственный траур). Как правило, менялся покрой платья и детали свадебного убранства невесты, в том числе его цветочные элементы: декор платья, головной убор невесты, декорированная цветами фата, объем и состав букета и некоторые другие элементы.

Новые традиции не разрушали старых правил, а лишь отчасти корректировали их, внося новомодные поправки. В конце XIX века в день помолвки невесте принято было надевать платье из легкой белой материи, с цветком в волосах из букета, поднесенного женихом.

По существовавшим правилам до помолвки встречи молодых были ограничены и сопровождались массой условностей. Но после помолвки жених мог появляться у невесты хоть каждый день. Как правило, визиты сопровождались небольшими подарками жениха невесте. Он мог преподнести ей коробку конфет, фрукты и в том числе цветочный букет. Цветы в этом букете могли быть самыми разными, кроме некоторых исключений. Этикет, например, запрещал включать в него флердоранж. Его надевали лишь на церемонию венчания.

Букет из флердоранжей (померанцев), преподнесенный без повода, выглядел двусмысленно и воспринимался как оскорбительный намек.

cvadba_hats_salon_ru…Считалось хорошим тоном, если в знак внимания и расположения невеста украшала корсаж своего платья парой цветков из букета, который приносил жених.

Если жених был небогат, то невеста, как рачительная хозяйка и будущая жена была вправе запретить присылать ей букеты ежедневно.

Если же и невеста было небогата или возникали какие-нибудь трудности, например, если подвенечное платье не успевали подготовить к свадьбе или вообще не могли его приобрести, то считалось возможным надеть обычное платье, которое для такого случае просто украшали цветами. Женились и выходили замуж люди разного достатка и социального статуса, что прямо или косвенно влияло на общие затрат по подготовке всей свадебной церемонии. Поэтому подобные уловки в день особого торжества позволяли невесте выглядеть достойно.

В первой половине XIX века к свадьбе дворянской девушке заказывалось одно подвенечное платье, несколько визитных и, в дополнении к ним, несколько различных головных уборов, которые в соответствии с модой украшались цветами.

В начале XX века полный цветочный убор невесты включал в себя несколько предметов: венчальный венок, букет и подвенечную гарнитуру.

Для подвенечных букетов всегда использовался самый лучший, отборный цветочный материал, а для доставкиcvadba_hats_salon_ru подвенечных букетов и всего гарнитура предназначалась самая качественная и изысканная картонная упаковка.

Венчальный венок или подвенечная диадема часто изготавливалась из искусственных миртовых веток с цветами и бутонами. Для того чтобы придать цветам более натуральный вид, их покрывали воском. Но гораздо чаще использовали все же  не мирт, а померанец (флердоранж) с цветами и ветками, хотя допустимо было и то и другое. Букет также делался из миртовых веток и белых цветов, обычно ландышей и роз, но если жених был богат и знатен, то в букет могли быть включены и очень дорогие цветы. Например, белые орхидеи, которые в качестве нового цветочного продукта в начале XX века были очень дороги.

Как и сейчас, в XIX – начале  XX века размер букета учитывал особенности внешнего облика невесты и мог быть любым, но прежде всего незатруднительным и удобным для нее. В зависимости от финансовых возможностей жениха порт-буке для подвенечного букета изготавливался  из бумаги или шелка. Но обязательно декорировался лентами только белого цвета.

В день венчания невеста надевала белое платье и венок из мирта и флердоранжей с вуалью.

cvadba_hats_saon_ru…Прическу принято было делать в последний момент, когда невеста была полностью одета к венцу.

…Конечно, мода влияла на облик подвенечного и свадебного наряда. Для церемонии бракосочетания заказывали два разных туалета – венчальное и свадебное платье.

Венчальное платье, в котором невеста появлялась перед аналоем в церкви, должно было быть закрытым, а свадебное, предназначенное для бала и парадного ужина, наоборот – открытым, то есть декольте.

В некоторых случаях для венчания и свадебного бала готовили одно платье. Оно имело специальные съемные детали, покрывающие руки и плечи. В таком платье невеста могла появиться перед алтарем.

Еще одна особенность отличала свадебный наряд невесты – по этикету на свадебном балу новобрачная впервые в своей жизни получала право надеть бриллианты.

Ранее того времени незамужней девушке надевать бриллианты считалось очень неприличным.

…Менялись и элементы цветочного убранства, хотя главные особенности свадебного наряда невесты с первойcvadba_hats_salon_ru половины XIX века сохранялись на протяжении многих десятилетий. Платье было преимущественно белым и обязательно украшалось цветами. Мода начала 10-х годов XX века позволяла невесте украсить лиф двумя букетами цветов – один на поясе, а другой на воротнике или декольте. На шлейфе, буфах платья и на голове в это время было принято разбрасывать по нескольку цветков. Правда, здесь необходимо сделать небольшую поправку, такой наряд был типичным для представителей богатых сословий. Этим же правилам стремилось следовать и купечество, однако среди московских мещан белые подвенечные платья не имели подобного распространения.

Распространение модных веяний и перемены в общественных взглядах привели к тому, что в начале XX века в моду начали входить так называемые “простые венчания”, на которых невеста появлялась в церкви в простом белом платье из шерсти или шелка без вуали. Из традиционных свадебных элементов в одеянии невесты оставался лишь привычный подвенечный венок. Хотя, безусловно, наряду с новациями, традиционный наряд продолжал также широко использоваться в одеянии невесты.

Форма и состав цветочного букета также отражали перемены во вкусах и общественных взглядах. В сложные периоды истории, во время войн или экономических спадов, в свадебных церемониях использовались самые простые букеты, Как правило, из одного вида цветов.

 


Историк-музеевед (исторический факультет МГУ), специалист по этикету, преподаватель и ведущий консультант нескольких консалтинговых компаний и учебно-образовательных центров Москвы - БАСМАНОВА ЭЛЯ БОРИСОВНА

Книга:

""И флора уронила к ним цветок...": цветочные традиции и цветочный этикет в частной и общественной жизни России XVIII-начала XX века"