И снова она наша милая Нижняя - Шахтама.
Мне бы хотелось рассказать как жители улицы Мироновки, да и вообще всего посёлка в свободное, от всех трудовых дел, домашних и производственных отдыхали. Массовые гуляния, проводимые веками - деревенские посиделки, игры песни, пляски, хороводы.
Различные массовые игры и игрища как лапта, кости, городки. Учувствовали, в играх и гуляниях односельчане любого пола и сословия. Различались летние и зимние игрища.
Весной и осенью были своеобразные обряды, украшающие тот или иной праздник.
Да, после выполнения основных сельскохозяйственных работ, труженики села умели не только хорошо работать, но и устраивать гуляния на природе всем селом, по месту жительства - своими группами. Например – жители улицы Мироновка собирались на правом берегу речки Шахтама. Брюховские у себя на взгорье, ундинские на речке Унда, Жители Филихи в своей вотчине филихе, а центральная часть посёлка уединялась кучками начальствующих субъектов. А уж как у них проходили празднования, то известно одному богу.
Родители, подростки и малыши, все отдыхали в своих кампаниях. Малыши уходили к речушке и играли на чистом кварцевом песочке. Всё это, делалось под присмотром старших.
Дети от девяти лет и старше, играли в лапту, бабки, городки – это были увлекательные, в хорошем понимании азартные игры. Позднее в годах пятидесятых, появились игры под названием чеканка, зоска. В чеканку играли на деньги, так же как и в карты. Након ставились копейки разных достоинств ( от одной копейки и далее пять, десять, пятнадцать, двадцать)
Отмерялась дистанция от черты, где уложенные монеты - восемь, десять шагов по согласованию играющих. Брали или стальное кольцо диаметром до десяти сантиметров, или такую же свинцовую пластину. По жребию распределяли места, кто кидает это кольцо к копейкам. Выигрывал право первым ударять по копейкам, тот, чья черта будет ближе до кона. Выигранная копейка считалась , которая при ударе по ней перевернётся орлом. Некоторые выигрывали значительные суммы, до десяти рублей и более. Заигравшиеся мальчишки опаздывали на уроки, уж очень азартная была игра и обстановка не позволяла бросить игру не доиграв до конечного результата.
Игра в зоску - привлекала тем, что кто большее сделает количество ударов по зоске, тот и побеждал.
Зоску изготовляют так: - вырезают кожичу с шерстью диаметром до пяти сантиметров по кругу и с гладкой стороны прикрепляют небольшой кружочек свинцовой пластины - груз. При ударе по ней, зоска летит шерстью вверх, свинец внизу и вот так она балансирует, в воздухе, не переворачиваясь. Такое изобретение старины для забавы детей, да и взрослые нередко упражнялись, этим, суставы разрабатывая.
Бьют, правой или левой внутренней стороны пятки ноги, отскакивая от удара ноги, зоска поднимается до пятидесяти сантиметров в высоту, и вот так её надо держать пока она не упадёт на землю. Выигрывает тот, у кого будет больший отсчёт.
Для игры в бабки, собирали суставные косточки от ног животных необходимое количество. Для игры было разработано до десяти приёмов укладки бабок. И вот с определённого расстояния, нужно было выбить их кружочка где находились бабки одним ударом и выигрыш ваш.
Интересная игра в лапту. Собирались две противоборствующие команды независимо от пола до десяти человек каждая. Одна команда поочерёдно ударяла по мечу палкой, мяч подбрасывался одним из членов противоборствующей команды. Пока мяч летит в воздухе, эта команда должна добежать до определённой черты туда и обратно. Противники, стоящие на поле игры должны поймать мяч и выбить ударом мяча бежавших игроков по полю. Если мяч достиг ударом противника, команды менялись местами. И так игра продолжается до победного конца в три этапа.
Возраст участников команд не ограничен. Игра в лапту массово - увлекательная, в ней могли участвовать, меняясь группами до пятидесяти человек всех возрастов. В летние, весеннее – осенние воскресные дни на площадке где проходила игра собиралась вся местная молодёжь по участвовать в игре или просто порадоваться за своих друзей или знакомых.
А в троицу проходили гулянья всем селом. Собирались компании юношей, девушек, приносили с собой кто, что сможет из продуктов, но самое лучшее, чтобы потом стыдно не было при пересудах. Обсуждали ведь в близком окружении кто и, что принёс.
Компания сидела в укромном местечке под берёзками, что-то выпивали, закусывали принесённым. А затем плели венки из, цветов, себе и друзьям одевая на голову. И вот после обеденного пиршества, веточку берёзки несли с песнями к речке купать её, опуская приготовленные венки по течению воды.
Пасха - это качели, сооружали простые качели из жердей или же круглые.
Это увлекательное событие проходило всегда в торжественной обстановке. Пасха это крашеные куриные яйца. И здесь были своеобразные традиции, бились яйцами ,у кого яйцо сломается тот и отдавал его победителю. Уж очень интересные были традиции от древних.
В рождественские дни были тоже своеобразные игры. Дети в Рождество бегали с утра по раньше к соседям и славили, это исполнение причудливых песен - Славите, славите сами про то знаете. Не дадите пирога мы корову за рога, кобылу за хвост, хозяина на мороз. А за их исполнение хозяйка вознаграждала славивших подарком из своей выпечки – причём самым лучшим.
С четырнадцатого января и до Крещения в страшные дни, по вечерам к соседям приходили маскировщики. Одевались они под диких зверей, чтобы быть страшнее для хозяев. Их тоже за представления одаривали, а тех хозяев, которые выгоняли маскировщиков, им делали шуточные наказания, как подпирали снаружи двери или какие - то другие. Впечатления от этих празднеств, были увлекательные и оставались в памяти участников на долгие времена.
С приходом в страну советских идеологов традиции предков стали забываться, да проведение вот таких вот праздников карались по их коммунистическим законам.
Я описал небольшой круг событий старины, празднуйте праздниками наших предков.
С праздниками вас друзья – Нового года и Рождества, счастья вам, и радостных встреч в новом году !!!