О согласии

Надежда Филиппова Панченко
Если вы стоите в комнате и рассматриваете обстановку – это значит, что в этой точке пространства находитесь только вы, и это значит, что тАк видеть комнату, под таким углом зрения сейчас можете только вы.

Например, в щель между шторами прямо на вас светит фонарь, а сосед рядом с вами фонарь уже не видит. Зато ваш сосед видит в ту же полоску между шторами, например, окно соседнего дома и происходящее за этим окном. Или: вы в комнате смотрите на книжный шкаф и видите корешок томика Шекспира, и вы точно знаете, что книга этого автора есть в комнате, а вот ваш сосед стоит рядом, но томик Шекспира ему не видим, так как скрыт от него рамой стеклянной  дверцы. И ваш сосед, соответственно, не знает, есть ли в этой комнате произведения Шекспира.

Так и в жизни, у каждого человека своя позиция, своя точка зрения, своя правда, и такой же позиции и такой же правды нет ни у кого другого. Если вернуться к обстановке в комнате, то видит ли кто-то один полную и объективную картину? Может ли кто-то сказать, что он видит всю комнату во всех ракурсах сразу? Такого человека нет, но все вместе люди в комнате могут описать обстановку максимально объективно.

Таким образом, полная объективная истина есть совокупность всех «малых» истин каждого человека, совокупность всех взглядов на жизнь, или «суперпозиция всех возможных вариантов». Да, длинно, но помогает прийти к счастью…

Как ни странно, для согласия важно не полное совпадение взглядов, для согласия достаточно уметь принимать «инакость» другого. Это как в многоголосом птичьем хоре в лесу: у каждой птицы своя отдельная партия, но есть гармония и согласие.
 
Согласие - не одинаковость, а взаимное и обоюдное разрешение на существование иного, без чего не может быть общего.