В продолжение поста «Касательно копенгагенской интерпретации».
Рассмотрим теперь термин, прочно обосновавшийся в ряде научных дисциплин, который именуется «событием».
Итак, чем является в реальной природе то, чему присвоен термин «событие»?
«СОБЫТИЕ — понятие, имеющее широкий спектр толкований: как природное явление (геологическое, физическое, биологическое, экологическое, космологическое и т. п.); как событие историческое; как событие психо-биографическое (“история жизни”), мировое событие (катастрофы, войны, эпидемии); как событие в статусе происшествия или случая (событийность повседневного опыта). В современных и новейших философских онтологиях “органицистского” (постбергсонианского), феноменологического и поструктуралистского толка понятие события (аналог становления) противопоставляется понятию бытия. Понятие события становится необходимым в связи с введением в человеческий опыт представления о процессуальных образах мира (универсума), временной длительности того или иного явления…».
Стоп: здесь мы покинем словарные лабиринты, посвященные данному термину, поскольку, если цитировать их полностью, то будут заполнены несколько страниц наукоемким текстом.
И это неспроста, поскольку понятие «событие» уникально.
Реальный диапазон всевозможных представлений у произвольного вселенского события необычайно широк: от излучения кванта света возбужденным атомом до взрыва сверхновой; от падения увядшего листка в осеннем парке до падения астероида; от регистрации одиночного информационного бита в ЭВМ до написания научной работы ученым; от появления слезинки у ребенка до природного катаклизма, приведшего к затоплению ряда регионов на континенте; от молитвы грешника до явления человечеству мессии.
В естествознании с понятием событие соотносятся и вселенский Большой Взрыв, и тривиальная потеря атомом электрона.
Там же (в естествознании) события имеют свой горизонт (граница сферы Шварцшильда называется горизонтом событий, а характерный параметр границы событий - называется гравитационным радиусом).
Для понятия событие физики и математики вынуждены были построить множество миров, первый из которых был назван Простра;нством Минко;вского.
В этих мирах - каждому событию соответствует точка соответствующего пространства.
Интервал в пространстве Минковского играет роль, аналогичную роли расстояния в геометрии евклидовых пространств. Он инвариантен при замене одной инерциальной системы отсчета на другую, так же, как расстояние инвариантно при поворотах, отражениях и сдвигах начала координат в евклидовом пространстве.
Роль, аналогичную роли вращений координат в случае евклидова пространства, играют для пространства Минковского преобразования Лоренца.
Квадрат интервала между различными событиями в пространстве Минковского аналогичен квадрату расстояния в евклидовом пространстве.
Но в отличие от евклидова - квадрат интервала в пространстве Минковского не всегда положителен, что вносит в эту теоретическую интерпретацию элемент нервозности и сомнения.
С целью исключить всякие колебания - сам Минковский предложил (!?) противоположный знак для квадрата интервала.
А почему бы и нет? Кто может запретить в созданном им самим событийном пространстве - выбрать для квадрата событийного интервала понравившийся ему знак?
В конце концов, и физики и математики от физики согласились, что выбор знака интервала - вопрос произвольного соглашения.
Тем не менее, несмотря на столь содержательную историю научной интерпретации понятия событие - нам необходимо его так «упаковать» (так и хочется сказать: «зарарить»), чтобы оно, будучи подобно в каком-то смысле все той же абстрактной математической точке - в то же время не потеряло бы своего первозданного многообразия.
Что касается собственно требования «точечности» для события - то это вопрос решаемый: несмотря на то, что понятие событие может быть в физическом смысле как неуловимым (предельно малым), так и глобальным - в смысле теоретического его рассмотрения это должно быть неважно. Всегда можно использовать тот масштаб системы отсчета с наблюдателем, в котором данное событие будет элементарным (что примерно и соответствует типу абсолютной точки в математике).
Но, в отличие от только нуль-мерности математической точки – событие ВСЕГДА несет на себе дополнительный, скажем так, энергетический признак.
Чтобы понять, что это за признак - попытаемся максимально обобщить все происходящие во Вселенной события с той целью, чтобы присвоить данному энергетическому признаку соответствующий всеобъемлющий термин.
Понятно, что это не просто уже в силу вышеперечисленного множества качеств и свойств уже самого понятия «событие», и данная его многоликость может быть обусловлена множественностью проявлений в том числе и его энергетического компонента.
Тем не менее - такой обобщающий термин есть и человечество давно им пользуется.
Этот термин - РАЗУМ.
Разум есть у всего (когда-то правящие материалисты в СССР за подобное высказывание могли упрятать вольнодумца в «душевную» лечебницу за очень высоким забором).
Тем не менее - разум, это не ум, а ПРИНЦИП реакции любого объекта на воздействие среды.
Разум - это глобальное свойство материи.
Он не существует независимо от материи, поскольку является неотрывным и наиглавнейшим атрибутом материи: разум - это есть процесс обработки материей пришедшего из окружающей среды сигнала.
Любой материальный объект реагирует на произвольное изменение среды автоматически, проявляясь в этих реакциях именно той формой движения материи, которой он обладает.
Какие бы события не происходили с материей - это все есть проявление "Раз-Ума", имеющего бесконечное число уровней или градаций.
Раз-Ум - это одиночный ум; это квант ума, это минимальная мера реакции объекта на воздействие.
В этой связи интересен момент определения понятия «элементарное событие» (то есть - минимальное для некоей избранной системы координат).
Представим себе, что мы решили назвать элементарным событием - очень короткую вспышку (например - излучение фотона с минимально возможной для данной системы координат «событийностью»).
Парадокс в том, что даже для подобного простейшего представления сущности понятия элементарного события - уже недостаточно инструментария материалистов.
Это следствие того, что любое событие реального Мира имеет двойственную природу: оно в самом себе заключает как материальную, так и «информационную» составляющие (вспомним упомянутые ранее в работе «Касательно копенгагенской интерпретации» - проекции на вещественную и мнимую оси координат).
И действительно: элементарное событие - есть унифицированная единица как материального, так и «информационного» пространства-времени.
Всем нам известно, что и в физике и в кибернетике понятие события имеет равные права для существования.
В кибернетике эта минимальная единица информации именуется бит, к ней все давно привыкли.
В вещественном мире минимальная единица событийности была обнаружена еще Максом Планком. С тех пор минимальное действие, спровоцированное минимальным событием - носит название квант действия и константа, определяющая величину подобного действия - называется Постоянной Планка.
Текущий исторический ракурс уже позволяет насторожиться и задуматься о том, что парадоксы, свойственные квантовой механике (это и парадокс Шредингера и принудительно встроенное согласно копенгагенскому сговору в теорию расхождение описаний опыта с внешним наблюдателем и без него) - не случайны и, по-видимому, имеют общие корни.
Понятно, что все перечисленные «интерпретации» и «договоренности» - условны и предельно субъективны.
И уже это обобщение должно наталкивать на вывод, что квантовые взаимодействия и субективно - описательные системы, опосредствованные с данными взаимодействиями - жестко связаны между собой.
Или, иными словами - фактор «отражения» явления всегда увязан собственно с самим материальным явлением.
Более того - природа устроена так, что «наблюдатель» всегда встроен в любое физическое явление.
И это действительно так и прослеживается даже в самом простейшем физическом процессе.
Возьмем типичный для механики случай соударения биллиардных шаров: после соударения оба шара двигаются иначе.
То есть причина изменения их траекторий движения исчезла в момент самого соударения, но ИНФОРМАЦИЯ о соударении осталась, сохранившись во вновь возникшем характере их движения.
Произошла «запись истории» их движения.
Событие, заключающееся в факте их соударения - было сфотографировано» самим процессом движения данных шаров.
И это явление - отражение движущейся материей в самой себе - пронизывает всю Вселенную, порождая в конечном итоге и Жизнь и Сознание.
Только что записанный абзац - это не просто некая казуистика или попытка скрестить «коня и трепетную лань», то бишь грубую механику с тонкими мыслительными процессами.
Просто дальнейшее развитие науки (а наука - есть некий описанный человечеством фрагмент бытия) невозможно, если из созданных ею «картин мира» и далее «учеными» будет преднамеренно вычленяться главнейшая компонента, одно упоминание о которой на генетическом уровне вызывает у них: - «Чур меня!».
Со старым Новым Годом всех!!!