Про самопознание

Алёна Бокач
Я не могу увидеть себя со стороны.
Думаю, никто не может.
Ведь представьте себе наглядно смысл выражения - "посмотри на себя со стороны" - это как осуществить?
Чьими глазами смотреть? Ведь у нас нет глаз из вне.
Может быть, опираться на самоощущение?
Но... о, как же оно обманчиво! То одно ты видишь, то другое, и постоянно под разными углами, в зависимости от эмоциональной окраски своего внутреннего состояния, настроения.
А бывает, что и не обманчиво...наверное... Бывает, что самоощущение "в точку" прямо. Но через миг - всё меняется - обстоятельства, события, влияние на твой эмоциональный фон других людей..!
И, скажите на милость, как понять, где ОН, реальный объективный и беспристрастный взгляд на самого себя?
По каким критериям это определить?? На что опираться?
На мнение друзей? Но они видят в тебе лучшее, потому что они любят тебя , и из-за этого, порой, имеют склонность приписывать тебе такие выдающиеся качества, которыми ты не обладаешь, или же обладаешь не в той мере, чтоб характеризовать себя в соответствии с идеалистическим отношением к тебе твоих друзей.
Если пойти другим путём и спросить тех, кто тебя, мягко говоря, не сильно-то и жалует - там картина противоположная. Недоброжелатели относятся к тебе придирчиво-критически и порой, видят в невинных чертах твоей личности негатив своего пристрастного отношения к тебе. Из-за зависти, злопамятства, из-за того, что сказал им кто-то что-то нелицеприятное - и вот он, твой портрет будто уродливая карикатура на оригинал, то есть, на тебя.
И стоит ли из-за такого мнения врагов лишать себя напрочь хоть какой бы то ни было веры в себя?
Вот вопрос и остаётся по-прежнему нераскрытым. Без ответов. По крайней мере, если не менять угол взгляда на проблему.
Что же мы такое? Что же такое "Я" каждого из нас?..
Моё собственное "Я"??
Лично меня серьёзно озаботил этот вопрос, и вывод, к которому я пришла: самоанализ не возможен.
В том виде, в котором традиционно предлагают нам многие психотерапевтические практики, исповедующие самокопание, как основу своего учения о самопознании человека. К чему это приводит? К блужданию в потёмках. Или есть второй вариант - самообман, остановка на какой-нибудь версии себя, которая удобно устроится в недрах мозга, и человек вздохнёт спокойно, уверенный в том, что наконец-то он докопался до истины.
Моё личное исследование таково (пусть это и громко звучит, но говорю лишь о собственном опыте и собственных открытиях):
"Я" - это отчасти, мои реакции, но это низших слоёв моей личности, из животной природы рефлексов (на которые, впрочем, человеку дано влиять).
НО! в первую очередь - и это самое главное - "Я" - это мои поступки, которые я совершаю своим волеизъявлением в полном сознании. То есть, мой сознательный выбор определяет мои поступки. Или... бездумные глупые действия - это тоже мои поступки, что также характеризует меня в моих же собственных глазах, если я подвергаю анализу происходящее.
Что касается чувств, в которых порой, мы очень путаемся и создаём себе не мало проблем - тут также применим этот самый подход осознания и анализа - почему? что произошло? что вызвало их? Это по сути, те же самые рефлексы, только на более тонком уровне. Если постараться докопаться до первопричины - вот это и даёт сведения об истинном "Я", без выгодных гордыне подмен, без наносной мишуры, без иллюзий и мечтаний о самом себе, как о герое собственного романа, когда человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле, фантазируя, приписывая себе все добродетели мира, а пороки - маскируя, оправдывая, извиняя в самом себе. И вот, из такого "самопознания" и вырисовывается приятная во всех отношениях личность, выгодная уязвимому самолюбию, не признающему сомнений и неопределённости в оценке себя.
Но какая может быть определённость в процессе пути, в поиске? Только цель и вектор направления. Это абсолютно определённо, потому что касается осознанного выбора. Остальное - возможно очень сильно не совпадёт с ожидаемым.
Но! жажда правды сильнее страха разочарования в себе.
И не так уж это и страшно на деле потерпеть поражение в борьбе за сохранение иллюзий...)
ведь всё во мне, любые разрушения не фатальны, это даст возможность созидать себя, поняв, каким на самом деле ты хочешь быть, в реальности, а не только в собственном воображении.
Всё поддаётся коррекции, развитию и изменениям.
Всё поддаётся созиданию по моему собственному проекту!
Абсолютно ВСЁ во мне, пока я живу.