Актриса

Владимир Сысолятин
Вот уж не знаешь, где найдёшь, где потеряешь!?

Кэбмен из художественного фильма: «Собака Баскервилей».



«Девушка, я вам уже третий раз объясняю! — пожилая кассир посмотрела на Иру. — Через нашу станцию идут только проходящие поезда! Есть свободные места, — есть билеты! Нет мест, — нет билетов! Вам это понятно!?»
 — Но мне нужно в Москву! У меня экзамены в институт! Мне никак нельзя опаздывать!
 — Вы девушка русский язык понимаете, или как!? Нет билетов! Ждите кисловодский, — может вам повезёт!
 — А когда он пойдёт?
 — В двенадцать часов ночи! Ира устало посмотрела на мужчину стоявшего за ней в очереди:
 — Я схожу в буфет. Хорошо?
 — Да! Пожалуйста!

«Стоило ли такую рань ехать из дому чтобы вот так весь день проторчать в очереди!? — думала устало Ира, допивая кофе. — Вот что значит жить вдалеке от большого города!»
Ей достался билет лишь в дорогой, купейный вагон, но делать нечего, — решила стать актрисой, так терпи! Это ведь только начало, и что ещё ждёт впереди!?

Ира нерешительно постучала в дверь и вошла. В купе находился седоволосый „культурного“ вида мужчина в какой-то странной, полосатой одежде!? И тут Ира вспомнила:«Это же пижама, в кино такую видела!» Она нерешительно стояла на пороге. То, что ей придётся ехать в одном купе с мужчиной, ей как-то и в голову не могло прийти! И словно прочитав её мысли, мужчина улыбнулся: «Вы конечно можете попросить перевести вас в „женское“ купе, но боюсь, что у вас это не получится!? Вы по-видимому из сельской местности и редко ездите в поездах!?»
 — Да! Вы угадали! А я вовсе и не боюсь вас. И Ира преодолевая стеснение и страх вошла в купе.
 — Вот и правильно! — снова улыбнулся мужчина. — Вижу вы очень устали. Я сейчас выйду в коридор, а вы располагайтесь, — это по-видимому ваша полка!? Время позднее. Я думаю, что пора ложиться спать!?
 — Да, вы правы! Я с четырёх утра на ногах, так устала!
 — Кстати, — приветливо сказал мужчина, — меня зовут Вениамин Юрьевич. А как вас?
 — Ира.
 — Очень приятно! У меня дочка младшая, вашего возраста и тоже Ира, — Ируня! Располагайтесь! Спокойной ночи! И вышел.

Минут через двадцать он осторожно постучал в дверь и не дождавшись ответа вошёл в купе. Ируня крепко спала! «Готово дело! — усмехнулся Виниамин Юрьевич. — Видно здорово уматалась за день!?» Он выключил верхний свет и не прочитав и двух страниц книги, быстро уснул. Сквозь сон слышал как кого-то подселили часа в три, пошумели... «Молодой человек, — молодой человек! — проводница тормошила мужчину на верхней полке, — через полчаса Ростов! Возьмите ваш билет». Вениамин Юрьевич хотел было разбудить Иру но потом передумал. «Пусть отсыпается! — решил он. — И куда это её несёт нелёгкая?» Украина, Авросиевка и уже проехали Иловайск, когда Ируня начала подавать первые признаки жизни! «Доброе утро! — улыбнулся Вениамин Юрьевич. — Как спалось?»
 — Хорошо спала, как убитая! — зевая, почему-то шёпотом ответила Ира. — А, что скоро Москва?
 — Нет! Ещё не Москва! Москва будет только завтра в шесть утра! Пока мы лишь на Украине, в Донбассе. Так вы как Ира встаёте окончательно или продолжение следует!?
 — Встаю! — уже более бодро ответила она.
 — Обед между прочим, девушка вы как, будете обедать в смысле завтракать?
 — Да! Наверное!? Я сейчас! И с нарастающей скоростью помчалась в туалет.

 — Ну всё, я готова! — уже повеселевшим голосом доложила Ира. — Мне мама тут наготовила всего, — на три дня! Я сейчас. Она подняла нижнюю полку, посмотрела вниз, потом на другие полки и почему-то под подушку? Потом на Вениамина Юрьевича:
 — Что-то я не поняла, а куда сумка делась такая, коричневая, в клеточку!?
 — Какая сумка?
 — Ну с мамиными приготовлениями.
 — Но когда вы впервые вошли в купе, у вас была только дамская сумочка, небольшой чемодан и более ничего!
 — Странно!? — упавшим голосом сказала Ира. — Странно, неужели я её оставила впопыхах на вокзале? Вот курица!? Что же теперь будет!? Как же я теперь без еды!?
 — Так ведь в поезде есть ресторан. В чём проблема!?
 — В чём — в чём!? В деньгах! Всё же было рассчитано!
 — Кстати, а деньги, документы целы!? Проверьте!
 — Ага! Я сейчас! Вот, вроде бы всё на месте...
 — Ну ладно, что с вами делать, пойдём в ресторан я вас угощаю, если у вас всё так точно рассчитано!? Я ведь в Кисловодск ездил „на воды“, так раньше говорили. Да вот половину срока только пробыл! Телеграмму получил, старшая дочка обрадовала, — внучку родила! Хотя какой от меня толк в этом деле!? Всё равно, вот видите, еду.
 — Так отдыхали бы до окончания срока и нечего было ехать!?
 — Эх, Ируня вот когда у вас будут внуки, — посмотрим как вы себя поведёте!? Ну, вы идёте или как?
 — Иду — иду!

 — А, вы Ира в Москву едете или ещё дальше, куда-нибудь?
 — В Москву, учиться. Поступать еду в театральный институт!
 — Вот как!? Значит Москву покорять! Ну и в какой же институт, если не секрет?
 — Да я и сама ещё не знаю!? В хороший конечно!
 — А в хороший, это в какой?
 — Право не знаю? Все почему-то прутся в ГИТИС!?
 — Так уж и все!? А, что у вас какие-то склонности есть? Или кто-то посоветовал? Родители-то как к вашему решению отнеслись?
 — А никак! Я им сказала, что в сельхоз поступаю. Они и успокоились!
 — Ну, а всё-таки почему в театральный?
 — Как вам сказать? Я в художественной самодеятельности с шестого класса участвовала. В драмкружок при ДК ходила, даже на „гастроли“ ездили в Ставрополь! Нравится мне это! Так завидую артистам, особенно кино!
 — А как к театру относитесь? Хотя его у вас точно нет! А, что ещё умеете?
 — Пою. Играю на гитаре, немного на пианино. Танцую и люблю танцевать! А поехать в Москву, в театральный посоветовала наша учительница литературы. Её к нам после института направили. Хорошая учительница, любит свой предмет! Но думаю уедет от нас, отбудет свой срок и поминай как звали!
 — Да, думаю, что так оно и будет! Хотя были случаи и оставались в деревне, на всю оставшуюся жизнь! А как вы сами представляете работу актёра? Небось: сплошной праздник, аплодисменты, цветы...
 — Нет конечно. Ведь все эти роли, тексты надо выучить и не забыть во время спектакля. В кино-то можно повторить съёмку, а в театре уже не получится! Вениамин Юрьевич посмотрел в окно:
 — Да! Это верно. Хотя особенностей и трудностей везде хватает, и в театре и в кино!

Поезд шёл по самому центру Донбасса вот уже замелькали: Горловка, Никитовка, Константиновка... В купе вдруг наступила тишина, только колёса мерно стуча, отмеряли километр за километром. Первым нарушил молчание Вениамин Юрьевич: «Ира, если вы не очень определились с выбором института, то может пойдёте к нам в „Щуку“?»
 — В какую, такую щуку? — Ира удивлённо посмотрела на Вениамина Юрьевича.
 — „Щукой“ у нас называют театральное училище имени Бориса Васильевича Щукина.
 — Училище!?
 — Ну, да! Вы, что думаете это типа ПТУ? Нет же, это такой же институт театральный, только при театре имени Вахтангова, очень даже известный в актёрских кругах! Ира, вы вот знаете такого актёра как Владимир Этуш? Ну!? Вспомните: товарищ Саахов из „Кавказской пленницы“, Карабас-Барабас из „Приключения Буратино“, Бурухтан второй, второй из „Неисправимый лгун“! Ну, как, вспомнили?
 — А, это тот, что кавказской национальности!?
 — Ну, наконец-то! Стыдно не знать таких известных актёров, кстати он вовсе не кавказской национальности! Не вздумайте ляпнуть это на собеседовании! А ведь незнание таких подробностей может повлиять на оценку экзамена при поступлении... Так вот, Владимир Этуш был долгое время ректором нашей „Щуки“!
 — Да!? — искренне удивилась Ира. — Саахов ректор!? Во дела? Прикольно!
 — Ира, вы меня извините, но вы допускаете глубочайшую ошибку, — вы путаете актёра с его ролью! Актёр может по степени образования и профессиональности быть профессором, а в театре или кино играть бомжа! И ещё, для справочки, Владимир Этуш участник войны и воевал на Кавказе! А в „Щуке“ он преподаёт! Он же профессор!
 — Ничего себе Саахов ещё и профессор!?
 — Да! И вовсе не исключено, что вы будете у него когда-нибудь учиться! Нужно и даже необходимо отличать актёра от его ролей! Вот к примеру: известный актёр Олег Табаков. Не смотря на все его достоинства, заслуги и т.д. он без комплексов играет в эпизодах фильма „Ширли-Мырли“, да ещё кого, — беспардонного хулигана! И нисколько не чурается озвучивания мультяшного, „знаменитого“ кота Матроскина! Вы Ира наверняка смотрели по телевидению сериал „Не родись красивой?“ Из всех молодых актёров, занятых в фильме, девять окончили нашу „Щуку“!
 — Да!? Не может быть!? А кто это, вы их знаете?
 — Конечно! Это: Оля Ломоносова, Юля Рутберг, Юля Такшина, Маша Машкова, Наташа Рыжих, Аня Димова, Гриша Антипенко, Артём Семакин и Виктор Добронравов! Так, что наше училище высшее, а не какое-нибудь ПТУ!
 — Вениамин Юрьевич, вы знаете, что-то я вдруг зауважала вашу „Щуку“! А почему вы всё время говорите наше, да наше училище. Наше, это московское, что ли?
 — Я там работаю.
 — Да!? И кем?
 — Гардеробщиком.
 — Да, ну?
 — А ещё ранее рабочим сцены и много ещё кем! Так, что многое знаю об этой самой „Щуке“!
 — И как же там экзамены принимают? Вы и про это знаете?
 — Конечно! Хотите мы сейчас проверим, как вы готовы стать актрисой, или нет? Возможно вы сразу передумаете поступать и поедете в свою деревню!?
 — У нас не деревня, а казацкая станица, большая станица!
 — Так вы оказывается казачка? То-то я думаю, откуда у вас этот сумасшедший говор!?
 — Нет я не казачка. Родилась в Сибири в Томской области. Вскоре мои родители переехали в Ставропольский край. Вот и получается что я выросла в казацкой станице. Сами понимаете с кем поведёшься, — от того и наберёшься!
 — Думаю, если вы хотите стать актрисой, то вам нужно избавиться от всего этого: Шо, Га, Гы, Го...
 — Ну, так что будем проверять вас на профпригодность!?
 — Давайте!
 — Ну тогда раздевайтесь! Ира скинула кофточку.
 — Дальше: футболку, бюстгальтер и прочее...
 — Как!? Совсем!? — Ира испуганно посмотрела на своего экзаменатора. — Догола!?
 — Конечно!
 — Нет! Я не могу! Нет! Я не буду, — и попятилась к двери.
 — Ну, хорошо! — сказал Вениамин Юрьевич, вставая. — А теперь я твой дедушка и ты обними меня так, словно мы давно не виделись и ты очень — очень соскучилась! Ну, обнимай! Ира осторожно, лишь слегка прикоснулась руками.
 — Простите, я не могу! Я стесняюсь!
 — Вот видите, а ведь такие вот сцены сплошь и рядом! И вам придётся со своим партнёром по спектаклю, фильму и обниматься и целоваться! Одним словом играть жизнь! Более точно по этому поводу сказала Фаина Раневская: «Я не признаю слова „играть“. На сцене нужно жить.» Вы поняли!? Жить нужно, чтобы никто, понимаете никто не понял, что это игра! По ходу спектакля приходится всё делать и даже раздеваться! А уж в кино тем более! Вспомните фильм „А зори здесь тихие!“ Там в первых копиях фильма Оля Остроумова, сцена в бане, вообще была во всей красе! Потом кто-то догадался самое интимное вырезать! Так что Ируня вам придётся сильно себя переломить, избавиться от своих комплексов и если хотите научиться быть наглой и в некотором роде бесстыжей! Одна известная актриса в нашем культовом фильме по сценарию должна была поцеловаться со своим женихом, но так и не смогла! Вместо этого только скромно прижалась к нему! Не смогла и всё тут! Режиссёр пошёл навстречу и сцену заменил! А если вы не звезда, не заслуженная актриса, а так себе да и фильм на этих сценах держится, и деньги большие крутятся, то с вами цацкаться не станут! Возьмут другую, не закомплексованную! Вот так-то Ируня! И если на сцене театра находятся все свои, актёры участвующие в спектакле, то на съёмках сцен фильма на так называемой съёмочной площадке, кого только нет!? И вы должны равнодушно к этому относиться и жить жизнью героев не смотря ни на что! И не просто жить, а так, чтобы зритель поверил, и женщины от вашей игры рыдали и вытирали слёзы платочком! Ещё раз сошлюсь на Раневскую сказавшую по поводу съёмок фильма: «Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.» И ещё один момент! Когда-нибудь вы выйдите замуж и вдруг ваш муж будет ревнивый!? Как-то ненароком услышал я как бы байку, а может это правда!? Одна известная актриса вышла замуж за актёра. Казалось бы он актёр и знает всю эту киносъёмочную кухню, но будучи ревнивым постоянно „закатывал“ ей сцены! А уж если постельные сцены снимали, так он просто дежурил около жены! И как он сам признавался: «Не могу с собой ничего поделать, хоть убейте!» Одним словом Ируня подумайте, стоит ли вам идти в театральный, или как!? И может прямо не отходя от кассы взять билет обратно в свою станицу!?
 — Нет Вениамин Юрьевич, — раз я решила, значит решила! Буду биться до последнего! Не пройду в этом году, — буду поступать в следующем! Вы своими испытаниями только разбудили во мне „зверя“! Придали мне сил и уверенности! Только до конца!
 — Думаю ваши слова пойдут в зачёт при конкурсном отборе! Молодец Ира, вы мне нравитесь! Поступайте!

«Ничего себе мы с вами проговорили, — поглядев на часы сказал Вениамин Юрьевич, — уже к Харькову подъезжаем! Подумайте Ира насчёт поступлению в „Щуку“!? Часа два вам на раздумье! Если решитесь мы продолжим наш разговор. Надо до сна всё обсудить потому как завтра приедем рано, в шесть и уже будет не до разговоров! Хорошо!? Сейчас Харьков будет, мы как пойдём опять в ресторан или, что-нибудь на перроне купим на ужин? Как вы считаете? За деньги не беспокойтесь!»
 — Деньги же ваши вам и решать! Я неприхотливая и ресторанами не избалованная! У нас в станице есть как бы ресторан, типа столовая улучшенной планировки, — фигня короче!

Уже стемнело, Ира долго лежала глядя в потолок, потом села на полку: «Вениамин Юрьевич, я думаю, что вы всё врёте что работаете гардеробщиком! Не верю я вам, не похожи вы на простого человека!?» Вениамин Юрьевич снял очки, отложил газету в сторону: «Во-первых, не врёте, а лжёте! Во-вторых, я действительно работал и рабочим сцены и электриком и гардеробщиком, а сейчас на пенсии! В-третьих, ваше право, — хотите верьте, хотите нет! Кстати, вы как ещё не созрели для окончательного своего решения!?»
 — Я подумала! Я согласна с вашим предложением! Только за все мои неудачи вы будете в ответе, вот!
 — Хорошо! — улыбнулся Вениамин Юрьевич, — я согласен! Ну, а теперь к делу, вот это вам моя визитка! Там мой домашний адрес и телефон. Если вдруг потеряете, то в училище меня знают, спросите Кожевникова, — найдёте. По пустякам не доставайте меня, привыкайте всё решать самостоятельно. Но если попадёте в беду, — звоните или приезжайте в любое время суток, не стесняйтесь! Далее, как приедете в Москву доберётесь на метро до станции „Арбатская“ и далее по пешеходной улице Арбат до Большого Николопесковского переулка 12а. Ну, а дальше „язык до Киева доведёт“! Если честно Ируня, я сомневаюсь что вы поступите! Но как говорится: «Надейся на лучшее, — готовься к худшему! Точно не ошибёшься!» Не смотря на мои сомнения всё равно надо идти, не смотря ни на что! Нужно пройти все этапы экзаменов, чтобы познать всю эту кухню поступления в „Щуку“! Далее! Допустим вы не поступите... Поедите домой или останетесь в Москве? Тогда вопрос где жить, на что жить, где работать? По вопросу жилья: у училища крутятся всякие бабки, предлагающие квартиры. Особенно одна, уже несколько лет я её знаю и никто из студентов на неё ещё не жаловался! С виду дородная, мордастая тётка, курит! Она часто предлагает жильё не к себе, а к другим бабулям в основном на окраине Москвы. Вам решать! Ну, а с работой я вам не помощник! А теперь пожалуйста ваши координаты, в смысле там у вас дома? Ира написала в записной книжке Вениамину Юрьевичу.
 — У нас ведь всё просто станица, улица Народная, Вахрушевым! Мы в станице одни, — найдут быстро!

Экзамены прошли прямо, что называется по сценарию Вениамина Юрьевича! Ира сняла „угол“ у некой бабы Вари в хрущёвке, естественно на окраине. Одно хорошо по московским меркам, — до станции метро метров двести. С работой было посложнее... На серьёзную работу не брали типа малолетка ещё, пока! Приходилось по-всякому и уборщицей и подсобной рабочей, в основном сделал что-то, — на получи и до свидания! Как бы долго это всё тянулось если бы... В очередной раз в работе наступила пауза и Ира сидела дома, штудировала литературу, готовилась к следующему поступлению в училище. В дверь позвонили. «Ира открой! — крикнула из комнаты баба Варя, — это Ольга Петровна, соцработник пришла». В комнату вошла женщина лет сорока с сумками в руках. «Здравствуйте Ира! — поздоровалась она. — Это вы „угол“ снимаете у бабы Вари?»
 — Да.
 — А чего дома, а не на работе?
 — Пока очередное место не нашла, — опять одно и тоже: малолетка взять не можем по закону!
 — Вот как!? — Ольга Петровна прошла в комнату.  — Варвара Алексеевна я вам принесла всё что вы заказывали!
 — Спасибо милая! Оленька у тебя нет случайно, на примете какой-нибудь работёнки, а то вон девка никак не найдёт! Может домработницей или нянькой?
 — Ладно, я попробую! Не обещаю конечно но мало ли что подвернётся!? Ну я пошла. Мне ещё пол-Москвы обойти надо!
 — А ты вон Ирину в помощники возьми!?
 — А, что это идея, я подумаю! И повернувшись к Ире добавила: «Я здесь, недалеко живу. Вечерком заскочу, поговорим! Хорошо?»
 — Спасибо вам! Я буду дома, никуда не уйду!

Уже стемнело когда в дверь снова позвонили. Ольга Петровна пришла с предложением: «Мне тут работа подвернулась без оформления, типа шабашка, причём на долгое время. Сама понимаешь мне одной не управиться. У меня к тебе предложение, — обратилась она к Ире. — Вот сумма того что я получаю на своей работе. Значит так: одна треть мне две трети тебе! Я возьму меньшую часть наших клиентов самых сложных! К ним психологический подход нужен, плюс всякие лекарства которые тебе в аптеке не продадут! А тебе останется лишь купить в магазине продукты, да так по мелочи. Походишь по домам, глядишь что-нибудь подберёшь себе, в смысле работу! Район мой, ну в смысле твой, в пределах Садового кольца. Твоих десять клиентов, но не всех же в один день обслуживать!? Люди в основном старые, в смысле старые по возрасту и по проживанию в Москве. Так, что основное для них доброта и внимание! Думаю в жизни тебе когда-нибудь пригодится! Пути ведь господни неисповедимы! Так я не поняла, ты как согласна!?»
 — Конечно! В моём-то положении!?
 — Ну вот и славночко! Вот тебе список. Здесь адреса, как добраться до каждого и расписание посещения! Если будут доставать с расспросами, скажешь, что я заболела, в больнице, а ты моя родственница из деревни! Ну, всё договорились! Завтра и начинай! Да, вот тебе как бы аванс! Небось на мели сидишь!?
 — Да! Спасибо вам, я буду стараться!

Лариса Сергеевна, очередная подопечная Иры жила в старом московском доме „сталинке“. Оно конечно в тридцатые годы дом наверное был престижным, но сейчас выглядел архаичным каким-то невзрачным. Третий этаж, это её квартира. Ира долго ждала пока она доберётся до двери и наконец-то откроет... Судя по старой обстановке жили здесь люди не последнего сорта! Лариса поначалу вела себя несколько вызывающе, но потом видно забыв о своей родословии превращалась в обычную старушку, забываемую своими родственниками... Ира терпеливо выслушивала все её воспоминания... Так было и на этот раз. Записав все пожелания и извинившись, вот уже в который раз Ира наконец-то покинула говорливую старуху! «Так кто же у нас следующий? — глядя в шпаргалку рассуждала Ира, — ага, квартира 23, это в соседнем подъезде!» Она спустилась почти до первого этажа когда увидела старика с большим трудом поднимающегося по лестнице. Одной рукой он опирался на какой-то странной формы палку, в другой держал авоську с продуктами. «Дедушка, давайте я вам помогу, — Ира с состраданием посмотрела на старика. — Давайте мне вашу авоську». Старик остановился тяжело дыша: «Меня зовут Иван Никифорович. Спасибо девушка, я как-нибудь сам!»
 — Да будет вам, давайте авоську! Вам куда? На третий, на четвёртый?
 — К сожалению на четвёртый! Свободной рукой он держался за перила, с трудом подтягиваясь на каждой ступеньке.

Старик вытащил из кармана ключ, такой же старый как и он сам, открыл дверь: «Проходи девушка! Вон туда на кухню, пожалуйста!» Ира зашла на кухню и ужаснулась: «Какая запущенность!? — подумала она. — Здесь не только женским духом не пахнет, а похоже вообще никаким, только затхалью, не убирающейся годами кухни!»
 — Иван Никифорович, а что к вам никто не приходит, ну в смысле дети, родственники!?
 — Никто! Старые уже помёрли давно, а молодым... Кому я нужен!? Вон племянница живёт где-то в Подмосковье и ни разу не приехала, не навестила!? А, я ещё помню время когда её на руках носил, нянчился! Увы, у многих стариков такая судьба!
 — Так ведь есть же соцработники. Почему же вы не обратились за помощью?
 — А это что ещё за зверь такой?
 — Не зверь, а человек, который помогает таким как вы. Я вот подрабатываю соцработником. Только что ушла от Ларисы Сергеевны с третьего этажа!
 — А она что тоже плохая!?
 — Да, нет. Сама ходит, в квартире всё прибирает, готовит! Я ей только продукты ношу из магазина и ещё лекарства.
 — А это, что за деньги?
 — Ну да! Только мне платят в моей конторе, а с клиентов копейки берут!
 — А ты сама-то откуда, с какого района?
 — Я вообще-то приезжая, с юга. Хотела в институт поступить, да не поступила! Вот готовлюсь на следующий год... А живу у одной бабушки, „угол“ снимаю.
 — За деньги?
 — Конечно!
 — Вон оно что! А это далеко отсюда?
 — На окраине, в Орехово-Борисово, недалеко от кольцевой. Хорошо, что метро недалеко! Забыла как станция называется? Длинное такое название... Красно... Красногвардейская, так вроде бы!? Вот ведь ходишь почти каждый день в один магазин, а спросят как называется? Чёрт его знает? Гастроном да и гастроном! А у него оказывается есть название! Вот и станция!? Каждый день ведь езжу, а еле вспомнила! Никак к московским особенностям не привыкну!
 — Привыкнешь со временем! Представляю где это, я же москвич почти коренной, тоже вот как и ты приехал молодым покорять Москву! А тебя-то как звать?
 — Ира.
 — Ируня значит! Ты Ира заходи хоть на минутку, как будешь у Лариски, зайди!
 — Конечно Иван Никифорович, конечно зайду, даже раньше зайду, как освобожусь! Извините мне пора, ещё пять адресов осталось! До свидание! Мне пора!
 — А, ты Ира какой район обслуживаешь?
 — Да вот всё вблизи, недалеко от вас! До свидания!
 — До свидания, — до свидания! Значит наш район, — понятно!

Ира слово сдержала и дня через три снова навестила Ивана Никифоровича. Она уже решила навести порядок у него в квартире и начала с кухни. Часа через три усталая но довольная распрощалась и уехала домой, к бабе Варе. Постепенно квартира стала более походить на жильё человека чем на берлогу одинокого старика! Вот и осень пролетела... Наступил декабрь, Ира в очередной раз навестила Ивана Никифоровича, позвонила в дверь... Она долго ждала, но ей так никто и не открыл! Она позвонила своей подопечной Ларисе Сергеевне! И не успела её спросить как та её огорошила:
 — Дома нет его! „Скорая“ дня три назад увезла в больницу, сказали что инфаркт! Вот ключ передали для тебя, цветы поливать и вообще за квартирой присматривать!
 — А в какую больницу увезли?
 — Не знаю! Сказали какая примет? А ты позвони на „скорую“ нашего района они ведь регистрируют все вызовы.

Когда Ира вошла в палату там было трое больных. «Вы к кому?» — тихо спросил один из них?
 — К Савиных, Ивану Никифоровичу Савиных. «Ира! — послышался голос с кровати у окна. — Ирунечка, милая ты моя спасительница!»
 — Иван Никифорович вы не волнуйтесь! Врач сказала, что вам лучше стало, но надо соблюдать восстановительный режим! Вот вам фрукты принесла! Я честно не знала что вам можно, что нельзя!?
 — Всё нормально здесь неплохо кормят! — и тихо добавил. — По сравнению с тем что я себе готовил! А за фрукты большое тебе спасибо, заботушка ты моя! Она посидела с ним ещё где-то около часа... Ира уже собралась уходить, когда Иван Никифорович взял её за руку:
 — Ируня я хотел тебе сказать, ну предложить!
 — Да! Я вас слушаю, что-то нужно принести или купить!?
 — Нет, здесь другое: ты же снимаешь квартиру, „угол“. Платишь деньги. Ира, переезжай ко мне, комната пустует уж много — много лет! Наведи там порядок и живи на здоровье! Денег мне от тебя не надо! Ты так мне много делаешь добра... Ключ у тебя есть, переезжай и родители могут приехать погостить!
 — Спасибо вам Иван Никифорович за предложение! А с родителями, — дохлый номер! Я им как-то предложила хоть раз в жизни поехать на Чёрное море отдохнуть, так они хором: «А на кого худобу оставим, да куры, да гуси, а корова!?» Нет, это всё бесполезно!
 — Ты всё-таки подумай! Ты не представляешь как быть одному в четырёх стенах!? А старость, а болезни...

До Нового года оставалось пару дней, когда лечащий врач сообщил Ире: «Я не знаю конечно кем вы ему приходитесь, но мы завтра делаем последние процедуры и выписываем! Так, что можете забирать! Дадим вам рекомендации».
 — Да-да! Я всё поняла! Буду следовать вашим советам! Я буду стараться!
 — Ну и славно! До завтра.

Квартира встретила Ивана Никифоровича чистотой и свежестью!
 — Какая ты молодец! — восхитился он. — Просто дышится легко, а что это за запах такой приятный, знакомый вот не пойму чем пахнет!?
 — Новым годом пахнет Иван Никифорович! Завтра же Новый год!
 — И точно Новый год! Это же ёлкой пахнет и апельсинами, и ещё бог знает чем!? Ну Ируня! Ну молодец! А ты ничего не сказала, ты решила переезжать ко мне!?
 — Я уже! Уже переехала, думала сделать вам сюрприз!?
 — Это не сюрприз, это самый большой подарок к Новому году! Спасибо тебе Ируня!

Наступил Новый год, прошла зима, весна... Наконец-то наступила пора вступительных экзаменов! И началось: консультации, предварительные прослушивания, первый тур, второй... «Ну и что вы нам покажете из предложенных тем?» — спросила Иру председатель комиссии Виктория Олеговна. Ира исполнила несколько коротких сцен. «Ну, а теперь покажите что нибудь своё, — предложила Виктория Олеговна, — какой-нибудь экспромт?»
 — От себя? — растерянно спросила Ира, посмотрела на членов комиссии и ей стало не по себе, — за столом оказывается всё время находился гардеробщик Вениамин Юрьевич! Ира неожиданно, вдруг решила: «Экспромт, так экспромт  — сказала сама себе и посмотрела на Кожевникова, — он приставил указательный палец к своим губам!. — Блин, будет вам экспромт!»

Ира подлетела к столу комиссии, как раз туда где сидел Кожевников:
 — Я же чувствовала, что вы всё врёте — врёте! Вы никакой не гардеробщик, — вы обманщик! И вскинув правую руку в сторону членов комиссии, начала громко свой монолог: «Вы представляете, он свою родную дочь выгнал из дому!» И повернувшись к Кожевникову продолжала:
 — Вы думали я пропаду!? А я выжила и ни разу, заметьте, ни разу не попросила у вас помощи! Значит не всё так плохо!? Вы думали я без вас пропаду, приду к вам и стану на колени, буду у вас просить прощения!? Не бывать этому! Это вы на старости лет будете у меня просить прощения! Вы!» И так стукнула рукой по столу, что Виктория вздрогнула, чуть не уронив очки! Ира обратившись к комиссии тихо, спокойно добавила: «У меня всё!» В аудитории наступила тишина! Сначала к Кожевникову с вопросительным взглядом повернулась Виктория, а за ней и остальные. Вениамин Юрьевич еле сдерживая смех, махнул рукой: «Всё нормально, на отлично!» «Девушка вы можете идти», — глядя поверх очков на Иру, неуверенно сказала Виктория. «Ира, минуточку! — окликнул её Кожевников. — Нам осталось ещё три претендента прослушать, если вы не очень спешите, подождите окончания, я скоро освобожусь! Хорошо!?» Ира молча кивнула! И прежде чем выйти ещё раз повернулась к комиссии лицом: «Спасибо всем за внимание!» И поклонилась!

Кожевников неслышно подошёл к Ире сзади: «Сколько раз вам говорить не врёте, а лжёте! А во-вторых всё прошло на отлично!»
 — Правда! — обрадовалась Ира и еле сдержалась, чтобы не броситься к Кожевникову на шею.
 — Ну!? Когда это я вам врал!? — засмеялся Кожевников. После вашего экспромта Вику чуть кондратий не хватил! Всё меня доставала, что мол это правда, что она твоя дочь!? Как ты мол мог вот так, профессор и выгнать на улицу её, свою дочь!? Еле её успокоил...
 — А, что вы правда профессор?
 — Ну!? Когда это я врал!?
 — Да — да! Я отлично помню вашу искренность!
 — Не сердитесь, это же профессиональная хитрость! Как бы дело обернулось, если бы вы знали правду!? То — то же! Вы уж постарайтесь поступить! Всё-таки как-никак дочь профессора! Мне честное слово будет стыдно за вас! — улыбнулся он. Готовьтесь к коллоквиуму, не ударьте лицом в грязь! Надеюсь уж русский и литературу вы напишите! И ещё! Если вы поступите, я вас приглашаю к себе на дачу! Познакомлю со своими, они ещё не видели моих студентов! Я всё обещаю, да обещаю показать...
 — Спасибо вам Вениамин Юрьевич! Я буду стараться! Я очень буду стараться!

Прошли: лето, осень, зима наступила. Новый год встретили. Лето. Ира успешно перешла на второй курс. И казалось всё наладилось как однажды...

«Иван Никифорович! — позвала Ира. — Я на занятия ухожу, вам купить что-нибудь?» Ответа не последовало! «Иван Никифорович я ухожу!» — и постучала в дверь. Но ей никто не ответил! Она ещё раз постучала и вошла в комнату, хозяин лежал неподвижно на кровати, не реагируя на неё... Ире стало нехорошо от увиденного, — опять приступ... Она бросилась к телефону и набрала 03! «Никакой это не приступ,  — сказала врач скорой, — умер он часа три тому назад! А вы собственно кто ему будете!?»
 — Я никто, на квартире я у него...
 — Понятно! «Светлана, — позвала она медсестру, — позвони в милицию, будем акт составлять».

 — Значит говорите вы снимаете квартиру? — придирчиво стал допрашивать следователь Денисов.
 — Да!
 — Так, а документ у вас есть, паспорт скажем?
 — Да, конечно и Ира пошла к себе в комнату. Возвратилась оттуда расстроенная и испуганная:«Его там нет!»
 — Ну и куда же он делся? — продолжал Денисов. Ира молчала.
 — Ну тогда мы должны вас задержать до выяснения вашей личности, как подозреваемую в незаконном проникновение в чужое жилище!
 — Какое проникновение!? — чуть не расплакалась Ира! — Всё я кажется вспомнила, он же у меня просил паспорт показать участковому! Мол он приходил с проверкой...
 — Колышев? — позвал следователь, — лейтенант ты приходил с проверкой по этому адресу?
 — Вроде бы да!
 — Так да или нет!?
 — Нужно посмотреть!?
 — А может он у него в комнате? — вставила своё слово Ира. — Может лежит где-нибудь!?
 — Сейчас проверим! Колышев приведи двух понятых, сделаем обыск в квартире. Следователь, участковый и двое понятых вошли в комнату где находился покойный. Через некоторое время все вышли.
 — Понятые вот здесь распишитесь! — Денисов держал в руке какую-то бумагу и паспорт. — Значит Вахрушева Ирина Алексеевна, у вас всё нормально, всё в порядке вот возьмите ваш паспорт! Я хочу вам сказать, что до выяснения всех обстоятельств мы вынуждены закрыть и опечатать квартиру. Вам придётся собрать все ваши вещи и искать себе новое жильё! Да и вот ещё что, без нашего разрешения просьба Москву не покидать!
 — А мне как бы некуда ехать, я же учусь в институте.
 — В институте, и в каком же?
 — В театральном.
 — Вот как! Ну и когда же мы вас увидим в театре или в кино!?
 — Не знаю? — пожала плечами Ира, — я ведь только на втором курсе...
 — Да, и вот ещё что, сейчас вашего хозяина увезут в морг, нужно будет решать вопрос с похоронами! Если родственники не обнаружатся похороним за счёт государства, как бомжа!
 — Да вы что!? — вскрикнула Ира, — какого бомжа!? Да он заслуженный строитель СССР! Он Москву строил! У него ордена и медали! А вы как бомжа!? Сама похороню, займу денег у кого-нибудь и похороню!
 — Ну ладно — ладно, успокойтесь, что-нибудь придумаем!

Прошло наверное с полгода, когда Ира придя в общежитие, после занятий увидела на столе небольшую открытку! «Это тебе повестку из милиции прислали, Светка принесла!» — сказала соседка по комнате, Вера. Ира была удивлена: «Почему мне!?»
 — Наверное что-нибудь натворила? Ну-ка колись, признавайся!
 — Ничего я не натворила! А! Я кажется вспомнила!?
 — Что!?
 — Да, так ничего особенного! Ты знаешь, Вера передай Вениамину Юрьевичу, что мне завтра в милицию, по повестке!
 — Ладно передам, даже если не спросит о тебе!

В кабинете у следователя было двое: одного она узнала сразу, это был следователь Денисов, второй, где-то лет под сорок, в очках, — „ботаник“.
 — А, — сказал следователь, — старая знакомая!? Проходите Ира, присаживайтесь. Я на минутку выйду, а вы можете познакомиться, это вот нотариус Никодимов. Денисов сделал лёгкий жест в сторону „ботаника“. У него есть для вас Ира важное сообщение! Прошу вас!
 — Никодимов Юрий Петрович! — представился „ботаник“. — Вы принесли свой паспорт?
 — Да! Конечно, в повестке же указано. Вот он. Никодимов открыл паспорт и прочитал все данные.
 — Значит: Ирина Алексеевна Вахрушева, паспорт номер, серия, выдан...
 — Да, всё верно!
 — Ирина Алексеевна я уполномочен вам сообщить, что Савиных Иван Никифорович в моём присутствии подписал следующее завещание, которое я и зарегистрировал! В завещании говорится о том, что Савиных Иван Никифорович завещает в случае его смерти: 1) Все вклады находящиеся сбербанке. 2) Двухкомнатную квартиру находящуюся по адресу г. Москва..., со всей обстановкой Вахрушевой Ирине Алексеевне! Вот в этой графе прочтите и распишитесь в получении данного завещания!
 — Как же так? — растерянно сказала Ира. — Я ничего не понимаю? Почему мне, а как же родственники?
 — Ну, во-первых, это завещание и обсуждению не подлежит! Во-вторых, мы проверили последние десять лет он ни с кем не общался и никто его не посещал, не зафиксированы ни одно письмо, ни телеграмма ни телефонные переговоры! В течении шести положенных законом месяцев ни один человек не обратился, на предмет оспаривания данного завещания! Следственными органами установлено, что вашей причастности к каким либо противоправным действиям в связи с его смертью, нет! Вы же ничего не знали о его завещании?
 — Нет! Он никогда об этом не говорил, даже ни единого намёка! Вот оказывается зачем ему был нужен мой паспорт!?
 — Всё верно! Расписывайтесь и владейте всем, что вам завещано! А у меня дела! Спасибо за внимание! Всего доброго! Да, вот ещё что, следователь просил вас подождать его здесь в кабинете!
 — Спасибо вам, всего доброго!

«Ну, как настроение Вахрушева Ира?» — обратился к ней вошедший следователь.
 — В голове не укладывается!
 — Да, известие... Крыша может съехать! Вы уж извините, что я тогда в квартире ничего вам не сказал! Я действовал в рамках закона, — проверить, не причастна ли вы, как-то к смерти и завещанию!? А то, что он вам завещал, здесь логика очевидна! Кто последние годы за ним ухаживал? Вы! Все родственники по крайней мере последние десять лет от него отвернулись! Вы и только вы оказались для него самым близким человеком! Так, что получите всё что вам положено! И ещё! Никому ничего не говорите о наследстве! Постарайтесь эту квартиру продать и купить другую, может даже новую!? Не допускайте никаких случайных знакомств. Не пускайте в квартиру посторонних и незнакомых людей! Кстати, хотя это как бы не моё дело, как вы собираетесь распорядиться сбережениями? Это я к тому чтобы вы не подумав, начали бы их тратить направо и налево!
 — Право не знаю, вы так спросили... Отдам долги, в том числе и вам! Своему преподавателю училища, он ведь мне помог с похоронами! А потом поставлю Ивану Никифоровичу памятник! А потом... В общем, — будущее покажет! И вообще у меня сейчас голова кругом идёт! Простите!
 — Понятно! Если будут какие-нибудь неприятности, угрозы и прочее, обращайся прямо ко мне!
 — Спасибо вам! До свидания!
 — До свидания!

Простите, а как же актриса!? Ну, Заслуженной, Народной она не стала, ещё пока, потому как ещё учится! А вот в одном сериале телевизионном успела сняться! А, это как говорят знающие люди: «Хороший знак! Значит будет из неё толк!» Ну, что же будем надеяться!