Содержание сборника Проблемы неклассической прозы

Скороспелова Екатерина Борисовна
ПРОБЛЕМЫ
НЕКЛАССИЧЕСКОЙ
ПРОЗЫ


 Москва
 ТЭИС
 2003


ISBN 5-7218-0564-1


Автор научного проекта
и главный редактор сборника —
Екатерина Борисовна СКОРОСПЕЛОВА



Рецензенты:
доктор филологических наук  А.Я. Эсалнек
доктор филологических наук, профессор  Л. В. Полякова,
доктор филологических наук,ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН А. Ю. Большакова



 Проблемы неклассической прозы / Сост. и гл. ред. Е.Б. Скороспелова. — М.: ТЭИС, 2003. — 299 с.

В книге представлены труды авторов, в сферу научных интересов которых входит русская литература XX века. Издание имеет своей целью описать новые принципы художественного сознания, которые утвердила литературная история миновавшего столетия.
Первая часть сборника посвящена принципам неклассической поэтики и характеризует наиболее значимые ее категории — условность, метафизическую иронию, неомифологизм, зеркальность, двойничество, мотивность — как средства усиления смысловой нагрузки художественного текста.
Во второй части сборника освещаются общественно-политические и социокультурные обстоятельства, в которых пришлось развиваться литературе в советскую эпоху. Это и попытка объяснить некоторые стороны литературной истории первой половины столетия чертами русской национальной ментальности, и обращение к издательской политике, и изучение нового жанра, сложившегося в 1920–1950-е годы — письма вождю. Все это в совокупности вводит читателя данного сборника в историю огосударствления литературы.
Книга адресована филологам и культурологам, преподавателям и студентам, всем интересующимся русской литературой и культурой XX века.


В оформлении обложки использован
фрагмент картины Татьяны Виноградовой "Рождение Арлекина"


© Коллектив авторов, текст, 2003.

Л.В. Полякова ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


I

Ольга СКОНЕЧНАЯ (Россия)
          Традиции русского символизма в прозе
          В.В. Набокова 1920–1930-х гг.

НОБУАКИ КАКИНУМА (Япония)
          Философско-эстетические позиции Андрея Белого
          и его художественная практика («Петербург» и «Котик Летаев»)

ЛИ ХЮН СУК (Южная Корея)
          «Медный всадник» А.С.Пушкина
          в контексте романа Андрея Белого «Петербург»
          (к проблеме интертекстуальности)

Ольга ИВАНОВА (Россия)
          Ирония как стилеобразующее начало
          в романе Ф.Сологуба «Мелкий бес»

ЛО ЛИВЕЙ (Китай)
          Е. Замятин и Ф.Достоевский:
          культурно-исторические истоки романа «Мы»

Наталья КОЛЬЦОВА (Россия)
          «Мы» Евг. Замятина как неомифологический роман

Ольга ДЮДИНА (Россия)
          В отсутствии авторитетов: аспекты творчества
          Гайто Газданова

КИМ СЕ УНГ (Южная Корея)
          Жанровое своеобразие романов Г. Газданова 1930-х гг.

ЛИ ХЕНГ-СУК (Южная Корея)
          «Роман о романе» в русской прозе 1920-х гг.
          и его жанровые разновидности

ЙЕН ТИНГ-ЧИА (Тайвань)
          Специфика пространственно-временной организации русскоязычных романов
          В. Набокова («Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь»)

Анастасия ВАВУЛИНА (Россия)
          Пространственно-временные отношения в русской прозе 1970-х гг.
          (Саша Соколов «Школа для дураков», Ю. Трифонов «Старик»,
          В. Распутин «Прощание с Матёрой»)

Татьяна КУЧИНА (Россия)
          Творчество В. Набокова в зарубежном литературоведении

Татьяна ЛОГАЧЕВА (Россия)
          Русская рок-поэзия 1970–1990 х гг.
          в социокультурном контексте ХХ века


II

Михаил ГОЛУБКОВ (Россия)
          Литературный процесс 1920–1930-х гг.
          как феномен национального сознания

Екатерина СУРОВЦЕВА (Россия)
          «Письмо вождю» как эпистолярный жанр:
          его своеобразие и жанровые разновидности

Давид ФЕЛЬДМАН (Россия)
          История писательского объединения
          и кооперативного издательства «Никитинские субботники»
          в контексте литературного процесса 1920–1930-х гг.

Несколько слов о том, как возник этот сборник