Людмила

Ада Бабич
    Занимаясь бухгалтерскими бумагами, не сразу глянула в сторону тихо приоткрывшейся двери. На меня смотрели два огромных, чистых печальных озера… Такой печали и непередаваемой грусти я  ни у кого не замечала. Глаза  смотрели и о чем-то молили. За дверной косяк держалась измученная  маленькая женщина. Она молчала.
  Не выдержав, я спросила:
-Чем могу вам помочь? Проходите.
 Отрицательно качая головой, слабым грудным голосом попросила:
-Пожалуйста, возьмите меня на работу.
И почти скороговоркой:
-Только я ничего не умею. Я буду всё делать, что скажете. Я буду за тарелку супа работать- п о ж а л у й с т а.
Ничего не расспрашивая, пообещала ей сделать всё возможное.  (Мне так знакомо подобное состояние…)
Я прекрасно знала, что штат  укомплектован, но тут всем нутром чувствую, что человек в беде, спасать надо. Раз ей всё равно кем работать, то, когда человеку  далеко за сорок …он многое умеет. Обратилась к завхозу:
-Иван Иванович, помоги! Возьми к себе дворником женщину, хотя бы на время.
Наш завхоз строгий, всегда занятой беспокойными делами  турбазы,  помолчал, подумал:
-А что ? Очень надо?
- Видно в беду попала. Помоги женщине.
-Хорошо, Романовна приболела, временно на её место, а потом посмотрим.
  У нас на турбазе есть опытный дворник- Марина Ивановна( до пенсии работала главным энергетиком области).
Попросили её ознакомить новенькую с премудростями, связанными с уборкой территории, и правилами хранения инвентаря.
В общежитии - деревянном бараке, нашлась маленькая комнатка для Людмилы.
Она молча всех выслушивала и только благодарила:
-Спасибо, большое вам спасибо.
Иван Иванович через неделю мне сказал, что очень доволен её работой:
-Главное ни одного вопроса, не дёргает, как Марина Ивановна. Той всё время что-нибудь, да надо.
Людмила редко попадалась мне на глаза.
Приглядывалась я к ней, ну нельзя женщину один на один с горем оставлять. Подходила, спрашивала, что её беспокоит, может что-то надо, как работа?
Иван Иванович оставил Людмилу на весь сезон.
    Для капитального ремонта тринадцатого корпуса приняли бригаду молодых парней.  Иван  как-то  поделился:
-Похоже, обманывают. Списывают материалы в непомерных количествах. Затягивают отделку помещений, требуют оплату сверх договорной стоимости.
Стали с ним думать, где взять деньги, чтобы пригласить грамотного строителя для  «экспертизы».
Иду к столовой. Видя мою озабоченность, Людмила впервые сама окликает:
- О чём задумались?
Рассказала о липовых специалистах с великими запросами. И о том, что теперь надо найти опытного строителя для анализа того, что  наработали, и все ли  материалы по смете действительно вложены в ремонт корпуса.
Она мне:
- Так это просто!
 Хорошо помню, что она ничего не умеет. Очень даже странно было от неё такое услышать.
-Вы знаете, как это сделать?
-Конечно, все работы в  «Артеке» и не только, мной курировались.
Если доверите, с удовольствием составлю акт разногласий.
  Для нас это была находка!
Оказалось, что Людмила Александровна была заместителем ректора одного из институтов г. Москвы по строительной части.
Приходилось руководить стройками в Магадане, Иркутске, Москве.
  Как же она ребят пристыдила! Сбежали хлопцы  без дополнительной оплаты.
Таким счастливым Ивана я давно не видела.
   К концу сезона Людмила смогла поведать о том, как она, уставшая слушать жалобы мужа на боль в груди, сама повезла его на приём к терапевту.   
-И ушла моя защита, моя ещё со школы первая единственная любовь …
Сижу, жду я его в машине.  Думаю, что вот уже скоро выйдет. Тут подъезжает карета скорой помощи:
- Где  умерший?
- Да нет  такого...
За пятнадцать минут не стало Васеньки…
Зашёл ногами, вынесли на носилках.
  Слёзы рекой, наконец Людмила смогла по настоящему выплакать своё горе.
 После похорон  потеряла счёт времени, забыла, что такое еда, стала жить, как в бреду. Ночные кошмары душили её. Не могла она больше выносить «сотрясение стен, дверей, окон».  Последней каплей был страх, охвативший её, когда к ней в квартиру стали «ломиться» чудовища.
Забыла кто она, где… После очередного ночного кошмара, в чем была села за руль, и ехала, пока не закончился бензин.  Оставила машину и бежала около двух километров до территории нашей турбазы.
  Небольшой коллектив турбазы с пониманием отнёсся к новому работнику. Народ,  обслуживающий  турбазу, интеллигентный. От администраторов  до горничных  - у всех высшее образование. Работа на турбазе прельщала обнищавших в перестройку преподавателей, инженеров, оставшихся без любимой работы, тем, что там предоставляется  бесплатное жильё, целебный сосновый воздух, справа море, слева залив. Каждый мог оздоровить в этой обстановке своих детей, внуков.
Отогрелась Людмила. Сын догадался привезти внука к бабушке. Заботы, направленные на мальчика, отвлекали от печальных мыслей.
   
    Действует турбаза под добросовестным руководством обкома профсоюзов.
  Руководство много лет спит спокойно. Бывшие: главный диспетчер порта-охранник, дворники-главный энергетик области и ведущий инженер строитель, горничные все- преподаватели,- ответственно и качественно исполняют новые для себя роли...