Осень жизни. Предисловие к повести Иван да Марья

Валерия Андреева
«Осень жизни, как и осень года
Надо благодарно принимать»

Погода скверная. Что-то нездоровится, сердце поджимает, ноги плохо ходят, в голове шум, в глазах метелики. Поползу, наверное, в поликлинику к врачам.

В автобусе ко мне обращается малознакомая женщина:
 - Тамара Ивановна? Ой, а я Вас узнала! Я вас лет двадцать не видела, Вы так изменились! Вы меня помните? На шахте мы с вами работали. А какая была женщина! Я всегда вами любовалась! Какая женщина была!

Она говорит это громко, в автобусе на нас обращают внимание.
 - Да что Вы так причитаете?! Какая была, какая была! Я еще есть, я живая и как огурчик!
Она снова:
 - Да, да! Вас еще можно узнать, других если долго не видишь, так и не узнаешь. Старость никого не красит.
Я снова пытаюсь перевести все в шутку:
 - Конечно, я уже не тот зелененький огурчик, весь в пупырышках, хрустящий, а жовтяк, который на семена оставили, но все же огурчик!
А она не унимается:
 - Какие были ножки! А туфельки на высоких шпильках!
Вот прицепилась! Я вываливаюсь из автобуса и човгаю в поликлинику.
Мне 74 года, даже самой не верится! В будничной суете как-то забываешь о возрасте. Но когда в памяти всплывают отдельные эпизоды жизни, хочется все расставить по своим местам.

«Нехотя вспомнишь и годы былые, вспомнишь и лица, давно позабытые», - звенят у меня в голове строки любимого романса. «Я вернусь домой и подумаю об этом», - думаю я, пока сижу в кабинете у врача-эндокринолога. А пока мне приходится выслушивать ее болтовню. Нина Пантелеевна старше меня на 10 лет, и, видимо, она считает своим долгом меня поучать. Скрипучим старческим голосом она вещает:
 - У вас нет заболевания опасного для жизни. Самочувствие у Вас такое, как и должно быть в Вашем возрасте. Все функции организма замедляются. Все органы работают все хуже и хуже. Не забывайте, что Вы — СТА-РУ-ХА!
«Вот это да! - думаю я. - Что же мне делать? Медленно ползти в сторону кладбища?»
А она продолжает долбить мне темечко, как старый дятел:
 - Я могу направить Вас в «терапию», Вас подлечат, поддержат. Но! Все равно - Вы СТА-РУ-ХА! Вы меня понимаете?
Я киваю. И она продолжает:
 - Запомните, лучше уже не будет! Вот я, например...
И начинается получасовой рассказ о ЕЕ здоровье. О ее дочери, о даче, о ее внуках. Я из вежливости слушаю ее, а какие у меня варианты? «Может, ей полегчает», - думаю. Под кабинетом люди начинают нервничать, дергать дверь, заглядывать, пытаются понять, чем я так задерживаю доктора? Какое у меня серьезное заболевание?

А я вспоминаю другой случай. Молодой доктор делает мне кардиограмму сердца. Я лежу перед ним на кушетке, на спине, развесив свои старые сиськи, и мне очень неловко, но что поделаешь! А он мне говорит:
- У Вас слабый тонус сердца. Вы поддерживайте свои жизненные силы, делайте себе комплименты. Каждое утро, глядя в зеркало, говорите себе: «И все-таки я хороша! Раньше я была молодая и красивая, а теперь просто красивая!»
А я ему:
- Доктор, у меня такие плохие отношения с зеркалом!
- Напрасно! Улыбайтесь своему отражению. Бог создал Вас в единственном и неповторимом экземпляре. Радуйтесь каждому дню Вашей жизни, не забывайте похвалить себя вечером за добрые дела, сделанные в течение дня, и поблагодарить Господа за то, что он Вам помог. И Ваше сердце будет работать лучше.
Так спокойно и буднично сказал мне врач, и дай Бог ему здоровья и земных благ!
Пока я вспоминала о беседе с доктором, в кабинет к Нине Пантелеевне в очередной раз заглянул мужчина: «Можно?». «Закройте дверь, я занята!», - крикнула она. И вслед ему уже тише: «Чтоб ты сдох!», - и продолжала свой содержательный монолог о своих делах.
Вернувшись домой, я достала старый семейный альбом. Разобраться захотелось в своей жизни, а начинать нужно с родителей. Судьба у них непростая, сюжет закрученный, похлеще современных сериалов. В жизни такое бывает, и не придумаешь.

И вот я внимательно рассматриваю старые семейные фотографии. Когда я была моложе, я смотрела бегло на лица, а теперь изучаю обстановку, окружающую знакомых людей, их прически, наряды, позы, и пытаюсь понять, какими были мои родители. «Почему именно так сложилась их жизнь?» - думаю я, перебирая старые фотографии и пожелтевшие документы.
Не сразу, а в течение нескольких лет, я написала Повесть о моих родителях, Иване и Марии, самых обыкновенных людях своего времени...

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/02/10/1923