95. В. Агошков. Тросна. Отец и сын Красовские-2

Василий Иванович Агошков
95. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.


Отец и сын Красовские,

часть -2

Летом 1813-го после излечения вернулся в строй. Когда русская армия перешла в наступление, полк Красовского (за боевые заслуги он был переименован в гренадерский егерский) преследовал неприятеля до границы и вступал с ним в столкно-вения практически ежедневно. Портрет Красовского написан в тот период, когда боевой генерал находился в долгосрочном от-пуске для излечения ран. В то время он оказался по делам в Ор-ловской губернии. Там познакомился с молодой и привлека-тельной местной помещицей Дарьей Андреевной Глазуновой, с которой навсегда связал свою жизнь. У супругов Красовских было шесть сыновей и три дочери.

Мы можем предположить о том, что А.И. Красовский побывал во Мценске.

В Мценском уезде, в километрах 6-8 от Мценска на северо-запад находятся и сейчас населённые пункты Глазуново, Сомово 1-е, Со-мово 2-е. Из Статистического сборника известно, что в Чичинёвской во-лости Мценского уезда находилось село Чичинёво, которое имело допол-нительные названия: Глазуново и Покровское. Глазуново – по фамилии владельца, а Покровское – по имени храма. В Кромском уезде селом По-кровским владела Дарья Андреевна Глазунова. А вот к кому во Мценске приезжал А.И. Красовский по делам?!

И, хотя Дарья Андреевна Глазунова была моложе мужа на 24 года, Афанасий Иванович Красовский явялялся завидным женихом: генерал, герой войны 1812г, да и внешне выглядел красавцем. А то, что он трижды был награждён золотой шпагой «За храб-рость», очаровало бы любую барышню. Супруги жили душа в душу, были счастливы. Однако судьба преподносит порой неожиданные страдания…

Золотым оружием за военные подвиги в России награж-дали с Петровских времён. Афанасий Иванович Красовский (1781-1843). был трижды удостоен золотой шпаги “За храб-рость”. Сын украинского дворянина, потомок запорожских ка-заков, он смолоду понюхал пороха. Свою первую золотую шпагу “За храбрость” получил летом 1810-го во время очередной вой-ны с турками. При штурме крепости Рущук в Болгарии остался лежать на ничейной земле тяжело раненный генерал. И когда турки попытались захватить его в плен, капитан Красовский с группой солдат спас генерала. Летом 1811-го майор Красовский получил вторую золотую шпагу. Тогда два батальона под его на-чалом, зайдя через топкие болота во вражеский тыл, после мол-ниеносной атаки захватили турецкие укрепления и продержа-лись до подхода своих основных частей.

Третью золотую шпагу, усыпанную бриллиантами, Афана-сию Ивановичу вручили летом 1813-го уже в чине генерал-майора. А ведь лишь два года назад он был просто майором. Накануне вступления в Париж в марте 1814-го бригада, которой командовал Афанасий Иванович, готовилась к параду. Вдруг последовал приказ ликвидировать остатки сопротивления в предместье французской столицы. В нарядных мундирах, под звуки марша, солдаты во главе со своим генералом пошли в последнюю атаку, свидетелями которой стали император Алек-сандр I и прусский фельдмаршал Гебхард Лебрехт Блюхер. Кра-совский получил тогда орден Святой Анны 1-й степени и прус-ский орден Красного Орла 2-й степени.

…Ратные заслуги отца-генерала были приняты во внима-ние через несколько десятилетий, когда Киевский военный суд решал участь его сына, опального гусарского подполковника Андрея Афанасьевича Красовского. Так считает Сергей Забе-лин, автор статьи о Красовских. Ещё раз процитируем его.

От Александрийского полка – до Александровского Заво-да. 28 мая 1868 года военный губернатор Забайкальской об-ласти Михаил Семёнович Корсаков получил сообщение по теле-графу (телеграф тогда уже действовал) от Нерчинского комен-данта полковника Адольфа Егоровича Кноблоха: “Бежал госу-дарственный преступник Андрей Красовский. Старик, ростом мал, плешив, фальшивый паспорт”.

“Старику" Красовскому было 46 лет. За шесть лет до этого он был арестован в Киеве и приговорен к смертной казни, ко-торую заменили двенадцатилетней сибирской каторгой.
…"Гусары денег не берут”. Этими словами из бородатого анекдота про поручика Ржевского у многих исчерпываются сведения о гусарах. Ещё вспоминаются популярные фильмы “Гусарская баллада” и “О бедном гусаре замолвите слово”. Кста-ти, считается, что историческим прототипом этого фильма Эль-дара Рязанова – офицера, которого преследует тайная полиция, – послужил гусар Андрей Афанасьевич Красовский. В именном списке преступников, находившихся в ведении коменданта на Нерчинских заводах (документ хранится в Забайкальском крае-вом госархиве), он значится как подполковник Александровско-го гусарского полка Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича Старшего.

Сергей Забелин доказывает, что на самом деле гусарский полк именовался Александрийским: именно так он называется в “Военной энциклопедии”, выпущенной в 1911 году русским издателем Иваном Сытиным.

…В начале XVIII века, когда началась разработка серебро-свинцовых месторождений юго-восточного Забайкалья, возник-ла и Нерчинская каторга. Наряду с уголовными преступниками сюда стали прибывать и политические: декабристы, польские повстанцы 1830 года, петрашевцы, члены “Земли и воли”, позд-нее – эсеры, анархисты, большевики и другие противники ре-жима. В середине 1864-го вышло распоряжение Александра II: “Разместить в Нерчинских рудниках всех политических, осуж-дённых на каторгу, где они не могли бы иметь сношения с по-сторонними лицами и были бы заняты работами”.
Вскоре сюда прибыла партия из 12 государственных пре-ступников, в том числе Чернышевский и Красовский. Какое-то время сидели в тюрьме Александровского Завода, затем были отпущены на жительство вне тюремных стен.

В 1867г “на осно-вании высочайшего повеления” срок работ Красовскому был уменьшен с двенадцати лет до восьми. Когда до конца срока оставалось два года, он решился на побег.

Через 14 лет после Красовского с Карских рудников вме-сте с семью товарищами бежал народник Ипполит Мышкин (ав-тор плана освобождения Чернышевского из Якутска), осуждён-ный на 25 лет каторги. Их вынесли из мастерской в ящиках со стружками. Через месяц Мышкина схватили во Владивостоке, а в январе 1885-го расстреляли в Шлиссельбурге за оскорбление тюремщика.

Андрей Красовский до Владивостока не дошёл.
“Господину военному губернатору Забайкальской области
Нерчинского окружного исправника РАПОРТ. Александ-ровское волостное правление рапортом от 5 сего июня, за № 894 мне донесло, что бежавший в 20 числа из Александровско-го завода государственный преступник Андрей Красовский най-ден в 2 1/2 верстах от деревни Туманской, застрелившимся из огнестрельного оружия, о чём долгом счёл донести Вашему пре-восходительству. Князь Ухтомский”. Из списка ссыльно-каторжных политических преступников, убывших в мае 1868 г. (стиль оригинала сохранен):

см. далее.

(С) В.И. Агошков.