Раздумья человека, находяшегорся на перепутье

Жайлыбаева Нурсулу
Публикация на соискание премьи. РАЗДУМЬЯ ЧЕЛОВЕКА, НАХОДЯШЕГОРСЯ
НА ПЕРЕПУТЬЕ

Раздумья человека, находящегося на перепутье и боящегося идти, уже выбрав путь – так я определил бы современного человека, который действительно растерян, неожиданно оказавшись в новом пространстве с распада социализма. Но на новый путь каждый когда-то вступает в процессе жизни и решается порвать с прошлым и начать новую жизнь. Ибо наша жизнь обновляется с каждым новым этапом. И человеку на каждом этапе приходится, сознательно или бессознательно, перестраиваться. Но неуверенность и сомнения всегда наполняют его жизнь, и ему не всегда бывает легко сбросить, часто, мертвый груз прошлого. А что здесь говорить об обществе? Ничего. Поэтому о нем сегодня никто ничего не говорит. Все говорят о людях, о человеке и о его свободе. Но путь к свободе и тем более духовной никогда не был легким, хотя он открыт каждому, может быть впервые в нашу эпоху. А потому не каждый ее достигал и познавал как истину. И редко кому выпадала судьба раскрывать тайну внутренней свободы, окрыляющей человека и дающей ему силу парить в вышине человеческого бытия. Стремления эти в нас живут всегда. И мне очень хочется, чтобы они были жизнеспособными и стойкими, способными преодолевать видимые и невидимые барьеры на этом нелегком пути.
Люди сами друг для друга создают поля притяжения. Тот великий проект, который создается законами нашего бытия, осуществляется независимо от того, нравится он кому-то или нет. И от того, что эту великую силу мы называем творением Бога, ничего не меняется в нашей жизни. И жизнь идет вперед, только вперед, к великой свободе. И я эту свободу называю не только духовной. Это подлинная свобода свободного человека.
Трудно человеку жить с ненавистью в душе, тогда как вся его существо требует любви и слепо стремится к ней. Это – внутренние противоречия жизни, часто раздирающие людей. И, судя именно по ним, я вижу, что духовная свобода уже близка и доступна каждому думающему человеку, нежелающему в нашем мире остаться пассивом, лишь испытывающим влияния мира, но не умеющим еще воздействовать на него. Но та же судьба, играющая с нами и причиняющая нам боль, всегда нам готовит и сюрпризы, чтобы мы не утратили смысл жизни и имели его всегда. Так люди, создающие поля притяжения друг для друга, появляются друг перед другом как дар. В нашей жизни все появлялось так.
Скуку порождает, может быть, безделье, неумение себя занять и заполнять свой досуг. А одиночества люди скорее выбирают сами, чтобы быть наедине с самим собой. Для людей, развитых творчески, одиночество есть их условие. Но как постоянная, всеобщая категория оно приходит, по-видимому, только на период старения. То одиночество, о котором говорю я, есть не наше с вами чувства, а принцип современного общества, обусловленный эгоизмом как социальным отношением, за рамки которых люди не смогут выходить, не разрушив эти социальные связи и тем, действительно, не оставшись наедине с собой. И, по моему, люди как раз не живут так, как им хотелось бы. Создается впечатление, что они и в этом мире находятся как бы против своей воли. Другое дело, что оно не осознается, и существуют на этот счет различные реакции.
Мы говорим, что человечество не умирает. Но оно не может обновиться, если не умрет форма, уже изношенная. А это, по-видимому, и происходит. И тот факт, что кто-то еще живет в тулупе капитализма, отнюдь не означает, что мы имеем дело с объективным взглядом. Я рассуждаю с исторической точки зрения. А многие имеют в виду точку зрения индивидов, кому жарко, а кому холодно. Я говорю вообще о том, что люди придут к новым, человеческим отношениям. И к этому история готовится, разлагая старое общественное устройство, а вместе с ними и межчеловеческие отношения. И все это совершается в пространстве, создающимися деньгами.
Сегодня каждый человек ищет то, что было утеряно в распаде, чтобы снова ощутить цельность, наполненность, гармонию, любовь, и всюду сталкивается не с тем и находит не то. И дело в том, что он находит сегодня и как. Все остальное лишь навязываемое нам чьей-то фантазией, стремлением к славе и т.п., информация и образы, которые, по моему глубокому убеждению, не задерживаются в сознании людей столь долго, чтобы повлиять на изначально заложенную в нас природой тяге к прекрасному и доброму. Человек – не зверь. Вопрос в том, что его делает таковым. Человек действительно не изменился с начала существования как духовное существо, он не обрел еще духа и человеческого сознания. Он развивал внешний мир и сам развивался вместе с ним в зависимости от уровня овладения в рамках внешних отношений. Но это не конечная цель истории. История не остановится на достигнутом. И человек не доволен им.