Предисловие к книге любовь как сладкий зпретный пл

Жайлыбаева Нурсулу
ПРЕДИСЛОВИЕ

После распада социализма, происшедшего неожиданно, так же неожиданно распались и все наши представления, и мы вдруг оказались в пропасти. И теперь переживаем удивительные превратности судьбы, не имея даже малейшего представления о том, что с нами произошло и куда теперь идет наше общество. Действительно, в результате распада социализма был опустошен не только человек, но и все общество, и государству пришлось прилагать большие усилия, чтобы заполнять наши рынки потребительскими товарами и возродить жизнь «на лад западной экономики». Но заполнить людей оно так и не смогло. И распад отразился как стремительная деградация человека.
 И такую поистине непостижимую судьбу сегодня переживают все страны постсоветского общества, которые раньше были связаны одной судьбой, казавшейся тогда неразрывной. В процессе коренной ломки общественного уклада нашей жизни изменились и отношения между людьми и их представления. Здесь качественно преобразовались и отношения между полами и поколениями. Это вызвало невиданные до этого явления во взаимных отношениях между людьми и перевернуло их сознание. Тем не менее, в целом мы остаемся на позиции старого видения жизни, и эти изменения не укладываются в рамки наших стереотипных представлений. Отсюда и хаос, господствующий в реальной жизни, принимает форму иррациональности в нашем сознании. Иррациональное – это то, понять чего невозможно и что недоступно нашему разумению. Это, следовательно, нечто неуправляемое.
Область брачно-семейных отношений как сфера жизненных, живых связей людей между собой сложна и чревата противоречиями. Если сфера общественных отношений: экономических, социальных, политических, моральных и т. д. всесторонне изучались и осмысливались, в особенности марксизмом, то сфера индивидуальных связей людей, в данный период являющиеся самыми важными, остаются покрытыми тайной. И здесь мы сталкиваемся с настоящей невежественностью. Поскольку вся жизнь человека от его рождения до смерти проходит только здесь, то и благополучие, и счастье его связаны с этой областью и ее устойчивостью. Распад этой области, обусловленный распадом экономики и социальных связей, распадом культуры и т. д., вызвал поистине неуправляемые процессы. В этом смысле, связи между обществом и семьей не установлены. И они трактуются сами по себе, по большей части рассматриваемые в зависимости от сознания и воли людей, в то время как речь идет об осознании логики развития семьи и брачных связей, предопределенной не только объективным развитием общества, но и самой истории. В этом отношении еще Ф. Энгельс, подводя итоги, в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» писал, что «мы имеем три главные формы брака, в общем и целом соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству – парный брак, цивилизации – моногамия, дополняемая нарушением супружеской верности и проституцией». И в то же время он отмечал, что своеобразие прогресса, который проявляется в этой последовательной смене форм, заключается в том, что половой свободы, присущей групповому браку, все более и более лишаются женщины, но не мужчины. И, действительно, групповой брак фактически существует для мужчин и по настоящее время. Но чем больше старинный гетеризм изменяется в наше время под воздействием капиталистического товарного производства и приспосабливается к последнему, чем больше он превращается в неприкрытую проституцию, тем сильнее его деморализующее воздействие (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. 2-е, т. 21, С. 64).
Решающую роль в этой области, как и во всем обществе, играют деньги. Потребности индивидов, их стремления и страсти не являются самостоятельными сущностями. Фрейдовское «либидо» становится принципом в эпоху, когда уже перевернулись взаимоотношения между мужчиной и женщиной, и освобождение женщины уже осознавалось необходимостью. В мире во всех передовых странах Запада женщина «само освобождалась». Социализм в законодательном порядке помог женщине освободиться от рабства и тем заслужил презрения мужчин. Но все было предопределено развитием денежных отношений, ставшими столь важными, что ныне мы о чем-то другом и не думаем, кроме денег. Больше того, мы всецело превращаемся в деньги и отождествляем себя с ними. Бизнес – это делать деньги. Мы и делаем деньги. Перевод взаимоотношений полов на денежную основу вызвал жестокую борьбу между мужчиной и женщиной и перевернул все прежние представления, поскольку деньги коренным образом изменили характер их взаимоотношений и потребностей. И теперь на этой основе, когда в брачных связях мужчина и женщина отталкиваются друг от друга, не случайно развивается одиночество как массовое явление. Ибо брачно-семейные отношения гаснут и находятся на грани исчезновения. Но как следствие распада семьи и традиционных брачных отношений развиваются свободные формы отношений между полами, не ограниченные брачными узами и принимающие различные лики на основе денежного обмена.
Семья переживает не кризис, а, как и общество, распадается, исчерпав свои возможности как социальный институт. А как необходимое условие формирования личности она только становится. Кризисы можно преодолеть, их можно предупредить, предотвратить. А процессы распада – нет, они обусловлены глубокими причинами и ведут к качественным преобразованиям предметов и явлений и требуют их исследования с этой позиции, то есть с точки зрения их изменения и перехода к новому качественному состоянию. А семья, как и общество в целом, претерпевает именно такие изменения и поэтому находится в процессе сложной трансформации своей структуры и движущих сил. Поэтому традиционная семья деформируется. Поэтому понимание данного состояния как кризисного нас дезориентирует и заставляет прилагать основные усилия на реставрации данного, изжившего себя, состояния и тем отвлекает внимание от новых, преобразовательных процессов, совершающихся в обществе объективно, слепо и бессознательно. Отсюда и стихийность нашего развития, порождающая иллюзий и различные мистификации.
Это говорит о том, насколько важно для нас сознательное отношение к основанию нашей жизни и ее объективное понимание.
По рассматриваемому вопросу я изложил свое мнение, которое является результатом моих многолетних размышлений над темой о нашем будущем, и я не думаю, что мои мысли неубедительны. И в то же время я осознаю, что они не бесспорны. Напротив, я осознаю сложность этой проблемы и то, что одному человеку она не под силу. Область, которую я изучаю уже много лет, является столь же обширной, как и мир, окружающий нас. Мир человека, основанный на отношениях полов, богат и неисчерпаем. Поэтому я лишь поставил ряд вопросов и попытался на них ответить со своей позиции, пытаясь охватить проблему в ее целостности и как развивающегося процесса, которая находится в постоянном изменении. В нашем сознании понятия о динамике реальных жизненных процессов даже еще не складываются. Демографическая наука еще далека от того, чтобы стать научной. И как таковая она просто умирает, как нежизнеспособная форма мышления. Здесь по большей части мы имеем дело лишь с сухими статистическими отчетами и безжизненными цифрами, оценивающими все в этой сложной области по «кривой» и «координатам». Этим объяснятся то, что я отказался от такого рассмотрения и решил представить реальные жизненные процессы в их динамике и без цифр, в которых каждый человек увидит себя и свои отношения к другим и к самому себе в реальной общественной и индивидуальной жизни. Я буду рад всякому критическому суждению в адрес моей работы.