KENT

Михаил Кобыляцкий
               
 Моему отцу посвящается


Да, Кент, такое краткое и ёмкое название. Если быть точным, то это совсем не Америка, как и во многом. Примеры: "Уинстон", "Малборо", "Пэлл Мэлл" и много, много другого. Просто графство Кент, почему-то стало излюбленным брэндом в Америке. Но дело не в этом. Я хочу вам рассказать о сигаретах "Кент" в моей жизни.
Началось всё это очень давно - в далёких 70-х, когда я только начинал курить. Мальчишеская гордость не позволяла собирать окурки с трибун местного стадиона СКА и докуривать их тайком там-же, под трибунами, в интимных сараях, где содержался спортивный инвентарь. До конца недокуренные окурки несли названия тех шикарных сортов. Как то: "Столичные", Болгарская "Варна". Ну и конечно Отечественные - без фильтра "Прима", "Подольские" и прочая дешёвая дрянь, которую в нашем возрасте никогда-бы не продали с прилавка.
Но в наших юных сердцах начинающих курильщиков всегда витала мечта попробовать то, что наши старшие братья с таким упоительным выражением называли "АМЕРИКА". Да, где-то там, в далёкой Америке. Мы даже знали, что там есть какой-то штат Вирджиния. И там они производят сигареты какого-то просто фантастического качества. как говорят старшие пацаны, куря их можно просто забалдеть. Поверте мне, моей наивной, израненной душе моего детства. Речь вообще не шла о каких-то там наркотиках и прочее. Мы просто в силу своего возраста, вообще об этом ничего не знали.  Просто нам было известно, что например отличие от курения сигареты "Варна" - когда ты попыхиваешь Кентом или Филлип Морисом, ты можешь испытать определённое эстетическое удовольствие.
Колоссальный запах, не сравнимый с Отечественным говном. А также физиологический и ментальный кайф, присущий только курению Американских сигарет.

Всё это хорошо и понятно. Но как, скажите мне, израненной детской душе реализовать свои навязчивые Фрэйдовские идеи.

Да очень даже просто. Надо скопить денег от тех школьных завтраков и обедов, которые тебе дают родители. Монетка к монетке, потом поменять на бумажные. И вот, наконец ты обладаешь определённой суммой, которая позволит тебе купить вожделенную пачку настоящих Американски сигарет. Но вопрос, где и как? При твоём возрасте сигареты вообще не продают, даже Советские - в магазине, а тут - Америка.

В школе мне по секрету сказали, что можно купить то, что мне надо у старшеклассника Васильева, который учился на той-же смене, что и я. Встреча была очень унизительной. Маленький, плюгавый мальчишка, но не забудте, что он был старше меня на целый год, сказал мне с принебрежением, что он может продать пачку сигарет "Пэлл Мэлл" без фильтра за 1.5 рубля. Обрадованный таким предложением я вывалил ему груду мелочи, получив взамен красивую, плотную, красно-золотую пачку.

Прийдя домой, я дрожжащей рукой сорвал ленточку и открыл пачку в вожделении, наконец, понюхать, почувствовать этот неописуемый запах Вирджинского табака. К слову, мы всегда нюхали импортные сигареты, присуствующие тогда в наше сети. Это были либо Болгарские: "Варна" "БТ" "Аэрофлот" и "Стюардесса". Я даже не говорю о более дешёвых сортах, как "Солнце" и "Шипка". Нет. Америка пахла совсем по другому, и поверте, что может быть 50% удовольствия заключалось именно в том, чтоб понюхать этот незнакомый смэл Вирджинского табака. Сигареты, которая совершенно не требовала "размятия" и была вот той самой нормальной консистенции, которая уже подходит для того, чтоб поднести спичку!
Так вот, я дрожжащими руками сорвал ленточку и быстро отделив "золотую" бумажку, попытался вытащить желаемую сигарету. Вы не сможете оценить моего отчаянья, когда я обнаружил, что сигареты, которые я купил - называются "Лайка"!
Тогда я в первый раз в жизни понял, что оказывается тебя очень даже могут обмануть на светлой мечте твоей жизни!
Ну ладно, на этом дело не стало. Оказалось, что в моём дворе живёт один "мажор" - капитанский сынок, у которого всего в избытке. Но другой раз ему просто нужны наличные деньги и он готов приторговать Американскими сигаретами, которые из далёких рейсов привозит его папа.
Туповатый, заторможенный броне-подросток обьяснил мне, что деньги ему нужны на покупку таблеток, содержащих кодеин с термопсисом, а также разного колибра транквилизаторов, как-то - "Ноксерон" "Седуксен" и прочее. Я понятно кивнул головой, потому-что очень ещё издалека слышал обо всём этом.
- "У меня есть "Кент". Хочешь попробовать? Покупай, 2 рубла пачка."
Я сказал ему, что с детства люблю "Кент" и только его и курю, но есть одно условие. Я плачу после того, как ты открываешь и я убеждаюсь, что внутри именно "Кент".
Александров посмотрел на меня мутными от кодеина глазами и сказал, что я просто "поехал", но пачку при мне открыл, выбил сигарету мне на пробу и сказал гнусавым голосом:
-"Ты чё не врубаешься, что у меня всё нормально. Мне просто нет понта тебя "тащить". Я живу сегодня, ты просто не понимаешь!"
Да где уж мне не понять, думал я с завистью глядя на его джинсовый костюм " ". Классные расклешённые штаны с ещё более шикарной курткой. Повторяю, на дворе были ранние 70-е.

Время шло само собой, но Александров, к сожалению, нет. Время от времени он проподал куда-то, по слухам - в психиатрическую лечебницу и поэтому надо было искать другие источники приобретения Американских сигарет. Мои старшие друзья сказали мне, что самый реальный способ покупки - это у швейцаров модных ресторанов. У старшеклассников уже был богатый опыт, которым они со мной поделились.
Представте себе, подходит плюгавый шкет и просит швейцара продать ему пачку контробандных Американских сигарет. Душа поёт!
Я подхожу развалистой походкой к стеклянной двери ресторана "Море". На входе стоит жестокий и неподкупный швейцар на одной ноге. Вторую ногу заменяет аллюминивый протез. Но этот дядя в данный для меня момент является самым главным. Даже чуточку выше самого директора ресторана.
Итак, я небрежно открываю тяжёлую стеклянную дверь и голосом, лишённым всех сомнений и страхов, говорю:
- "Слышишь, любезный, а не могу ли я купить пачку настоящих Американских сигарет?"
"Костыль" на секунду замирает, окидывая меня таким презрительным и сожалеющим взглядом и говорит:
- "Что тебе надо, пацан? Говори и быстро сматывайся!"
Я говорю, что увожаю, вобщем-то Кент" и готов выложить за пачку целых полтора рубля.
"Костыль" смотрит на меня презрительно и говорит, что "Кент" в ассортименте есть только 100мм и стоит он 2 рубля
Я поковырявшись в кармане, отстёгивая "Костылю" 2 рубля и быстро ретируюсь с холодной и крепкой пачкой Американских сигарет. Проверять здесь не надо. Ну где вы видели швейцара, который в свободное от работы время - перезаряжает пачки? Вот так. Век живи - век учись!
Жизнь пошла своим колесом и приоритет Американских сигарет стал намного меньше. Но не потому,что я утерял вкус к реальному Вирджинскому табаку, а потому что курить стал, вообщемто больше и финансовый мой статус стал давать большие трещены. Тут появились классные, в общем и если говорить на чистоту очень качественные Болгарские сигареты. На нашу Советскую голову со стороны дружественной страны, которая в основном торгует консервированными помидорами и огурцами, последовал обвал недорогих и очень качественных сигарет.
Мой отец неоднократно говорил мне, что в табачной индустрии лидируют две страны.
Производство лучших в мире сигар держит с неоспоримым авторитетом дружественная Коммунистическая республика Куба.
Оттуда и цены на одну сигару брэнда "Ромэо и Джульета", "Легерос" или "Партагас" - 50 копеек, максимум 1 рубль, в то время, как в Америке такая штучка на чёрном рынке стоит до $25 и больше. Это, кстати виртуозно использовал Андрон Кончаловский, делая свой "бизнес" при внедрении в Голивудскую Богему!
Но там, конечно была ещё и чёрная икра. Несмотря на известность и статус - выживать то надо!
Я же попмню другие времена, которые я проводил в доме одного "мажора", папа которого был близко знаком с семейством Кастро.
У нас бывало заканчивалось курево, и тогда сынок с нескрываемой гордостью доставал из папиного ящика большие, толстые сигары, дарованные самим Фиделем!
Можете себе представить этот щемящий восторг от воскурения Гаванских сигар после "полировки" Украинским портвейном за руб. семнесят две и дешёвой копчёной скумбрии!
Кстати, там же произошёл коллосальный конфуз, когда в порыве "жажды" и недостатка средств был по ошибке распит папин подарочный, 40 летней выдержки коньяк от космонавта Шонина!
Мы стояли на следующий день - стройно в ряд и выслушивали нарекания "командира"
Всё было понятно и ясно, кроме одного: Как можно "полироваться" сорокалетней выдержки коньяком после 52 копеечного столового гибридного вина?!
Для меня было совершеннейшим сюрпризом, что сигареты "Кеннт" могут стать определённым источником обогащения.
В моём классе учился тихий скромный парень - Женя Гурьев. И кто-то шепнул мне по секрету, что у него тоже можно купить Американские сигареты. Я был очень удивлён. Но всё-же на перемене решил поговорить с ним.
И да... этот "скромный" парень прдложил мне купить у него "Кент" - за полтора рубля! А также сказал, что может отдать по рублю, если я возьму больше... блок или два.
Я был крайне удивлён подобным предложением, но позже кто - то из наших одноклассников шепнул мне, что его папа работает на таможне в порту. Так всё становилось понятным.
Я уже не помню, как собрал эту сумму, но скоро стал обладателем двух блоков "Кент", которые с успехом реализовывал среди знакомых или на Одесской толкучке, получая реальную прибыль!
Это был первый опыт подпольной коммерции, которую я позже успешно продолжал.
Но это уже были не сигареты, а джинсы, другие иностранные шмотки и .. конечно зарубежные музыкальные диски, которыми я тогда тогда так увлекался. Вот так можно сочетать приятное с полезным!
А сам я довольствовался приятными и недорогими сигаретами, которые покупал с небольшой переплатой из под "полы" - в киоске газированной воды, где свой бизнес делала семья евреев Коганов.
Отец Хаим и сын Фима, который в последствии стал директором крупного супермаркета.
Вообще в Одессе очень много чего можно было купить "из под полы"
Так, например, бутылка белого креплёного вина "Билэ Мицнэ" в народе называемая "биомицином" по настоящему стоила рубь, семь копеек. Но  никогда не выставлялась на прилавке винного отдела местного гастронома.
Просто надо было подойти к продавщице, выложить точно, без сдачи - рубль, двадцать копеек и доверительно попросить бутылку "Бецмана"
Вот так это делалось в Одессе, да наверное ...и не только.
Но, как я потом понял, это делалось не только в Одессе - до неё родной ещё дойдёт время, я об этом расскажу позже.
Первые Отечественные сигареты Американского типа выпустила Московская фабрика "Ява" в 1974 году во знаименовании совместного Советско-Американского полёта "Союз-Апполон" Я честно не знаю в каких магазинах они продавались, но всё-таки их можно было купить на чёрном рынке.
Ну гордость за Державу не позволяла их не попробовать! Тем более, что цена-то была всё-же меньше, чем за капиталистические. Скажу по правде - получилось неплохо, правда были они, почему-то не такие сочные.
Возможно потому, что уже тогда витала неистребимая Советская идея - по домашнему улучшить, а главное - удешевить продукт совместного производства!
Так эта гениальная идея получила повсеместное развитие в Советские времена.
Возьмём например гордость Отечественного машиностроения "АвтоВаз"- производство Советского варианта "Фиата" - "Жигули".
Все помнят надёжность двигателей и особенно качество кузовов первых "копеек", которые делались под строгим надзором Итальянцев.
Ходил в своё время такой анекдот:
Поработав с Советскими собратьями на вновь отстроенном ВАЗе. Итальянцы, перед тем, как оставить столь любовно построенное Детище, которое, в общем-то, даже при другом названии будет нести в мире славу столь известного брэнда - "Фиата - 127". Они решили предотвратить фальсификацию и рационализацию Русских собратьев по кувалде и придумали установить на выходе конвейра своего рода шлакбаум-руку,управляемую компьютерами, которые контролируют качество выходящей продукции.
Если не соответствует Итальянскому стандарту - рука не поднимается. С тем и уехали.
Тут начлись у наших головные боли. Сначала вроде ничего. Но после внедрения мудрых рационализаторских предложений, которые так удешевляют продукцию, рука почему-то перестала подниматься!
К слову сказать, Итальянцы, изучив со своей капиталистической принципиальностью Советский авто-рынок, рекоментовали продовать "Жигули" по 1 тысяче рублей за штуку. Так будет лучше расходиться. Не только на богатые слои населения. И, конечно, собратья ошиблись. Не представляли-же они, что граждане СССР со средней зарплатой 120 рублей в месяц, будут так лихо покупать изделия отечественного автопрома, цена которых больше 5 тысяч с таким рвениеми упорством, простояв в очередях несколько лет.
Ждать в очереди не приходилось только инвалидам Отечественной Войны, которым, вобщем жить-то осталось... Да и пенсия их тоже вроде-бы позволяла!
Да, так вернёмся к нашему шлакбауму-руке. Ну не хочет она подниматься, ну что тут делать!
Собрал директор завода всех своих компьюторщиков и сказал им, что надо обмануть Итальянский ОТК. Бились они родимые месяц, да ничего не получается. Не удаётся с паяльником обмануть капиталистические микро-чипы!
Тут один умелец предложил не тратить Советские время и деньги на такую ерунду и подлую капиталистическую руку просто привязать верёвкой к вертикальному столбу ворот!

Продолжение следует.