Метеорит, 15 февраля 2013 года

Зинаида Новикова
                Чудо проплывает в небесах…
                В сказку никогда не поздно распахнуть окно…
                Только вы поверьте, только вы поверьте
                В то, что мы поверили давно!..
                Слава богу, есть свои у взрослых чудеса…
                Вадим Егоров. Чудо

Самый памятный день года…

Обычное зимнее утро. Я, пенсионерка, устремляюсь к компьютеру. До дня рождения подруги, с которой дружу со школьных лет, осталось три дня, а я вдруг надумала ей в подарок ее фотопортрет, где она молодая и красивая, морозным узором украсить. Фотошоп мне неведом, а потому «рисую» я в Ворде. Занятие это повышенного внимания требует, ведь одно неудачное движение компьютерной мышью – и несгруппированные фигуры разбегаются в разные стороны. Расставляй их потом снова
по своим местам!

Хоть и спешу я, а своему правилу не изменяю: первым делом интересуюсь, что в мире творится. Интернет для меня – основной источник информации.

Наспех пробежав глазами по строчкам новостей на Яндексе, я открываю Ворд. Однако несколько встревожена я из-за одного сообщения: «На расстоянии 27 тысяч километров мимо Земли пролетит астероид». Думаю: «Это же совсем близко! А если прорвется к Земле?» Хотя и крайне редко включаю я телевизор, а как-то умудрилась однажды увидеть документальный фильм о последствиях столкновения астероида с Землей. Конец света, короче, – вот что будет, если это произойдет. Правда, ученые заверили: в ближайшее время нам такая катастрофа не грозит.

Переживать по поводу приближения астероида мне к тому же и некогда было – «рисовать» надо быстрее.

Напряжение мое с каждой минутой возрастало, все внимание сосредоточилось на экране ноутбука. Время перестало для меня существовать. Вцепившись мертвой хваткой в мышь, я осторожно совмещала узор с портретом…

Вдруг ярчайшая вспышка ослепила меня. Экран ноутбука пропал из виду. Однако мышке в своей руке я не позволила даже шелохнуться, – начинать все сначала, если фигуры разбегутся, совсем не хотелось.

«Вот это да, как солнце вжарило с утра пораньше!» – восхитилась я. Моя голова автоматически повернулась в сторону окна, рука с мышью, тем не менее, осталась на месте, словно приклеенная…

То, что я увидела, поразило меня: за окном было темно!

«Но ведь не может же солнце вот так, выглянув на секунду, мгновенно скрыться!.. Да и вообще таким ярким в этот час быть
не может!.. Да что там – так рано именно в этом окне, выходящем на запад, его и быть-то не должно! Даже на южной стороне
в окно видно лишь, как оно начинает выглядывать из-за крыш соседних домов… Но что же тогда это было? Колонна машин
с включенными мощными прожекторами промчалась по дороге? Но ведь тихо же! И до вспышки было тихо».

Подойти к окну посмотреть мне мешала мышь: бросить ее я не могла. Нужно вначале сохранить изображение. И я повернула голову к экрану, чтобы сделать это…

В этот миг раздался мощный взрыв. Затряслись стены, из окон полетели стекла, зазвенели, разбиваясь о пол и столы, донесся их звон и с улицы. Пол ушел из-под моих ног, журнальный столик вместе с ноутбуком, казалось, подпрыгнул и поплыл куда-то
в сторону, голова закружилась, но я, стараясь не потерять равновесия, все же изо всех сил продолжала крепко удерживать
в руке мышь: «Надо скорее сохранить изображение – не ровен час электричество вырубится!»

«Что это?» – попыталась я собраться с мыслями. Прислушалась. Никаких криков ни за стенами у соседей, ни в подъезде,
ни на улице. Это-то и странно: после такой ослепительной вспышки и оглушительного взрыва – тишина! Необычное что-то произошло…

«Так ведь это же… астероид!» – догадалась я. Перед глазами всплыла новостная строка Яндекса…

Вот тут уж я, не раздумывая, бросила мышь и помчалась к окну: раз в жизни появилась возможность увидеть чудо – нельзя упустить!..

До окна оставался последний прыжок, как вдруг я резко затормозила: «Так ведь если это астероид, то…»

Я вся сжалась, приготовившись лететь вниз, ведь ни секунды не сомневалась в том, что произойдет дальше: пол подо мной провалится, сверху на меня обрушится потолок, стена передо мной развалится и последнее, что я успею увидеть, это рассыпающиеся, словно карточные домики, соседние здания. Я реально осознавала неизбежность этого. Меня захлестнула обида на ученых: «А ведь обещали, что мимо пролетит! Убеждали, что не будет конца света...» И совсем уж некстати промелькнула печальная мысль о несохраненном изображении.

Один за другим донесшиеся с улицы безобидные по сравнению с первым взрывом взрывы-хлопки вмиг вывели меня из оцепенения: обошлось!..

Моментально завершив свой прыжок, я поспешно взглянула на небо. При виде растворяющегося в небесной синеве тоненького кончика широкой белой полосы я чуть ли не захлопала в ладоши от радости:

– Не долетел!.. Не прорвался!..

При этом я еще и приплясывала на хрустящих под ногами осколках стекла. Радовалась, как может радоваться  человек, реально переживший, пусть и мгновение, конец света.

Перебегая от одного окна к другому, я принялась фотографировать белый след на небе. Первый снимок сделала я уже через четыре минуты после взрыва. При взгляде на разбитые окна в комнатах создавалось впечатление, что метеорит проложил свой маршрут прямо через квартиру, влетев в одно окно и вылетев в другое. Фотографировать след было непросто – его скрывали нависающие над окнами балконы квартиры верхнего этажа. Бросая между делом взгляды по сторонам, я удивлялась равнодушию людей к происходящему: на небо никто не смотрел, никто не останавливался, обсуждая случившееся
с окружающими, никто не выглядывал из окон… Казалось, только я осознавала грандиозность произошедшего: это же чудо, что астероид так близко подлетел к Земле, но все же не долетел до ее поверхности!

Наконец я возвратилась к компьютеру и сохранила до сих пор так и не сохраненное изображение. Оно вроде даже
и не пострадало: фигуры не разбежались… Странно как-то было: на Яндексе астероид по-прежнему продолжал «приближаться к Земле», строка не исправлялась на «уже прибыл!». Я же думала, что астероид был виден абсолютно всем жителям Земли, –
на то он и астероид, а не обычный метеорит. Астероид, считала я, – это метеорит гигантский.

Ну а дальше были безуспешные попытки дозвониться до всех тех, о ком я беспокоилась, в первую очередь до тех, у кого были проблемы со здоровьем и кто мог в это время находиться один в своей квартире, но поскольку телефонная связь отсутствовала, я помчалась к живущим поблизости: вдруг поранились стеклом и нужна помощь.

На улице я опять же поразилась спокойствию окружающих, тому, что все было, как всегда: все с безразличными лицами шли по своим делам. Осознав то, что вот эти люди несколько минут назад могли навсегда исчезнуть, я испытывала такое чувство, словно меня с этими людьми связывало уже нечто большее, чем просто проживание в одном городе…

Связь восстановилась, когда я бежала по третьему адресу. Убедившись в том, что никто вокруг меня и те, о ком я беспокоилась, не пострадали и не нуждаются в моей помощи, я направилась в ЖЭК…

В этот день я всем с уверенностью разъясняла:

– Это был астероид, он не долетел до Земли.

Более продвинутые мне возражали:

– Астероид же только ночью будет пролетать!

А я:

– Прилетел раньше срока!

…Подойдя к ЖЭКу, я увидела стоящую возле него машину со стеклом.
«Да, оперативно», – порадовалась я, написала заявление, и уже через месяц в окна моей квартиры стали вставлять стекла.

Многие горожане в момент взрыва подумали, что это самолет упал. Местные «бомбардировщики» с таким зловещим гудением летали над городом, что казалось, того и гляди бомбить начнут или спикируют на чей-нибудь дом. Не потому ли челябинцы столь суровы? Ежедневная закалка нервов! А я, живя в доме у перекрестка, по ночам привыкла просыпаться от жуткого грохота, словно грузовик на огромной скорости врезался в фонарный столб, – это он просто не заметил «лежачего полицейского».

Встречаясь с кем-либо впервые после падения метеорита, я интересовалась тем, кто о чем подумал в момент взрыва. Одна молоденькая девушка, работающая в центре расчетов населения за коммунальные услуги, например, в момент взрыва предположила, что это их офис… «население подорвало». Что ж, из-за бесконечного роста тарифов ЖКХ и запутанности расчетов не исключался и такой вариант.

Из городка, что в 200 км от Челябинска, люди, наконец дозвонившиеся после взрыва до своих живущих в Челябинске родственников, сообщили:

– У нас здесь так бабахнуло!

А им в ответ:

– Да это у нас бабахнуло!..

Сейчас, конечно, можно и посмеяться: челябинские пенсионерки настолько суровы, что при взрыве метеорита лишь крепче сжимают в руке компьютерную мышь… А тогда…

Самое обидное, что, проживая в районе падения метеорита, я не увидела наяву его полета по небу. Но когда я говорю об этом кому-нибудь, слышу в ответ: «Ну и что, ведь в интернете можно посмотреть! Там про метеорит вон как много всего!» Только это же такие разные вещи: одно дело – видеть на экране и совсем другое – наяву! Было бы еще не так обидно, если бы увидеть помешала серьезная причина. Я ведь по утрам обычно, прежде чем приступать к работе, выхожу встречать солнце. Иду навстречу ему, смотрю на небо. Уж непременно заметила бы в то утро появление белой полоски и болида! Очень жалею, что поспешила тогда засесть за компьютер! Сидение за ним и помешало стать очевидцем чуда.

Увидеть вспышку, ощутить взрыв и наблюдать след от метеорита в небе – этого мне недостаточно.  Переживаю я еще
и по поводу того, что не бросилась сразу, по снегу, искать осколки метеорита просто потому, что не поверила в их существование: я же своими глазами видела, что он не долетел до земли, распылился в воздухе!.. Когда я все же поверила, поиски были приостановлены, но в апреле мне все-таки посчастливилось участвовать вместе со специалистами в поисках осколков метеорита и даже найти один (его я подарила ученым; главным-то для меня было – искать и найти!).

Ну, вот и все: сохранила изображение памятного события…

P. S. Я просто поделилась своими впечатлениями с теми, кто не был очевидцем события. Хотела сделать это сразу после случившегося, еще год назад, да только тогда с компьютером не освоилась, а в интернете и до сих пор, как на минном поле. Немало оригиналов фотографий пропало у меня лишь из-за того, что не могла понять разницу между «сохранить» и «сохранить как…». Вот поэтому в тот день так долго возилась с сохранением изображения, пытаясь в ограниченное время сообразить
и что происходит, и… на какую же кнопку нажать.

Увиденное мною отличается от того, что отражается в многочисленных видеосюжетах в интернете и эмоциональных комментариях, ведь в моем случае – улица из малоэтажек, без общественного транспорта, без крупных предприятий, учебных заведений и торговых точек, поэтому в рабочее время, в основном, в домах – спящие или больные люди, а на улице – неработающие пенсионеры с их погруженностью в свои проблемы выживания, многие из этих людей – без  мобильных телефонов. Вот в многолюдных местах города в это время люди, обеспокоенные непонятным происшествием и отсутствием мобильной связи, устремились друг к другу («А вы дозвонились?» – «А вы?») и будто сблизились, сроднились.

Если бы я в то утро оказалась на улице, не зная об астероиде, то, наверное, догадалась бы, что это метеорит, ведь бесшумно летел – значит не самолет, атомного гриба не наблюдалось, да и не период же холодной войны. Конечно, при этом я и сама стояла бы и смотрела в небо и обращала бы внимание окружающих на чудо. И только посыпавшиеся из окон домов стекла сдвинули бы меня с места – побежала бы домой, проверять, все ли в порядке с домочадцами…

А вообще, домочадцы мои падение метеорита проспали. Их, отсыпающихся после бессонной ночи вдали от окна, не разбудил ни грохот взрыва, ни звон разбивающихся стекол. В ту трагическую для меня минуту осознания неминуемого конца
ни малейший звук не напомнил мне о моих домашних. И очень уж странно мне было видеть их закрытые глаза, с трудом разлепляющиеся от моего восторженного «Не долетел, не долетел!». Даже потребовалось пояснить: «Астероид...» И оставалось моим домочадцам лишь собирать осколки стекол да фотографироваться на фоне разбитого окна (фотография есть в видео
на ютубе на моей странице).
15 февраля 2013-го мне посчастливилось не травмироваться осколками стекла, однако, как видно, от судьбы не уйдешь: месяц спустя наткнулась я на крошечный осколочек в глубине угла под окном. Ну, ничего, обошлось малой кровью...


(Ссылка на видео  «Метеорит. Челябинск. 15 февраля 2013 года» – на моей главной странице.)