Эффект дерева

Федя Куприн
Все эти заведения здравоохранения ничем не отличаются между собой. Таблички с потрескавшейся краской, люди с немым ожиданием на лице, безмолвно снующие туда-сюда врачи, пациенты с признаками поражения. И неважно, каким ты сюда придёшь – уйдёшь таким же. Лучший врач сидит в тебе, бесплатный, самый толковый, но ты почему-то уверенно говоришь, что неизлечим. Крайние меры.
Ждать, как можно ждать, когда всё вокруг надоедает со скоростью электрона, несущегося по орбите вокруг ядра, когда мысли носятся с такой же скоростью, когда даже представления о самом себе меняются с такой скоростью. А тебе говорят – жди. А вдруг не дождёшься?

Давление поднялось, кровь пошла носом. Глаза медленно стали закрываться, потом быстро открываться, ждать оставалось долго, капли стали падать быстрее. Санузел, с неиссякаемым запахом хлорки, бьющим даже через поток крови в ноздрях. Грязная раковина, которая из-за лени раздобревшей уборщицы навсегда останется жёлтой, ржавой, отчасти кровавой. Зеркало, треснувшее со временем. Полумрак, полугрязь.

-Кем ты хочешь быть?!-голос звучал откуда то из лабиринтов извилин – Кем?
В зеркале отразился парень в очках, отчасти похожий, очки треснули, стёкла вонзились в глаза и их залило красным. Стало страшно. Невыносимо страшно. Невыносимо, как вся эта грязь вокруг. Злость пробрала каждую клетку. Он собрался с силами и ударил по зеркалу. Но оно не треснуло, а только стало мутно-стальным. Рука стала кроваво-алой, на образ внутри зеркала помутнел, а этот раз превратив его в невыспанного, дёрганного молодого человека возрастом явно меньше, с неровной бородой и худыми скулами, всем видом напоминающим о его образе жизни.
-Ну так кем? Поэтом? Писателем? Философом?

Сил смотреть не было, кровь из носа текла всё сильнее, а рука бушевала фонтаном. Вопрос не умолкал, казалось, он уже несётся из каждого кафельного угла, из каждого крана, из труб. Вылезает и обволакивает со всех сторон. Оставалось только смотреть и слушать.
Образ поменялся, новое лицо мало чем отличалось от лица предыдущего поэта. Взгляд живее, с хитрецой и издёвкой, самолюбие, так и прущее из взгляда, модная стрижка, ровная борода.
Силы иссякали, шансов спастись почти не оставалось, мало кто зайдёт в это серое помещение и за него ответит на вопрос. Никто просто не сможет. Кроме него самого.

-Ну что ты мучаешься, дружок? Просто ответь, кем? Ответь, и выйдешь из комнаты.

-Я..-просто..-хочу-..быть..-Человеком, просто..Ч-Е-Л-О-В-Е-К-О-М...

Он говорил, постанывая, кровь попадала в глаза, его шатало.
-Взгляни в последний раз сюда и реши, а сейчас, ты свободен.

Собрав последние остатки сил, он дёрнулся в сторону двери. Падая, надавил на ручку, и упал, вывалившись на другую сторону, в коридор, теряя кровь вперемешку с сознанием.
А люди ходили мимо, ничего не замечая. Как можно заметить кого-то, когда занят только собой.

-Мама, мамочка, а что с ним?
-А ничего, доченька, поражение, видимо
-Мама, надо сказать доктору, ну пожалуйста, мама, он же умрёт. Это же плохо. Так же нельзя.
Пришли санитары, подняв полуживое тело за руки и ноги, понесли его в процедурную.

***
Просыпаться не всегда приятно. Приходить в себя тоже. Не то, что становиться собой. Особенно когда ваши руки связаны иглами с непонятными приборами. В левой, в правой, что-то красное бежит из правой по пластиковым трубочкам и возвращается через левую. А ты лежишь, и понять не можешь, что творится. Люди какие-то в масках, кто-то в очках. Обсуждают что-то. А ты так и не можешь понять, кто ты. Но вот красное в трубочке сменяется чёрным, серым, зелёным, глаза чьи-то потекли по трубкам, уши, формы лица, носы. Постепенно и осознание возвращается. Эй, дядя, Вы слышите меня? Слышите.

-Доктор, кажется наш пациент становится собой
-Ну нет, что Вы, уважаемый, это невозможно. Пока что он просто приходит в Себя. Вы посмотри только, сколько их в нём!

-Дооооктор, дооктор, где я, что я, кто я
-Громче
-ДОКТОР, ГДЕ Я, ЧТО Я, КТО Я
-О, а это Вы мне скажите, кто ВЫ. Вы только что перенесли процедуру очищения от людей. Я Вас огорчу. Результаты неутешительны. Вы и сами не заметили, как потеряли Себя. Содержание в Вас других людей дошло до 99 промилле. Обычно с таким содержанием уже не живут, а просто существуют. Поразительно ещё, как Вы дошли до нашей клиники...
-А дальше то что делать? – слова доктора повисли в воздухе, привычка недослушивать и перебивать постепенно стала возвращаться
-А дальше? А что дальше? Этим мы Вас спасти не сможем. Так Вы только на время станете собой. Вас спасёт только эффект дерева...
-Что простите?
-На несколько месяцев Вы станете любым деревом в парке, который сами выберете, наши специалисты будут раз в неделю брать жидкость из капилляров под корой, чтобы проверить содержание людей в Вас. Как только уровень снизится до двух промилле, Вы обратно станете Человеком. Вы соглашаетесь?
-Да
-Выбирайте дерево и парк!
-Пальма на африканском пляже
-Хорошо.
***
Чего не хватает человеку – так это развитого механизма очищения души. Дерево сбрасывает листья, питается корнями, цепляется крепче, глубже, растёт, поглощает углекислый газ днём, выдавая кислород наружу, в конце-то концов, очищается через листья, сбрасывая их и ночами поглощая кислород через них.
И люди из его пальмового тела выходили в землю и через листья. Он очищался. Специалист приезжал раз в неделю и ,уже когда брал анализ на третий раз, улыбнулся и сказал:
-Уже всего 18! А три недели назад было 99! Он отлично справляется, он точно выздоровеет и снова станет Человеком!

Не суждено.

Вечером, после отъезда лаборанта на море разбушевался ветер. Ветер закручивал песок, поднимал волны высотой в его рост. Внезапно, он почувствовал надлом, затем через листья услышал треск, что-то треснуло, видимо, нижняя часть ствола. Он почувствовал, как его вырывает из земли вместе с корнями, как листья улетают в воздушную бездну.
-Всё, конец эпопеи, спасибо, Жизнь, прощайте, Люди.

С этими мыслями его пальма рухнула. Жидкость вытекала из капилляров вместе с жизнью. Конец.
***
Он полз, голый и разбитый, с переломанными ногами по камням, истекая кровью, но полз, зная, что там, на гранитных скалах, спасение. Оставалось двести метров, не более. Силы откуда-то брались. Он становился Человеком, таким, каким и должен быть, без лишних людей в крови. Сто пятьдесят метров до скал, он перевернулся на спину и посмотрел на небо. Лев и Баран носились по небу лучами. Будто Лев гнался за Бараном, а Баран, сопротивляясь, хотел поднять Льва на рога. Они носились и останавливались, в один момент ему показалось, что они оба посмотрели на него и улыбнулись своими дикими звериными улыбками.
-Ты сможешь – на этот раз звучало в его голове.
150-100-50-40-
-20-20-10-9-7-
-6-5-4-3-2-1.
Он смог.
Он – Человек.
12.01.2014. 5:45