Письмо в редакцию. 11 января 2014 года

Константин Берёзин
     Многоуважаемая редакция радио «Образ»! Слушал сегодня вечером повтор программы «Точка зрения» с Павлом Аккуратовым и о. Василием Спириным (от конца прошлого года; та программа, в которой подводились итоги года, и говорилось о церковных СМИ и о Рождестве Христовом). Поскольку там упоминалось о получении писем («обратной связи») от слушателей и читателей СМИ Нижегородской митрополии, то решил тоже немного написать. Что нужно сказать об одном вопросе…

     Относительно пессимистичного взгляда на светскую, т. е. нецерковную культуру («культуру» в широком смысле слова), что там дела находятся в плохом состоянии, и постепенно делается все хуже. В частности, что в газетах пишут безнравственные вещи, публикуют «жареные новости», и очень мало доброго и воспитательного. Как мне кажется, это не так. Если говорить о «Комсомольской правде», то там, конечно, все плохо. Но порядочный человек ее и читать-то не будет, потому что от этого противно станет.

     Но есть «Российская газета», в которой совсем другая ситуация. «Жареных новостей» там или нет, или почти нет. Я очень редко покупаю «Российскую газету», но когда все-таки покупаю, она всегда производит очень хорошее впечатление. Статьи пишутся на очень высоком уровне, и в них часто присутствует нравственная тематика. В том числе и о Церкви порой появляются статьи.

     Например, в последнем номере издания «Российская газета – Неделя» (от 9 января 2014 г.) помещена большая статья под названием «Сестры. Их кредо – быть рядом с человеком, что бы ни случилось. И – помогать» (эта же статья и на обложку вынесена), о Свято-Димитриевском училище сестер милосердия при Первой Градской больнице в Москве. И эта статья написана не в елейном духе, что «учащиеся там – благочестивые, и вот, возрождают православные традиции», а в несколько другом ракурсе. Об их буднях, о том, из какой среды люди попадают туда работать. О реальной помощи больным – не о помощи молитвой и не о помощи деньгами, а именно о реальной помощи, помощи делом.

     В статье упомянуто о зачете по физике, а на одной из фотографий – студентка перед доской, на которой написаны мелом химические формулы, и подписано: «Лена Ерохина спец по химии. Смело вышла к доске и получила пятерку». И это притом, что все в этом училище – верующие! Нет такого отвержения, нет негативного отношения к светскому образованию (физике, химии). А где в церковных СМИ можно встретить выражение – «спец по химии»? Обычно вместо этого – паломничества, поклонение святыням и т. д. И это притом, что здесь речь идет именно о таком учебном заведении, в котором учатся и работают только верующие люди. А в простых учебных заведениях занятие наукой – это еще более «обычно».

     В этой же газете есть статья о составленной недавно «Концепции информационной безопасности детей». Вот она – и тема воспитания! Другая статья – отрывки из интервью Патриарха Кирилла. Историческая статья «Дело Принципа» – об «убийстве в Сараево», с которого началась Первая мировая война. Статья про борьбу с курением в Германии (в этой статье много говорится о нравственном состоянии общества). Статья об имплантации искусственного сердца во Франции.

     В обычной «Российской газете» – фотография Путина в храме, в «Российской газете – Неделя» – фотография Медведева в храме.

     У Вас в «Точке зрения» говорят, что «школы открестились от функции воспитания». Это не так. Если некоторые конкретные учителя и высказываются в таком духе, то это не очень авторитетный голос. А в том же законе «Об образовании» говорится (статья 3): «Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: <…> 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

     В одном учебном пособии говорится:

     «Содержание понятия «разностороннее и гармоничное развитие личности» как цель педагогической деятельности включает: умственное развитие; физическое воспитание;   ф о р м и р о в а н и е   в ы с о к о й   м о р а л и   и   н р а в с т в е н н о с т и; духовное развитие; выявление склонностей и задатков, развитие способностей; приобщение к современным достижениям науки и техники; воспитание гуманизма,   л ю б в и   к   Р о д и н е,   г р а ж д а н с т в е н н о с т и,   п а т р и о т и з м а, коллективизма».

     (Ефремов О. Ю. «Педагогика. Краткий курс». СПб: Питер, 2009.  С. 12.) (Подчеркнуто мной.)

     «Воспитание является одним из основных понятий педагогики и важной составной частью педагогического процесса».

     (Там же, с. 68.)

     Из другого учебника:

     «Задачи воспитания и педагогического процесса
<…>
формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам;
воспитание гражданских чувств и качеств, гражданского поведения;
философско-мировоззренческая подготовка молодежи, оказание ей помощи в определении смысла жизни в условиях радикальных политических, экономических и социокультурных преобразований, происходящих в стране и в мире;
<…>
формирование основ семейно-бытовой культуры;
экологическое воспитание и образование;
развитие потребности в здоровом образе жизни <…>
формирование положительного отношения к труду, готовности к трудовой деятельности.
     На этом задачи воспитания и образования подрастающего поколения, разумеется, не исчерпываются».

     (Смирнов В. И. «Общая педагогика». 2-е изд. М.: Логос, 2003. С. 252–253.)

     И где здесь отсутствие воспитательной функции в школах? Она есть. Если значительная часть учителей спустя рукава относится к этим вопросам, то это потому, что эти учителя сами получили образование в Советском Союзе, а там такого было мало. Или – получили образование уже после распада Советского Союза, но по старым методикам. Или – они просто сами немного нерадивые работники. Эти учебники, из которых приведены цитаты, – именно на современном уровне. И если современный педагог действительно заинтересован в том, чтобы хорошо и всерьез работать в школе, то он будет стараться воплотить в жизнь эти принципы.

     А церковные СМИ обычно формируют такой негативный, отталкивающий образ мира, что школы «отказываются от функции воспитания», что в светской сфере сплошная «конкуренция, тщеславие, погоня за деньгами»…

     Пожилые люди, которые составляют значительную часть аудитории «радио Образ» и «Ведомостей Нижегородской митрополии», по большей части просто не могут найти такой информации (которая показывает мир с положительной стороны), не интересуются этим, и у них полно своих стереотипов о «развратном и глупом младшем поколении», так что неудивительно, если они согласятся, что «в светских СМИ все плохо», «научить добру могут только в Церкви, а не в светских учебных заведениях». Много ли дедушек или бабушек, которые по собственной инициативе купят учебник Ефремова по педагогике «для ознакомительного чтения»? Им это все – неинтересно.

     Такие рассказы о том, что вне ограды Церкви – сплошной разврат, либеральные ценности и всякая безнравственность, могут заронить в душу слушателя радио вопрос: «А стоит ли вообще работать в светском учреждении, если вне Церкви – только разврат и грех? Возможно ли для христианина по совести – работать в светском учреждении, например, в полиции, в школе, в больнице, в государственном аппарате, в автобусном ДЕПО и т. д.? Возможно ли по совести христианину учиться в вузе, если все светские, нецерковные люди (а значит, и преподаватели!) – глупые и безнравственные?» Вот лично у меня такие мысли возникли, и задолго до появления «радио Образ». И священники в проповедях иногда говорят, что мир, окружающий нас, – языческий, и что князь мира сего – это диавол и т. д. И как после этого поступать на учебу или работу? Чтобы находится там рядом с «язычниками»? В «царстве диавола»? Между прочим, и Священное Писание с этим не совсем согласно, оно более позитивно смотрит на вещи. «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2 Фес. 3:6–12). (То есть фактически – надо работать в светской сфере.)

     О государстве ап. Павел говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:1–4). «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит. 3:1–2). Здесь нет такой картины, что Церковь – это оплот нравственности, а все, что вне Церкви, поражено безнравственностью, и от этого надо как можно дальше удаляться, и не взаимодействовать со светскими структурами.

     И еще одно. Про западную цивилизацию. Часто говорят, что западное христианство (католичество и протестантизм) приходит в упадок, что католические и протестантские приходы пустеют, что здания храмов продают и сдают в аренду, потому что никто в них не ходит и т. д. Но почему-то одновременно с этим есть объективные данные о числе граждан Германии, которые официально зарегистрированы как католики, и у них есть отметка в документах об этом, и все они платят «церковный налог» – 8 или 9 % от зарплаты. (По этому признаку можно определенно сказать, сколько именно граждан зарегистрированы как католики.) Число это очень большое – около 20 миллионов. Это число, действительно,  неуклонно уменьшается, в том числе потому, что людям неудобно платить большой налог. Как же число католиков уменьшалось и уменьшалось, и в итоге достигло 20 миллионов? (При общем населении Германии около 80 миллионов.) Сколько же их раньше было, если после уменьшения их осталось 20 миллионов? Если бы это были такие «теплохладные и равнодушные люди, которые в храм не ходят и в учение Католической Церкви не верят», то они давным-давно отказались бы от членства в церкви, чтобы не платить деньги (чуть ли не десятую часть зарплаты). А среди этих «до сих пор не-отказавшихся» – много граждан. Число лютеран в Германии (которые тоже платят церковный налог) примерно такое же, как и число католиков.

     Ссылки на сведения о католиках в Германии:

http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=631187.0;topicseen

(Даю именно эту ссылку, потому что она легче открывается.)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Церковный_налог_в_Германии

http://ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_Германии


     (По последней ссылке говорится, что в Германии по переписи более 53 млн. христиан, из них более 24 млн. католиков.)

     И это не социологический опрос в России, когда можно сказать: «Я православный!» – и эти слова ни к чему человека не обяжут, сказал – и всё, никто в голову респондента не лезет и не контролирует, верит ли он в вероучение Православной Церкви или нет (или, может быть, вместо этого верит в оккультизм и гороскопы), ходит в храм или нет, готов ли пожертвовать чем-то ради веры или нет. Здесь речь идет именно о том, что человек (немец) идет на какую-то жертву (отдает значительную часть зарплаты). Здесь статус католика или лютеранина – обязывает к чему-то. России до такого уровня очень далеко. Согласилась бы половина населения России платить 8 % от зарплаты в пользу Церкви (то есть, имею в виду, Русской Православной Церкви)? Вряд ли. Конечно, я никогда не был за рубежом, и не знаю эту проблему «изнутри», так что не могу сказать с определенностью, какова степень христианскости Германии или другой страны. Есть только данные о числе людей, готовых платить налог.

     А в заключение хотел бы привести небольшую цитату из книги о. Андрея Кураева «Школьное богословие» (из главы «Зачем это надо детям?»):

     «А все эти разговоры политиков и публицистов <и многих других людей тоже… – К. Х.> о «возвращении к истокам», не слишком ли вразрез они идут с опытом родившейся веры. И не мешают ли эти разговоры родиться вере в душах, по закону юности рвущихся вперед, а не назад?!»

     Прошу прощения за критику. Хотя Вам и так много теплых слов обычно говорят, можно немного и подискутировать по каким-то вопросам, для разнообразия.







.