награды, слава, память

Юрий Лазин
                Награды, слава, память...

Величье паранойя или бред,
Есть смысл всего, есть жизнь, есть солнца свет,
Кто был велик, был и ушёл бесславно,
Кто был забыт, забвением согрет.


Первый человек, придумавший награды получил в руки способ дешёвого поощрения чужого труда или деятельности, способ поощрения именно нужных направлений деятельности людей (научной, военной, производственной), и возможность этим спекулировать.
 
1. Как были придуманы награды.
2. Как совершенствовались способы награждения.
3. Что  такое слава?
4. Нужны ли награды людям?
5. Какие могут быть награды в будущем?
6. Память о событиях.
7. Попытки спекуляций наградами и славой.



1. В стародавние времена награждали чем-то ценным. Или шуба с плеча князя, или деньги из его казны. Награждали и имениями, вотчинами, поместьями. Это были просто ценные подарки.
2. Впоследствии, когда героев стало гораздо больше, а знатность их оказывалась меньше, были придуманы стандартные награды, подешевле.
3.      Вскоре появились и элитные награды, из золота, с драгоценными камнями, но не для всех.
3. Появились и награды спортивные. Например, в древней Греции были придуманы первые олимпийские  игры. Олимпийские  награды  сразу стали объектом для спекуляций и фальсификаций, но именно потому, что имели  ценность выше номинальной. Победителям ставили памятники в самых людных местах их родных  городов. Вот только победителем считался не всегда спортсмен. Зачастую памятник ставили тому, кто этого спортсмена нанял.
4. Спустя ещё время, когда стало понятно, что достижения в науке и культуре значительнее захватнических побед, были придуманы учёные звания и разного рода степени, премии и мирные награды.
 
Что же такое награда? Фетиш, знак отличия, или реликвия? Если награда олицетворяет славу человека, то она символ славы? Но ведь слава бывает разная даже с одинаковыми наградами. И выражена она может быть, по-разному.  Разве выразить свою славу в орденах и медалях не легче и дешевле, чем в каких-то достижениях или подвигах?

В Будапеште есть улица капитана Гусева. Названа она была в честь русского царского офицера, который отказался воевать с  восставшими против династии Габсбургов, славянами  Австро-Венгрии. Было это в 1848 году, когда Николай 1 ввёл русский корпус для помощи  родственной династии. Подавляющим большинством повстанцев были этнические славяне. Это обстоятельство очень сильно не нравилось русским военным. Капитан Гусев открыто выступил против войны с повстанцами. За это его, и четверых его сподвижников, расстреляли. Весь его взвод был отправлен на каторгу.  Капитан Гусев нарушил присягу, но не на поле боя. Было такое у русских офицеров. Впрочем, не только у русских. Они с презрением относились к палачам и жандармам. Капитан Гусев предпочёл быть расстрелянным, но палачом не стал.  Он  не хотел воевать с соплеменниками, среди которых были и словаки, и словенцы, чехи, поляки, и другие. Венгры нас тогда недолюбливали, а капитана Гусева помнят и чтят имя его. Разве это не слава?
Всех участников этой экспедиции тогда поощрили специальной медалью. Вплоть до полковых священников. Только эта награда даже у нумизматов особой популярностью не пользуется. Не пользовалась она популярностью и среди военных. Её старались не носить.

  А ведь кто-то прославился и 9го января 1905 года на дворцовой площади в Санкт- Петербурге. Случившееся тогда мирное шествие законопослушных граждан к царю с иконами и пением молитв, было не просто не опасным. Это было проявление национального самосознания   народа, который не хотел восставать против существующей власти. Народа, который хотел жить с властью в мире. И кто-то отдал приказ стрелять. И кто-то стрелял. И были это не венгры и не монголо-татары, а русские люди, которых, возможно, поощрили за верность царю и отечеству. Как жаль, что на Дворцовой площади в тот момент не оказалось капитана Гусева, или Шандора Петефи (Национальный герой Венгрии). Я уверен, вся история России пошла бы тогда по другому пути. Но капитан Гусев был опозорен и расстрелян, а царские опричники   остались неизвестными для истории и награждены. Почему? Потому, что 9 января 1905года   случился позор нации, о котором многим хочется забыть, а поступок капитана Гусева есть слава нации, о которой кое-кому не хочется вспоминать.

Героев всегда меньше, чем опричников. Может быть, потому, что герои нужны властям в определённое время и в определённом месте, а опричники нужны всегда и везде.

Александр Васильевич Суворов зачастую не располагал медалями для поощрения солдатского героизма. Нужно сказать, что солдаты его любили. Личный пример и разумное командование Суворова, воодушевляли солдат на массовый героизм. Это не преувеличение. Героев было много и поэтому наград не хватало.  Александр Васильевич стал награждать солдат серебряными монетами достоинством в один рубль. Это были не маленькие деньги по тем временам. За шесть рублей можно было корову купить, да вот незадача. Рубли эти, солдаты не тратили. В монете делалась дырочка, и  рубль надевался на шнурок вместе с нательным крестиком. С этого момента это были уже не деньги. Это была и не просто награда. Это было личное поощрение самого Суворова. У солдат суворовцев, этот рубль ценился больше чем медаль. Такую реликвию передавали по наследству из поколения в поколение. Была ли это слава? Конечно, нет. Медали на груди видны всем, а монета на шее никому. Слава явление публичное. Наверное, такое поощрение монетой было больше, чем слава.

Система наград чем-то напоминает детскую игру в магазин, где за придуманные деньги покупаются придуманные товары. Разница лишь в том, что у взрослых «товары» (поступки и деятельность) реальные, а деньги (награды), придуманные. Если награда призвана недорого поощрить человека за ценное и полезное достижение, с целью не дать ему воспользоваться результатами своего труда, то это детский магазин. Если награда вручается тому, кто её не заслужил, это должностное преступление. В первом случае награда не поощряет инициативу законопослушных граждан, во втором, поощряет подлог и клевету проходимцев и карьеристов.

                Нужны ли награды вообще?

Если человек всю жизнь занимается одним, любимым делом, достойной наградой ему станут только результаты его труда. Осознание того, что он достиг желаемого положительного результата, что его дело востребовано, делает жизнь человека осмысленной. Если солдат, совершил подвиг, то его героизм и составляет  смысл его подвига.  Попадая в ситуацию, когда нужно защищать свою страну, город, семью, он не может поступить иначе, и тогда смысл имеет только то, что он делает, а не полученная за это впоследствии награда. Если героя не наградили, смысл его героизма  от этого не перестанет быть. Если награждают не героев, то перестанет быть авторитет власти, которая эти награды учредила. В этом случае смысла награждения как не было, так и не будет. Зачастую случается, что боевые награды ветеранов крадут мошенники с целью продать. Награду продать они могут, но подвиг, за который эта награда дана, нет. Так нужны ли награды вообще? Может быть, в них нет никакой необходимости. Может быть, это суррогат человеческой славы, (слово эквивалент никак не звучит) который можно приобрести по сходной цене?

Не так давно в Москве были  привлечены к уголовной ответственности несколько частных организаций, занимающихся официальным  учреждением собственных орденов и медалей. Естественно, они и раздавали их за хорошие деньги всем желающим. И всё бы ничего, только  эти награды оказались внешне очень похожи на государственные. За исключением какой-то совершенно незаметной детали. Они и назывались почти так же, как и государственные. Нужно сказать, что этот товар пользовался большим спросом у людей определённого круга. Это притом, что покупатели знали, ордена и медали не настоящие. Просто похожи на настоящие, как две капли воды. Есть люди, которые готовы на всё, чтобы потешить собственную гордыню и пустить пыль в глаза за  деньги, которые некуда девать. А в чём собственно дело? Почему бы и нет? И действительно. Одно только шокирует. Если награду можно купить, в героизме нет необходимости.

  Мы до сих пор не знаем, сколько бойцов погибло в битве с немецкими захватчиками под Москвой зимой 1941 года. Российская статистика стыдливо говорит о том, что погибших советских солдат было от одного до двух миллионов человек. Такой вот неожиданный разброс цифр. Немцы заявляют  о 150 тысячах своих солдат, погибших в этой битве. Стыдно, конечно, говорить о том, что мы даже  представления о наших потерях не имеем.  Обидно, безусловно, что наше командование одержало победу не умением, а «пушечным мясом». Речь о другом. Мы не знаем, сколько людей там погибло. ( В нормальных странах, во время войны, еженедельно публикуются списки погибших солдат и офицеров.) Так откуда нам знать, сколько из них погибли героически  в этой мясорубке? Кто из них не заслуживает награды? Разве, из тех, кто, отсидел ночь в грязном, промёрзшем окопе, а наутро поднялся  в штыковую атаку под кинжальным огнём противника, есть хоть один не герой? Даже если  и не успел поднять на штык ни одного врага. В наградах для таких людей смысла нет. Смысл есть только в том, что они совершили, переступив через собственный страх. Они все герои, но далеко не все награждены.  Мы  даже не всех захоронили, а ещё сотни тысяч покоятся в братских могилах безымянными. А семьи пропавших без вести не получали какие-то льготы. А вдруг он жив, но не заявляет о себе? Не случайно в могиле неизвестного солдата в Александровском саду у стен Кремля покоится действительно безымянный солдат, тело которого взято на поле боя под Москвой. Этот солдат не имел ни документов, ни наград, по которым его можно было бы опознать. Никто не может сказать, погиб ли он, совершая подвиг, или он не успел сделать ни единого выстрела. Это не имеет никакого значения. Он действительно олицетворяет всех многочисленных забытых  безымянных героев своей неблагодарной родины. Надпись на памятнике гласит: «Имя твоё неизвестно. Подвиг твой бессмертен». И это справедливо.  Сколько ещё бойцов лежит в засыпанных временем окопах? Их останки  до сих пор повёрнуты на запад. Навстречу врагу.  Так, как смотрели  в момент своей гибели. Во время боя.

 Когда генерал Власов сдался в плен к немцам вместе со своим штабом,  остатки подчинённой ему 2й ударной армии продолжали отчаянно драться под командой младших офицеров. В 1941 году все, кто не сдались в плен, дрались с отчаяньем обречённых, даже в окружении. Тем не менее, бойцов 2й ударной армии  назвали предателями и власовцами. Ни о каких наградах для власовцев не могло быть и речи, зато была речь о поражении в правах членов их семей, а о 2й ударной вообще не принято было вспоминать. Ну и что же, что они почти все погибли за родину?
Сегодня генерала Власова пытаются обелять, представляя его, как борца против большевизма.  Вот только не самое удачное время он выбрал для того, чтобы стать борцом против большевизма. Да и форма сомнительная.  Многие ярые враги большевиков из среды белогвардейцев, которые были вынуждены эмигрировать после гражданской войны, и не признали советскую власть, даже не подумали встать под немецкие знамёна.Белогвардейский генерал Деникин, когда немцы предложили ему возглавить русских в борьбе против большевизма сказал: "родиной не торгую".  Это сказал человек, который в годы гражданской войны, принципиально не награждал своих солдат за подвиги в братоубийственной войне. Правда его принципиальность не мешала ему эту войну продолжать.  Позиция бывших противников советской власти, вроде генерала Деникина,  не нуждается в обелении, но имеет смысл. Советский генерал Карбышев предпочёл смерть сотрудничеству с нацистами. Его убивали медленно,обливая холодной водой на морозе. Чтобы устрашившись он передумал. Но  не передумал бывший царский офицер. А советский генерал Власов, попав в плен, сразу вспомнил о недостатках советского строя. Он повёл завербованную немцами из пленных советских граждан армию под трёхцветными, ещё петровскими знамёнами, не стесняясь пятнать их позором собственного предательства.   

Немецкий пулемёт МГ, времён Великой Отечественной войны, делает 1200 выстрелов в минуту. Мощность его пули такова, что при попадании в плечевую  кость руки, она вырывала эту кость из плоти. Не случайно, огонь из такого оружия называется кинжальным. Этот пулемёт до сих пор стоит на вооружении у германского бундесвера.
 В боях под Ржевом, в один из дней, на одном и том же участке фронта  под огнём немецких пулемётов погибло три кавалерийских корпуса, которые советское командование,  один за другим, бросило в безнадёжную атаку.  В этой войне кавалерия уже не была эффективной, но в угоду прославленному командарму Буденному, ещё существовала. А раз так, то не кормить же её даром. Ни один из кавалеристов не доскакал до врага. Но кого из этих бойцов нельзя назвать героем? Что, все   награждены посмертно? Нет. Как, впрочем, миллион двести тысяч погибших под Ржевом?
Генерал Ефремов, первый из командующих войсками под Ржевом. После разгрома немцами его армии, отказался сесть в присланный за ним ставкой верховного главнокомандования самолёт и улететь. Он отправил с самолётом знамёна подчинённых ему воинских частей, чтобы не достались врагу, и остался командовать выходящими из окружения частями. Вернее тем, что от них осталось.  Плену генерал предпочёл смерть.  Немцы, уважая его мужество, похоронили его с воинскими почестями. Когда после войны прах генерала Ефремова выкопали для перезахоронения, оказалось, что немцы  не тронули золотые генеральские часы. Генерала Ефремова, в отличие от его солдат, родина наградила посмертно, но какая награда может оценить его героизм по достоинству? Только осмысленность его героизма. Даже немцы  вынуждены были  оценить героизм, доблесть и ответственность генерала,который успел пустить себе пулю в лоб, в соответствии со смыслом его действий.

Очень часто приходилось слышать о японских солдатах, которые умели героически умирать "с презрением к смерти". Если презрение к смерти есть героизм, то как назвать ситуацию, когда человек идёт на смерть из любви к жизни?
«Невский пятачок», этот плацдарм за Невой ленинградцы удерживали все дни блокады для того, чтобы через него начать наступление на запад, когда придёт нужное время.  Это был небольшой плацдарм всего около 1 км   в  глубину и 2х км в ширину. Каждый день, под вражеским обстрелом, туда переправлялись всё новые и новые подразделения солдат и ополченцев. На этом клочке земли, от обстрелов вражеской артиллерии, постоянных бомбёжек и атак, за всё время боёв погибло около 200 тысяч советских бойцов. Там каждая пядь земли полита кровью в буквальном смысле.   Люди шли туда с надеждой выжить, но все отдавали себе отчёт в том, что шансов для этого почти нет. Что это, вынужденный героизм? Но ведь героизм и, причём, массовый. Я уверен, всем хотелось выжить, но каждый выполнил  свой долг перед родиной. А до наград никому и дела не было. Каждый день в городе от голода умирали сотни, тысячи людей, а город не сдавался. Каких наград достойны такие защитники? Что бы Вы, уважаемый читатель,  ни назвали, ленинградцы этого не ждали и не получили. В их героизме был смысл, а в наградах нет.

Один мой знакомый рассказал мне о своём отце, который прошёл всю войну и выжил. Это был настоящий  фронтовик-окопник. У него было достаточно орденов и медалей, но он ни разу в них не вышел к людям. Он вообще не любил вспоминать о войне, а разного рода фильмы про войну воспринимал с раздражением и нескрываемым недовольством.  Было бы глупо предполагать, что те, кто не воевал, но имел к армии непосредственное отношение, от наград не отказывался. Не хочу говорить про всех, но ведь наличие наград  о героизме говорит, а отсутствие наград о героизме молчит. Кому-то нужно выглядеть героем для самоутверждения и карьеры, а кому-то нужно проявить героизм, чтобы просто выжить, или дать выжить другим. У первого есть выбор,  у второго выбора нет.


В древней Греции было царство под названием Спарта. Это царство более 300 лет жило по законам, придуманным Ликургом. Мудрец придерживался аскетических убеждений, и законы его были такими же. Денег в Спарте не было. У спартанцев ценились не золото и серебро, а сила, мужество и доблесть. Даже городских стен Спарта не имела, поскольку считалось, что главной защитой города являются люди. Доблестная смерть в бою считалась смыслом жизни мужчины. Наград за это не давали. Известен случай, когда, во время олимпийских игр, к спартанскому борцу подошли доверенные люди от его противника и предложили проиграть поединок за деньги. Когда спартанец отказался, у него спросили: «и что тебе толку от этой победы? Так мы дали бы тебе много денег, а теперь ты останешься без ничего». На это спартанец ответил следующее: «Зато в бой я пойду рядом с царём».
Был такой обычай у спартанцев. Царь шёл в бой, в общем строю, во втором ряду. Скорее всего, для того, чтобы его не убили стрелой или брошенным издали копьём ещё до схватки. В этом же ряду с ним шли в бой и все олимпионики. В первом ряду шли старые воины, отцы семейств, у которых уже были дети. Это был не просто подбор сильных, опытных людей призванных защитить царя в бою. Это была честь, право первыми принять самый яростный удар врага.  Не нужно путать с понятием «награда». Наград  не было. В лучшем случае могло быть героическое прозвище. (Например, историки и сегодня знают прозвище спартанского воина, убившего в безнадёжном бою, метко брошенным копьём, царя противника. Его прозвали: «копьеметатель». В этом бою, вопреки ожиданиям, спартанцы победили)
В последних рядах шли молодые воины, не имевшие пока своих детей.  Смерть для царя была столь же почётна, как и для рядового воина. Царя спартанцы избирали. У них не было царских династий. Правда, не всё у спартанцев было   правильно построено, но отсутствие материальной собственности у них делало невозможным существование награждений и стяжательство во все времена следования законам Ликурга. Впоследствии всё, конечно,  изменилось.

К слову сказать, белогвардейский казачий генерал Шкуро сразу дал согласие служить вермахту и сформировал казачью часть. Почти 100 тысяч казаков служили на стороне вермахта. Они были задействованы на территории тогдашней Югославии для борьбы с партизанами. Впоследствии союзники, взявшие в плен казачьи части, передали Сталину казаков с их семьями под Линцем. Все они были репрессированы. Шкуро повешен. Вот и вся их слава.
 
Виктор Гюго, в своём знаменитом романе, «Отверженные» описал битву при Ватерлоо. Это была знаковая битва, результатом которой стало окончательное свержение Наполеона Бонапарта. Больше он к власти не вернулся. Так вот там описывается последний бой императорской гвардии, которая продолжала драться, не взирая на то, что всё и так было ясно. Битва была проиграна. Разгромленные французские войска разбегались. Сопротивление было бессмысленным. Правда и победителям казалось бессмысленным терять солдат тогда, когда победа уже была предрешена. Французских гвардейцев окружили артиллерией и предложили сдаться на почётных для них условиях. В последнем гвардейском каре уже не оставалось старших офицеров, но из сомкнутых в боевом порядке  остатков гвардии  в ответ на предложение победителей, кто-то из французов выкрикнул: «дерьмо». После этого, последнее каре было расстреляно оскорблёнными победителями из пушек картечью. Милости никто не попросил. Это было бы слишком большой наградой для победителей. Был ли смысл сопротивляться? Может быть, это была просто солдатская гордыня элитного подразделения наполеоновской армии? Исполнение профессионального долга? А может быть, результат общенационального патриотического подъёма, выраженный в таком  героизме? В общем, что-то, что не может быть выражено в правительственных наградах. Ситуация, когда слава выражена в таком великом смысле, что никакие  награды не в состоянии его оценить. Бессмысленная, но героическая гибель остатков французской гвардии затмила величие победы англичан и их союзников  при Ватерлоо. С тех пор, для поощрения наиболее отличившихся воинских частей, им стало присваиваться звание гвардейских. Награда, которая делала награждённое подразделение причастным к воинской славе прославленной французской гвардии. Что это? Награда? Удачная спекуляция чужой славой?
 
В героике человеческой истории достаточно много таких подвигов.
-Известный всем последний бой  трёхсот спартанцев, перегородивших Фермопильский проход несметной армии персов. На предложение отдать врагу  погибшего спартанского царя, и сохранить себе жизнь, окружённые спартанцы ответили:  «С живым или мёртвым, но мы останемся со своим царём».

-В подобной же ситуации оказались русские ратники Евпатия Коловрата. Конная дружина в 300 всадников догнала многотысячную монголо-татарскую орду разрушившую накануне Рязань, и  стала яростно уничтожать врагов. После беспримерного боя и потери многих воинов, татары  всё же  окружили русских ратников. Им предложили сдаться. Сам хан Батый, восхищённый их смелостью и мужеством, предложил им службу около себя. Но, уже не имея возможности продолжить бой, русские с презрением, отказались от милости врага. Окружённые ратники были расстреляны из метательных орудий. Никто не сдался.

 -Во время одного из  восстаний болгар против турецкого владычества, известны случаи, когда болгары выходили навстречу вступающим в село туркам, предварительно убив всех своих родных, женщин, стариков, детей. Всех, кто не мог оказать сопротивления врагу.  На этот жестокий шаг повстанцы  шли потому, что знали – всё это сделают турки, только перед этим  будут мучить и глумиться. Могли ли повстанцы  после всего  этого стараться выжить в бою? Едва ли. Унести с собой в могилу побольше врагов? Пожалуй. Что это, вообще? Стремление к свободе? Акт отчаяния? Презрение к врагу? Безысходность? Или же это ситуация, в которой может быть только одна награда – смерть? А может быть, всё вместе взятое?
-А вот как описал многовековую борьбу черногорцев против турок В.С. Высоцкий:

-Водой наполненные горсти,
К лицу спешили поднести,
Впрок пили воду черногорцы, 
И жили впрок, до тридцати.

А умирать почётно было,
От пуль и матовых клинков,
И уносить с собой в могилу,
Двух трёх врагов, двух трёх врагов.

Пока курок в ружье не стёрся,
Стреляли с сёдел и с колен,
И в плен не брали черногорца,
Он просто не сдавался в плен.

А им пожить хотелось до ста,
До жизни жадным, век с лихвой,
В краю, где гор и неба вдосталь,
И моря тоже, с головой.

Шесть сотен тысяч равных порций
Воды живой в одной горсти,,,
Но проживали черногорцы,
Свой долгий век до тридцати.

И жёны их водой помянут,
И спрячут их детей в горах
До той поры, пока не станут
Держать оружие в руках.

Беззвучно надевали траур,
И заливали очаги,
И молча лили слёзы в травы,
Чтоб не услышали враги.

Чернели женщины от горя,
Как плодородные поля,
За ними вслед чернели горы,
Себя огнём испепеляя.

То было истинное мщенье-
Бессмысленно себя не жгут!
Людей и гор самосожженье-
Как несогласие и бунт.

И пять веков как Божьей кары,
Как мести сына и отца
Пылали горные пожары
И черногорские сердца.

Цари менялись, царедворцы,
Но смерть в бою всегда в чести,,,
Не уважали черногорцы
Проживших больше тридцати.

Мне одного рожденья мало,
Расти бы мне из двух корней,,,
Жаль, Черногория не стала
Второю родиной моей.


- Необычным массовым героизмом проявили себя во время Великой Отечественной войны моряки краснофлотцы. Будучи вынужденными сражаться на суше, они продолжали служить родине по своим  законам морского братства. Немцы панически боялись атак моряков, называя их чёрной смертью, по цвету их формы. Моряки никогда не отступали. В атаку шли не пригибаясь под пулями. Даже если до вражеских окопов доходило несколько моряков, они  уничтожали немцев всеми возможными способами, не глядя на их количество, пока не погибали. Всё как в море. Отступать некуда. Сдаваться нельзя. Единственная опора, плечо товарища, он же и самый близкий человек. Не зря у моряков принято было называть своих, братишками. Как братья они и воевали и умирали.

О воинской славе можно много рассказывать. История человечества пронизана военными событиями, как отмеченными наградами, как не нуждающимися в наградах, так и стоящими выше всяких наград. Но, к счастью, люди не только воевали. Многие заслужили награды и славу за мирную деятельность.  Было бы глупо утверждать, что мирные достижения  менее значимы, чем военные победы.  Войны начинаются для того, чтобы присвоить результаты мирного труда и чужие территории. Искушение отнять чужое оказалось непреодолимым для очень многих сильных мира сего. Не зря римляне говорили: «Хочешь мира, готовься к войне».

 Кто не слышал имени: Конфуций? Имя этого китайского философа известно во всём мире. Конечно, он был не единственным философом в Поднебесной, но знают его все. Он не был героем. У него не было военных наград. Он был мудрецом. Более того, в Китае нет ни одного памятника, или просто мемориальной плиты, посвящённых  Конфуцию. А его все помнят, и будут помнить всегда, причём не только в Китае. Что это, если не слава? Но искал ли эту славу мудрец? Уж то, что он искал истину, неоспоримо. Может ли слава быть выше истины? Нет.  Истина высшая награда? Да. Истина, Любовь и счастье. Что без них все эти, пусть золотые, побрякушки?

Махандос Карамчанд Ганди, больше известный под именем Махатма Ганди, что в переводе с хинди означает «великая душа». Мудрец, который всю жизнь проповедовал философию ненасилия. Он известен и уважаем во всём мире. При жизни он создал в Индии общину, где поселил людей из различных каст. Дело в том, что индуисты убеждены, что бог Вишну сотворил всех людей из различных частей тела коровы. Высшая каста имеет одно предназначение,  следующая за ней другое, но люди переходить из низшей  касты в высшую касту не имеют возможности. Только из высшей в низшую.  Труднее всего касте неприкасаемых. Это самая низшая каста, которая унижаема всеми испокон веков. Подаяние им дают в такой посуде, которую назад уже не забирают. Община Ганди просуществовала какое-то время, но впоследствии распалась. Ганди понимал, что кастовое расслоение не даёт индийскому народу  развиваться. Он стремился показать, что кастовость есть пережиток. Но если бы это была его единственная идея? Как бы то ни было, имя Махатмы Ганди   вызывает у людей добрые чувства. Он известен всему миру.   

В 16 веке, в шотландском Нью-Ларнаке, жил и  работал, знаменитый ныне,  совладелец бумагопрядильной фабрики Роберт Оуэн. В те времена, когда Великобританию потряс промышленный бум и фабрики росли как грибы, эксплуатация трудящихся была ужасающей. Рабочим днём в 12-14 часов никого нельзя было удивить. Тогда это было в порядке вещей. Цель производства одна – нажива. Английские фабричные товары заполонили весь мир. Они были качественнее и дороже, чем их кустарные аналоги, но сбыт находили всегда. Р.Оуэн сумел так наладить производство, что резко повысил производительность труда, и смог часть прибыли направить на улучшение  жизни рабочих собственной фабрики. Он и расширял производство и  строил для детей рабочих школы и детские сады. Заработок рабочих на его фабрике был предметом зависти рабочих с соседних фабрик, а рабочий день он смог уменьшить до рекордного тогда уровня, 10,5 часов. Он довольно долго успешно работал и многое успел. Его предприятие даже посетил Николай 1 и предложил поработать в России, но Оуэн отказался. Прибыльность его предприятия была выше прибыльности предприятий соседей, но всему хорошему приходит конец.  Р.Оуэн   решил перебраться в Новый свет. Там он планировал создать и новую фабрику и общину, но денег для этого у него не было. Не нажил. Деньги собирали для него его бывшие рабочие и рабочие всех фабрик, где его знали. Каждый почитал за честь дать Роберту хотя бы шиллинг, на осуществление его предприятия. Средства на экспедицию были собраны с большим трудом.  Если бы ему удалось создать фабрику в Новом свете, все бы перебрались к нему без сомнений, но у него, к несчастью, за океаном ничего не получилось.
Роберта Оуэна, почему-то, причисляют к социалистам-утопистам. Я считаю, что он социалист-реалист, да к тому же отличный управленец. Он не придумывал, как создать общество нового типа. Он его создавал. Кто-то скажет: у него были для этого возможности. Конечно, были. Но они были у очень и очень многих, а воспользовался этим, для того, чтобы создать социальную структуру в то время, только он. Наверное, совесть была только у него. 

В конце 19 века в Санкт Петербурге, священником, преподобным отцом Иоанном Кронштадтским, на острове Кронштадт был открыт «Дом трудолюбия». Целью этого заведения было дать возможность работать и зарабатывать людям деньги на пропитание в сезон между навигациями, когда любая работа прекращалась. Но в «Доме трудолюбия» были открыты и классы для учащихся и благотворительная столовая и многое нужное для людей. Вскоре по всей России были открыты десятки таких заведений.

Мать Тереза. Удивительная женщина. Про неё можно сказать, что она была обычной монахиней, но обычным человеком она не была. Что она искала в жизни? Слава была чужда ей. Может быть, она искала истину? Я скажу: -да. Просто внешне, её поиски носили практический характер, выраженный в благотворительности и помощи людям. В 1948 году она создала монашеский  Орден милосердия. С тех пор, этим орденом было создано и открыто много приютов для бездомных, школ и лечебниц для бедных. Всего около 700. Свою деятельность мать Тереза, будучи этнической албанкой из Македонии, осуществляла в Индии. После её смерти общественность Македонии хотела перезахоронить останки матери Терезы на родине. Власти Индии отказали. После смерти, францисканская монахиня, мать Тереза была канонизирована как блаженная.

Кто знает, имел ли награды знаменитый Архимед? Философ, изобретатель, математик. О его личной жизни ничего не известно, но его изобретениями мы пользуемся до сих пор в самых различных областях человеческой деятельности. На свете нет ни одного механизма, где не были бы использованы его изобретения. Смысл его достижений существует. Если бы Архимеда не было на свете, эти изобретения обязательно совершил бы кто-нибудь другой, но именно Архимед осмыслил свою жизнь тем, что изобрёл. 

Когда-то, в середине 19 века,  католический священник Уильям Бут, обратился к своему духовному руководству с просьбой обратить к Господу людей падших и остро нуждающихся в слове Божьем. Ему отказали, но он свою идею не оставил. Он начал с того, что лично стал ходить по трущобам и увещевать проституток, нищих, преступников и алкоголиков. С него смеялись, над ним глумились, но он свою затею не оставлял. Вскоре у него появились последователи из числа тех, кто раньше над ним смеялся. Они и составили костяк его армии. Так родилась известная во всём мире  «Армия спасения». Сегодня это многотысячная действующая армия, с генералами и солдатами. Она действует во множестве стран и помогает людям падшим. Кого и от чего она спасает? Может быть, эта армия спасает отчаявшихся и опустившихся людей от нищеты и голода? А может быть, она  обращает их разум к Господу?   
 
Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,  Мф 7, 18;   Мф 12, 33.
      44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.  Мф 7, 16.
      45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.  Мф 12, 34-35.
[Библия: Евангелие от Луки (Лк), С. 35. Библия, С. 4513 (ср. Библия. Евангелие от Луки, С. 1370)]

Какие же выводы можно сделать из всего вышеизложенного? Смысл подвига или поступка человека в самом свершении их. Другого смысла  быть не может.  Попытка выразить этот смысл в награждениях умаляет его. Делает его ограниченным в представлениях людей.  Общество привыкает к  суррогату,  выражающему стоимость или значимость полезных, или героических деяний людей и  все эти деяния сводит к ценностным стереотипам. Мы воспитываем общество в этих понятиях, и подавляющее большинство людей начинает стремиться к таким стереотипным ценностям, даже если в них не заложен смысл. Даже если нет достижений. А зачем, если наличие награды и так делает тебя, пусть ограниченной, но величиной, в глазах общества. А потом можно и присвоить чужое достижение, если это понадобится.

 
По моему глубокому убеждению, система награждений придумана для того, чтобы иметь возможность распределять придуманные эквиваленты значимости среди нужных, или заслуживающих  это людей. Если присваивается награда   человеку, заслуживающему поощрение, то это можно расценивать, как попытку внести этого человека в существующую систему общественных ценностей, поскольку не замечать его не получается. Зато причастность выдающегося человека к награде повышает авторитет самой награды. Делает её более ценной.

Что это, если не попытка присвоить чужие достижения или назначить им цену? Только, к счастью, человеческие открытия и подвиги плохо вписываются  в систему ценностей общества в целом. А добрые дела живут в памяти независимо от того, оценены ли они общественной шкалой ценностей, или нет. Я покажусь навязчивым, но, по моему убеждению, все добрые достижения человека от Бога. Они суть продолжение Его промысла. Не могут они принадлежать человеку. Учреждая награды, мы пытаемся  обезличить смысл человеческих поступков и достижений. Слава человеческая, которая принадлежит Богу, превращается в материальную награду, а впоследствии  может приобретаться теми, у кого есть для этого возможности. Существование наград, есть материализация  смысла человеческих достижений, материализация славы, существующая, как один из способов присвоения людьми окружающего мира в целом. Но что-то ломает эту систему материализации. Не смотря ни на что, в полной мере эта система никогда не работает. 

Как не предавай забвению чужое достоинство, как не очерняй чей-то подвиг, как не лжесвидетельствуй против очевидного, в памяти человеческой почему-то остаются именно те моменты, которые очень важны для людей в целом. Властитель увешивает свою грудь орденами, так, что на груди свободного места не остаётся, а люди ставят памятник обычной собаке, за  преданность, и помнят её кличку. Великого вождя после смерти пытаются превратить в идола, призванного заменить людям Бога и всех святых, а люди, по старой памяти, празднуют Рождество и Пасху, поминают своих умерших родственников. А на фоне этой человеческой памяти, многие люди в орденах выглядят несуразно, но они этого не  замечают. Великий диктатор  великой Германии, сегодня это уже очевидный факт, избежал смерти в Берлине в мае 1945го, но ведь нигде не проявился. Может быть где-то и погиб, но в памяти человеческой он запомнился, как позор нации. Какая разница, где он прятался  всё послевоенное время? Его позор очевиден даже тем, кто и сегодня в безумной эйфории поднимает его на щит.  В человеческой памяти он стоит несоизмеримо ниже той собаки, которой люди поставили памятник. Но он есть в памяти потому, что помнить нужно не только хорошее.

Не считаться с памятью людей невозможно. Есть много случаев, когда тщеславные люди готовы на преступление ради того, чтобы их запомнили. Это те люди, которые правильно оценивают смысл наград, но недооценивают ценность памяти. Знаменитый Герострат сжёг храм языческой богини Артемиды в Эфесе, который считается одним из семи чудес света. Когда его спросили, зачем он это сделал, он ответил, что для того, чтобы люди его помнили. Его и помнят. Правда, после его казни, о нём запретили вспоминать под страхом смерти. Только Демосфен впервые заявил о нём в своей речи, как о человеке, опозорившем нацию. Благодаря этому мы помним о нём. Существует   версия, что Герострат был поборником нравственности, а у храма Артемиды собирались продажные женщины. Вот он и сжёг его. Но эту версию никто не помнит, а вот того, кто уничтожает  культурную ценность и гордится этим, с тех пор   называют Геростратом.

Итак, слава выше награды, а память людей выше славы. Память людей угодна Богу, а награды, зачастую, нет. Присвоение славы сродни любому присвоению. Сродни отрицанию Бога.

Если говорить о развитии человеческого общества и органов его самоуправления, то, совершенно очевидно, нужно отказаться от такого понятия, как награды, вообще. Наградой человеческого поступка может быть только память благодарных людей. Для этого должны вестись специальные летописи человеческих поступков. Всё то, что имеет и смысл и значимость в жизни общества. Эту память и нужно хранить.