Александрийский прорыв

Вячеслав Чебышев
С огромной радостью сообщаю, что в Александрии возрождается автокросс на спортивно-кроссовых автомобилях (СКА) багги. Известно, что одним из тех, кто стоял у его истоков в городе над Ингульцом был мастер спорта по мотоспорту Владимир Илларионович Сушин, который 4 февраля 2014 года отметит своё 65-летие. Я планирую в самое ближайшее время написать отдельную статью о первых шагах  автокросса в нашем городе и его дальнейшем развитии. А пока речь пойдёт о сегодняшнем дне этого зрелищного и увлекательного вида спорта. О тех александрийцах,  что возродили его славные традиции, уходящие своими корнями в огромную и уже несуществующую страну, имя которой Союз Советских Социалистических Республик.

А все начиналось так. Коренной александриец Роман Жосан, большой любитель быстрой езды, «загорелся» автокроссом  и в начале 2008 года купил спортивно-кроссовый автомобиль (СКА) багги у самого титулованного автогонщика Кировоградской области мастера спорта СССР Валерия Марченко, который к тому времени завершил свою спортивную карьеру. Однако машина, чтобы соответствовать современным тенденциям в автокроссе, нуждалась в серьёзной реконструкции. Забегая наперёд, сообщу, что на подготовку этого автомобиля к первому старту ушло более года! При этом было израсходовано немало крупных денежных знаков и нервов, нервов, нервов…

А пока над багги «колдовали» механики, Рома Жосан, которого друзья любя называют Жосик, попробовал себя в гонках на выживание, ежегодно проводимых на спортивной авто-мото трассе «Вербовая Лоза» спортивным клубом «Европа-кросс», а позже  и мотоклубом «Александрия» (при координаторе Александре Мисюренко – капитане команды местных гонщиков-экстремалов и поддержке спонсоров). Роман Жосан в 2009 году дебютирует и сразу же, на своём спортивном автомобиле BMW c выразительной и в некотором смысле угрожающей кличкой «Бульдозер», добивается успехов в этой экстремальной дисциплине, которую очень любят зрители из-за эффектных контактов боевых авто на трассе, часто заканчивающихся их переворотами, и непредсказуемости исхода борьбы.

Хорошенечко намяв бока своей «бэхе» в борьбе на кроссовых трассах Украины и поднабравшись бойцовского опыта в бескомпромиссных автомобильных гладиаторских боях без правил (так часто называют гонки  на выживание), Роман понял, что ему ещё сильнее хочется попробовать себя в классическом автокроссе. Причём, не на легковых автомобилях, которые на спортивном сленге называются «кузова», а на спортивно-кроссовых автомобилях  багги. А к тому времени со стапелей в его мастерской сошёл хорошенько «нашаманенный» и сияющий новой краской СКА багги, который был полностью готов к бою. Это авто мало чем напоминал ту машину, что была изначально. Теперь это была просто «бомба»!

– А почему багги? – спросит любопытный читатель. Отвечаю. Дело в том, что именно на СКА багги в советское время александрийцы добивались выдающих успехов не только в Украинской Советской Социалистической Республике (УССР), но и в масштабах всего Советского Союза. Заявляю это авторитетно, как бессменный тренер-представитель сборной команды Кировоградской области по автокроссу того времени. Имена легендарных александрийских автогонщиков – мастера спорта СССР Ивана Карабовского, мастера спорта СССР Валерия Марченко (его сын Валентин уже много лет подряд неплохо выступает в гонках на выживание), мастера спорта СССР Сергея Борща (сын покойного Сергея – Геннадий Борщ является одним из самых успешных картингистов Украины), кандидатов в мастера спорта Александра Черствого, Анатолия Гуймана,    Сергея Мульченко, Анатолия Кулебы и братьев Валерия и Олега Коваленко до сих пор на устах болельщиков со стажем.

История подтверждает, что там, где когда-то были добрые традиции, которые по разным причинам «увяли», они рано или поздно возрождаются. Обязательно находятся подвижники, которые, образно говоря, по кирпичику их восстанавливают и даже поднимают на новый, более высокий уровень. Так случилось и в Александрии.  Дебют Романа Жосана в классическом автокроссе состоялся в 2010 году. Это был не просто дебют, а настоящий взрыв! И хотя нынешнее молодое поколение автокроссменов Украины наслышаны о немеркнущей славе некогда «гремевшей» в автокроссе Александрии, сразу на её представителя Рому Жосана смотрели, как на неопытного новичка. Не более.  А он возьми и завоюй серебряную медаль в своей дебютной гонке! Да не в какой-нибудь гонке, а на этапе официального чемпионата державы! Уже на следующих соревнованиях соперники на Рому смотрели со-о-о-о-всем другими глазами. Теперь они видели в нём серьёзного конкурента и одного из главных претендентов на подиум не только на отдельных этапах, но и в целом по чемпионату страны. Так оно, собственно, и вышло. Александрийский дебютант по сумме всех этапов чемпионата Украины-2010, в которых он участвовал, стал его серебряным призёром. При этом он выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Здорово! Свой успех Роман Жосан повторил в следующем году, вновь став серебряным призёром чемпионата Украины-2011. На этот раз он выполнил норматив мастера спорта и в торжественной обстановке в Украинском доме в Киеве 18 февраля 2012 года ему вручили удостоверение и нагрудный знак «Мастер спорта Украины». Интересный нюанс. В этот же день Виктор Янукович-младший тоже получил все атрибуты мастера спорта. Он, как член руководящих органов Федерации астоспорта Украины (ФАУ), немало сделал для проведения того торжественного мероприятия в столице державы. Завершая свой рассказ о мастере спорта Романе Александровиче Жосане, хочу подчеркнуть, что именно этот человек начал возрождение автокросса в славном городе-труженике Александрии. Честь и хвала ему за это. Его имя навечно войдет в историю спорта города, Кировоградской области и всей Украины.

Тот толчок, что дал Рома Жосан автокроссу, привёл в движение энтузиастов. Заржавевший с годами механизм этого вида спорта теперь начал работать! Вскоре многоопытный Андрей Тяглый влился в команду Roman Zhosan racing team. Он выступает во многих ипостасях – и как механик, и как тренер, и как стратег, и как тактик, и как просто добрый советчик. Именно такой человек и нужен был Роме (да и всей нашей молодой команде)! Не остался за кадром ещё один персонаж, хорошо известный в кругах мотогонщиков и автогонщиков не только нашей страны, а и в масштабах бывшего Союза Советских Социалистических Республик  и даже  в странах Европы. Это Сергей Вялых. Тот самый Сергей Вялых, что вместе с автором этих строк и другими членами спортивного клуба «Европа-кросс» в самом начале 90-х годов ХХ века «прорубил окно» в Европу, побывав с командой вначале на мотокроссах в соседней Польше, а потом в Голландии и других странах Старого Света. Он был менеджером и механиком на всех зарубежных международных соревнованиях, в которых СК  «Европа-кросс» принимал участие в то время. Малоизвестный факт. Финишный флаг на эмблеме спортивного клуба «Европа-кросс» нарисован Сергеем Вялых. Словом, можно смело говорить, что Сергей Анатольевич стоял у истоков СК «Европа-кросс», которому уже перевалило за двадцать. Так вот, «бацилла» автокросса поразила и этого увлечённого техникой (и не только ей) человека. Сергей строит свой автомобиль багги и в 2013 году дебютирует в чемпионате Украины, Кубке Украины, принимает участие в традиционных гонках, проводимых в нашей стране, и выезжает в соседнюю Молдову на международный автокросс. К сожалению, Сергей Вялых принял участие не во всех этапах чемпионата и Кубка Украины-2013, где выступал в двух зачётных группах (третьей и четвёртой). Тем не менее, «выстрелил» он выше всяких похвал. На этапах он трижды завоёвывал «серебро», а в итоге занял пятые места в третьей зачётной группе, как  в чемпионате, так и в Кубке. А также занял четвёртое место в четвёртой зачётной группе в Кубке Украины. Следует сказать, что он был триумфатором традиционной гонки в Симферополе – Кубок Крыма, проводимой набирающим популярность клубом «Бомба». Это была первая победа в короткой спортивной карьере Сергея. Согласитесь, отличные показатели для  дебютанта!  Сергей Вялых выполнил норматив кандидата в мастера спорта и в канун Нового 2014 года ему в Управлении  молодёжи и спорта в Кировограде  вручили соответствующее удостоверение. Поздравляем тебя, Сергей! И хотя я очень не люблю сослагательное наклонение (если бы да кабы), скажу, что Сергей мог бы выступить и лучше, НО!!! Ему просто не хватило навыков управления своей боевой машиной в условиях самых разных по сложности кроссовых трасс. Самых тёплых слов заслуживает его механик Игорь Васильевич Белоконь, известный тем, что в своё время он хорошо вёл в картинге своего сына Евгения, да ещё тем, что он – неисправимый байкер. Не популист, не пижон (старомодное слово, от которого никак не могу отвыкнуть), а в самом серьёзном смысле – БАЙКЕР! Тщательно готовится Сергей Вялых к сезону-2014, в расчёте занять призовые места в официальном чемпионате и Кубке Украины и выполнить при этом норматив мастера спорта. Ему это вполне по плечу, ведь он обрёл отличный опыт в прошедшем сезоне. Но в автоспорте многое зависит и от машины. Чтобы она была конкурентоспособной, Сергей отправил её в специализированную лабораторию спортивных автомобилей в Чехию, где она сейчас и находится. Там зарубежные специалисты обязательно форсируют двигатель, улучшив его характеристики и, в первую очередь, увеличат его мощность и количество оборотов. Поработают они и с подвеской, что очень важно для гонок off-road (вне дорог). Мы очень рассчитываем на успех нашего перспективного спортсмена (и успешного бизнесмена) в этом году. Удачи тебе, Серёжа!

А теперь о самом маленьком, НО!!! О самом главном члене нашей дружной автокоманды. Это юный Данил Крысько (в Свидетельстве о рождении у него записано: Даніл Крисько). В свои одиннадцать лет Данька хорошо известен любителям спорта высоких скоростей. Он успешно выступал в мотокроссе, ведь, как говорит его папа кандидат в мастера спорта по мотоспорту Владимир Крысько, он научился вначале ездить на мотоцикле, а уже потом ходить. В мотокроссе он собрал целую коллекцию спортивных трофеев, но по уважительной причине сменил руль кроссового мотоцикла на руль СКА багги. Перечислю его успехи в мотокроссе в недавнем прошлом. Его дебютная гонка была в городе Теплодаре Одесской области, где он занял третье место. Это был чемпионат Украины, а Даньке было всего четыре года и восемь месяцев (!!!). Его не допускали к соревнованиям из-за возрастного ценза, однако авторитет отца и поддержка именитых гонщиков страны сделали своё дело и Данил Крысько совершил свой бронзовый дебют! Отличился он в гонках в Днепропетровске и Львове, заняв там, соответственно, третье и второе места. На авто-мото трассе «Вербовая Лоза» в своей родной Александрии Даня был третьим, а в соседнем Кировограде, после длительного перерыва, он поднялся на вторую ступень подиума. Отличная школа мотокросса, которую прошёл младший Крысько, помогла ему в автокроссе. Ему не потребовалась адаптация. Он сразу почувствовал себя, как рыба в воде, ведь теперь под ним было не два, а целых четыре колеса! Дебют Данила состоялся в 2013 году в Симферополе в Кубке Крыма, и он выиграл эту гонку! Сила! И пошло-поехало – этап чемпионата Украины в Феодосии – четвёртое место, этап Кубка Украины в Одессе – «бронза», этап чемпионата страны снова в Южной Пальмире  и опять «бронза». Отличился Данька и в соседней Молдове, где завоевал серебряные медали и кубки в чемпионате и Кубке Молдовы. А эти гонки имеют уже статус международных соревнований! Знайте наших, молдаване! Выступал Данька на багги с двигателем от газонокосилки американского производства. Это ещё та «пилорама» скажу я вам, друзья! Просто «пушка»! Да вот незадача, в новом сезоне такие двигатели по регламенту не будут допускаться к гонкам.
– Что будешь делать, Володя? – спрашиваю старшего Крысько.
– Буду покупать новый автомобиль! – отвечает он.
– А старый продашь? – следует мой новый вопрос.
– Да нет, – слышу в ответ – оставлю его внуку Давиду, ему уже пять лет. Ни сегодня-завтра и его посажу в багги. Он уже рвётся в бой! – на оптимистичной ноте завершает Володя свой рассказ о планах на ближайшее будущее.

Вот и пришло время рассказать о самом Владимире Фёдоровиче Крысько. Двуликий Янус, в сравнении с Володей Крысько, просто отдыхает, ведь у Володи лиц (в самом позитивном смысле) намного больше. Попробую посчитать. Он – муж Елены, которая вот-вот принесёт прибавление в семью, отец Дани и дочери Маши, а ещё – дедушка Давида. Он же – единственный кормилец в семье. При этом у Дани он титульный спонсор, тренер, механик, обслуживающий персонал, в самом широком смысле этого слова, водитель микроавтобуса «Sprinter» и многое-многое другое! К сказанному добавлю, что Владимир Фёдорович – основатель мотоклуба «Александрия», гонщики которого снискали славу во многих странах Европы. Этот клуб постоянно выступает организатором мотокроссов и гонок на выживание на трассе «Вербовая Лоза». Словом, котируется В.Ф.Крысько в мире моторов очень высоко. А вот последний, радостный для всех любителей гонок,  message. Владимир Фёдорович построил новую кроссовую трассу! И где бы вы думали? На месте бывшего автодрома бывшей Александрийской образцовой автошколы ДОСААФ.

Вот написал эти строки, и грустно мне стало, до боли. Ведь четырнадцатилетним пацаном в далёком июле 1967 года пришёл я в Александрийский автомотоклуб ДОСААФ, в состав которого входила и упомянутая мной выше автошкола. То было золотое время автомотоспорта в городе над Ингульцом, да и в огромной стране – СССР… Но всё это в прошлом. Сегодня нам остались лишь руины… С'est la vie…

Однако продолжу свой рассказ о возрождении «спорта смелых и отважных», как часто называли мотокросс и автокросс в советское время. С той трассой, что построил Володя, ещё придётся повозиться, ведь сегодня грейдер лишь наметил её траекторию, сделав широкой и удобной для проезда  кроссовых машин и мотоциклов. Однако она больше напоминает ипподром. Не в плане конфигурации, а в том смысле, что пока на ней нет трамплинов,  секций из волн и других характерных для кросса элементов. НО!!! Начало положено! Автодром «Александрия» есть! Пусть и в первом приближении, но он существует! Молодец, Володя! Уверен, что трасса будет доделана. Вся наша команда поможет. От мала, до велика. Однозначно! А тебе, Володя, спасибо! Ты наша незаменимая «палочка-выручалочка»! Без тебя – никуда!

И ещё одна новость по этой теме. Не так давно ещё один александриец Александр Куценко купил багги в Старобельске Луганской области. Он уже попробовал технику на тренировке на «Вербовой Лозе». Тест показал, что автомобиль нуждается в доработке. Вот сейчас Саша и занимается доводкой машины до нужных кондиций.  До начала официальных стартов ещё есть время. А нам остаётся поблагодарить его спонсора – известного в Александрии предпринимателя Игоря Хильчука за помощь в покупке этого автомобиля. Кстати, Игорь – это ещё и постоянный спонсор гонок на выживание. Спасибо, Игорёк! Пусть Фортуна всегда улыбается тебе!

А закончу материал так. Я – коренной александриец, который посвятил всю свою сознательную жизнь мото- и автоспорту. Живя в советское время, не думал, что то была золотая эпоха для этих видов спорта, которые здорово поддерживало государство. С развалом СССР картина жутко изменилась. И если олимпийские виды спорта ещё находятся в поле зрения властей Украины, то неолимпийские оказались в маргинальном поле. Ими сегодня занимаются лишь те, кто имеет немалые деньги, либо мощных спонсоров. Поэтому, когда я вижу, как из руин поднимается автокросс в любимой мной Александрии, я радуюсь и проникаюсь гордостью за своих земляков. Как же хочется мне, чтобы у нас всё было хорошо. Доживу ли?..


Вячеслав Чебышев, заслуженный тренер Украины, мастер спорта