Как получить китайский кредит

Игорь Шевырёв
Как получить китайский кредит

Игорь Шевырёв

КНР на заре своего государственного становления, будучи ослабленной многолетними гражданскими и империалистическими войнами, начинала развитие буквально «с чистого листа». В те трудные времена помощь дружественных народов для Китая была особенно чувствительна. На тот момент китайцам больше всего помог Советский Союз.

Спустя всего полвека,  по результатам поэтапных усердных и успешных реформ, Китай не только повысил степень своей самодостаточности, но уже и сам способен помогать многим развивающимся странам. И в частности, многие постсоветские государства сегодня смотрят на Китай с большой надеждой.
На первый взгляд,  такая иностранная помощь может фактически привести к зависимости страны, получающей помощь, от динамично развивающегося Китая. Во всяком случае, по такому принципу построена «помощь» стран Запада, которая фактически сводится к втягиванию в кредитную «кабалу». Однако, в действительности, подобные «аналогии» в данном случае не уместны. Китай – не МВФ, между китайской помощью и кредитами Запада есть ряд принципиальных отличий. Главная цель китайской поддержки – помочь стране укрепить свою самодостаточность. В то время как Запад банально зарабатывает на кредитуемых государствах. При внешней дешевизне условия кредитов МВФ составлены так, что страны едва в состоянии покрывать выплату процентов, а возврат «тела» кредита остается, разве что, постоянно переносить на новые сроки выплат.
О том, как можно получить китайскую помощь и в чем ее принципиальные особенности, базовые принципы – об этом в данной статье.

Принципы китайской помощи. В январе 1964  года Китай обнародовал 8 базовых принципов  оказания технико-экономической помощи зарубежным странам, которые сохраняют силу и по настоящий момент. Рассмотрим, в чем заключается их сущность.
Во-первых,  цели оказания помощи. Китай стремится помочь каждой стране, прежде всего, в ее самостоятельном развитии с опорой исключительно на собственные силы. Что для этого нужно? Например, помочь воспитать квалифицированные местные кадры либо построить инфраструктурные объекты, способные приносить общественную пользу. Еще одна цель – рациональное освоение местных ресурсов. Для сравнения:  западным институциям (МВФ, ЕБРР или Мировой банк) без разницы, на какие цели будут потрачены их кредитные ресурсы. Здесь главная цель – деньги должны приносить прибыль. Соответственно, чем чаще страна обращается к западным «фондам» за помощью – тем стабильнее их заработок. Разумеется, при условии укрепления самодостаточности государства такое вряд ли возможно: снижается зависимость от фондовых выплат. Но совсем другое дело, если страна годами работает хотя бы только на выплату процентов, не имея возможности вернуть весь долг целиком.
Во-вторых,  Китай не сопровождает выделение помощи выставлением каких-либо дополнительных политических условий. Пекину вообще без разницы, каким является в стране, получающей кредит, политический строй: хоть демократия, хоть диктатура. Самое главное, чтоб в этой стране коррупция была сведена к предельному минимуму, установились реальная стабильность и общественный консенсус, а власть проводила эффективную политику. При таком варианте есть гарантии окупаемости предоставляемой китайской помощи. Что, безусловно, выгодно для обеих сторон кредитных взаимоотношений. Китай верен своим базовым принципам: вмешательство во внутренние дела иностранного государства недопустимо. Каждая страна суверенна самостоятельно определять свои внутренние основы и внешний курс.
В-третьих,  Китай выделяет помощь на равноправной и взаимовыгодной основе, а также при условии совместного развития в проекте. В процессе переговоров Пекин всегда относится чутко к интересам другой стороны и готов пойти на любые, в том числе, гибкие компромиссы. Кроме того, Пекину также не безразличен ход выполнения обязательств по кредитному договору. Кстати, в отличие от западных фондов, которые нередко закрывают глаза на нецелевые траты их средств, лишь бы только крепче затянуть свою кредитную «удавку».
В-четвертых,  Китай, предоставляя помощь другим странам, всегда смотрит прежде всего, на собственные возможности и исходя из реалий. Равно тому, чтоб выделяемая помощь могла принести максимальную помочь получающей стороне.
В-пятых,  Китай предоставляет помощь с оглядкой на дух современного времени. Например, приоритетами пользуется в сотрудничестве по инновациям, технологическому развитию.
В-шестых,  Китай даже в случае просрочки возврата кредитов не оказывает на провинившихся должников давления и всегда готов к гибким компромиссам. Например, очень нередки случаи, когда Китай просто списывал нерадивым должникам непогашенные кредиты. Тем более, что редко китайская помощь предоставляется не в денежной форме.
В-седьмых,  Китай в качестве зарубежной помощи, как правило, предоставляет самую лучшую по качеству продукцию, в отличие от той, что реализуется на внутреннем рынке. Кроме того, Китай гарантирует, что передаваемая техника доступна в эксплуатации, а в случае обнаружения ее дефектов, всегда готов безвозмездно исправить эти дефекты.
В-восьмых,  Китай предоставляет помощь только наиболее нуждающимся, малообеспеченным странам. Не для каждой нуждающейся страны китайская помощь может оказаться ощутимой.

Виды китайской помощи.  Различают  три вида  китайской помощи:
1) безвозмездная помощь  (например, строительство объектов первой необходимости – школы, больницы, доступное жилье, водопровод, социальные программы, техническое сотрудничество, освоение людских ресурсов и т.д.); 
2) беспроцентные кредиты  (например, строительство объектов общественной инфраструктуры, реализация программ народного благосостояния и т.д.).  Средний срок такого рода кредитов – 20 лет, в том числе, 5 лет – на использование, 5 лет – льготный период с отсрочкой платежей, 10 лет – возврат кредита;
3) льготные кредиты  (например, программы в области повышения экономической и социальной эффективности производства). Средний срок – 15-20 лет. Средняя ставка – 2-3% годовых. Льготные кредиты выдает Экспортно-Импортный банк КНР. По состоянию на конец 2009 года, Китай уже предоставил льготные кредиты 76 странам и по 325 программам, из которых 61% суммы ушло на инфраструктуру и только 8,9% - на освоение ресурсов.
В общей сложности, вся сумма китайской помощи зарубежным странам, по состоянию на конец 2009 года, составила 106,2 млрд. юаней. В том числе, безвозмездная помощь – 106,2 млрд. юаней; беспроцентные кредиты – 76,54 млрд. юаней и льготные кредиты – 73,55 млрд. юаней.
Если же посмотреть на отраслевое распределение: экономическая инфраструктура – 61%, промышленность – 16,1%, энергоресурсы – 8,9%, АПК – 4,3%, общественная инфраструктура – 3,2%, другие объекты – 6,5%.

Кто выделяет кредиты. Во-первых,  решение о выделении помощи принимает  Госсовет КНР  (национальное правительство).
Во-вторых,  главное ответственное ведомство – Министерство коммерции.  Есть также непосредственные исполнители: Бюро  по делам международного экономического сотрудничества, Центр  международных технико-экономических обменов и  Международный институт  повышения квалификации для торговых чиновников.
Кроме того, при разработке проекта предоставляемой помощи Минкоммерции проводит регулярные контакты с  Минфином, МИДом и Экспортно-Импортным  Банком Китая.
В свою очередь, Экспортно-Импортный Банк Китая  контролирует проведение оценки программ льготного кредитования, предоставление и возвращение льготных кредитов.
Посольства и консульства  Китая за рубежом отвечают за координацию программ помощи и контроль.
В-третьих,  китайская помощь предоставляется на двусторонней основе. Но есть также сотрудничество в многостороннем формате (например, в рамках ШОС, со странами Африки Азии, Карибского бассейна и т.д.).
В-четвертых,  Китай оказывает зарубежную помощь за счет собственных  государственных финансовых  расходов.
В-пятых,  основными получателями китайской помощи являются  страны с низкими доходами.  По состоянию на конец 2009 года, Китай же помог 161 стране и 30 международным организациям. В частности, около 80% всей помощи ушло в Африку и Азию. Если быть более точным, 30 стран – в Азии (32,8%), 51 – в Африке (45,7%), 12 – в Океании (4%), 18 – Америка (12,7%) и 12 стран Восточной Европы (0,3%).
В-шестых, есть восемь основных способов  предоставления китайской помощи: проекты полной комплектации (наиболее, распространенный вид помощи), обычные грузы (простейший вид помощи), техническое сотрудничество (т.е. помощь техническими специалистами), освоение людских ресурсов, направление медицинских бригад, оказание гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях, направление добровольцев, сокращение и аннулирование долгов.

Итого:  в условиях глобального кризиса перед Китаем, заметно прибавившем в международном весе, стоит тяжелая и ответственная  задача по оказанию помощи зарубежным странам. Соответственно, Пекин будет стараться как можно лучше оптимизировать структуру помощи зарубежным странам, повысить ее качество и усиливать способности стран-бенефициаров к самостоятельному развитию, а также повышать направленность и эффективность помощи.
Однако, давайте посмотрим: насколько китайская помощь могла бы быть полезна Украине?  И какая китайская помощь могла бы быть полезна Украине?
Во-первых,   Украина – отнюдь не «бедная» и не «слаборазвитая» страна. К тому же, богатая на самые разные виды природных ресурсов. Соответственно, у Киева огромен потенциал развития. И соответственно, Украина вряд ли рассматривается Пекином как страна, которая нуждается в китайской помощи.
Китай смотрит на Украину, прежде всего, как на делового партнера, с которым можно было бы развивать взаимовыгодное и равноправное сотрудничество.  Причем Китай не меньше нуждается в помощи Украины, нежели наоборот, Украина – в поддержке Китая. Например, для Пекина сотрудничество с Киевом важно, с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности. Равно как и Киеву китайские инвестиции сейчас важны, с точки зрения развития АПК.
По сути, Украина не столько в китайских кредитах «нуждается» как в необходимости навести порядок в своих внутренних делах. Например, гораздо больше высвободилось бы ресурса вследствие антикоррупционных мероприятий, нежели от получения китайских кредитов.
Во-вторых,   Китай – отнюдь не «касса кредитной взаимопомощи». Как мы уже отмечали по видам китайской помощи, Пекин если и предоставляет кредиты, то в редких случаях. Как правило, льготные кредиты являются целевыми и строго под государственные гарантии. И в любом случае, было бы ошибочно рассчитывать, что за счет китайских кредитов можно было бы покрыть какие-либо дефициты бюджетов.
Конечно же, Китай способен оказать Украине реальную помощь. Например, своим позитивным опытом укрепления самодостаточности с опорой на собственные цели.

СПРАВКА: 
объекты, которые построил Китай.
1) инфраструктурные объекты:  например, Каракорумское шоссе (Пакистан), дорога Сана-Ходейда (Йемен), железная дорога «Танзания – Замбия», железная дорога в Ботсване, «Куньмин-Бангкок» (лаосский участок), туннель Шар-Шар (Таджикистан), шоссе №7 (Камбоджа), Готерская эстакада (Эфиопия), 6 больших мостов (Бангладеш), шоссе Велет Вен-Бурао (Сомали), сухой док в порту Мальты, ГЭС в Лагдо (Камерун), порт Дружбы (Мавритания).
2) общественные объекты  (Международный дом собраний им.Бандаранаике в Шри-Ланке, Зал дружбы в Судане, Национальный театр в Гане, Международный конференц-холл в Каире, Центр ТВ и радио на Коморских островах, Международный конгресс-холл в Мьянме, Международный спорткомплекс в Кении, Многофункциональный спорткомплекс на Фиджи, Национальный спорткомплекс в Танзании, проект по обеспечению вооснабжения в Мавритании, проект по рытью колодцев в Камбодже, водоснабжение в Нигере, доступное жилтье в Анголе, Суринаме. Кроме того, Китай построил 130 учебных заведений. Кроме того, профинансировал стажировки для 70627 человек из 119 стран. В сфере медицины можно также вспомнить о ста построенных китайцами больницах.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА.  В начале становления КНР Пекин сам был очень нуждающимся. Но уже  в 1950 года  Пекин стал оказывать первую помощь иностранцам. Это были  КНДР и Вьетнам.  Для них китайцы регулярно делали проекты полной комплектации.
С 1956 года  (т.е. после Бандунгской конференции) Китай стал оказывать помощь странам Африки.
В 1964 году  были обнародованы вышеупомянутые 8 принципов.
В октябре 1971  года КНР восстановила свой статус в ООН. Соответственно, возможностей для взаимопомощи стало больше. Но новый импульс возник только после краха социалистической системы и в частности, после распада СССР.
В 1993 году  был создан Фонд помощи зарубежным странам КНР.
С 1995 года  через Экспортно-Импортный Банк Китай стал оказывать льготные кредиты.
С 2000 года  Пекин активизировал политику на африканском направлении, был дан старт работе Форума китайско-африканского сотрудничества, в рамках которого иностранцам предоставлялась помощь. Кроме того, китайская помощь оказывалась и по иным «каналам»: международные программы в рамках Целей развития тысячелетия ООН; Совещание лидеров Китай-АСЕАН; Форум торгово-экономического сотрудничества Китай – Карибский бассейн; Форум сотрудничества «Китай – страны тихоокеанского региона»; Форум «Китай – португалоязычные страны».
После 2004 года  – новый импульс в политике предоставления помощи. В среднем, в 2004-2009 годах выделение помощи росло на 29,4% в год.
В августе 2010 года  учреждено Всекитайское рабочее собрание по вопросам помощи зарубежным странам.

29 июля 2013 года