Антихрист

Ненси Вишес
Природа всегда остается непобежденной или как напугать Дьявола своей глупостью.
Первым делом хотелось бы дать совет всем, кто будет читать эти строки. Если по какой-то причине вам предстоит период длительного сексуального воздержания, посмотрите этот фильм. Желание отбивает професиионально, как Буффон летящий в его ворота мяч. И надолго.
Итак. Гениальный фон Триер. Великолепные Уиллем Дефо и Шарлотта Гинсбур. И полное отсутствие света в конце тоннеля. Как это может быть? Думается, это большая и страшная тайна Ларса.
Это фильм двух актеров, котрые играют так, что до финальных титров - мороз по коже. Поведение героев кажется иной раз... глупым, но кто знает, как будет вести себя каждый из нас в экстремальной ситуации. Боль. Отчаяние. Скорбь. Лис, олень и ворон. Эти символы весьма часто появляются в кадре и признаться, действительно пугают. Рассказанная метафизическим языком история о том, что каждая семья несчастна по-своему, имеет горький вкус полыни. Пока пара занимается любовью, их маленький ребенок, желая достать свою игрушку, выпадает из окна. И вот тут начинается самое интересное. С каждым кадром становится все яснее, что у супруги очень серьезные проблемы с психикой, которые, невзирая на все попытки мужа-психоаналитика, лишь усугубляются. Во время одного из сеансов становится очевидно, что главный страх женщины - лес вокруг загородного дома "Эдем", в котором она отдыхала с сынишкой прошлым летом и писала свою диссертацию. Лично мне думается, именно тема научной работы стала катализатором ее болезни - Геноцид женщин со стороны Святой Инквизиции. Она боится травы, называет природу "Театром Дьявола" и жалеет обреченные на смерть желуди. Это в некотором роде самый глубинный ужас человечества, ведь каждый из нас понимает, что природа всегда остается непобежденной, и все достижения прогресса бессильны перед силой стихии, старостью и смертью. На вершине пирамиды муж ставит :"Более всего она боится саму себя". И он чертовски прав. Она считает себя грязной, гадкой, плохой. И желает расплаты за это: "Ударь меня. Сильнее". Наказания за то, что была дурной матерью: выясняется, что женщина была не в состоянии даже надеть ботинки на сына, не перепутав их. Каждый кадр - как произведение искусства. Как бесстрастное изображение всего ужаса безумия. Вот она в припадке бросается на мужа, плачет, смеется. Несколькими мгновениями позже - страсный и жуткий в своей экзальтации секс. Вот она истерично кричит: "Не смей бросать меня" и пробивает мужу ногу штырем, закручивает гайку и выбрасывает разводной ключ. Придя в себя, мужчина выбирается на улицу и прячется в лесу. "Где ты? Где ты? Где ты?". Олень изувечен, лис пожирает сам себя, у ворона разбита голова. Пара возвращается в дом. Женщина раздевается и ложится рядом с мужем. "Обними меня". Лязг ножниц и страшный крик - жена обрезает себе половые губы. Случайный взгляд - муж замечает ключ и освобождает наконец ногу. "Когда приходят три нищих - кто-то должен умереть". Классические приемы русского театра - кто-то в любом случае умирает. Жена, задушенная своим мужем. И затем сожженная. Последние кадры позволяют предположить, что фон Триер поддерживает фиминисток - за бредущим по дороге мужчиной следят старые наши знакомые лис, олень и ворон и целая толпа обнаженных женщин - видимо, прямиком из темных веков - явно желающие наказать весь подлый мужской род в лице бедного Дефо. Единственное, надеюсь, все же он останется жив.
В заключение хотелось бы сказать: боритесь своими страхами, господа. Лишь они отравляют нашу жизнь.