О путешествующих художниках

Александр Сизиф
На фото: левкас Петра Рейхета "Великая добыча"

     Известно, что художнику свойственно восторженное восприятие, то есть эстетическое или исполненное красоты окружающего мира. Поэтому его мастерская - не кабинет, не ателье, где он создаёт и хранит свои произведения, а природа. Работа с натуры, на пленэре - важнейшая составляющая его творчества.
     В работе над произведением важна искра озарения, преобразующая душу восторгом благоговения и очищения, открывающая новые впечатления, смыслы, горизонты и перспективы. Такое состояние сродни духовному просветлению. Тесное непосредственное общение с природой, когда ощущаешь себя слившимся с ней, растворившимся в дыхании ее стихий, - лучшая питательная среда для подобных состояний.
     Работа на пленэре благотворно действует на восприятие художника, провоцируя чувства, мысли, воображение, но это все-таки эпизодические контакты с природой в безопасных условиях. Когда нет экстремальных испытаний, переживаний предельных физических и психических нагрузок, граничащих с риском для жизни, - тогда нет и прорыва в иные, запредельные сферы миропонимания. Вот почему те, кто жаждет необыкновенных открытий, отправляются в путь, ибо только в путешествиях и случаются испытания с прозрениями.
     Тому, кто вкусил однажды тягот испытаний и приключений, жизнь в тепличных условиях будет казаться недостаточной для выдающихся открытий. Значительные творения, разумеется, не могут иметь массовый характер. Неудивительно, что в экстремальные путешествия отправляются немногие.
     Хорошо знакомы, ставшие достоянием истории, имена В. В. Верещагина (1842-1904), Н. К. Рериха (1874-1947), В. К. Арсеньева (1872-1930), О. Ю. Шмидта (1891-1956), А. А. Борисова (1866-1934), Г. А. Федосеева (1899-1968), Фритьофа Нансена (1861-1930), Рокуэлла Кента (1882-1971). Одни из них создали выдающиеся произведения изобразительного искусства и науки, другие - художественной приключенческой литературы. А есть и такие, кто расширил область своих профессиональных интересов от искусства к науке, став путешественником-исследователем, сочетающим в себе дарования рисовальщика и живописца, писателя и натуралиста, историка и этнографа. Из современных хочется назвать Федора Конюхова, Анатолия Шиманского, Евгения Барского, Петра Рейхета (1953-2013). О каждом можно сказать много интересного, несмотря на то, что художники и сами в своих произведениях - картинах и книгах - повествуют о себе и своем видении жизни во всем ее многообразии. 
     В конце декабря 2013 года я пришел к моему другу Евгению Савельевичу Барскому, чтобы посмотреть его последнюю монументальную картину о пароксизмальном - катастрофически мощнейшем - извержении вулкана. Повод представился убедительный - 35-летие написания дипломной картины и 50-летие творческой деятельности. Живописец Барский известен как неутомимый следопыт и путешественник, воспевший в красках звездную материю и вулканические катаклизмы Камчатки. Когда-то давно с топориком за поясом, спичками и солью он обошел острова Соловецкого архипелага. А в 90-е годы минувшего века с рюкзаком за плечами пустился в путешествие по Италии, посетив культовые исторические центры искусства.
     Барский не просто ярок как личность, человек и художник щедрых дарований, - он уникален, обладая только ему одному присущей живописной манерой, узнаваемой где бы то ни было и при любых обстоятельствах. Вобрав в себя всю мощь мирового искусства, он переплавил все это в исключительное оригинальное видение и понимание сути живописи, природы света и цвета, метафизики художественного образа. В искусстве он может всё, но его конек - святая святых творческого стиля - живописное изображение пароксизмальных извержений камчатских вулканов. И в этом ему нет равных. Чтобы почувствовать пульс земных недр, ощутить живое дыхание вулкана, он, рискуя жизнью, ночевал в его дымящемся кратере. Не каждый отважится на такое.
    Зная Барского давно, я, тем не менее, никогда не видел его дипломную работу. И вот Евгений вдруг предлагает мне, мол, хочешь посмотреть мою картину "Строители БАМа"? Огромное полотно поразило масштабностью замысла, новаторским буйством живописи, силой и убедительностью образов. А ведь написана картина во времена господства идеологических штампов, всяческих запретов с довлеющей догмой партийности искусства социалистического реализма. Неоспоримое достоинство Барского-художника - в его честности перед искусством, не терпящей никаких компромиссов и приспособленчества. Поэтому и спустя столько лет дипломная картина смотрится чувственно свежей, искренней, глубоко человечной и новаторской по композиционному и живописному решению. И снова я убедился, что подлинное искусство, выражая дух эпохи, вместе с тем превосходит любые временные рамки. В этом его основополагающее значение.
     Замечу, что эскиз к картине об извержении вулкана Барский писал несколько месяцев. При размере эскиза 1,5х2 м. художник извел на него не один килограмм жировой пастели. Над холстом 3х5 м. живописец работает уже несколько лет, и от первоначального эскиза остались только палеонтологические вкрапления. Количество затраченных масляных красок исчисляется десятками килограммов. Пастозность письма - характерная особенность живописи Барского. Эта осязаемая вещественная рельефность подобна культурным слоям археологических раскопок сказочного города, построенного из переливающегося всеми цветами и оттенками перламутра. О такой живописи впору читать научные университетские лекции, и, быть может, со временем такие лекции будут написаны. Понятно, что художник изобразил нечто значительно большее, чем извержение вулкана, - пароксизмальное по качеству и космогоническое по существу. Притом, картина еще не завершена.
      Барский сообщил мне о гибели нашего общего друга Петра Рейхета - художника, неутомимого путешественника, исследователя, участника многих арктических и антарктических экспедиций. Признаюсь, что мне трудно было в это поверить. Как опытный полярник мог погибнуть? На самом деле, даже предвидя многое и просчитав, можно вдруг в одно мгновенье оказаться в роковых обстоятельствах, угрожающих жизни. В Интернете я узнал из разных сводок, что трагедия произошла в Обской губе, близ Карского моря.
    Для Петра Рейхета еще со студенческих лет стало традицией отправляться летом в разные экспедиции. Начинал он с экспедиций на Крайний Север, бывал на архипелагах в Северном Ледовитом океане. Сколько прекрасных романтических и сказочных, правдивых и суровых произведений он создавал, вдохновляемый своими путешествиями и приключениями! Почему он, как самый старший и опытный, не остановил более молодых? Зачем нужно было в шторм с внезапными порывами ветра в середине сентября на простой резиновой лодке, хотя и с мотором, переплывать Обскую губу?
     Кто не знает, скажу, что с мощными реками в их нижнем течении, да еще в холодную пору, надо быть предельно осторожным и внимательным. Вода ледяная, а волны при шквальном ветре могут быть более 3 метров. Даже в гидрокостюме непросто в шторм выплыть на берег, вывалившись из перевернутой волной лодки. Это и случилось. В 50 метрах от берега резиновая лодка была перевернута волной и четыре человека оказались в воде, причем без гидрокостюмов.
    Так погиб замечательный человек - остроумный и веселый, выдумщик историй и розыгрышей, блистательный иллюстратор книг, яркий талантливый художник, умеющий дружить и делать добро. В последний раз я был у Петра Рейхета в мастерской весной 2013 года. Он показывал мне свои иллюстрации к сказкам Андерсена, мы говорили о путешествиях, новых книгах, южнорусском импрессионизме и одесской школе живописи, знаменитом образце гигантского борщевика, выращенного Петром в искусственных условиях на удивление ученым ботаникам.
     Одна из последних книг, проиллюстрированных П. Рейхетом, - подарочное издание сказок А. С. Пушкина. Есть у художника и вовсе необычная картина, на которой изображен Александр Сергеевич, прогуливающийся в Африке по берегу реки с купающимися в ней бегемотами. В этой милой и трогательной живописной шутке - тоже тепло души редкого человека Петра Рейхета. Да, художник продолжает жить в своих произведениях, но пожать ему руку при встрече, обнять его здесь мы уже не сможем...   
     Долго мы в этот вечер говорили с Барским - о быстротечности жизни и о единственной возможности противостоять бегу времени максимально интенсивным и неистощимым творчеством, о прекрасной бренности земного существования и вселенском универсализме души, о живописи и ее магически преобразующем воздействии на человека. Конечно, мы не оставили без внимания до сих пор не решенную в мировой науке проблему таланта, ибо эта тема давно стала традиционной в нашем общении. Разумеется, поделились своими соображениями о путешествиях как о своеобразном способе лабораторных исследований, когда полем изысканий становится вся природа - величественная и одухотворенная, непостижимая изначально и познаваемая в каждое мгновение. Именно такое сочетание неизъяснимого и вместе с тем художественно и научно выразимого делает каждое мгновение жизни чудесным.