Ивовые акварели в марте

Татьяна Лысцова
 1.              Задолго перед тем, как загудит  басовая струна шмелея  над листиком, чуть-чуть проклюнувшим берёзовую почку, являет знаки очень чуткая к весне береговая ива. Она--явление весны в весне.
                Излюбленные поселения её -- прирусловые берега равнинных русских рек и речек.  Растет по-богатырски – широко и быстро. Ведь каждый лысый пень-обрубок немедленно "напялит" молодо-зелёный  паричок и через 2-3 лета на низких, влажных поймах покачивают протяжённые густые  заросоли.
                Известно, вся земная флора во времени по месяцам воссоздаёт картинное живое триединство: вытягивает стебель к солнцу; цветёт и плодоносит; закончив созиданье, безропотно, смиренно увядает.
                И в этом вечном, разноцветном колесе  капризный приграничный март решается преподнести своё -- неяркую палитру ПЕРВОГО, когда над ивами (ещё без листьев) взлетают флёровые покрова. И соглядатай всяких  тонкостей – мечтательный художник, "парит и замирает", предчувствуя легчайшие цветные «ереси»…
                С начала марта, едва-едва затеплет солнце, везде, где приютилась ива, заметна удивительная смена красок. На месте зимних, наведённых  чёрной тушью веток, всплывают тронутые бледным цветом  акварели-миражи.
               Что это за явление? Мне кажется, что под напором мартовского солнца проснулись тёплые, в лубке блуждающие соки, и обновляют тусклый цвет коры.Пока только коры. Других подвижек не заметно. Даже верба – всепризнанная мастерица крапа  серебром по красноталу, не показала ни единой блёстки. И ветки хрусткие, как тонкие сухие косточки.

2.               Люди в эту пору переживают нечто схожее: к их лицам прикоснулось мартовское солнце и кожу -- неотъемлемый покров единственного «я», без всякого согласия владельца раскрасило по-своему.
                Вот посмотрелась в зеркальце хорошенькая школьница и приуныла. «Смешно, -- сказало зеркало. – Да ты наверно с курами клевала?» Действительно, на нос и щёчки налепилась «просяная шелуха». Откуда и зачем? Отроковица не ждала такого. Ей было не вдогад – когда земля в созвездьях «Рыбы» и «Овен», излюбленный мазок у солнца -- ультрафиолетом.
                «А нука покажи, зерцало, что за картинка получилась у меня?», -- и глянуло из облаков прекрасное чудовище – и свет, и жар, и вся земная жизнь в одном зрачке! «Моя ра-бо-та!», -- засмеялось солнце. И отражённые стеклом  лучи метнулись по стене на крышу. Неуловимый солнцезайчик пронзил  остроконечные подвески, наплаканные бедной серой кровлей. "Готические ЛЬДЫ" мгновенно вспыхнули и превратились в "Чешское стекло"!
               А солнце продолжало труд, который называют -- радость.
                Летела звонкая хрустальная капель,
                Стучала в подоконники и стёкла,
                Долбила мерзлоту под основаньем дома.
                И первые проталинки-напёрстки
                Копили талую живинку для трав и первоцветов.
               Такие милые фривольности у мартовского солнца. Однако же, ему прощают скоро, как юным и желанным сумасбродкам. И вообще, противиться весне не хочет и не может человек.

3.             Конечно, в марте  сыщется немало полуслепых, "бельмом" затянутых небес, когда горячее светило беспомощней дневной луны. И если стать среди деревьев или близко с ними, то ничего похожего на ласковые акварели не увидишь. Небо, сквозь гладкие без почек ветки, -- зимнее, холодное, исчерченное той же самой веткой вкось и вкривь. Всё унывает серым одноцветьем. Действительно, «лицом к лицу лица не разглядеть».
 
4.             На ивы, погружённые в весенний флёр, легко и весело смотреть издалека: с высоких берегов, с возвышенности, где воздвигли церковь, а если очень повезёт, то с «птичьего полёта». Тогда сполна откроется вся широта и цвет природной живописи марта.
                Увидеть вернисаж «первовесеннего природы живописца»  с «птичьего полёта» на просторе -- счастливая, довольно редкая случайность. Она незабываема. К примеру, геологи на маленьких АН-2 летают каждую весну, чтоб осмотреть заранее округу летних полевых работ. Вот некоторые и любуются, теряя сердце. Кто коротко, а кто и навсегда.
                Полёты маленьких бипланов похожи на широкие качели: то потянуло вверх, то уронило в яму, и сердце замирает. То правое, то левое крыло склоняется к земле. Качает. Падает планшет, который примостился на коленях. Земные фокусы смещаются. Ландшафт меняет цвет. И что хотелось бы оставить в памяти для пользы дела, куда-то прячется. Поэтому, предупредительное в песне молодого лётчика: "Мне сверху видно всё"-- совсем не убеждает.
                Не всё увидишь и рассмотришь даже с высоты, а только то, что время и погода откроют в день полёта. Завтра, живая панорама марта изменит яркость, контуры, цветную кисею. А с ними поменяются застрявшие в душе тревоги, радости и скрытые желания. Иные вовсе растворятся...
                И всё-таки…   Сегодня говорят, что есть у человека «третий глаз». И видит «третьим глазом»  сердце. Поэтому, (свидетельствует жизнь), ничто и никогда не помешает человеку, просунувшись сквозь  облака, увидеть то, чему он верен верностью любви.

               Под крылышками шаткого АН-2 в ландшафте резко выделяются долины рек. Над вешним снегом, вплотную к ледяному руслу, то сплошь, то прерываясь, лежит  гряда чуть-чуть подкрашенных ( как будто краски разводил гомеопат), недвижимых "дымов". Гряда особенно торжественна, когда проглядывает солнце.
               Так где же правда? В объятьях дерева или во взгляде с облаков? Вблизи или издалека?
               Та правда, что доступна нам, встречающим по восемьдесят вёсен (гораздо реже более того), не близко и не далеко. Так где же?
               Правда - в нас. Под левой грудью.
               Что возлюбил чувствительный "птенец", в том и живёт для каждого его большая, дорогая правда.
               Любовь и правда, что это за ипостаси, связанные в человеке его особым чувственным узлом? И крепости в нём столько, сколько правды, а правды - поровну с любовной тайной...

 
 5.              С каждым мартовским днём цветовоздушная «опара» выше и ярче. Подходят несметные «караваи» прирусловых густых кустарников. Долина оживает!
                Заволновалось и сообщество людей, которые выбрали работу по любви и связали её с «хождением за три моря», а то и дальше.
               Такой характер знает, для чего пришла весна и напрягает каждый нерв, чтобы не пропустить восходы и закаты на дальней широте.
               Странник не спросит тоскующим взглядом: «Для чего живёт человек?» Он это знает, по крайней мере – думает, что знает. Горит в нём замечательная страсть – притронуться к материкам планеты и надышаться синим воздухом морей.               
                Свидетель спора строгостей зимы и шалостей весны - тревожный скрытный март такому счастью потокает. Неторопливо, без щипков морозом, но бесповоротно внедряет он тепло в широты и долготы. Снегурочка в смятении бежит в чащобы, скрываясь от погибельной любви и солнца. А юная весна то хмурится, то светится, то в тучу прилегла, то радужный оттенок кинула.
                С природой обручённые высокие язычники верны тревогам выбранных маршрутов, и в этой верности находят счастье. Это их избранная правда...
 
6.             В последнее свиданье марта с февралём идёт  густой, медлительный и очень крупный снег. Окажешься в такое время в поле, как будто и не снег планирует наискосок, а там, за облаками осыпались сады махровых белых хризантем. И вместо серых городских окраин, кругом чистейшая просторная земля. Бело, и тихо-тихо над полями. И ты - на небе и земле одновременно. Есть и такая правда...
               
7.             А дальше,  на пути к апрелю, и от апреля к маю, пленэр меняется быстрее и определённей: и в запахе, и в цвете, и в оттенках. Внимательному взгляду, кажлый день несёт особый знак и воздуха и света. Художник  дорожит импрессией минуты, как чаянным давно открытием. Ведь он поёт и плачет красками. Цвет и оттенки - его безмолвная, мучительно-прекрасная любовь.
               И вот, среди весенних начинаний он, наконец, услышал имя и увидел ясно свой откровенный образ-цвет. Не миражи, не ереси предчувствий -ему открылась робкая цветная явь.
     -        Это  живые "акварели-великаны" дикой ивы, клубящие по берегам равнинных русских рек. Деревья и кустарники ещё без листьев, но в полусне, слегка покачивая ветки, уже влачат прозрачные нежнейшие оттенки: по стрелкам молодого ерника - чуть-чуть зеленоватые, над многолетней путанкой ветвей - с желтинкой воска, и бледных ранних зорь над красноталом.
              Это - ЦВЕТНЫЕ ЗНАКИ молодого марта. Почти МЕЛОДИИ, издалека зовущие за Синей Птицей... Вот найденная сердцем и глазами правда. И если Ваши очи зорки, а сердце не обделено любовью, то  как открытости простора, поверьте этой правде...



                Белые Столбы. 2013г.