Табор

Владимир Сысолятин
Что бы я ни сочинял, что бы я ни выдумывал — всё это будет уступать
истине, ибо настанет время, когда достижения науки превзойдут силу
воображения!

Жюль Верн.


В Ленинграде первый день весны, а здесь на южных широтах уже наступила осень. Наш сухогруз «Карелия» наконец-то дождался своей очереди и загрузился. А к утру 2 марта мы уже были готовы к отплытию. Прощальный взгляд на удаляющийся Веллингтон и мы в открытом море. И вскоре берега Новой Зеландии скрылись в туманной дымке. Ближе к обеду, когда солнце оказалось высоко на севере, начальник радиостанции Валерий Павлович, или проще Палыч, зашёл на мостик: «Капитан, получено штормовое предупреждение! Прямо по курсу мощный грозовой фронт и надвигающийся шторм! Служба метео предлагает изменить курс на юго-восток и обойти стороной опасную зону!»
 — Обойти, так обойти — пробурчал капитан. — Не успели толком отойти, а уже начинается!
 — Так осень же — время штормов!
 — Штурман определи местонахождение. Пойдем вдоль 37-ой параллели. А далеко на горизонте уже виднелись чёрные, грозовые тучи. Остаток дня и ночь прошли спокойно и только во второй половине следующего дня нам повстречались две парусные яхты. «Право руля! — скомандовал капитан. — Слепые они там, что ли? Прут прямо на нас! Наверное какая-то регата?» «Ты ничего не слышал про это?» — спросил капитан у штурмана.
 — Нет! Я как-то парусным спортом не увлекаюсь. Мой «Зенит» сейчас всей командой готовится к чемпионату, а остальное меня не интересует! Яхты тем временем проскользили мимо. Наступило утро следующего дня. «Что там о погоде слышно?» — спросил капитан у начальника радиостанции.
 — Тишина! В эфире одна трескотня — грозовой фронт где-то проходит! В этих широтах сейчас дело обычное! «Капитан! — обратился рулевой.  — По курсу вижу парусное судно! На обычную яхту не похоже!»

Капитан взял бинокль и стал всматриваться вдаль, где почти на горизонте был виден парусник. Парусник приближался к нам всё ближе и ближе. «Вижу людей на палубе! — сказал капитан. — Похоже корабль дрейфует! Что-то там неладно, машут нам руками, а женщины платками. Мужчина в обычной гражданской одежде поднял ружьё и выстрелил вверх. Однозначно они привлекают наше внимание! Что-то у них там произошло!? Палыч спроси, что у них стряслось?» Палыч включил ратьер и начал сигналить морзянкой, быстро вращая шторки — в ответ никакой реакции! Наконец мы сблизились настолько, что можно было видеть выражение лиц и слышать голоса! Один из мужчин столпившихся у борта, несколько отделившись от остальных, по-английски обратился к нам: «Я владелец этого судна, лорд Эдуард Гленарван! Могу ли я разговаривать с вашим капитаном!?» А так как у нас лучше всех шпрехал по-английски, как и полагается, сам капитан, то он и взял мегафон: «Я капитан этого судна Смирнов. Я вас приглашаю к нам на корабль. Спустить шлюпку!» И уже через десять минут лорд Гленарван предстал перед нами. Высокий, стройный держится с достоинством как и подобает представителю высшего общества. «Прошу вас ко мне в каюту», — пригласил гостя Петрович. За ними проследовали штурман и механик.

И пока наше руководство разговоры разговаривало мы рассматривали пассажиров этого странного парусника! Это был какой-то гибрид яхты и парохода, так как наравне с парусами присутствовала высокая труба, скорее всего для парового двигателя. На борту парусника крупными буквами название судна — «DUNCAN». На палубе левого борта были люди и кто из них кто невозможно было понять? Две женщины: одна постарше, вторая молодая девушка, невдалеке стояли ещё двое. Рядом стоял пацан лет двенадцати. Остальные мужчины разных возрастов, один из них в клетчатой шотландской юбке — килте. Из всех присутствующих выделялся смешной, долговязый очкарик со взлохмаченной шевелюрой. В руках у него была отливающая медью, подзорная труба. Он как-то смешно суетился и как ребёнок всё время находился в движении!

Наконец переговоры на высшем уровне закончились и все вышли на палубу. Механик неожиданно стал раздеваться! Все присутствующие с удивлением смотрели на него! Спустили шлюпку и механик со шлюпки нырнул в воду, прямо под корму парусника. Потом ещё и ещё... Затем перевалился на борт шлюпки и крикнул снизу: «Кранты ему! Вал погнут — винт сломан, одна лопасть из трёх осталась! Нужно судно в док ставить!» Лорда Гленарвана переправили обратно на «Дункан» и все начали совещаться, что делать? «Короче!  — начал свой доклад Петрович. — Вся эта компания ищет некоего капитана Гранта, который после крушения его корабля потерялся, где-то на 37-ой параллели? Они почти обогнули весь земной шар и всё безрезультатно! Вчера неожиданно их кто-то атаковал и как результат, вал погнут, а винт сломан! Я думаю это американская субмарина!? Совсем янки оборзели! На корабле есть преступник которого они хотят в наказание высадить на острове Табор и добраться до начальной точки их плавания, бухты Талькауано, чтобы окончательно убедиться в безрезультатности своих поисков! А, что им делать и, что нам с ними делать надо решить и нам и им!? На парусах они долго не протянут! Будем ждать, что они решат? Ну, а мы же не можем их бросить на произвол судьбы!? Будем ждать».

Ждать пришлось недолго, где-то через час кто-то из матросов позвал капитана наверх. Вокруг была тишина, дизеля были заглушены, на море полный штиль! «Господин капитан! — обратился лорд Гленарван к Петровичу. — У нас предложение, просим его рассмотреть! С согласия всей нашей команды и пассажиров мы приняли решение выполнение которого напрямую зависит от вас и членов вашего экипажа! Первое — я отправляю моё судно вместе с экипажем обратно в Веллингтон или в Австралию для ремонта и далее судно возвратится своим ходом в Шотландию. Второе — остальная часть, пассажиры во главе со мной переходим к вам на корабль и вы по мере возможности доставляете нас в ближайший на вашем пути порт. Лучший конечно вариант это в Шотландию! Третье — У нас на борту как вы уже знаете, опасный преступник но мы хотим ему облегчить его участь и избавить от виселицы! Мы хотим его оставить на необитаемом острове Табор. Нам конечно жаль, что наши поиски не увенчались успехом! Жаль!»

«Ничего ещё не потеряно! — вдруг раздался голос начальника радиостанции. — Думаю вам повезёт и вы найдёте, что ищите!»
 — Как!? Вы знаете где наш отец? — вдруг воскликнул пацан, перегнувшись через борт.
 — Думаю, что он на острове Табор!
 — А, откуда вы это знаете?
 — От Жюль Верна!
 — А это кто?
 — Да, так один мой знакомый француз!
 — А, ведь он прав! — вдруг закричал смешной долговязый очкарик. — Какой же я дурак!? Какой дурак!? Это же Новая Зеландия! Какой же я дурак!? И смешной человек начал метаться по палубе, вознося руки к небу.

Наконец-то всё утряслось, и все пассажиры перебрались к нам! Дизеля взревели и мы двинулись на восток по 37 параллели к острову Табор, который вообще-то называется риф Мария-Тереза, по крайней мере на наших картах. Команда без каких либо приказов, начала размещать наших пассажиров по каютам и кто как мог, по-английски изъясняясь, знакомиться. «Дункан» всё быстрее и быстрее удалялся от нас. Кто-то стоя на носу ещё долго махал нам рукой... Наконец «Дункан» превратился в маленькое пятнышко и скрылся за горизонтом. Прошло около двух суток уже начало темнеть, когда вдали показался остров Табор. Боясь непредвиденного, капитан приказал бросить якорь. И как оказалось не напрасно, глубина была довольно маленькая, а риск сесть на мель, большой! Наутро, 8-го марта, чуть забрезжил рассвет, почти все высыпали на палубу, нетерпение нарастало! Спустили шлюпку и несколько человек поплыли в направлении острова. Как уж там всё было? Не видел, не участвовал! Спустя несколько часов все вернулись радостные, как и должно было быть, с капитаном Грантом, но без Айрона, того самого преступника! Он остался на Таборе... А мы взяли курс на Кальяо — самый большой порт в Перу. Табор вскоре растаял в тумане.

«Петрович, — обратился начальник радиостанции к капитану.  — пойдём-ка поговорим».
 — Так говори, что у тебя!?
 — Пойдём на нос, там спокойнее...
 — Ну, чего у тебя стряслось?
 — Петрович, мы с тобой сколько уже в одной упряжке? Лет тридцать, если не больше!?
 — Ну, наверное? А, чего это ты вдруг?
 — Скажи, у меня все дома или у тебя на этот счёт есть какие-нибудь подозрения?
 — Ты, чего это, на пенсию собрался?
 — Я серьёзно!
 — Ну, вроде бы всё в норме! Отклонений не замечено.
 — Тогда слушай внимательно! Сколько мы уже идём от Велингтона? Правильно! Недели две, с задержкой на Таборе. Ты понимаешь, не могу понять, что происходит!?
 — Ты о чём!?
 — За это время никакой информации я тебе не приносил! Ни одной радиограммы! А, всё потому, что эфир пуст! Ни одной радиостанции нет! Ничего, кроме атмосферных помех — грозовых разрядов. Поначалу я грешил на магнитные бури, но они день-два и всё, а здесь две недели...
 — А, у тебя точно с радио в порядке!?
 — Конечно! Я же ещё включал вещательный приёмник — тишина! Механик принёс приёмник свой, я взял как бы в ремонт — тоже тишина! И потом, ты заметил за всё время только три парусника и ни одного нормального парохода! Ты уверен, что мы идём по курсу? Допроси-ка с пристрастием штурмана. И вот наверное самое главное! Смотри! И он вытащил из-под полы книгу. Ты знаешь когда наши гости рассказывали про свои приключения я обратил внимание как кто-то скороговоркой упомянул дату их отплытия! Ты не слышал?
 — Нет! Я как-то и не подумал...
 — Так вот 25 августа 1864-го года! Тебе это ни о чём не говорит!?
 — Не может быть!? — невольно воскликнул капитан.
 — Но и это не главное! Вот смотри и он показал книгу. Жюль Верн. «Дети капитана Гранта».
 — А ведь они и вправду говорили, что ищут капитана Гранта!
 — Сразу видно, что ты в детстве не читал эту книгу!
 — Ну и что?
 — Как это, что!? Ведь они сто процентов герои этой книги! А ведь Жюль Верн всё это придумал! Как это всё понимать!? Ведь всё совпадает! Вспомни, они преступника оставили на Таборе и дети отца нашли — всё совпадает!
 — Он просто взял их приключения и описал! Вот и вся разгадка!
 — Ты Петрович точно не в своём уме! Жюль Верн уже умер давным-давно! А они живы и здоровы, вон на корме «загорают»!
 — Да! Есть от чего чокнуться! Кого же мы спасли!? Кто они, такие? Надо бы их допросить более обстоятельно.

Прошло пятнадцать суток с того момента как мы покинули остров Табор. Пересекли Южный тропик и когда до Экватора оставалось тысячи полторы, на горизонте показались Кордильеры. Вот уже видны многочисленные домики Кальяо, порт, парусники, лодчонки... Здесь мы пополним запасы воды, провизии, топлива... Здесь же распрощаемся с нашими шотландскими пассажирами! Штурман вглядывался в бинокль и по лицу было видно какая-то озабоченность!? «Петрович! — окликнул он капитана. — Ты давно был в Кальяо?»
 — Да, наверное, что-то и не помню точно!?
 — Глянь-ка сюда! Тебе не кажется странной картина порта? Петрович взял бинокль и долго рассматривал местность.
 — Ты знаешь, что-то есть необычное, не пойму только, что? Всё так и не так!?
 — А, ты видишь, что кранов нет, современных кораблей, одни парусные посудины!
 — Да! И вправду нет кранов! Что за хрень такая!? «Карелия» тем временем подошла очень близко к берегу, но порт всё равно был неузнаваем! «Стать на якорь! — последовала команда. — Спустить шлюпки на воду». Старпом и трое матросов должны были сопроводить гостей на берег и выяснить обстановку! Что-то здесь не то!?

Почти вся наша команда и наши пассажиры высыпали на палубу. Настал час прощания. Чопорные шотландцы раскланивались. Женщины улыбались, благодарили, смешно чирикая по-английски. Петрович с улыбкой подошёл к капитану Гранту и пожал руку... Вдруг его улыбка стала превращаться в какую-то странную гримасу? Петрович почувствовал, что в его руке нет руки, а какая-то мякоть, холодная как лёд! Петрович посмотрел на капитана и далее картина, которую я не забуду до конца дней своих! Петрович как-то испуганно вдруг спросил у капитана Гранта: «Капитан, а вы, что призрак!?» На палубе мгновенно все застыли в тех позах где их застал момент «Х». Элен, как фотомодель в полуулыбке смотрела вдаль! Лорд Гленарван приоткрыл рот, чтобы выкурить трубку застывшую у него в руке! Жена стюарда подняла ногу, чтобы шагнуть, но так и замерла с приподнятой ногой! Паганель наклонился, чтобы поднять оброненный блокнот и остался в такой позе... Наступила звенящая тишина — абсолютная... В следующий момент капитан Грант начал терять свои очертания и как бы растворяться в воздухе! И далее по принципу домино, по очереди, остальные пассажиры: Лорд Гленарван, его жена Элен, майор Мак-Наббс, Стюард Олбинет с женой, служанка, Паганель и последними со счастливой улыбкой мальчик Роберт и его сестра Мери! Секунда — две и вдруг всё вокруг взорвалось от звуков! Шум моря, крики чаек, шум города, гудки пароходов... Команда несколько мгновений находилась в оцепенении и глупо рассматривала пустое место на палубе, где несколько секунд назад шумели наши пассажиры — шотландцы! Петрович с не менее глупым видом всё ещё держал вытянутую руку... «Смотри! — толкнул в бок капитана, штурман. — Вся картина порта преобразилась! Кругом снуют катера, парусники исчезли, появились портовые краны и дома современного города! Ну, теперь узнаёшь?»
 — Да! — как-то нервно проговорил Петрович! — Узнаю!

Скрылись в темноте очертания Кальяо, уже третий час как идём вблизи перуанских берегов. Наш курс на Панаму. Сидим в кают-компании. «Так что же это всё-таки было?» — задаётся вопросом капитан.
 — Мужики! — обращается ко всем Палыч. — Я где-то читал, что призраки это, так называемые мыслеформы! Рождённые мыслью существа, естественно похожие на воображение автора мысли!
 — Ясно, но непонятно? — пробурчал кто-то. «А, помните когда я спрашивал пацана где вы жили когда ты был маленький? — продолжал Палыч. — Что он ответил? Правильно! Не знаю? Я всегда был такой! Такой, каким его придумал Жюль Верн! Придумал! И ни когда-нибудь, а именно в 1865-м году!»

«А ведь это ещё не всё через, что мы прошли! — немного погодя, вставил своё слово капитан. — Валера, продолжи свои соображения обществу!» Палыч, встал и разгладил свои усы: «У меня такие соображения, у меня к вам принеприятнейшее известие! Мы все с вами побывали в прошлом, а точнее в 1865-ом году!» Почти все из присутствующих сидели с откровенно глупым видом!
 — Вы спросите с чего это я взял? Поясняю! Где-то через сутки я заметил, что эфир, моё место работы, опустел! Для тех кто не в курсе, такое наблюдается только во время магнитных бурь — вспышек на солнце! Но мы ушли не так уж далеко от Веллингтона и станции Новой Зеландии должны были слышать! Но этого не было! Прошло несколько дней и тишина на всех частотах и так до самого момента когда неожиданно наши гости испарились у вас на глазах! Второе — весь путь до Кальяо ни один современный корабль не попался нам навстречу, хотя как вы все знаете мы шли по одному из оживлённых морских путей! Ну, разве, что два — три парусника, да ещё этот «Дункан» и всё! Наши призраки были придуманы в 1865 году Жюль Верном, это раз и то, что радио изобрели только в 1895-м году, а интенсивно начали применять ещё позже, что и объясняет полное отсутствие каких либо радиосигналов в том 1865-м! Так, что всё сходится! Остаётся только констатировать всё, что с нами произошло! Думаю, что если мы дадим запрос в Веллингтон — никто, никогда «Дункан» и в глаза не видел! И ещё, если бы мы пошли с шотландцами до Панамы и Петрович не спровоцировал исчезновение наших пассажиров — призраков, не факт, что мы прошли бы Панамский канал, он ведь был открыт только в 1915 году!

Долго ещё все сидели молча, пытаясь каждый по-своему осмыслить произошедшее! А впереди нас ещё ждали: тысячи миль пути, Панамский канал, Куба, этот дурацкий Бермудский треугольник, Европа и наконец-то Ленинград!