Утопия, или Машина богов

Лана Май
- К вам Александр Андреевич Чацкий, - сообщил домашний кибер-дворецкий, чинно вплывая в комнату.

Софья пораженно уставилась на него. Откуда? Как? Не бредит ли кибер? Сашка Чацкий, с которым они дружили с детства, пропал без вести три года назад. Улетел на край Галактики в поисках, как он выразился, смысла жизни. С тех пор сигналов от него не поступало и ни на одной обитаемой планете сведений о нем не было. Так что же это? Розыгрыш? Чья-то злая шутка? Сердце тревожно забилось, но девушка постаралась, чтобы голос ее звучал спокойно:
- Пусть войдет…
Кибер было двинулся неспешно к выходу, но его закружило в энергичном вихре: в комнату ворвался Сашка. Такой же шумный и веселый, как три года назад, словно и не улетал никуда.
- Соф, я так рад тебя видеть! Я мечтал об этой встрече, мчался сюда как метеор. Ты рада?
«Да что он о себе возомнил! - внезапно разозлилась Софья. - Шатался неизвестно где, даже не подумал весть подать, а тут – нате, явился…»
Холодно глянув на вошедшего, она ответила:
- Я вам рада. Сегодня прекрасная погода, не так ли?
Сашка уселся верхом на стул и уставился на девушку. В глазах его явно обозначилось раскаянье:
- Да, - произнес он, - ты права, я сволочь. Это если смотреть с обычной точки зрения. Думаю, что если бы ты увидела то, что видел я, - ты смогла бы понять.
Девушка удивленно взглянула на Чацкого, пытаясь понять, издевается он или правда нашел что-то из ряда вон выходящее. Потом медленно выдохнула:
- Так ты… Ты что, хочешь сказать…
- Ага, - весело кивнул он и засмеялся. Он всегда замечательно смеялся: жизнерадостно и звонко, как мальчишка.
- Врешь, - забыв о высоком социальном статусе и строгом воспитании, воскликнула Софья. – Ты ведь врешь, обормот!
Сашка внезапно стал необыкновенно серьезен:
- Соф, это и правда существует, поверь. Поедешь со мной? Я покажу тебе Землю Обетованную…
Софья усмехнулась:
- Хорошо там, где нас нет, так что ли?
- Не, тут принципиально иная идея. Да как же тебе объяснить, - он схватился за голову, взъерошил волосы и поднял на нее абсолютно счастливый взгляд:
- Это нужно просто видеть. И все. Поедешь?
Софья задумалась. Знала она Сашку с детства, и всегда он был вот таким сумасбродом: рвался в дальние путешествия, бредил древними легендами, верил, что найдет счастье для всего человечества. А что оно такое - счастье? Вон у отца новый секретарь – что ему счастье? Чтобы утром был хороший завтрак, да день шел точно по расписанию, да вечером сходить в клуб и выпить пива под футбол с такими же клерками. Все чинно, размеренно. В одиннадцать ровно лечь спать, чтобы с утра все повторить снова. День Сурка какой-то. А для отца? Может, для него счастье – это каждый день сидеть в своем офисе и решать кучу неотложных дел, проводить важные совещания, посещать нужные мероприятия? Неужели это может быть мечтой? Сашка смотрел на задумчивое лицо Софьи и ждал, достаточно терпеливо и тихо. Дверь вновь приоткрылась:
- Госпожа, вам пора в фирму.

Киборг-дворецкий как всегда все помнил. Он был одновременно и ежедневником, и голосом совести. Ведь порой так хотелось послать все к черту и отдохнуть. Но неумолимый киборг не переставал повторять одну и ту же фразу, пока Софья не отправлялась выполнять необходимые дела.

Сашка недоуменно спросил:
- В какую фирму, Соф? Ты теперь работаешь в фирме?
Она ответила спокойно и просто:
- Многое изменилось, пока тебя не было. Отец приобрел очень перспективную компанию - «Дом мечты» - и подарил ее мне. Так что теперь я глава и единоличная хозяйка фирмы «Дом мечты», филиалы на всех обитаемых планетах Галактики.
Растерянно улыбаясь, Александр смотрел на девушку. Он все еще на что-то надеялся:
- Соф, мы ведь не об этом мечтали. Ты помнишь? Любовь, свобода, творчество. У тебя всегда получались удивительные картины – ты талантлива, ты всегда терпеть не могла этих чопорных деловых леди…
Она устало улыбнулась:
- Саша, ты зря думаешь, что моя работа – это не творчество… Мы строим для людей дома, такие, о которых они мечтали. Это так интересно, понять, в каком доме хочет жить человек, найти подходящее место, подобрать всю технику, даже цвет стеновых панелей угадать. У меня отлично получается – наши клиенты всегда довольны. Ни одной жалобы, представляешь? А ведь этот бизнес один из самых сложных. Дом – это самое дорогое, свой уголок, надежная крепость.

Сашка иронично спросил:
- Соф, ты уверена, что дом – это самое дорогое? Вот я вернулся сюда, скучал, рвался на Землю… Неужели ты думаешь, что я стремился увидеть стены своего дома? Нет, я скучал по родным, близким, друзьям, по тебе скучал… Понимаешь, дом – это не стены, это просто место, где тебя понимают.
Софья улыбнулась:
- Стены – это тоже немало. Поверь мне. Когда ты сидишь в холодный промозглый вечер под дождем, ветер пронизывает мокрую одежду насквозь, ты голоден и устал – о чем ты мечтаешь в этот момент?
- Об убежище, - ответил Сашка. – О крыше над головой. Но это не значит, что переночевав и обогревшись, я перестану мечтать о встрече с любимой. Человек не должен мечтать о неодушевленных вещах – это неправильно!
Софья поднялась: тонкая изящная фигурка, золотистые волосы, уложенные в сложную прическу, идеальные черты лица – для Сашки все в ней было мечтой. Но она этого не понимала. Девушка повзрослела и превратилась из феи в хозяйку бизнеса. Так часто бывает в нашей жизни. Боясь, что она сейчас исчезнет насовсем, Сашка быстро заговорил:
- Соф, я никогда ни о чем тебя не просил, ты помнишь. Но сейчас – дай мне шанс, я покажу тебе то, от чего ты отказалась, - нашу мечту. Ты можешь попросить своего отца отпустить тебя хотя бы на месяц? И если то, что ты увидишь, окажется ненужным, глупым и чужим, - ты вернешься сюда. И я больше не буду тебя беспокоить.

Было время, когда Сашка безумно нравился Софье. Наверное, в память об этом чувстве она решилась.
Всего за один час были улажены все вопросы, связанные с отъездом. Отец выслушал Софью, поджав губы. Он надеялся, что собственная фирма убережет его дочь от безрассудных поступков. Кроме того он искренне надеялся, что Чацкий больше не появится в ее жизни – уж больно беспокоен был этот юноша. Но видимо от судьбы не уйдешь. Тяжело вздохнув, отец отпустил Софью, а Сашке сказал на прощание:
- Если с ней что случится – ты от меня нигде не скроешься, лично пристрелю.
Сашка счастливо улыбнулся в ответ, будто ему пообещали подарить вселенную.
Корабль стартовал ранним утром. Лететь до места предстояло десять дней: было время для разговоров. Усевшись поудобнее в кресло, Соф попросила Сашку:
- А теперь расскажи, что это за место. Куда мы летим?
И Сашка начал рассказ…

Дело было так. Когда он улетел с Земли, у него было несколько идей по поводу поиска Земли Обетованной. Роясь по архивам с древними легендами, он нашел несколько странных историй, в которых рассказывалось о том, что на самом краю Галактики, на далекой-далекой планете находится Машина Богов. Найти эту планету по звездным картам нельзя – она всегда в разных местах и показывается далеко не каждому ищущему. Путь к ней определяется судьбой. Если лететь, не ставя никакой определенной цели, но следовать знакам судьбы, - в конце концов, найдешь эту планету. Ученые по-разному комментировали эту легенду. Кто-то говорил, что речь идет о реально существующем механизме, который, возможно, был оставлен Странниками на одной из планет с неизвестной целью. Известно, что все, не поддававшееся объяснению, приписывалось Странникам. Кто-то говорил о том, что машины такой быть не может, так же как не бывает и богов. Некоторые ученые отправлялись на поиски, но многие вернулись ни с чем. Настораживало и обнадеживало то, что на поиски в целом улетело около пятидесяти ученых. В разные годы, поодиночке. А вернулось сорок восемь. Получалось, что двое либо погибло, либо им повезло, и они нашли ту самую планету.
И Сашка отправился в путь. Довериться судьбе он решил весьма оригинальным способом: закрыл глаза и ткнул в карту. Точка находилась между двумя звездными системами. Сашка задал направление полета к этой точке и стал ждать. Чего? Дальнейших знаков судьбы, конечно!

Через несколько недель полета бортовой компьютер сообщил о приближении чужого корабля. Сашка послал запрос по стандартной форме: сообщил, кто он, спросил, не нужна ли помощь: все же на расстоянии недели полета ни одного обитаемого мира не значилось. Ответ пришел сразу: помощь нужна, возможна ли стыковка? На экране возник худощавый высокий мужчина с седыми длинными волосами, одетый в странное просторное одеяние типа балахона.
- Я путешествую один, - сообщил он. – Если вы не против, хотел бы провести час-другой, пообщаться. Давно не видел людей.
Сашка удивился, но дал согласие на стыковку. Дарр де Грин, так звали гостя, оказался очень интересным собеседником. Сидя за столом, они обсудили последние новости, поговорили о путешествиях, и вот тут Дарр спросил Сашку, куда же он летит.
- Вы слышали легенду о Машине Богов? – спросил Сашка. – Я хочу ее найти.
Дарр приподнял брови в знак удивления:
- Зачем вам Машина Богов? Разве вы представляете, что это? Допустим, она существует, возможно, вы даже найдете ее. И что дальше?

Сашка задумался. А и правда, что дальше? Машина Богов, по идее, должна быть многофункциональным устройством. Значит, она может исполнить любое желание? Какое желание хотел бы загадать Сашка? Богатство? Это несерьезно. Материальные объекты должны приходить материальным путями. Счастье? А что такое счастье? И тут Сашка понял, зачем ищет Машину Богов. И радостно рассмеялся. И начал рассказывать де Грину о своей мечте. Тот недоверчиво выслушал Сашку и задумался. Прошло минут пятнадцать, в тишине и задумчивости. Время текло, переливаясь цифрами, мелькающими на табло. Наконец Дарр заговорил:
- Ты будешь лететь прямо, по тому же вектору, по которому начал путь. Через пять дней выключи двигатели и дрейфуй. Не торопись – все произойдет само собой, те знаки, которые тебе будут поданы, - их невозможно пропустить. Запомни три вещи, которые делать нельзя: не лги, даже самому себе. В мыслях. Не торопись – все должно произойти в свое время. Не бойся ничего – там нет опасности, там есть только любовь.

Сашка застыл, как под гипнозом. Легенда сбывалась. Она и правда существовала – это Машина Богов. Сашка вдруг понял, что сидит с закрытыми глазами. Огляделся – нет Дарра де Грина, нет и его корабля. Будто все это ему приснилось. Но упрямец решил послушаться случайного гостя и через пять дней его корабль дрейфовал на самом краю Галактики, вдали от каких-либо планет. Сашка закрыл глаза и задумался. Вдруг он ощутил, как кто-то касается его мыслей, его сознания. Возник даже образ странного зверька, похожего на котенка, который мягкими лапками притрагивается к его мыслям. Потом в сознании прозвучал чей-то голос: «Думай о чем хочешь, мне интересно… Думай, нам это нужно». И Сашка стал думать, вернее, вспоминать свою жизнь, друзей, Софью, родных. Думать о том, как люди могут, но не всегда хотят быть счастливыми. О том, что вещи сделали человечество жадным и жестоким. Думал о природе, которая старается принести мир в людские души. О том, что, оторвавшись от живого мира, человек стал рабом механического. Сашка думал, как было бы хорошо в мире, где не будет войн, где не будет голода одних из-за того, что другие хотят быть все богаче и богаче. Сашке было жаль этих богатых, но глупых людей, которые не понимали, что каждый виток новой жизни им придется вновь копить свой капитал. И при этом их душа будет плакать – ведь ей будет все страшнее в этих алчных телах. Ох и сумбур был в голове у Сашки. Тысячи образов проносились в его сознании, догоняя и обгоняя друг друга, перемешиваясь в кашу, пытаясь собраться в стройный узор. К сожалению, его с детства учили тому, что утопия невозможна. И он боялся, что сейчас странный голос скажет, все это бред, счастья не бывает для всех. Потом он вспомнил напутствие - не бояться ничего. И контакт продолжился. Через два дня Сашка увидел планету, сине-зеленую, как Земля. На автопилоте кто-то проставил точку приземления. Сашка посадил корабль и увидел Машину Богов. Он опустился на землю и произнес:
- Я знал, что люди будут счастливы. Я верил в это. Теперь все будет по-другому.
Он встал и вошел в храм из белого мрамора, чтобы исполнить свою мечту.
- Ну, - сказала Софья, когда Сашка умолк. – Что было дальше?
-Дальше? – он смотрел куда-то поверх ее головы и в глазах его жила мечта – одна мечта на все человечество. – Соф, словами это не расскажешь. Ведь счастье – оно у каждого свое, правда? Просто я знаю, когда ты это увидишь, ты сразу все поймешь.
- Мир без войн? – спросила Софья.
- Без войн, без голода, без власти вещей, - твердо ответил Сашка. – Они говорили – этого не может быть! Они ошибались, Соф, они или ошибались, или просто врали…