Южный крест

Владимир Сысолятин
1958 год. Аргентина. Адвокат Джеральд Видал из Буэнос-Айреса вместе с женой отдыхали за городом и вечером возвращались обратно. Внезапно опустилась густая мгла и супруги потеряли сознание. Когда очнулись, то поняли, что находятся в совершенно незнакомом месте. От случайного прохожего узнали, что они в Мексике за 5 тысяч километров от Буэнос-Айреса!

1989 год. Лидия Николаевна, немолодая уже дама, отдыхала в одном из подмосковном санатории. В тот день она прогуливалась вдоль леса. Внезапно кольнуло сердце. Женщина достала лекарство, бросила таблетку под язык и продолжила путь. Пройдя ещё с десяток шагов, подняла голову и увидела звонницу заброшенной церкви. Странность заключалась в том, что располагалась звонница в соседнем селе — за пять километров от санатория. И если путь от санатория до окраины леса занял десять минут, то возвращаться обратно ей пришлось около двух часов...


Стояла глубокая осень. Я копался у себя на даче, чтобы перед зимой сделать последние штрихи. Наконец прощальный взгляд и я пошёл в сторону железнодорожной станции. Электричка должна быть минут через двадцать. «Ну что, до весны, говоришь?» — окликнул меня сосед, Вячеслав Юрьевич или по дачному, просто Слава. Слава  — морской офицер в отставке, стоял у забора в каком-то дачном наряде и как мне показалось в женской кофте! «Холодно по ночам, — пожаловался он. — Мои до выходных в город укатили, я вот один здесь прозябаю. Заходи в гости, чайком побалуемся, а то и чего-нибудь, ещё...»
 — Да, я на электричку, в город.
 — Что это последняя, в этом году? Я посмотрел на часы да, до темноты ещё штуки четыре пройдут.

«Ну, как жизнь молодая?» — разливая коньяк в необычной формы бокалы, спросил Слава.
 — Да так, потихоньку!
 — Ну, за тех кто в море!

Взбодрённый выпитым я осмелился и наверное первый раз, за всё время нашего знакомства, спросил Славу: «А вы где служили, в смысле на каком флоте?»
 — На Севере, я же подводник, подлодкой командовал. До самого «дембеля» ну, пока в отставку не ушёл. Возраст знаешь ли! Это только кажется, что всё так просто!
 — Ну ваша жизнь, не в сравнение с моей, наверняка полна всякими морскими приключениями?
 — Да, уж! Не без этого! Только я человек военный и не всё расскажешь, даже если очень хочется! Хотя вот один случай, так сказать, можно озвучить! Очень странный случай! Могу рассказать, если хочешь?
 — Ну конечно, ещё спрашиваете? С удовольствием!

Ну, вот! Не успел я получить звание капитана второго ранга, это по сухопутному как бы подполковник, как получил назначение на дизельную подлодку, которая готовилась к походу в Атлантику. В смысле принять командование этой лодкой. Это было патрулирование определённого района, обычное боевое дежурство, что-то вроде ДПС в городе! Ну, не в этом дело. Как обычно экипаж провожают жёны, дети, друзья, но на этот раз мы уходили глубокой ночью, тихо с потушенными огнями...

Обогнули Норвегию, крадучись обошли Британию и уже приближались к Азорским островам. Время было обеденное для тех кто не на вахте. Погода была солнечная и на редкость тихая, безветренная. В смысле для тех кто наверху, а мы же на глубине! Так, что нам по барабану, что там наверху делается! Неожиданно послышался нарастающий гул, который всё более усиливался. Корпус лодки начал вибрировать. От такого, начало закладывать уши и ощущалась боль. Скрипучий звук наполнил все отсеки. «Боевая тревога!» — объявил командир. А командир это я. Давай я буду о себе говорить, как бы от третьего лица, а то как-то неудобно всё я, да я! Я пожал плечами: «Как хотите!» Все заняли свои места согласно расписанию... А лодку уже трясло так, и казалось, что вот — вот корпус не выдержит... Внезапно всё прекратилось и наступила тишина! «Осмотреться в отсеках!» — последовала команда. Но по докладам из отсеков, на лодке всё было в полном порядке! Никаких изменений в состоянии боевой техники, обнаружено не было!

«Акустик, доложить обстановку!» — скомандовал я.
 — Горизонт чист! «Малый вперёд!» «Приготовиться к всплытию!» Зашипел воздух в цистернах и лодка пошла вверх. Вдруг лодка вздрогнула от удара! Весь экипаж замер, ожидая последствия столь внезапного столкновения! И с кем? Или с чем? «Стоп!» «Задний ход!» Лодка заскрипела и качнувшись замерла! Мы в перископном положении. Перископ вышел и командир прильнул к окуляру. Осмотрел горизонт на все, 360 градусов и лицо его становилось всё более мрачным... «Ничего не видно, темнота,  — проговорил он. — Что-то с перископом случилось!? Приказываю всплыть в надводное положение. Механику проверить перископ!» Офицер открыв люк поднялся на мостик и через некоторое время пригласил меня наверх!

Я вышел на мостик и не поверил своим глазам, вокруг была темнота! Хоть глаз выколи, ничего не видно! Дул ледяной пронизывающий ветер! Откуда это всё? Где мы? Простояв так в полном недоумении, несколько минут, мы стали понемногу привыкать к темноте. Была ночь. Густые облака закрывали всё небо и лишь на горизонте были видны слабые проблески заходящей луны. На слабом фоне облаков впереди виднелось что-то огромное! «Остров, что ли?» — удивлённо воскликнул механик! Мы оглянулись вокруг. Луна хоть и слабо но всё же подсвечивала облака. Вокруг обозначался чистый горизонт, только перед нами было нечто огромное!? «Малый, задний ход, — скомандовал я!» Двигатели загудели, лодка тихим ходом начала пятиться, всё более удаляясь от непонятного острова. Вдруг раздался скрежет, то по правому борту, то по левому! Механик включил прожектор и крепко выругался, показывая вниз на воду. Кругом были льдины, царапающие корпус! Я пригласил на мостик штурмана, а вскоре весь офицерский состав обсуждал наше, пока ещё непонятное положение! Первое, откуда здесь остров? Откуда в Атлантике лёд? На всех картах, из всех больших и малых островов, лишь Азорские острова, в нескольких сотнях миль отсюда! И самое главное, почему это вдруг ночь, хотя по времени сейчас полдень. Проверили часы, у всех одно и тоже время — 13-47! И, что самое странное этот собачий холод, и это летом, вблизи Европы!? Пронизывающий до самых костей, ветер...

«Ты знаешь, — воскликнул Слава. — Было от чего чесать „репу“!? Мы ещё не дошли до района патрулирования, а уже ЧП!» «Я не смогу определиться! — сказал штурман. — сплошная облачность!»
 — Коля, может ты нас зарулил к берегам Гренландии? Давай колись! Твоя работа? Мы спустились вниз, оставив вахтенного следить за обстановкой и главное за островом!
 — А, может по какой-то причине произошёл скачок времени? — вставил своё слово наш медик Давид Аракелян. — Я как-то читал про такое, как бы из области фантастики!
 — Какая там фантастика? Выйди на мостик сам увидишь! Время скажем куда ни шло, а откуда лёд?
 — Ну, а если большой сдвиг и сейчас зима! Какая зима, вон до Африки рукой подать и ещё этот Гольфстрим!
 — Давайте подождём рассвета и всё выяснится!

Часа, через два вахтенный доложил: «Облачность снизилась, появились в облаках просветы и на горизонте видны звёзды!» Я кивнул штурману: «Коля, давай! Посмотри, что там?» Через минуту штурман пригласил меня на мостик. «Смотри командир», — сказал он и показал на горизонт.
 — Ну, чистый и что?
 — Выше, на небо!
 — Ну звёзды!?
 — А какие?
 — Обычные!
 — Обычные-то обычные, но не совсем! Вон то, созвездие Южный Крест!
 — Ну и что?
 — Да, Слава! Видно с навигацией у вас туго!?
 — А, ты-то здесь зачем?
 — Южный Крест виден только в южном полушарии, а мы где должны быть? В северном!
 — Да! И, что это значит?
 — А это значит, что ничего хорошего нам не светит! Центр созвездия Южный Крест для южного полушария, всё равно, что Полярная звезда для северного! Мы в южном полушарии!
 — Вот те раз! Как же мы оказались в южном полушарии!?
 — Ничего определённого не могу сказать! Сам не понимаю!? Но факт есть факт! Я пока не могу точно определить координаты, но ничего хорошего я не скажу! Как ни крути мы в южном полушарии! Мы спустились вниз, решив подождать рассвета.

Я доложил обстановку офицерам и все начали ломать голову, как же так!? Механик как-то осторожно высказал предположение: «А может это связано с этим гулом и вибрацией? И это вовсе не землетрясение, как мы думали!?» «Господа офицеры! — воскликнул Гоша, начальник РТС. — Очень даже похоже на тот случай!»
 — Какой? — спросил я!
 — Я как-то давненько читал про Филадельфийский эксперимент. Так вот, там корабль „Элдридж“ кажется назывался, мгновенно переместился из Филадельфии в док Норфолка и обратно!
 — Да, я тоже слышал про это! — вставил своё слово механик! Неужто и с нами случилось подобное!?
 — Надо подождать рассвета, — заключил я!
«Небо почти чистое и начинает светать!» — доложил вахтенный!
 — Давай Коля! Штурман взял свои «старинные» инструменты и поднялся на мостик. А через минут двадцать спустился вниз. С какой-то глупой улыбкой обратился к нам: «У меня к вам пренеприятнейшее известие — к нам едет ревизор!»
 — А, точнее?
 — Точнее некуда! Мы в Индийском океане в районе острова Кергелен. А точнее, вот в этом квадрате, ткнул пальцем в точку на карте.
 — Да, ведь это почти у Антарктиды! — удивился я!?
 — Да! Это море Содружества и море Девиса! И ещё! То обо, что мы так треснулись, большая льдина или даже айсберг? Кто не в курсах — сейчас здесь зима! Не исключено, что ночь полярная и мы не дождёмся полноценного солнечного дня!
 — А я то думал откуда такой собачий холод? — изумился механик!
 — Так, что командир! — продолжил штурман. — Осмелюсь вам посоветовать — дёргать отсюда на северо-запад! И как можно скорее, пока не вмёрзли в лёд или не стукнулись об айсберг!
 — А почему именно на северо-запад?
 — На севере Кергелен, французская территория и я думаю они пасут его окрестности, а нам светиться сами понимаете ни к чему!

«Да! Пожалуй штурман прав! — подумал я. — Нужно уходить из зоны льдов!» Тотчас отдал приказ: «Штурману проложить курс на Кейптаун! Механику доложить, на сколько миль пути хватит горючего! Начальнику РТС готовить радио на базу!» А сам пошёл сочинять доклад начальству! Где-то часа через три ходу, вахтенный доложил, что полоса льда закончилась и по курсу горизонт чист. Шифровка в штаб флота была отправлена, а нам только, что оставалось, ждать приказа! Я по громкой связи оповестил экипаж о происшествии и положении на данный момент. Мы осторожно шли в надводном положении ожидая радио с базы и вот наконец!.. Я прочитал шифровку и несколько удивился! Собрал офицеров и доложил обстановку. «Дан приказ, — начал я, — прибыть в квадрат-36-80, это в районе Кейптауна. Так, что мы как чувствовали, изначально шли на Кейптаун. В квадрате ждать пароход и взять на борт двух человек, один из них, из опыта — точно особист! Далее следовать в квадрат-29-41-13. Там вас будет ждать другой пароход, получите недостающее топливо, воду, провизию. Далее следовать в район боевого дежурства соответствии рекомендациям особиста. Я думаю нам предстоят долгие разбирательства!»

Слава налил ещё по маленькой: «Ну, за тех кто не вернулся домой! Кому Океан стал братской могилой! За них!» Он немного помолчал и добавил: «Я же умолчал, что в шифровке мне намекнули, что за всё случившееся нам всем грозит списание на берег, со всеми вытекающими! Возвращались мы из похода в скверном настроении! Конечно нас встречали родные, близкие как положено! Но самое неожиданное было впереди — нас наградили всякими орденами и медалями, грамотами! За проявленные храбрость и мужество! И тд. и тп.! Во как всё обернулось!?» Офицеры потом шутили: «Может нам опять как-нибудь сходить в Антарктику!?»

Ты спросишь: — «Кто были те двое?»
 — Один как я и предполагал, особист! Думаю, что из посольства в Претории!? Порядочным, нормальным мужиком оказался! По секрету сказал нам, что наша разведка перехватила переговоры американцев, в смысле шифровку. Они почти сразу же нас засекли, со спутника, пока мы торчали у берегов Антарктиды и уже направляли свою лодку в наш квадрат! Но мы улизнули вовремя!
 — А, второй?
 — Второй? А вот второй кто, не знаю, он не говорил, мы не cпрашивали! Он тщательно всё записывал, весь наш рассказ, все подробности. Думаю, что это кто-то из науки!?

Ты как-нибудь зайди ко мне домой — фото покажу, там со всем экипажем, на фоне ледников Антарктиды!