Итоговое ЭССЕ

Йарика
 
Запрещенные книги. Думаю, стоит выложить то, над чем я работала неделю. Что шло из души и из сердца.
Книга - по факту обычная деревяшка с кучкой упорядоченных букв, которые так грациозно сплетаются в предложения, образуют узор из множества закорючек и символов. Книги - много дерева, которое стоят на таких же деревянных полках, скажем, в библиотеке, отделанной деревом. Но все-таки книги - это нечто непонятное и понятное одновременно. Нечто, что толкает наши рамки восприятия мира, расширяя их. Это то, что находится за гранью возможно. За гранью нашего воображения, но это далеко не пределы его. Именно книги дают нам понять, что наше подсознание способное на много больше, чем мы привыкли считать. Книги не дают нам забыть себя, они помогают передать частичку души автора всем, кто читает произведение. Только те тексты интересны, которые способны жить. А жить они будут, когда автор отдаст себя этой композиции букв и слогов, тогда она оживет и обретет смысл.
На протяжении всего существования книг (а это добрые 4000-5000 лет, но тогда страницы книг заменяли стенами, камнями, деревянными и глиняными табличками, а буквы - рисунками, символами, закорючками и всевозможными знаками) шла борьба за «хорошие» книги и «плохие». «Плохие» - чаще запрещали, не давали читать, сжигали, уничтожали, старались забыть и выбросить из памяти. Так что же это такое - «плохие» книги? Кто определяет их непригодность? Что в них плохого? И кому они причиняют неудобства? Наверное, это те книги, которые рассказывают нам о правде или о том, что знать не нужно. О том, как жесток мир или, например, о том, как живут другие люди в других странах, с которыми мы не «дружим» по тем или иным причинам.
Хотелось бы затронуть запрет книг не только в нашей стране, но и в древних государствах, а всё потому что я очень люблю историю Государства Российского и древнегреческую, древнеримскую, историю междуречья, ведь она безгранична, богата, сильна и, смею предположить, бездонна, ведь столько всего еще неизведанного, столько всего еще не открытого, и столько - запрещенного.
Запрет книг, другими словами, это цензура. Страшное, на мой взгляд, слово. То слово, которое вселяет страх в любого писателя: как в древности, так и в не таком далеком - ХХ веке, повергает в дикий, неописуемый ужас, закрадывающийся куда-то в самую глубину души, не дающий раскрыть всю истину происходящего.
Цензура - контроль власти за содержанием и распространением информации, с целью ограничения, либо нераспространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными обществу. То есть, запрет "плохих" книг возник в тот момент, когда группа людей, обладающая властью и имуществом, стала навязывать свои идеи остальным. А, зная человеческое общество, такая "группа людей" была и будет всегда. Мы, по большей части, огромная, иногда не очень дружная, но все-таки семья. А в каждой семье должен быть глава, тот, кто мудр, стар и всегда все знает. Знает о том, что можно, а что нельзя.
Думаю, теперь стоит разобраться с происхождением этого страшного для многих писателей слова и рассказать об истории этого явления, которое тенью следует за развитием книг и пытается победить их, уничтожить, забросить в недра истории, чтобы потом о книгах вспоминали, как о давно погибшем способе рассказа о жизни и быте людей. Правда, с переменным успехом идет эта давняя война между двумя старыми врагами - книгами и цензурой.
Само слово "Цензура" произошло от латинского сensus, на удивление это оценка имущества, для разделения людей на сословия. Не все так страшно, если покопаться в учебниках и узнать, элементарно, просто перевод иностранного слова. Это лишь определение человека, его места в обществе. И уж тем более это ни как не связанно с книгами, ну, или с записями.
Впервые, цензура стала атрибутом государственной и религиозной власти в эпоху античности. В ту эпоху, люди научились не просто знать и уметь, а еще и передавать свои знания и умения другим, для развития и улучшения. Для применения их в быту. Именно в эпоху античности было создано множество книг, пусть даже религиозного характера. Был колоссальный расцвет философии, отпочкования от "Матери" наук других направлений, таких как: физика, алгебра, арифметика, биология, психология и т.д. И тут страшная цензура нашла свое место. Именно в эпоху античности были впервые сожжены книги философа Протагора о богах, а всеми любимый Платон, эталон европейской философии, решил ввести запрет на "художественные произведения", и оградить от их влияния людей. Думаю, по тем временам оно того не стоило. Мало еще было произведений, которое могли негативно влиять на климат внутри общества. Тогда люди были более открыты, доверчивы и не боялись думать и знать. В зачатке сгубить желания и стремления к познанию себя и окружающих - самое дурное, что мог сотворить человек.
А теперь, стоит перенестись на восток (да, и тужа цензура тоже протянула свои страшные щупальца) в китайскую культуру, где император Ци Шихуанди, в 213 г. до н. э. (а это всего лишь 300 лет спустя, после того, как Платон решил ввести запрет), приказал сжечь все книги, дабы защитить население от предполагаемой опасности поэзии, истории, философии. Где же были их глаза и уши, когда они сжигали книги? Кладезь, огромный запас  знаний, которые были потеряны навсегда, превращены в кучки пепла, унесенные ветром и разбросанные по всему миру. Знания, которые мы уже никогда не восстановим. Умения, которые погибли от жадных языков пламени. Истории, которые никто никогда не вспомнит и не расскажет. Их все давно забыли. Они никому не нужны. А все потому, что уже тогда цензура играла огромную роль в государственном управлении. Уже тогда, еще до рождения Христа, властные люди пытались защитить от непонятного, неведомого никому влияния "плохих" книг.
Но история развития человеческой мысли, находки, исследования, новинки, открытия в разных областях науки продолжаются. Ученые, писатели, философы не останавливаются на достигнутом, а продолжают записывать свои мысли, преобразуя их в огромные тексты, которые требую записи. Ведь эти тексты большие по объему и как тут не записать то, чему посвятил всего себя? И поэтому, намного позднее, в 1557 году страшное явление цензуры проникло в культуру письма. Был выпущен "Индекс запрещенных книг" Павлом IV. Этот индекс обычный список публикаций, запрещенных Римской-Католической Церковью под угрозой отлучения. Да, согласна, в то время это страшное наказание. Ведь в Средние Века все было построено на Вере в Высшую Субстанцию. Но, думаю, и тогда находились смельчаки, которые не боялись этих запретов, но сейчас не об этом… Этот список был отменен только в 1966 году. Вы только представьте, список средних, темных для культуры, веков был отменен только с середине ХХ века. Но, думаю, ничего удивительного, ведь Римская-Католическая Церковь признала, что земля круглая и вращается вокруг солнца лишь в 1992 году... и как же все это печально…
Ну, а теперь стоит поговорить о Новом Времени. Думаю, именно тогда цензура, как государственный аппарат управления информацией начинал набирать свою мощь, но только в нашей стране, как бы это ужасно ни звучало. Многие мыслители Нового времени считали, что изменения условий жизни, в значительной мере, последствия действий цензуры. Да, возможно это и так, но не стоит забывать, что большее количество людей того времени было безграмотным и смысла в цензуре не было, поэтому в эпоху Нового времени, в большинстве стран, цензура была отменена, тогда как в Российской Империи, свобода печати сократилась. Это стало темным временем для русской журналистики, а все из-за большого количества репрессий в отношении издателей.
На рубеже XIX-XX го веков, появились помещения, где складировалась литература с ограниченным доступом. Эти помещения тщательно охранялись и любой доступ был фиксирован. Скорее всего, в таких помещениях хранились важные для страны открытия или те произведения ныне малоизвестных писателей, а может быть и наоборот, очень известных, которые рассказывали о жизни в стране с изнанки, с другой пыльной и грязной стороны, которую старались скрыть от граждан под лозунгами «Отнять все у богатых и разделить поровну!». Такой яркой личностью, чьи произведения были строго запрещены и долго пылились на пыльных полках в душных подвалах таких помещений, был Михаил Булгаков (если высказать мое мнение об этом авторе, то я его просто обожаю, он гениальный человек и выдающийся писатель).
 Но время летит и в стране меняется глава. Образуется новое государство, которому стоит заставить уважать себя не только внешних людей – в других странах, но и свои собственных граждан, живущих на территории этого государства и работающих его на земле. Жесткая цензура в Советском Союзе держалась на протяжении всего его существования, но самое жестокое время для печати художественных произведений, пришлось на 20-30-е годы, переходный период существования Советского Союза. Менялась власть, менялись устои, взгляды на жизнь, и пришедшая власть силой пыталась подчинить сознание людей книгами. В 30-е года XX века, когда к рулю могучего Советского Союза пришел И. В. Сталин, обретя полную власть, он сделал цензуру своим главным оружием для массовой манипуляции и пропаганды. Советская Цензура была полностью подчинена коммунистической партии и носила идеологический характер. Сталин был тираном, не спорю. Он запрещал очень многое, но стоит задуматься. Под его чутким руководством и жесткой рукой, под страшной цензурой чуть ли не до запятой, наша страна приобрела статус Могучей Державы. Этого не стоит забывать, об этом стоит помнить.
В послевоенное время цензура ослабла, но не прекратила свое существование. Это страшное явление просто решило взять маленький перерыв и передохнуть перед следующим мощным броском. Было разрешено издавать художественные произведения, но и те подвергались цензуре, она никогда не оставляет своих позиций, она всегда рядом с книгами, хоть и не так жестка была в этот период. Время все так же неумолимо летит и технологии развития не стоят на месте. Начали создаваться способы передачи объемной информации быстро и удобно. Они стремительно сменяли друг друга, стараясь завоевать интерес людей, смещая и загораживая друг друга. Цензуре стало сложнее существовать. Она должна была охватывать более обширные информационные потоки, нежели в начале века, но все так же старалась не оставлять завоеванные позиции.
 В 60-70-е, было разрешено печататься, но производство книг было слишком дорого, да и сами книги были дорогие, потому печатали мало. Цензура тогда вовсе отступила, давая свободе слова развиваться. Она оставила свои позиции и совсем ушла в тень. В 1991 году, когда распался СССР, те идеологические мысли, которые были, в одночасье рухнули, советская цензура просто перестала существовать, некому было контролировать потоки и уже тогда, молодая Россия захлебнулась от цунами информации, разом хлынувшего на всю страну. Лихие 90-е… грабеж, убийства и крах всего святого, что было придумано в СССР. Какая тогда цензура, если попросту никто не мог справиться с гражданами. Все делали что хотели. И тогда развитие книг приостановилось, а цензура вовсе ушла со сцены, как аппарат государственного регулирования информации.
 Однако, снова нашлись властные люди, которые демократическими девизами прикрыли жесткую цензуру. 2000-е годы. Славные времена, когда наконец-то страна нашла своего нового правителя. Когда смогла довериться кому-то. И цензура величаво проследовала за новым главой государства, прикрываясь плащом демократии и свободы граждан. 
Запрет книг, в наше время, тоже существует, просто он не такой явный. Просто он хорошо замаскирован под золотыми словами свободы и равенства всех граждан государства.  Кто разрешит рассказывать в художественных произведениях о закулисной жизни современной власти? Да, можно написать и об этом, здесь нет запрета, можно напечатать в какой-нибудь типографии. Сейчас их много. Но кто знает, как это потом обернётся для самого писателя и для его семьи?
Проанализировав историю цензуры, я пришла к выводу, что все-таки запрет на что-либо, а в моем случае на книги, важен и нужен. Каждый человек по отдельности знает чего хочет и как этого достичь, что ему нужно, а что стоит опустить. Но общество в целом все так же остается стадным. Все так, как и в древности имеют страшную особенность не выделяться, а быть как все. Быть большой серой массой с одним инстинктом – инстинктом стада, который может погубить. Потому что мы еще не настолько идеальное общество, чтобы иметь полную гармонию с разумом толпы. Нам еще есть куда развиваться и, думаю, стоит это делать. Ну, а на данный период развития общества, нашей огромной «семье» нужен старый мудрый лидер, и цензура книг, которая будет гордо стоять по правую руку правителя и величаво управлять потоками поступающей информации.