Рождественская история

Вадим Слуцкий
Ксюша рассказала мне эту историю, когда была уже взрослым человеком.
Ксюша – красивая, высокая молодая женщина, с замкнутым, отстранённым выражением лица. Такая современная деловая дама.
Она внешне успешный человек, работает в крупном бизнесе, на очень хорошей зарплате. Живёт в Москве, где и родилась. Однако в 32 года она незамужем, и не собирается. У неё есть сын, ему 6 лет, отношения с сыном – сложные.
Ксюша – из тех людей, которые мало кому доверяют. Со мной она решила посоветоваться по поводу проблем с сыном, - так я узнал о том, о чём она прежде не рассказывала никому.
Ведь как раз о самом главном в нашей жизни мы, как правило, ни с кем не говорим. И поэтому очень плохо понимаем самих себя.

Ксюше тогда было 9 лет, она училась в одной из престижнейших московских школ, училась успешно. Была, по собственным словам, вполне счастливой девочкой. Единственная дочь. Мама и папа отлично приспособились к новым временам, у них была большая квартира, машина, дача. Ксюшу все любили.
Случилось это накануне Нового года. У Ксюши было прекрасное настроение: она очень любит этот праздник. Они с мамой ходили по магазинам, покупали подарки. Везде – разноцветные огни, ёлки, оживлённые лица – настроение праздничное.
И вдруг, выходя из магазина, Ксюша увидела щенка. Щенок лежал прямо на асфальте, у стены магазина. В этом месте под витриной есть бетонный козырёк, примерно сантиметров в 30, более-менее защищавший от снега и ветра. Под ним и лежал пёсик. Он мелко дрожал от холода и выглядел очень несчастным.
Ксюша сначала остановилась посмотреть на собачку. Мама её торопила. Потом – уже в машине – Ксюша стала просить маму взять щенка домой. Мама наотрез отказала.
Вечером Ксюша, как всегда, пошла гулять, доехала на метро до этого магазина – хотя никогда прежде сама на метро не ездила – ухитрилась найти пёсика, который был теперь совсем в другом месте (а магазин этот гораздо больших размеров, чем любой стадион) и привезла его домой.
Ксюша сказала, что пёсик был рыженький, с висячими кончиками ушей и весь мягкий, словно плюшевый. Она его хорошо помнит.
Когда мама увидела собачку, ей стало плохо. Ксюша, наоборот, была счастлива, кормила щенка, мыла, убирала за ним (он дважды сделал лужицы на полу в кухне).
Потом пришёл папа, узнал, в чём дело. Ксюша твёрдо решила щенка не отдавать, но папа не стал её ругать, не стал приказывать – как она ожидала. Он печальным голосом сказал, что она очень огорчает маму, что мама заболела. Что нужно выбирать: или мама – или щенок.
Тогда девочка согласилась отдать щенка. Папа сказал, что у него есть какие-то знакомые, которые его возьмут.
Они сели в машину, куда-то поехали. Там папа не разрешил дочери выйти из машины, а взял собачку и вышел сам. С собой он зачем-то взял длинную верёвку.
 Довольно долго его не было, потом он вернулся. И фальшивым голосом сообщил, что всё в порядке: его знакомые согласились взять щенка.
Ксюша сразу поняла, что папа говорит неправду, и это её потрясло. По её словам, никогда прежде такого не случалось: во всяком случае, она не помнила и не могла себе представить ничего подобного.
Она догадалась, что папа просто где-то привязал щенка, может быть, даже не в подъезде, а прямо на улице.
Когда они приехали, она ушла в свою комнату, ужасно себя чувствовала, не хотела ни с кем разговаривать.
Потом мама пришла к ней, стала её успокаивать. Объяснила, почему она не выносит собак (её в детстве укусила собака). Сказала, что очень рада за дочь, что она такая добрая, но добрым надо быть, прежде всего, к своим близким. Говорила мама тоже каким-то фальшивым голосом.
Следующий день был 31 декабря. Весь день Ксюша потратила на звонки своим родным и знакомым и хождения по соседям. Она вбила себе в голову, что папа, конечно, помнит, где они оставили щенка, и, если она с кем-нибудь договорится, чтобы его взяли, они поедут, найдёт собачку, привезут – и она будет знать, где он живёт и что с ним всё в порядке.
Однако ничего из этого не вышло. Никто не согласился взять щенка. Ксюша ходила даже по соседним домам. Её не хотели слушать. Ни один человек не заинтересовался этой историей, не проявил сочувствия. Все были заняты подготовкой к празднику, всем было не до того.
И вот взрослая – 32-летняя – Ксюша, закончив свою историю, сказала:
«До этого момента я думала, что все люди хорошие и добрые. Верила, что, если что-то случится, они придут на помощь. Что в праздник, когда везде горят огни, когда так весело, люди добрее, чем всегда. Тогда, как мне кажется, во мне произошёл какой-то резкий перелом. Мне стало казаться, что все люди притворяются. Что эти яркие огни, игрушки – это всё неправда, а люди на самом деле равнодушные, жестокие и злые. Больше всего меня потрясло, что именно в Новый год они оказались такими.
Конечно, сейчас я взрослый человек и понимаю, что люди разные. Есть немало и хороших людей. Но это я понимаю умом. А где-то в глубине души так и осталась настороженность, неверие в людей.
Не могу сказать, что я перестала любить родителей, но я перестала им доверять. С тех пор я больше никогда с ними ни о чём серьёзном, таком, что меня по-настоящему волновало, не говорила. У нас хорошие отношения, до сих пор. Но не могу сказать, что эти отношения меня устраивают. Мы перестали быть по-настоящему близкими. И мне всегда казалось, что их это устраивает
И ещё. В 20 лет я думала, что этот эпизод так повлиял на меня из-за поведения моих родителей. Что это они меня так сильно разочаровали.
Сейчас я думаю, что больше всего тогда подействовало на меня не их поведение, а своё собственное. То, что я согласилась отдать щенка, отвезти неизвестно куда. Я перестала с тех пор верить в себя».

История Ксюши со щенком – классический пример т.н. «кризиса веры». Кризис веры – утрата ребёнком веры в силу добра и справедливости, в то, что его близкие люди – добрые и хорошие, а также в то, что он сам – хороший и добрый. А без веры в это - хорошо себя чувствовать и нормально развиваться ребёнок не может.
К сожалению, родители Ксюши – люди вообще-то вполне достойные и умные – не поняли, как может отразиться на их ребёнке, девочке доброй и чувствительной, вся эта история. Они решили настоять на своём – и допустили ошибку.
Наверное, взрослому человеку может казаться странным, что глобальный кризис веры в душе ребёнка могут спровоцировать, вроде бы, сущие мелочи.
Одна моя знакомая рассказывала, что в раннем детстве её любимая, обожаемая бабушка пугала её какой-то «Кукарямбой» - фантастическим существом, всегда являвшимся тогда, когда девочка не слушалась взрослых, – а была она очень трудным, нервным ребёнком. Она очень боялась этой Кукарямбы и всегда делала всё, что от неё хотят, под угрозой её появления.
Однако это привело и к целому ряду весьма печальных последствий. Например, эта моя знакомая – как и Ксюша – так и не вышла замуж.
Правда, это эпизод не имеет отношения к кризису веры – тут дело в другом.
Знаю случай, когда кризис веры был спровоцирован попросту тем, что мальчику обещали купить велосипед – но не купили.
Да, то, что нам, взрослым, с нашей взрослой точки зрения может представляться незначительным и случайным – с точки зрения ребёнка может быть очень важным и существенным.
Нужно уметь взглянуть на то, что происходит в жизни ребёнка, в наших  с ним отношениях – его глазами.

Конечно, мы все хотим добра нашим детям. Но этого недостаточно. Нужно ещё детей понимать и не подрывать их веру в добро.
И тогда праздник будет настоящим праздником – а вера в жизнь, накопленная в детстве, поможет нашим выросшим детям прожить жизнь успешно и счастливо.