Как хвалить ребёнка

Вадим Слуцкий
Многие родители убеждены, что ребёнка надо хвалить, а не ругать. И почаще хвалить! Ведь доброе слово и кошке приятно.
Для такого убеждения действительно есть основания. Вот только ребёнка совсем несложно и испортить похвалами.
Как же хвалить детей, чтобы им от этого была только польза?

Однажды мне довелось присутствовать на занятиях по обучению чтению с помощью кубиков Зайцева. Дети совсем маленькие – сзади сидели родители.
Преподаватель – немолодая женщина, видимо, ценящая свою работу – явно очень хотела
понравиться родителям. На лице у неё – сладкое выражение, на всех детей она смотрит,
как на зефир в шоколаде, чуть не облизываясь от умиления. Что ни скажет ребёнок, пусть и неправильно, на него тут же обрушивается лавина похвал:
- Ой, какой умный мальчик Гриша! Правильно, Гриша, молодец!
- Ксюша у нас какая умница! Давайте все посмотрим на Ксюшу!
Но никто не внемлет этому призыву, на Ксюшу не смотрит.
У детей вид пресыщенный и расхлябанный. Преподавателя они не слушают, к ним
приходится обращаться по 3-4 раза. Ведут себя все поголовно как образцово-показательные капризули.
Непросто вести занятие в такой атмосфере. Но это бы ещё ничего. А вот каково теперь
будет родителям этих детей? Читать их научат. Но детки-то сообразили, что за малейшее
слово в ситуации обучения, за крошечное усилие – им полагается целая гора самой
безудержной лести. И без этого они учиться уже не будут!

Лорочка с трех лет играет на скрипке.
У неё обнаружили абсолютный слух и феноменальные способности к музыке. В 6 лет она начала выступать с концертами. Мама и бабушка в восторге от Лорочки и постоянно громко восхищаются её достижениями.
Всё бы хорошо, но когда Лоре было 7 лет, тяжело заболела бабушка. Тяжело и, увы, безнадёжно. Бабушка решила умирать дома, а не в больнице, тем более, она сама врач и её дочь, мама Лоры, тоже врач.
И вот как-то бабушка после обезболивающего укола заснула. Тут пришла из школы Лора,
мама её накормила. После чего любящая внучка взяла скрипку, поставила ноты на пюпитр – репетировать собралась. Мама заметила ей, что сейчас играть нельзя: бабушка спит. Но Лора только передёрнула плечиком: вот ещё! У меня скоро концерт! Маме пришлось силой отобрать у неё инструмент.

А вот пример в другом роде. Мой соавтор Катерина Гарелина рассказывает, как и за что она хвалит своего трехлетнего сына.
«Слегла я как-то с ОРВИ: типичный вирус с ломотой в теле, насморком, болью в горле и непреодолимым желанием лечь с закрытыми глазами и чтобы тебя никто не трогал, потому что даже разговаривать тяжело. Заболела как раз, когда Дима был в смене. Заварила себе утром отвар из трав, приняла арбидол, сделала Ваньке бутерброды с сыром и маслом, потому что кашу варить сил не было, и снова легла. Ваня позавтракал, приходит ко мне:
- Мам, что у тебя болит?
- Головка болит, Ванюш!
Положил руку мне на лоб:
- У тебя температура: надо померить!
Градусник свой принес из аптечки, поставил мне. Меня тогда знобило сильно.
- Вань, принеси, пожалуйста, плед из спальни: мне холодно!
Убежал, - смотрю: пыхтит, тащит большой плед за собой. Укрыл меня:
- Теперь не холодно, мам?
- Спасибо, Ванюш, только очень пить хочется (чувствую, самой встать сил нет никаких: все тело ломает, и голова, как чугун, тяжелая, не поднять). Ты мне не принесешь из кухни чай с стакане большом (я отвар перелила в кружку, чтобы остывал)? Можешь перелить в другую чашку, если там много, а то не донесешь.
 Перелил на кухне в маленькую кружку, принес. Поблагодарила своего мужчину, говорю ему:
- Вань, ты должен стать мне родной матерью. Видишь, мама заболела, я без тебя не справлюсь!
И правда, думаю, как бы я без него? Он меня и пледом укрывал, и пить приносил, и температуру мерил. Потом, смотрю, начал ковер закручивать, - как при уборке, когда полы мыть собираемся.
Я:
- Вань, ты что делать-то хочешь?
- Мам, ты лежи, а я уберусь.
 Сгонял за веником, подмел, я говорю:
- Давай полы мы с тобой уж вместе вымоем потом, ладно, как я поправлюсь? Помощник ты мой!
- Ладно, - говорит».

А вот как папа хвалил моего приятеля Сашку (я о нём целую книгу написал, такой это замечательный человек!), 5-ти лет.
Папа научил сына забивать гвозди. Понятно, сначала у такого маленького ребёнка это не очень получалось. Но Сашка не отступил перед трудностями, не испугался неудач. Несколько дней подряд он колотил молотком, загубив чуть не целый килограмм гвоздей. И сколотил-таки ящик для цветов! Большой, он сам его и поднять не смог.
И папа ходил с Сашкой по всему двору и всем показывал этот ящик. Сашку же он прилюдно назвал «настоящим мастером»!

Попробуем проанализировать.
Ребёнок почти ничего не сделал, у него пока нет особых достижений – но его всё-таки хвалят, хвалят безудержно и щедро.
Вроде бы это хорошо. Ведь похвала для малыша – как вода для растения. Но это, оказывается, разнеживает ребёнка. Он привыкает к тому, что ради похвалы особых усилий делать не нужно: хвалить его будут и так, почти даром. Ну а раз не нужны усилия, то он их и не будет делать.
Кроме того, похвалы – как наркотик: со временем их «дозу» приходится увеличивать. В конце концов, самый любвеобильный взрослый не выдержит и откажется хвалить своего Инфанта так часто и так сладко, как тому хочется. А это для изнеженного дитяти – душевная травма.
Вывод можно сделать такой: хвалить детей надо в меру и только за реальные достижения.
Но вот у Лоры реальные достижения есть. Не всякая девочка в 6-7 лет выступает с сольными концертами! Лора – прямо-таки Моцарт в юбке!
Однако и её похвалы почему-то испортили.
Видимо, дело в том, что поведение девочки отнюдь не бескорыстно. Занимаясь игрой на скрипке, она удовлетворяет своё самолюбие, искусственно раздутое взрослыми до гомерических размеров, - самоутверждается. То есть делает это для себя, для своего удовольствия, - ведёт себя эгоистично.
Кроме того, талант – не заслуга человека: он даётся от Бога. Правда, развить свой талант, суметь употребить его на пользу людям – это заслуга. Но в данном случае – не заслуга самой Лоры, а, скорее, её близких взрослых.
Отождествление себя и своего таланта приводит к росту эгоизма и самодовольства. Хвалить Лору иногда, конечно, можно – но совсем не так, как это делают её мама и бабушка.

Как же хвалить ребёнка?
Не нужно хвалить ребёнка или, по крайней мере, если и хвалить – то очень осторожно, когда:
- ему что-то даётся легко, без усилий;
- то, чего он достиг, - результат природных данных, особых способностей;
- основная мотивация ребёнка – честолюбие, своя выгода.
Наоборот, обязательно нужно похвалить, особенно, если ребёнок совсем маленький:
- когда малыш проявил упорство, большое желание чего-то достичь (даже если он так и не добился результата);
- когда ребёнок что-то сделал не для себя, а для другого человека, - бескорыстно: помог кому-то, о ком-то позаботился, что-то своё подарил другому;
- когда достижение результата стоило больших усилий.
И, конечно, разных детей и хвалить лучше по-разному. Уверенный в себе сангвиник не нуждается в большом количестве похвал. А вот робкий меланхолик – нуждается.
Многое зависит от индивидуальности ребёнка и даже от состояния его здоровья. Похвалы ведь иногда действуют на детей как лекарство.
Но не случайно врачи говорят: «Всё есть яд, и всё есть лекарство. Тем и другим делает только доза».
Это относится и к похвалам!