Ибрагим

Валентина Лефтерова
Знакомство с иностранцем
(Ибрагим)

Впервые я увидела его случайно. У лифтов, вместе с другими, он ждал свободного. Заметила прищур улыбки из-под тёмных очков, взгляд. Нескладная, сутулая фигурка, чёрные густые вьющиеся волосы беспорядочной шапкой покрывали его голову.  Одежда  небрежна  –  джинсы, не выглаженная рубашка. Но улыбка подкупающа  –  непонятно простая и ироничная одновременно. Видимо, от неожиданности слабо улыбнулась  и я. А потом, заметив, что он хочет то ли привлечь внимание к себе этим, то ли  тем, что вот обратил же внимание на меня! – но я вдруг решительно отворачиваюсь и, не дождавшись лифта, отправляюсь вверх  по лестнице.  Обычным, впрочем, путём, ибо привыкла ходить на свой четвертый этаж пешком.

Уже на своём этаже - слышу, кто-то идёт сзади. У лестничной клетки полуоборачиваюсь  –  не он.  -  Слава богу, -  подумала облегченно. Ибо кто только к тебе не привязывается, если ты хороша собой и «не идиотка» лицом. Или  что-то есть во мне такое располагающее, обнадеживающее?  –  но привязываются всякий раз. Впрочем,  эта фигура вызвала даже неприязнь:  и небрежность, и взлохмаченные волосы,  и  –  внезапная улыбка человеку, которого ты в первый раз видишь,  -  почти насторожили.  И я сказала себе: - А если это местный сумасшедший? Какой-нибудь дурачок?  –  и решила держаться подальше от подобного.

Я уже и забыла о нем, когда случай опять свёл нас. Как-то однажды я встала поздно утром, столовая была уже закрыта, и перекусить можно было лишь в крохотной закусочной, куда бегали все, подобные мне, студенты (любители долго поспать). Туда я и отправилась. Взяв скромный завтрак, села за один из крайних столиков у стенки, и стала спокойно пережёвывать свои бутерброд, салат, второе… И вот тут-то неожиданно я заметила его – он примостился через пару столиков от меня, ближе к центру зала.

Видимо, я опять обратила внимание на него именно потому, что он, как и в прошлый раз,  довольно часто поглядывал в мою сторону и так же, едва заметно, загадочно улыбался. Теперь я имела возможность разглядеть его. Мне показалось что-то отталкивающее в этой полунаглой  улыбочке, почти фамильярной  и  развязной одновременно. Во всяком случае, я к ней повода не давала.  Поэтому некоторым волевым усилием я сделала попытку не реагировать на странного молодого человека. И если видела, что он смотрит в мою сторону, то опускала глаза в тарелку, либо нарочно смотрела на кого-то в зале, на мальчиков, например, которые занимали столик между ним и мною. (Показалось, что они тоже заметили его неясный интерес ко мне и, кажется, обсуждали его). Но даже когда мне захотелось всё же разглядеть назойливого незнакомца  -  ничего, кроме всклокоченных черных волос да изящных затемненных очков в золоченой оправе, плюс его нагловатой ухмылочки,   – разглядеть не удалось.

По привычке я ела медленно, и вскоре увидела, как он встал, собрал на поднос посуду со столика и, бросив на меня многозначительный взгляд, ушел. В какой-то миг мне, возможно, хотелось, чтобы он подождал меня, чтобы получше  разглядеть его и выяснить, отчего он так нагло улыбается мне?  Но  – только миг.  А вскоре я тоже закончила завтрак и вышла из закусочной.  Спокойно направляюсь к лестнице (столовая и закусочная находятся в полуподвальчике), как вдруг вижу его. Он стоит где-то у подножия лестницы, возле высокой фигурной урны, и курит. Впрочем, теперь он показался мне и стройнее, и благороднее. Заметив его, я почему-то сразу подумала, что ждут, видимо, меня. Но виду не подала о догадке, и направилась своей дорогой.  Он же, кажется, остался курить.

Вот прошла я мимо киоска «Союзпечать», мимо вахтерши, дремлющей у входа в мою «зону высотки», свернула к лифтам. Скорее всего, я пошла бы пешком на свой четвертый этаж, если бы не это: вдруг загорелась одна из стрелочек у лифтов, что значит  -  он сейчас же будет подниматься, то есть не нужно ждать. И я быстренько почти вскакиваю в открытую дверь, вижу в лифте одного-единственного студента, нажимаю на свою четвёрку…  Ждём, пока закроется дверь…  И тут слышится  неожиданное:  -  Подождите, пожалуйста!..  –  Это был почти крик о спасении, и хотя самого человека еще не было видно, я поняла, что это, конечно, он. В самом деле, именно он вскочил в лифт, за ним кто-то еще, и мы, наконец, поехали…

Я вмиг подумала, что незнакомец все же шел за мной, и, видимо, рассчитывал догнать, но, вдруг увидев, что я куда-то пропала  –  не иду к лестнице, сообразил, что еду лифтом.  Ладно…  Вот на четвертом выходит вслед за мною, идет сзади.  Делаю вид  –  не замечаю. Подхожу к двери моего блока, берусь за ручку,  и вдруг слышу:  -  Девушка!  –  Оборачиваюсь, в нескольких шагах стоит он, подходит ближе:  -  Извините, конечно,  - произносит, и начинает обычный в таких случаях разговор:  -  Как вас зовут, откуда вы,  вижу – новенькая, и т.д.  Молчу, затем переспрашиваю:  -  Какая разница  –  как зовут, где учусь и откуда? Вам-то что за дело?  -  и т.д.

Наконец, пытаюсь прощаться  –  он снова что-то говорит, и приглашает к себе на кофе.  Замечаю мягкий акцент, вижу небритое просящее лицо, отвечаю, что только что пила кофе за завтраком. Он неподдельно рассмеялся: -  Какой это кофе? Это помои, как после хорошо стираных носков…  -  сказал неожиданно резко.  Я смотрю на него внимательнее: острый мальчик, в определениях точен… и невольно улыбаюсь. Опять благодарю за приглашение, берусь за ручку двери, попутно сообщая:  -  Надо торопиться, готовлюсь к экзамену…  -  Но за этим следуют новые его вопросы, опять приглашение, и неожиданно он называет себя:  - Ибрагим…  -  Но и в этом я вижу уловку, своего имени не говорю; мысленно успеваю отметить: ну, наверное, из Средней Азии…

Киваю «пока», пытаюсь открыть дверь, но он протягивает руку и  эдак неспешно придерживает её, настаивая на своём:  -  Пожалуйста, приходите в 204-ю…
Не понимая, как отвязаться, я киваю «хорошо, через полчасика»  (чтобы только что-то сказать), но он верит, и довольный, убирает руку от двери, а когда я, наконец-то, почти вхожу в свою комнату, неожиданно опять слышу: -  А как вас зовут?..
 –  Потом, потом скажу! – уже на пределе терпения полушепчу я, захлопывая дверь.

Конечно, ни о каком кофе я и не помышляю, начинаю читать учебники, но уже через четверть часа, слышу, стучат в дверь. Это он:  -  Кофе готов. Идёмте?  –  Я только смотрю на него, минуту раздумываю, и неожиданно для себя самой, почему-то, соглашаюсь:  -  Да.
Мы идем в другой пролёт этажа, входим в его блок, в его, по-мужски не очень опрятную, комнату, а вскоре он откуда-то приносит маленькую турецкую кофеварочку,  разливает в крохотные чашечки крепкий чёрный кофе...
 
Так началось наше знакомство, и даже моя недолгая преданная дружба с иностранцем. Милым, мягким, тактичным обаятельным парнишкой, невероятно тоскующим по своей родине – Алжиру. 
Но, наверное, такая дружба всё же не могла быть долгой, и вскоре, через месяц-другой, как-то на прогулке в окрестностях высотки, я увидела Ибрагима с другой девушкой (скорее – дамой), и даже  -  с моего факультета, и даже  - с весьма стервозной особой…  Гуляла она с ним с таким видом, словно бы он на всю жизнь был ей чем-то обязан.

Это теперь я понимаю, что, видимо, ей того очень хотелось, а тогда… тогда это обескуражило и даже отпугнуло меня. Я словно бы поняла, что с моей  ролью милой «сестрицы» придется распрощаться, что она не может быть вечной:  гетеры рыщут среди нас,  и они необходимее...  Дружба распалась, но она как-то по-своему обогатила меня:  я уже знала кое-что об Алжире, Каире, традициях, культуре арабов.  И даже имела возможность убедиться, что они достаточно тонкие люди, чего, конечно, никак не могла бы почерпнуть из того, «чему нас учат в школе».

 Кажется, я впервые была в таких отношениях с мальчиком, когда мне совсем не хотелось ломаться перед ним, кокетничать, изображать из себя что-то, а нравилось просто оставаться самой собой, чувствуя при этом живой интерес к себе, как к человеку. И причина этого была, конечно, в нём. Наверное, сказывался другой уровень культуры, воспитания, условий, в которых выросли и созрели мы. Впрочем,  в этом мальчике, скорее, больше было французского,  да он и рассказывал о большом влиянии колонистов на их народ, и свободно владел их языком. Но к нашей истории это имеет отношение весьма отвлеченное…
 Fenita!
1974 г.
Валентина Леф