Старший брат

Александра Рудэн
 Старший брат.
 Автор произведения - АЛЕКСАНДРА РУДЭН.04.07.47. (  Раннее - Полевая Алла Владимировна) пенсионер. г. Тюмень, 2014 г. 

 Умирала в доме Баха болезненная и усталая от родов Элизабет. Умирала хозяйка дома и мать детей. Она родила мертвого ребёнка и уходила в мир иной. Самый младший Себастьян тормошил отца за рукав и умолял его, чтобы он сделал что – ни будь, чтобы мама открыла глаза и посмотрела на него ласковым взглядом. Амвросий, муж Элизабет, гладил сына по голове и шептал:
- На все воля Божья.
- Отошла Элизабет в мир вечного сна, - со вздохом, объявила всем акушерка.
- Идите, прощайтесь с мамой и целуйте ее в лоб, - приказала служанка.
Дети друг за другом целовали маму в последний раз и отходили к отцу.
- У мамы лоб теплый, может быть, она заснула, - шептал Себастьян отцу.
- Христофор, уведи детей в другую комнату, -попросил отец старшего сына, которому исполнилось двадцать четыре года и он жил в другом городе со своей семьей.
- Не шумите, - приказал всем детям Христофор.
- Скажи Себастьяну, чтобы он не плакал. Мне страшно, - сказал Якоб.
- Почему умерла мама, а не ты, - выкрикнул Себастьян сквозь слезы.
- Это большой грех не уважать брата, - сказал Христофор, беря за ухо Себастьяна. – Иди к иконе и проси у Бога прощения.
-  Папа сказал, что из Якоба не выйдет знаменитого музыканта. Я думаю, так. У мамы в чреве умер ребенок, а он мог стать знаменитым скрипачом, а не пустое место, как Якобс -  драчун. Якоб будет играть на скрипке на перекрестке четырех дорог, - в истерике выкрикивал Себастьян.
Якоб сжимал кулачки и плакал от обиды.
 Христофор положил руку на голову Якоба, приказал:
- Не плач и не готовься к нападению на Себастьяна. Умей ему ответить словом, а не кулаками. Себастьян, послушай меня. Да, Якобс не такой талантливый, как ты. И я не такой талантливый. Но, Богу разные дети нужны. И если Якоб будет играть в кабаке, значит он там нужен и тем будет зарабатывать себе на жизнь, и Бог указал ему место. Это будет его выбор, а не твой и не мой. Это его жизнь, а не твоя. А твоя жизнь не будет моей и не будет  она Якоба. Когда ты вырастишь, то ты сам будешь принимать решения, согласно своим обстоятельствам, а не пожеланием Якоба. Понял меня?
- Не очень.
- Завтра я повторю еще раз, что сказал сейчас. И буду повторять до тех пор, пока ты не поймешь. А сейчас, проси у Бога прощения за неуважение к брату.
- Я буду критиковать всех знаменитостей в музыке, в том числе и тебя, Себастьян, - с вызовом сказал Якоб.
- Это, может быть, стать твоей работой, которая будет кормить твою семью.
- Первым в списке будешь ты, Себастьян.
Христофор взял Якоба за ухо.
- Значит будешь себя не уважать, так как у нас всех течет одна кровь, кровь отца и кровь матери. Иди и молись. Проси у Бога прощение за неуважения к роду Бахов. Молитесь оба. А ты, сестра проследи, скажешь мне, кто нарушит мой приказ.
- Непременно. Оба противные мальчики и пустословы.
В доме наступило время траура. Говорили шепотом и ходили тихо.  Помогли похоронить Элизабет родственники и добрые люди, кто знал Бахов в Тюрингии. После похорон, Амвросий часто сидел в кресле без дела и думал о том, что ему стало одиноко без жены Элизабет. И поэтому, спустя несколько месяцев после похорон он поговорил с старшим сыном Христофором о том, что он страдает от одиночества. Начал он издалека, чтобы сразу не огорчить взрослого сына.
- Христофор, мы гордимся тем, что знаем свою родословную за триста лет. Род наш музыкален и трудолюбив. Некоторые родственники были очень талантливыми, и они играли на скрипке, на клавесине с удовольствием, а другим через труд и потение пришло вознаграждение – у них проснулся талант.  Наши предки пустили корни в Германии и я горжусь тем, что у нас с Элизабет, такие талантливые дети. Христофор, мне так одиноко. Мужчина без женщины может покрыться плесенью, как сыр в нашем погребе. Позволь мне жениться еще раз.
Христофор не поднимал глаза на отца, прошло три месяца после похорон его матери. Он понимал, что отец уже решил все для себя, а его спрашивает для очистки всей чувствительной души. Если бы Христофор сейчас был в его положении, то отец непременно сказал бы ему так: «Сын, это безнравственно, не соблюдать годичный траур после смерти жены». И чтобы сейчас не ответил  Христофор, отец поступит по своему усмотрению. К тому же, он не вправе осуждать деяние отца.
- Как пожелаете, - ответил Христофор.
 Подбодренный согласием старшего сына,  Амвросий в тот же день привел новую жену в дом. Но, счастье длилось не долго, ровно через год он заболел и умер. Мачеха растерялась, когда обнаружила, что счета ее мужа пусты. Она не знала, что все деньги, которые зарабатывает ее муж идут на текущие расходы. Она срочно вызвала Христофора и других родственников, после похорон мужа и потребовала у них помощи.
- Я сама живу на средства своих родственников и я не в состоянии прокормить детей Амвросия.
Четверо детей Амвросия у Элизабет умерли при рождении, а оставшиеся четверо, стояли перед родственниками и ждали своей участи. У Христофора своих было трое детей и он мог взять только двоих.
Тетя сказала:
 - Я Себастьяна возьму и Барбу. Они славные дети.
Себастьян умоляюще посмотрел на Христофора.
- Тетя, я думаю, что мальчику нужна мужская рука в воспитании, а девочкам – женская. Возьмите на воспитания Марию и Барбу. Я возьму Себастьяна и…
Якоб не выдержал и поднял руку вверх. Он любил старшего брата и не хотел с ним расставаться.
- … и Якоба, - закончил мысль Христофор.
- Ну, а ты малыш менее талантлив и поэтому достался мне, - сказал брат, трёпа его за щеки.
 Не сделав бы Христофор такого благородного шага в своей жизни, что бы было с Себастьяном дальше, воспитываясь у слабохарактерной тети, к тому же не любившая нытье скрипки. Сначала строгий отец, ревностно следивший за игрой сынов, а дальше по воле судьбы, педантичный брат забрал их воспитывать.
Амвросий чувствовал, что Себастьяну игра на скрипке дается легко и поэтому он боялся, чтобы сын не отклонялся от нот и не включал свои эмоции в произведении чужого автора. Также, Амвросий знал о том, что Христофор менее талантлив, но более усидчив из всех его сынов. И он заранее обговорил с сыном вопрос, что если он умрет, то по закону семьи он должен взять на воспитания всех детей, а если будут какие – то проблемы, то только талантливых братьев. Завещание отца Христофор выполнил.
Себастьян умолял брата, чтобы он заменил Якобса на старшую сестру Барби.
- Девочка должна вырасти хозяйкой и тетя ей поможет. А я помогу вам стать мужчинами. Вопрос решен, Себастьян,  возвращаться больше к нему не будем.  Первыми из дома выезжал Христофор с братьями. Он с Якобсом сидел в коляске и они ждали Себастьяна, который рыдал, обнявшись с Барби.
- Ну, ну. Не рви мое сердечко. Оно и так болит от долгой разлуки с тобой, мой любимый брат. Учись, расти, становись мужчиной и мы тогда не будем зависеть ни от кого и когда захотим, тогда и встретимся.
- Я хочу жить только с тобой.
- Да. Когда-нибудь, когда ты станешь знаменитым, я перееду к тебе жить.  бесприданницу не все захотят иметь женой. Выбор будет за мной. Буду помогать воспитывать твоих детей или детей  Якобса.У тебя будет к тому времени семья и детки и я их буду любить, как люблю тебя сейчас, мой любимый брат.
- Себастьян,  тебе пора. Коляска ждет тебя, - напомнила ему тетя.
- Вытри слезки и улыбнись. Вот так.
- До встречи, Барби.
- До встречи,  Себастьян, мой маленький медвежонок. 
Себастьян сел в коляску рядом с Якобом.
- Ну, Себастьян, прости меня, что обижал я тебя. Умер папа и я изменился. Я очень люблю тебя, брат, -сказал Якоб и положил свою руку на руку Себастьяна. Тот убрал руку и Якобс вопросительно посмотрел на Христофора.
Жена Христофора обрадовалась приезду братьев мужа и начала строить планы, кто с каким ребенком ее будет играть, когда она будет хлопотать по хозяйству.
- У них другая задача. Учиться отлично играть на скрипке и клавесине.
И начались трудовые будни у братьев. Христофор был строг. Но не оскорблял братьев бранными словами и не применял розги, как водилось в ту пору, в некоторых семьях.
- Себастьян, ла бемоль второй октавы, ты съел ноту. Переиграй на клавесине и руки держи правильно.
- Дурацкий композитор и музыка его не интересна.
- Ты еще не вправе давать оценку другим. За неуважение к автору ты лишаешься сегодня ужина. А сейчас, этот отрывок сыграй десять раз.
- Ну, Христофор.
 - Играй.
Христофор был строг и с Якобом.
- Я заметил, что ты во время изучения сольфеджио играл с племянниками, строил им рожицы. Ты наказал. Я запретил отвлекаться. Посиди час в темном чулане и подумай о том, что сольфеджио - это математика в музыке.
Ребята поняли, что лучше выполнять все указания брата, чем ложиться спать голодными. Такие наказания имели большую силу, чем убеждение брата - расти им на музыкальной ниве.
 Христофор следил за тем, чтобы братья играли по два часа на органе и пели псалмы в кирхе, где он работал. Игра на скрипке - два часа, на клавесине - час, и чтобы они занимались скрупулёзно два часа наукой о нотах.  Итого, ребята отдавали себя музыке семь часов в день, остальное время было на школу, на сон, на еду и на то, чтобы привести в порядок свою одежду. Христофор строго следил за тем, чтобы жена ничего не стирала братьям и не убирала в их комнате. В ее обязанности было только одно, накормить их всех и заниматься домашним хозяйством и своими детьми. Христофор готовил братьев к большой и самостоятельной жизни. Режим для братьев Христофор не менял из года в год. За пение в кирхе ребята получали вознаграждения и этими деньгами Христофор оплачивал обучение за них в школе. Христофор желал, чтобы Себастьян писал грамотно ноты с проигранного им произведения. Сначала дело шло гладко и ноты легко ложились на бумагу. Видя, что Якоб не занимается тщательно этой наукой Себастьян взбунтовался.
- Не буду я писать. Произведение ущербное.
- Начнем сначала. Бери ручку, Себастьян.
- Почему Якоб не пишет нотную грамоту под диктовку?
Он играет, что захочет, а я не могу отступить от нот в произведении, которое мне не нравиться.
- Якоб увлекается итальянской музыкой. Думаю, что он будет отменно играть у знати на вечеринках, а ты будешь знаменит своими произведениями. Я согласен с тобой, мало хороших композиторов пишут музыку для органа. Ты чувствуешь фальшь, и я почувствовал после того, как ты указал. Я никогда не ошибаюсь в твоем таланте,  брат. Так, на чем мы остановились?
Себастьян молчал.
- На ноте «до», - подсказал Христофор.
- Педант, - прошипел Себастьян и принялся бегло писать на бумаге, поспевая за звуками, выходивших их органа.
 Себастьян побежал в гимназию, а Христофор обдумывал услышанное шипение брата. «Молод еще, потом поймет, что эти годы я посвятил им, братьям, а не своей семье. Мне все помогают  воспитывать ребят, так как знают, что они сироты. Многие считают то, что Себастьян талантливый человек. У него прорезался дискант». Христофор заулыбался и спохватился, так как на него смотрели маленькие дети из детского хора кирхи.
- Выстроились и начали…
 Братья хорошо закончили школу и на семейном совете было решено, что дальше Себастьян будет обучаться В Линденберге, в лицее, которая была при Кирхе Святого Михаила. Во дворе собралась семья провожая Себастьяна и его друга в самостоятельную жизнь.
-   Там отменная музыкальная библиотека. Себастьян, пиши уже свои произведения. Ты уже готов выразиться. Пиши, что вырывается  у тебя из сердца. Ты грамотен в нотах, лучше меня.
- Благодаря тебе, брат.
- Благодаря Богу, ты талантлив. Себастьян, чтобы не произошло и чтобы не говорили враги, а они будут, иди дальше в музыке. Не останавливайся. Не спеши заводить семью. Не всегда жена придет с лицом Музы. Не забывай записаться в хор.
- Брат Якоб, я всегда любил тебя и завидовал твоей легкой вольной жизни.
- А, я твоему таланту и усидчивости. Помиримся навсегда.
Они обнялись.
- Да, забыл еще сказать. Не экономь на еде, - сказал Христофор.
 Себастьян слушал Христофора и сердце его радовалось от того, что наконец – то он избавился от брата педанта и зануды.
 Коляска уже тронулась и он посмотрел в последний раз на семью. Он увидел, что Христофор плачет, а жена у него рыдает на груди.
 Себастьян выскочил на ходу, едущей коляски и подбежал к семье.
Он всех их обнял.
 - Христофор, прости за непослушание и за мое упрямство. За то, что воровал сладости из буфета, когда ты мне запрещал их есть.
Христофор вытер слезы.
 - Тебе пятнадцать лет. Теперь, ты сам будешь ставить себе запреты. Не забывай Себастьян с какого ты рода, который знаменитее всех феодалов. Не забывай о предке Фейте. Гордись своим отцом и братьями. Прощай.
Себастьян поклонился семье и побежал догонять коляску.
 Это была последняя встреча Христофора и Себастьяна. Христофор писал младшему брату всю жизнь и редко получал от него ответы. Себастьян никогда не приезжал к брату в гости, хотя, тот, его приглашал. Позже, когда Себастьян станет знаменитостью, Христофор перестанет ему в письмах давать ценные указания. Он только писал о том, что счастлив от того, что брат стал известным человеком в мире. А что Себастьян? Он редко вспоминал брата. Он никогда не любил говорить об отрочестве. Он обижался  на брата за скудное детство без товарищей по школе, за темный подвал, где он сидел за испорченные ноты. У него не было никакого баловства о котором любят вспоминать взрослые о своем детстве. Возможно это отложилось отпечатком в его судьбе. Он не мог найти себе друга, даже в старости чувствовал себя глубоко одиноким человеком, хотя рядом с ним в его семье жила его сестра, Барбара, которая была духовно ближе к его жене, чем к нему...
... А сейчас, проводя в лицей брата, Христофор тяжело вздохнул и посмотрел на Якоба.
- Только не я, - взмолился Якобс. – Вот твой сын подрастает...
 - Дойдет и до него очередь. Пошли, поговорим с тобой об итальянской музыке. Обсудим все шедевры из моей коллекции.
- О, нет! Вернись Себастьян, - взмолился Якоб, протягивая руки к уехавшей коляски.
- Мы будем заняты два часа, прошу нас не тревожить, - сказал Христофор жене.
Сын Христофора прошептал.
- Пошли скорее в дом, мама, а то папа напомнит мне о том, что я не правильно держу смычок.
 - Не беспокойся, еще два года ты будешь держать меня за руку и у тебя будет почти беззаботная жизнь.
Она посмотрела на окно комнаты мужа. Оттуда неслась бойкая музыка, сменяющая на задушевную мелодию
-  Это безобразие. Где ты так научился избивать звуки нот? Повторим мы с тобой сольфеджио. Да, да повторим, - говорил Христофор без интонации в голосе.               
Сын Христофора вздохнул.
- Пошли в дом, мама. Нас, это не касается, - сказал сын Христофора и побежал к двери дома.
- Ты прав, - ответила ему мама и взяв двух дочерей за руки, которые не проронили ни слова, зашла в дом.  Ее сын плотно закрыл дверь за ними, чтобы не слышать звуки музыки.