О вере и логике

Афанасий Ботяновский
     В Церковь обычно приходят люди, обделенные судьбой: обманутые, одинокие, больные…Можно сказать, что Церковь это сборище неудачников, хотя это далеко не так: есть в Церкви и успешные люди. Если говорить о прихожанах-неудачниках, то понять их психологию несложно: устав от неудач и тягот жизни, от унижений и оскорблений, они просят  у Бога тепла и поддержки. Некоторая логика в действиях таких прихожан присутствует. Однако лично мне хочется упрекнуть подобных верующих  в отсутствии логической последовательности в их суждениях. Но об этом я скажу несколько позже.
     Верующие, потерпевшие от людей,  называют тех грешниками и объясняют их греховность просто и ясно: отсутствием в них  веры. Верующие, потерпевшие от «грешников», ищут спасение в религии; они приходят в христианские общины и, как правило, начинают делить людей на два типа: на мирских и духовных. При этом верующие предпочитают общаться с «духовными». Некоторых христиан удовлетворяет узость их общения, им комфортно в их замкнутом мире, однако бывают случаи, когда верующие терпят обиды от таких же верующих, как они, что приводит к рассеиванию иллюзий насчет святости Церкви, а это в свою очередь нередко приводит к депрессиям и нервным срывам.
         
     Да, хорошо, если человек нашел в христианстве нишу, если, образно говоря, он вошел в тихую гавань религии. Но, к сожалению, приход в Церковь не всегда помогает человеку. Помогает общение с хорошими людьми. А хорошие люди, как известно, встречаются не только в Церкви. 

     А теперь мне хотелось бы объяснить, почему я считаю верующих непоследовательными в их сужденьях.

     Как сказано, все от Бога. Все: и добро, и зло; и радость, и горе. Если же все от Бога, то стоит ли обижаться на злых людей, на судьбу, на жизнь и прочее? Стоит ли обижаться на подлого человека, может логичнее обижаться на Бога, который этого человека тебе послал? Стоит ли обижаться на оскорбления и унижения, может правильней обижаться на Бога, который их допустил? Но именно с этим не согласны верующие. На людей они обижаются, а на Бога обижаться не смеют. В этом, на мой взгляд, и есть признак логической непоследовательности в суждениях христиан.

      Впрочем,  ситуация эта сложнее, чем кажется на первый взгляд.

      Человек, который винит не злых людей, а  Бога, пославшего злых людей,  мыслит более логично, нежели тот, кто  обижается на людей, оставляя за Богом право на невиновность. Но к чему приводит подобная логика? К бунту против Бога? К отчаянию? Если так, то зачем такая логика? Уж не лучше ли в подобной ситуации допустить самообман?   
    
      Да, верующий, потерпевший от людей и считающий,  что Бог его все равно любит, непоследователен в своих сужденьях.  Но зато в нем есть уверенность в том, что Бог на его стороне. А это помогает ему жить.

      Человека унижают, оскорбляют, предают, говорят о его неполноценности, а он все равно верит в доброго и справедливого Бога.

      Эта вера сродни безумию.

      Но уж лучше вера, держащая человека наплаву, нежели логика, ведущая человека к отчаянию.
         
      
11 января 2014