Возвращение в Сад - стихи Георгия Иванова

Елена Сударева
 Много стихов и целые сборники посвятил Георгий Иванов (1894-1958) своей жене Ирине Одоевцевой (1895-1990), как гласит легенда, любимой ученице Николая Гумилева.
   
      И этот поэтический  цикл словно разбросан во временах и странах. Его начало  -  1921 год в революционной России, а продолжение - после 1922 года уже в эмиграции во Франции. Трудно назвать его  «любовным» в традиционном смысле слова. Точнее, он о ПРОСТРАНСТВЕ любви.
      
       Среди его стихотворений есть три, скрепленные особой скрепой, будто сам поэт связал их незримою нитью.
      Первое написано в 1921 году еще в России и вошло в сборник «Сады»:


«Не о любви прошу, не о весне пою,
Но только ты одна послушай песнь мою».  1
      

     Поэт молит свою возлюбленную вслушаться в его стихотворные напевы, которые доступны единственно ей, лишь ее понимающему слуху.
     Мир, в котором   рождается  его песнь, - это мир, в котором смешалось все – времена жизни  и времена года, близость и  расстояние, встреча и прощание, разговор и молчание:

«И разве мог бы я, о, посуди сама,
Взглянуть на этот снег и не сойти с ума.

Обыкновенный день, обыкновенный сад,
Но почему кругом колокола звонят,

И соловьи поют, и на снегу цветы,
О, почему, ответь, или не знаешь ты?»
      
     В этот «обыкновенный» день звонят колокола. В этом «обыкновенном» саду раздается соловьиное пение, а на снегу цветут цветы.   
Но что это за таинственный «Обыкновенный» Сад? Не Эдем ли это? -
 
«И разве мог бы я, о, посуди сама,
В твои глаза взглянуть и не сойти с ума!

Не говорю – поверь, не говорю -  услышь,
Но знаю: ты сейчас на тот же снег глядишь

И за плечом твоим глядит любовь моя
На этот снежный рай, в котором ты и я».
 

       В этом белом, поющем раю они и близки, и далеки. Поэт и его возлюбленная видят одно, чувствуют одно, но где же они сами? Рядом? Вместе? Или и вместе, и врозь? И какая чудесная дверь впустила их в этот сад, их, так тонко слышащих,  так проникновенно чувствующих и понимающих друг друга, но друг друга не видящих?
      Может быть, эту дверь открыло знание, дарованное сердцу поэта?  Безгранично свободное пространство его поэзии, которое соединяет все в пространстве его любви.

      «Продолжение» своего стихотворения Георгий Иванов напишет уже во Франции в 1955 году, которое войдет в последний подготовленный самим автором сборник,  -  «1943-1958. Стихи». Даже эпиграф он возьмет из своего раннего творения:

                И.О.

«И разве мог бы я,  о,  посуди сама,
В твои глаза взглянуть и не сойти с ума».
               
«Сады» 1921 г.

       Но действие во втором стихотворении переносится из снежного райского Сада  на набережную весеннего Петербурга. Хотя там, во Франции середины ХХ века, то время, и тот Петербург, и та Нева предстают для поэта такими же далекими, такими же блаженно недосягаемыми, как Зачарованный Сад их встречи в революционной России.

«Ты не расслышала, а я не повторил.
Был Петербург, апрель, закатный час,
Сиянье, волны, каменные львы…
       И ветерок с Невы
       Договорил за нас».

     Если в  Саду Эдема сердца влюбленных понимали каждое движение друг друга, а знание приходило без слов. То в Петербурге они прячутся от ясных смыслов в сиянье закатного часа и отдаются на милость невского ветерка, его прощальных дуновений.

«Ты улыбалась. Ты не поняла,
Что будет с нами, что нас ждет.
Черемуха в твоих  руках цвела…
       Вот наша жизнь прошла,
       А это не пройдет».

       Цветет черемуха в апреле, белая, почти как цветы из таинственного Сада на белом снегу. И перед будущими несчастьями, которые их ждут впереди, не надо возлюбленной поэта ничего понимать. Пусть сердце ее живет только любовью, которая, как верит поэт, останется с ними навсегда.      
      
       Не покидает Георгий Иванов свой город - Петербург и в третьем стихотворении, когда он расстается с земной жизнью и уже навечно возвращается ДОМОЙ:

                И.О.

«Распыленный  мильоном мельчайших частиц
В ледяном, безвоздушном, бездушном эфире,
Где ни солнца, ни звезд, ни деревьев, ни птиц,
Я вернусь – отраженьем – в потерянном мире.

И опять, в романтическом Летнем Саду,
В голубой белизне петербургского мая,
По пустынным аллеям неслышно пройду,
Драгоценные плечи твои обнимая».

     Ничего не найдет поэт в безвоздушной космической высоте – только холод и пустоту. Но он вернется «в потерянный мир» -  в свой Летний Сад, в бело-голубой май, в родной Петербург и соединится вновь со своей любовью. И снова, обнявшись, они будут вместе скользить  по пустынным аллеям их Вечного Сада.

Январь 2014 года,   Москва


Примечания:
1.Здесь и далее цит. по: Иванов Г. Собрание сочинений в трех томах. Том первый. Стихотворения. М.: Изд-во «Согласие», 1994.