Село Гагино Сергачского уезда. Часть II

Леонид Блохин
   Настоящий, ныне существующий в Гагине храм, каменный трехпрестольный, начатый постройкою в 1823 году по благословлению Преосвященного Епископа Нижегородского Моисея. Текст храмозданной грамоты хранится  в Гагинской церкви.
 
   Согласно благословенной храмозданной грамоты, церковь в Гагине построена на площади в расстоянии 30 сажен от жилых домов. Кладку храма производил подрядчик  Владимирской губернии деревни Палашкина крестьянин Елизар Данилов, позолоту производил мещанин г. Арзамаса Филипп Алексеев Крылов, а иконы писал живописец Михаил Кириаков.

   По недостатку средств у прихожан постройка и отделка храма затянулась на 30 лет, так что церковь  собственно была готова вполне только к 1853 году, а колокольня и ограда устроены только к 1885 году. Постройка и устройство церкви обошлась прихожанам в 46 149 рублей, а колокольни и ограды с часовней и зданием для школы в 15 000 рублей церковно-приходскому попечительству.

   Прошло около двух лет со времени Разумеева пожара в Гагине, истребившего и церковь, а гагинцы еще не думали приступить к сооружению храма; они за это время ходи к  богослужениям в близлежащие села и главным образом в Ветошкино, к церкви которого гагинский причт и приход временно был приписан до построения и освящения своего храма местною епархиальною властью. Но эти хождения гагинцев по чужим храмам разрешились  для них катастрофой, которая и подвигла г-жу Мелиссино, гагинскую владелицу, ускорить ходотайством перед Преосвященным Моисеем о благословенной храмозданной грамоте на построение в Гагине церкви.

   Катастрофа постигла гагинцев в 1823 году в первый день Светлого Христова Воскресения. К пасхальной утрени ггинцы разбрелись по разным селам, но большинство из них направилось в Ветошкино через р. Пьяну, которая была в розливе.

   В передний путь гагинцы благополучно добрались до Ветошкина и, встретили там Пасху, после богослужения торопливо направились домой. Паром, на котором гагинцы должны были переезжать по Пьянскому половодью, был утлый, и не особенно больших размеров, но гагинцам, несмотря на это, во что бы то ни стало, всем одинаково скоро хотелось быть в этот жизнерадостный светлый день в среде своих родных семей, и вот их насело на паром столько, сколько в межное время он не выдержал бы» на срединной быстроте реки паром разломился и пошел ко дну, причем более счастливые из пассажиров отделались холодной ванной, а 15 человек сделались жертвой этой катастрофы.

   Получив благословенную храмозданную грамоту, гагинцы торопливо принялись за создание храма и менее, чем в три года вчерне он был уже готов. Не располагая средствами на внутреннюю отделку храма и снабжение его богослужебною утварью, гагинцы наскоро отделали только правый трапезный придел, который, с благословления преосвященного Моисея, и был освящен 11 сентября 1826 года  память сгоревщего храма, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Главный храм внутренно был отделан и всем необходимым для богослужения снабжен только к сентябрю 1846 года, когда совершено его освящение в честь Вознесения Господня. На кресте под вознесенским престолом имеется следующая надпись: « Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Вознесения Господня при державе Благочестивешаго, Самодержавнейшаго Государя нашего Императора Николая павловича…., по благословлению Преосвященнейшаго Иоанна, Епископа Нижегородскаго и Арзамасскаго, Сергачской округи села Гагина иереем и благочинным Григорием Фиалковским в лето от Р.Х. 1846 месяца Септемврия 9 дня на память святых и праведных Иоакима и Анны». Левый же трапезный придел освящен спустя 27 лет по освящении правого, именно 28 сентября 1853 года, по благословлению Преосвященного Иеремии, во имя Святителя и Чудотворца Николая.

   Из особой святыни в главном алтаре Гагинской церкви, по правую сторону престола, в киоте на аналое хранится небольшой крест с частицами мощей св. благоверного князя Константина и чад его: Михаила и Федора Муромских чудотворцев, а по левую на аналое же в серебряном футляре образ св. мученика Лукиана и мученицы Праскевы с частицами их мощей; у правого клироса в большой, украшенной резьбою, киоте образ Александра Невского, под которым на позолоченной доске сделана следующая вырезка: «Прихожане села Гагина в память избавления от смерти Государя Императора Александра II в 1866 году  4 апреля и в 1879 году 2 апреля».

   Из недвижимого имущества вне ограды церкви принадлежат: 1) Каменная часовня на базарной площади села, поставленная на месте сгоревшей деревянной церкви и две лавки там же, приобретенные церковно-приходским попечительством и приносящие дохода 135 р. в год.

   Кладбище приходское с 1823 года отведено по выписной статье закона храмозданной грамоты в 100 саженях от церкви и в 20 саж. От села, имеет квадратную форму в размере полдесятины и отнесено рвом.

   В настоящее время Гагинский храм представляет собою одноэтажной каменное здание в форме продолговатого креста в вышину 14 саж. в ширину 8 и в длину с колокольней 22 саж. Стены внутри храма расписаны священными живописными изображениями, а снаружи оштукатурены; кровля  железная на куполе и алтаре главной церкви дуговая, а на придельной парапетной – шатровая на два ската, окрашена медянкой; глава на церкви одна, утвержденная на фонарь, крест  на ней деревянный, обитый железом, вызолоченным через огонь, а на колокольне такой же через гульфарбу. Окон в храме 6 итальянских в три света, 7 в один свет и 12 в куполе. Дверей, ведущих в храм, трое – западные, северные и южные со ступенчатыми лестницами при них, у западной с трех сторон, а у двух других с одной.

   Колокольня трехярусная  в 20 сажен вышины соединена с церковью папертью, на ней 6 колоколов, из которых большой в 219 пудов отлит в 1887 году на заводе Оловянишникова в Ярославле по заказу и на средства Гагинского церковно-приходского попечительства в председательство в нем  И. П. Покровско-Водоватовского.

   Храмовыми принадлежностями и утварью церковь Гагинская снабжена более, чем достаточно.

   Состав причт при гагинской церкви до 1849 года был духштатный, а далее в течении 20 лет, одноштатный; по положению 16 апреля 1859 года о сокращении штатов и приходов, в Гагине оставлены только священник и псаломщик и только в 1886 году восстановлена еще вакансия дьякона.

   Основой содержания причта, как прежде, так и теперь, служила и служит писцовая земля в количестве 18 десятин 652 саж. и верезная из владельческих дач в количестве 15 десятин; из этого количества земли 3 десятины под усадьбами и 2 дес. 260 саж. под оврагами неудобной. При крепостном праве помещики дозволяли членам притча пользоваться из их лесных дач дровами и покосами сена, но этим самым втягивал членов притча в зависимость от себя. Некоторые из добросердных помещиков по особому уважению к священнику указывали тому или другому из своих крестьян работать на попа. Крепостным в работниках у священника жилось не в пример вольготнее барщины, отсюда поговорка «Неволя, неволя барский дом, пожил бы , пожил у попа на дворе».

   До 1849 г. при многочисленном составе причта содержание его было крайне недостаточно, вследствие чего даже и священники вынуждены были собственноручно обрабатывать землю, не говоря про остальных членах причта и образом жизни и одеянием мало чем отличались от крестьян. И теперь еще гагинские старики помнят, как духовные служили в лаптях. Дома у причта и по сие время свои.


Гагинский приход

   Гагинский приход до 1853 года состоял из села Гагина и двух деревень Тяпино и Шерстино; в 1853 году Тяпино отписано к приходу села Ветошкина, потому что эта деревня перешла от г.г. Ладыженских к Пашкову, владельцу села Ветошкина. В настоящее время приход состоит из села Гагина и деревни Шерстино; в Гагине 250 дворов, в Шерстине – 127, число приходских душ 1870 обоего пола, разбитых на 5 сельских обществ.

   Из церковно-приходских учреждений особенною деятельностью заявило себя церковно-приходское попечительство, состоящее,  кроме председателя, из шести членов крестьян – прихожан с. Гагина. Заботами его построена каменная колокольня с таковой же оградой вокруг церкви; каменное здание для школы, возобновлены иконостасы и вылит большой колокол. Оно открыто в 1876 году и в первые же 10 лет своего существования, благодаря усердию и старанию председателя и членов,  сделано так много для прихода.

   С устройством здания для школы в 1879 году открыто и само училище от земства с трехгодичным курсом. Хотя прихожане и не мирятся со школой, потому что она отрывает детей их от работ, тем не менее, с открытием школы,   перестали отдавать  детей своих в обучение лицам причта, как практиковалось ими прежде, или к грамотным крестьянам и даже женщинам. В первые шесть лет в училище обучалось 358 человек и из них кончило курс с правами на льготу по отбыванию воинской повинности 32 мальчика, большинство же  оставляет школу ранее определенного трехгодичного срока, благодаря чему даже к 1887 году в приходе грамотных считалось только 200 человек и из них умеющих писать – 50. Книги между грамотным прихожанами обращаются: псалтирь, молитвенники, жития святых и на ряду с ними  - сказки, сонники и оракулы, добываемые  на местном рынке в с. Гагине; в последнее время, впрочем,  чаще стали встречаться в употреблении книги священного писания ветхого и нового завета на славянском и русском языке.

   Прихожане села Гагина по происхождению все чисто русского племени, предки которых в разное время собрались и собраны сюда из разных областей волей и неволей, поначалу входили в состав казенной поташной волости, а потом с развитием крепостничества, перешли во владение разных помещиков, за которыми и оставались до 1861 года; ныне они крестьяне- собственники на полном земельном наделе; почва земли черноземная, плодородная; в распоряжении крестьян достаточно сенных покосов и хорошие пастбища, благодаря чему они ведут порядочное скотоводство. Из хлебов главным образом засевают рожь, овес и гречу, в меньшем количестве сеют пшеницу, просо, ячмень, полбу, горох, чечевицу и конопель. Землю у помещиков крестьяне арендуют мало и немногие, но шесть семей из них купили, раз навсегда, земли у помещиков и сделались довольно крупными землевладельцами. Избыток от урожая крестьяне продают на местном базаре в самом селе Гагине.

   Подспорьем к земледелию у прихожан служит торговля, благодаря издавна существующему базару в селе. В Гагине 6 бакалейных лавок, одна с железным товаром, 5 калачных, 4 мясных; кроме того, большинство прихожан торгуют в базарные дни мелочным товаром, в особенности женщины, начина с 3-х- рублевого оборота. Некоторые из прихожан занимаются извозом, другие содержат постоялые дворы. Есть в приходе и ремесленники: 3 кузнеца, 2 медника, 4 сапожника, 3 столяра и 3 портных. Более состоятельные из прихожан имеют свои ветряные мельницы, числом 14, 2 дранки, 6 прядеверевочных заводов, 2 салотопни и 1 кирпичный сарай; у 14 семей имеются пчельники.


Аполлон Можаровский

"Нижегородские губернские ведомости" № 23, 1893г.