Гл. 38. Первое турне Крым-Кавказ, 1963 г

Юрий Бретштейн 2
   В том же году, после посещения редкого для меня меня зрелища - «Матча гигантов» (см. предыдущую главу), находясь в длительном отпуске, я побывал во Львове у мамы, а потом в августе-сентябре использовал купленную ранее профсоюзную туристическую путёвку на Кавказ (по маршруту Тбилиси-Севан- Кировокан-Ереван-Сухуми).

   Надобно сказать, что районы, где я работал в Приморье, относились к так называемым «районам, приравненным к Крайнему Северу». Работавшим там платили надбавки к окладу и давали дополнительные отпуска. Обычно последние объединялись за три года, чтобы ещё получить и бесплатный проезд (в любую точку СССР) по плацкартному тарифу… Поэтому – времени ещё хватало - свою поездку на Кавказ я решил совершить через Крым, где задержался на несколько дней.

   Не стану расписывать красоты последнег. Cкажу лишь, что наибольшее впечатление от древней Тавриды или Русской Ривьеры получил тогда не от лицезрения царских дворцов, а от посещения древней крепости Чуфут-Кале, а также домика моего кумира - А. П. Чехова - «Белой дачи» в Верхней Аутке… Прибрежно-морские и пальмовые красоты, во всяком случае, - не «потрясли меня и особо не вдохновили».
 
   Побывал ещё в Феодосии, где, конечно, осмотрел картинную галерею И. Айвазовского и древнюю генуэзскую крепость.   Лицезрел многие атрибуты  старины и воинской славы Севастополя, а также развалины древнего Херсонеса…

   Из Крыма доплыл до грузинского порта Поти на палубе парохода (кажется «Колхида») романтичным и, вместе с тем, самым дешёвым способом: без каюты, сидя в персональном шезлонге на верхней палубе, где на ночь ещё дополнительно выдавался плед. Всё удовольствие  стоило 4 руб., что даже по тем временам было довольно  «смешной» суммой… Запомнились несколько тихих ночей, мерцающие звёзды, лёгкий свежий ветерок, сквозивший над головой, и крепкий сон под мерный звук глухо работавшей в трюме корабельной машины…

   Из Поти – ночью - я добрался поездом в Тбилиси, где утром в условленном месте я успешно влился в «свою группу». Последняя состояла из почти двух десятков женщин, из которых лишь одна была с мужем, которого ни на шаг не отпускала от себя… Как потом он мне рассказывал, женщины-туристки шутили по поводу меня – второго в группе, но одинокого «мужика»: «Как же мы его делить-то будем…». Но «делить» не пришлось – я всё время был занят практически лишь своим фотоаппаратом и выбором подходящих объектов для его применения. Мои «фотоувлечения» только ширились и росли, а почти репортёрская всеядность только набирала обороты…

   На автобусе через Южную Грузию и армянский горный лесной курорт Дилижан прибыли на озеро Севан, где я впервые покатался на осле (тоже – хоть какое-то «достижение»). После купания в озере той же дорогой прибыли в Кировакан. Там наших российских пышных «белых лебёдушек» из российской глубинки на вечерних танцах буквально обседали темпераментные чёрные и жилистые армянские «мачо», жаждавшие «поближе» познакомиться с такой редко заплывавшей сюда «белорыбицей». Все они, общаясь с нашими туристками, всегда представлялись студентами или инженерами, хотя, судя по манере общения и бедноте русского лексикона, вряд ли тянули выше амплуа базарных торговцев… Возмущавшийся их назойливостью пожилой администратор гостиницы, где мы остановились, всё выговаривал нашим бабонькам: «да не связывайтесь вы с ними и не слушайте их: никакие они не суденты или инженеры. Это те, кого у вас в  России называют бездельниками и тунеядцами…».

   Но его не очень-то слушали: парни  были «породистые» и красивые… Все наши дамы активно фотографировались в бассейне в купальных костюмах, и загорелые смуглые красавцы на фоне наших белотелых туристок смотрелись как тёмные мухи на россыпях белого рафинада… Для многих простых работниц, служащих или домашних хозяек, впервые приехавших в такое экзотическое по тем временам место, как Кавказ, это  было незаурядным событием. Наш народ в те времена не был избалован нынешним изобилием различных – на любой вкус – «турами» и возможностью поехать практически в любое конец земного шара.  Тогда поездки были редки, к ним долго готовились, копили деньги,  и не каждый год ещё  удавалось их совершить… Особенно это касалось сибиряков и дальнеосточников.

   …Посетили Эчмиадзин – резиденцию Католикоса всех армян. Там наши всезнающие дамы, прознали про какого-то и чем-то знаменитого молодого красавца-монаха, о гипнотических талантах которого ходили  фантастические слухи. Конечно, захотели посмотреть на него – поэтому до конца пребывания в резиденции наши женщины всё время шарахались к каждому проходившему мимо них монаху, чуть ли не сдирая с него рясу и заглядывая ему под закрывавший лицо капюшон… 
   ...А прямо напротив Эчмиадзина в каких-то 40 км к югу возвышался сказочно сахарно-белый легендарный Арарат – на древней Армянской Земле, территории, к сожалению, ныне находящейся под юрисдикцией Турции…
   
   …Дальнейший путь в Абхазию лежал по железной дороге вдоль турецкой границы. В вагон  вошли двое «ребят-погранцов» в тропических пробковых «шляпах» и, став в коридоре у крайних окон вагона  - спиной к ним -, всю дорогу болтали с нашими туристками, мельком следя, чтобы никто не вздумал «сигануть» через окно прямо в Турцию, находившуюся буквально в нескольких метрах от железнодорожного полотна. Последнее причудливо "виляло" вдоль довольно крутых извилин берега узкой пограничной реки Аракс, по левому берегу которой тянулись столбы с колючей проволокой и параллельно им вездесущая следовая полоса… Конечно, я не преминул сделать пару фото этой довольно унылой каменистой местности…

   Прибыв в абхазскую Пицунду, полностью погрузились в ознакомление со всеми атрибутами курортного отдыха – многочасовым купанием в тёплом Чёрном море, перемежающимся хождением по лавочкам для приобретения фруктов. Всё как положено… Разве что я успел немного «похулиганить» - пролез через железные прутья ограды, отделявшей правительственный пляж от общекурортного и там (зайдя пару метров за ограду) сфотографировался, всё время оглядываясь не бежит ли ко мне охрана с собаками… Хотя, как рассказывали нам на турбазе, глупых туристов не обижали. А турбазу недавно даже посещал отдыхавший по соседству герой Гражданской войны - уже старичок - маршал К. Ворошилов, встречавшийся с «простыми трудящимися»…

   Из Пицунды я отправился  в Анапу, куда приехала и Светлана с детьми. Там мы все вместе отдохнули на знаменитых диких песчаных пляжах Джеметэ. Посетив этот пригород Анапы спустя полвека – в 2013 г. - был почти что разочарован: всё хотя и было сильно «окультурено», но неплохиее услуги и дизайн не компенсировались уже далеко не таким чистым морем, огромным наплывом отдыхающих, всеобщей сутолокой людей и автомашин а, главное, исчезнувшими провинциальностью и уютом этих мест, когда-то привлекавшей приезжих среднего и невысокого достатка…
   Хорошо отдохнув и «поев винограда», через Москву вернулись домой – на Дальний Восток.