Как таджик может стать узбеком

Андрей Толоконников Светлый
     Недели через две обучения на месте, мои "новоиспечённые"
монтажники по вентиляции стали довольно сносно монтировать
короба. В день до 100 м2. Научились они также изготавливать
из прямоугольных патрубков переходы, отводы, и другие
фасонные изделия.
По внешнему виду они были, конечно, далеки от совершенства.
Угловатые, с жестяными заплатами. Но это были вполне пригодные
к монтажу детали. Через месяц я их всех аттестовал, как монтажников
по вентиляции, а трёх из них, самых толковых и бойких, назначил
бригадирами.

Так, как зарплата у моих трудовых бойцов возросла на треть,
а у строителей осталась на прежнем уровне, ко мне стали подходить
"просители" взять их к себе на работу. Но "мои" таджики воспротивились
этому и упросили меня не брать "чужаков", пообещав, что сами
справятся с любым объёмом работы. Слово своё они сдержали.
Они работали, как муравьи и каждый день перевыполняли сменную
норму. Я был ими доволен и по первой просьбе любого из них,
выписывал пропуска на выход в город. Мы достигли полного
взаимопонимания.

     Но "хорошо" долго не бывает. На другой стройке взаимоотношения
не были такими идеалистическими. В порыве ярости один из
таджиков бросился на своего прораба с отвёрткой. Прораба увезли
в больницу, виновника выгнали на улицу без оплаты за работу
и с "фонарём" под глазом. Слух об этом случае дошёл до инвестора.
- Всех таджиков уволить со всех строек холдинга без оплаты и
впредь на работу не брать! - жёстко резюмировал он, - брать граждан
Украины, Молдовы, Узбекистана и Белоруссии...

     Перед воротами, как в колонии на пересылке, столпились
ни в чём неповинные гастарбайтеры из Таджикистана. Растерянные
и подавленные, они озирались по сторонам, как будто искали
поддержки. Ворота распахнулись. Я отвёл своих "бойцов" в сторону
и сказал:
- Мужики! Мне жаль, что всё так вышло. Не теряйте надежды и не
унывайте. Если будет возможность, я свяжусь с вами и возьму вас
к себе.
Попрощавшись с каждым, я проводил их за ворота.
На душе у меня скребли кошки, поэтому я не сразу понял, что от меня
хотят, когда по мобильному телефону позвонил руководитель
стройки:
- Андрей Иванович! Зайдите срочно ко мне!
"Что ему нужно? - подумал я, - Работали люди, работали... и вот всех...
под одну гребёнку... с кем заканчивать монтаж?"

- Присаживайтесь, Андрей Иванович, - предложил начальник.
Я сел.
- У вас есть связь с бывшими рабочими?
"К чему он клонит?" - подумал я.
- Есть, - по-армейски кратко прозвучал мой ответ.
- Свяжитесь с ними и передайте, что они, если хотят продолжить
работу, должны поменять свои паспорта на узбекские.
Могу в этом посодействовать. 3000 рублей за паспорт.
Я остолбенел. Что это? Продуманный тактический ход?
Всё было спланировано заранее? Или что?
     Созвонившись с бригадирами, я передал им предложение
руководителя. И вскоре "новые" узбекские бригады продолжили
работы по монтажу...