Басни о происхождении Рюрика

Борис Попов
На этот раз мне хочется обратить внимание моего читателя на письменные первоисточники, посвященные происхождению Рюрика от Пруса. До нас дошло  несколько текстов, которые указывают на такое родство. Строки этих текстов есть в «Бархатной книге», в Никоновской летописи, в Сказании о князьях Владимирских, а также в записках императрицы Екатерины Второй. Приведу указанные строки.

«Бархатная книга»:

«Егда всесильный и единый отъ Троицы Господь нашъ Иисус Христосъ изволи вочеловечитися отъ Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и во время Его святительного на землю пришествия, Августу Цесарю Римскому, обладающу всею вселенною, и раздели вселенную въ содержание братии своей; брата своего Патрекея постави Царя надъ Египтомъ, и брата своего Августалия Александрии Властодержца положи, братажъ своего Кириниа Властодержца Сирии учини. Ирода Антипатра постави Царя и Евреемъ во Иерусалиме. Асию всю поручи Евлегерду, сроднику своему. Иллирика брата своего въ повершие Истра постави. Ипиона въ Затоцехъ Златыхъ постави, иже ныне наричутся Югрове. Братажъ своего Пруса постави въ березехъ Вислы реки, въ градъ Мадборокъ и Турунъ и Хвоиницы и преславный Гданескъ, и иныхъ многихъ градовъ по реку, глаголемую Немонъ, впадшую въ море; и до сего числа по имени его зовется Пруская земля. А отъ Пруса 14 колено Рюрикъ».

Никоновская летопись:

«Обладающу Августу всею вселенною, и нача ряды покладати на вселенную, постави брата своего Патрекия Египту, Агустолия брата своего Александрии властодръжца, Акириниа Сирии положи властодръжца, Ирода Антипатра царя постави Евреомъ во Иерусалиме, а Асию всю поручи Евлегерду сроднику своему, Илирика брата своего въ повръшия Истра постави, Ипиона постави въ Затоцехъ Златыхъ, иже ныне наричются Угрове, а брата своего Пруса въ березехъ Вислы рекы во градъ Мадборокъ, и Торунъ, и Хвоиница, и преславы Гданескъ и иныхъ многыхъ градовъ, по реку глаголемую Немонъ, впадшую въ море, и до сего часа по имени его зовется Прусская земля. А оть Пруса четвёртое на десять колено Рюрикъ».       
         
Сказание о князьях Владимирских:

«Август же начят дань покладати на вселенней. Постави брата своего Патрикиа царя Египту; Августалиа, другаго брата своего, постави Александрии властодержца; Ирода же Антипатрова асколонитянина за многия ради его почести постави царя над июдеи в Иерусалим; Асию же поручи Евлагерду, сроднику своему; Алирика же, брата своего, постави в поверши Истра; и Пиона постави во Отоцех Златых, иже ныне наричются Угрове; а Пруса, сродника своего, в брезе Вислы реце во граде Марборок, и Турн, и Хвоини, и пресловый Гданеск, и ины многи грады по реку, глаголемую Немон, впадшую в море. И жит Прус многа времена лет и до четвёртаго роду; и оттоле и до сего времяни зовётся Прусьская земля».

Императрица Екатерина II. О величии России. Записки касательно Российской истории. Стр.165:

«…надлежит сказати, будто князь Рюрик со братиею произошли от Пруса, двоюродного брата кесаря Августа, и будто их предки пришли из Италии купно, со Полемоном, или Публием Ливоном, князем Римским, и с ними двести пятьдесят благородных римлян, в числе которых были первейших родов Урсины, Коломны, Кесарины и Кентавры, в кораблях морем Средиземным около Гишпании и Португалии сквозь Зунт в Варяжское море».

Согласно, выше приведённым строкам, получается, что Рюрик был прямым потомком Пруса, основателя Пруссии. Сам Прус был каким-то родственником императора Августа: то ли родным братом, то ли двоюродным, то ли ещё каким-то родственником. Он прибыл на территорию Пруссии из Италии вместе с некоторыми другими знатными патрициями во главе с Полемоном.

Как до сих пор относились к выше приведённым строкам о происхождении Рюрика от Пруса профессиональные историки? Приведём слова некоторых из них.

П.Н. Петров, действительный член Императорского русского археологического общества:

«В окончательной редакции «Бархатной книги», до нас дошедшей, после предисловия, объявляющего ход дела составления этого официального родословия, оно начинается в I главе баснословным происхождением Рюрика, по вкусу тогдашних книжников. Младенческая же фантазия не могла обходиться без прикрасы вроде ссылки на древний Рим и его первого императора – Августа. Имея о Риме и правительстве римском едва ли сколько-нибудь основательное понятие, московские книжные люди конца XVII века приписали Августу разделение римского мира на уделы… Находя в числе этих мнимых братьев Августа имена «Кириниа, властодержца Сирии» и «Ирода Антипатра – царя евреев в Иерусалиме», само собой отгадывается, что источник басни – текст 3 гл. ст. 1 Евангелия от Луки. Да и он, конечно, послужил одним мотивом, причём фантазия прибавила от себя шесть имён, выдуманных настолько же, как и название стран, вверенных таким правителям. Из осьми братьев, которым – по изводу московской басни времён детства двуцарственников – Август дал уделы, он «Иллирика брата своего в повершие Истра постави. Ипиона в Затоцех Златых постави, иже ныне наричутся Югрове. Брата же своего Пруса постави в березех Вислы реки, в град Мадборок, Турун, Яволницы и преславный Гданеск и иных многих градов по реку, глаголемую Немон, впадающую в море. И до сего числа по имени его зовётся прусская земля. А от Пруса 14 колено – Рюрик». А четырнадцать колен не могут протянуться дольше четырёх столетий. Вот и судите, как недалеко хватило книжной фантазии московских авторов басен… И, следовательно, буквально взяв даже слова басни, желая ей верить, выйдет, что Прус, если бы он существовал, мог жить только в 400 годах нашей эры, а никак не в первом веке. Следовательно, пожалованье его в братья Октавиану Августу, в действительности не имевшему никаких родных братьев, а одну сестру, - самое неудачное начало для постройки родословия.» (Петров П.Н. История родов русского дворянства. Т. 1. СПб. 1886 стр.34-35)

Леонид Михайлович Савёлов, преподаватель Московского археологического института:

 «Таким образом, Иоанн Грозный первый показал пример, как надо писать свои родословия и выводить себя от иностранных выходцев, что весьма привилось у нас и можно очень мало встретить древних родов, которые бы ни старались выводить себя от иноземца». (Савёлов Л.М. Лекции по генеалогии. М. 1909).

А вот какой вывод в своё время сделала и Екатерина Вторая:

«Сие есть явная басня; ибо известно, что после Нерона Августова рода не осталась ни единая душа». (Императрица Екатерина II. О величии России. Записки касательно Российской истории. Стр.165)

Как же нам сегодня следует относиться к строкам о происхождении Рюрика от Пруса? Как следует относиться и к строкам о происхождении самого Пруса? Тоже, как к басням? Или как-то иначе?

Попробуем разобраться. Поэтому начнём с анализа той информации, которую дают нам первоисточники.

«Бархатная книга»:

«Егда всесильный и единый отъ Троицы Господь нашъ Иисус Христосъ изволи вочеловечитися отъ Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и во время Его святительного на землю пришествия, Августу Цесарю Римскому, обладающу всею вселенною, и раздели вселенную въ содержание братии своей… Братажъ своего Пруса постави въ березехъ Вислы реки, въ градъ Мадборокъ и Турунъ и Хвоиницы и преславный Гданескъ, и иныхъ многихъ градовъ по реку, глаголемую Немонъ, впадшую въ море; и до сего числа по имени его зовется Пруская земля. А отъ Пруса 14 колено Рюрикъ».

Из этого текста «Бархатной книги» следует, что Рюрик якобы был потомком Пруса в 14 колене. Сам Прус якобы был братом (родным или двоюродным) императора Августа и правил на берегах реки Вислы в городах Мадборок (ныне Мальборк), Турун (ныне Торунь), Хвоиницы и Гданеск (ныне Гданьск).

Что же в этих строках баснословного?

Продолжение можно прочесть в моей книге "От Аркаима до Атлантиды"
https://zelluloza.ru/books/2043/#book