Импрессионист, проложивший путь экспрессионизму

Койфман Валерий
Ловис Коринт (1858 – 1925). "Саломея с головой Иоанна"


Немецкий живописец и график Ловис Коринт (Lovis Corinth), наряду с Максом Либерманом и Максом Слефогтом, принадлежит к крупнейшим представителям немецкого импрессионизма, а его работы позднего периода считаются синтезом импрессионизма и экспрессионизма.

Художник родился 21 июля 1858 года в многодетной семье кожевника и фермера Генриха Коринта в Восточной Пруссии в г. Тапиау (ныне г. Гвардейск Калининградской области).
Природный и культурный ландшафт Восточной Пруссии не изобиловал разнообразием, а характерными чертами ее жителей были простота и прямолинейность.
В кайзеровской Германии Восточная Пруссия стала своего рода заповедником для взращивания дворянского офицерства, ставшего основой нового немецкого государства.

Юный Коринт провел свои лучшие годы детства на берегу реки Деймы в маленьком доме напротив замка Тапиау (одного из крупнейших каменных замков Тевтонского ордена). В пятилетнем возрасте мальчик уже умел читать и писать. У него рано проявились способности к художественному творчеству. В 6 лет Ловис с огромным удовольствием обучался у соседского столяра  рисовать и вырезать из бумаги животных и фигурки людей.
Одаренность сына радовала отца, он хотел дать ему хорошее образование, и восьмилетнего Ловиса отправляют в гимназию в Кенигсберг. Здесь Коринт-младший большую часть времени посвящал рисованию, в  котором добился выдающихся успехов. Он покинул гимназию в 1876 г. без сдачи выпускных экзаменов, но с хорошими знаниями римской и греческой мифологии, а также латинского и греческого языков (эти знания пригодились ему при создании многочисленных картин на мифологические сюжеты).

Коринт поступает в том же году в кенигсбергскую Академию художеств. Его преподавателем стал довольно консервативный исторический художник Отто Гюнтер. Правда, вырабатывая свой собственный стиль, юноша пишет картины весьма далекие от «историзма» учителя.
После 4-х лет обучения в Академии, по рекомендации Гюнтера и с разрешения отца, Ловис едет для совершенствования своих художественных навыков в мюнхенскую Академию  художеств. 
Его  вдохновляла реалистичная манера живописи знаменитого Вильгельма Лейбля. Кроме того, на Коринта оказали влияние старые мастера (Хальс, Рембрандт, Веласкес и Рубенс), творчество которых он изучал в Мюнхене.
Учеба продолжалась (с перерывом на военную службу) до 1884 года.
Потом была короткая, но важная 3-х месячная поездка в Антверпен  в мастерскую художника и педагога Поля Горже. Здесь Коринт пишет картину «Заговор», свою первую работу, получившую международное признание (Бронзовую медаль Лондонского Салона).
В Антверпене он создает и эффектную картину «Негр Отелло», которая ныне относится к его самым известным работам.
С октября 1884 г. Коринт на два года отправляется в Париж  к мэтру Вилиаму Бугро (в частную художественную школу «Академия Жюльена»). Здесь Ловис, прежде всего, обучался изображению женской натуры (peintre de la femme). Почти сразу ему посчастливилось участвовать в Парижском Салоне, однако его работы, кроме картины «Пьета», остались фактически незамеченными жюри и публикой. Импрессионизм пока обошел молодого Коринта стороной.
В 1891 году Ловис Коринт вновь, уже надолго, приезжает в Мюнхен. Теперь на его творчество оказывает влияние «Мюнхенский Сецессион» и символизм Макса Клингера и Франца фон Штука.
С середины XIX века в искусстве Германии воцарился благостный стиль «бидермайер» с его любовью к анекдоту в сюжете, к гладкой манере письма, мелочности в деталях и коричневатому колориту, долженствующему напоминать о старых мастерах. 
Французских импрессионистов подвергали суровой критике.
Художников, которые поддавались влиянию этого направления в искусстве, осуждали, и они получали клеймо «офранцузившихся». Немцы были очень довольны своей школой живописи и ничего другого знать не хотели. 
«Мюнхенский Сецессион» первым нарушил спокойствие и открыл путь новой французской живописи в Германию, где стало проходить множество выставок французских импрессионистов и неоимпрессионистов.
Немецкие музеи и коллекционеры стали активно покупать картины Э. Мане, К. Моне и О. Ренуара.
Коринт долго оставался верен классике («Диоген», 1891; «Снятие с креста», 1895), но затем стал экспериментировать с «современным» стилем живописи. Например, «Автопортрет со скелетом» 1896 года (художник каждый свой день рождения отмечал автопортретом)  уже напоминают манеру импрессионистов. Коринт привлек к себе внимание картиной «Саломея с головой Иоанна» (1900). Драматическую сцену он расположил на переднем плане, объединив традиционную тематику с современной подачей форм.

В 1901г. художник переехал в Берлин. Здесь уже входили в моду, с одной стороны, искрометная живописность во французском вкусе, с другой - тяжеловесный немецкий символизм, густо замешанный на эротике.
Картины Коринта уже хорошо продавались, что позволяло ему тратить деньги, не задумываясь.
Ловис открывает художественную школу для женщин и начинает педагогическую деятельность. Его первой ученицей, излюбленной моделью, а затем женой стала 21-летняя Шарлотта Беренд. Их свадьба состоялась в 1903 г., вскоре родился сын Томас, а в 1909 г. - дочь Вильгельмина. Шарлотта сыграла важную роль в судьбе художника. Она помогала ему бороться со склонностью к меланхолии и депрессии, а позже и с тяжким недугом.
Коринт близко сошелся с главными немецкими импрессионистами — Максом Либерманом и Максом Слефогтом (познакомился он с ними еще в Мюнхене). Картины Коринта, созданные на пленэре, а также портреты, натюрморты и жанровые сцены отражали жизнелюбие их автора и тяготели к импрессионистской живописи: светлые тона, полный жизни стиль изображения, свободное направление мазков. Именно эти картины Ловиса невзлюбили молодые экспрессионисты, выступавшие против безудержной живописности импрессионизма, связанной для них с «буржуазным» вкусом и с бытом богатых адвокатов, врачей и просвещенных промышленников.
Художник много путешествует, находится на вершине успеха, но в декабре 1911 года, в возрасте чуть больше пятидесяти лет, его постигает апоплексический удар. Когда наступило выздоровление, искусство Коринта кардинально поменялось: письмо стало грубее, в полотнах появилась страсть.
Он перешел к импульсивной манере письма, краски резко контрастируют друг с другом, мазки стали более энергичными, мощными.
Для своих картин он выбирал самые смелые перспективы. Страшноватая картина «Ослепленный Самсон» (1912), скорее всего, навеяна тяжелым недугом и страданиями, которые пришлось пережить художнику, его страхом оказаться выброшенным из нормальной жизни. 
Прекрасные работы - «Автопортрет» (1912) и портрет Шарлотты Беренд («Женщина в розовой шляпке», 1912) открывают поздний период творчества Коринта. Как и в начале своей карьеры, Коринт вновь обратился к религиозной тематике, которую раскрывал теперь в резкой и беспощадной манере («Каин и Авель», 1917).
Большую часть года художник проводил в собственном доме в альпийской деревушке Вальхензее, продолжая работать над своим экспрессивным стилем. Происходящие перемены Коринт запечатлевает в работах «Пасха в Вальхензее» (1922) и «Большой автопортрет в Вальхензее» (1924). Благодаря цветовым контрастам и полному отказу от точного воспроизведения деталей, они заметно отличаются от его более ранних импрессионистических работ и приближаются к экспрессионизму.
В марте 1918 г. Берлинский Сецессион устраивает выставку 140 картин художника по случаю празднования его 60-летия. С этого момента Национальная галерея начинает формировать коллекцию работ мастера, а берлинская Академия художеств удостаивает его звания профессора.
В феврале 1925 года Коринт становится Почетным членом Баварской Академии. Одной из его последних работ была пророческая картина «Ессе Ноmо» («Се человек»), на которой мы видим закованную в кандалы женщину, стоящую между врачом и палачом в военной форме.
Известно, что сторонники гитлеровского «нового немецкого порядка» воспринимали творчество пруссака Коринта как воплощение «еврействующей» творческой интеллигенции, и в 1937 году его произведения были конфискованы из всех германских музеев как образцы «искусства вырождения». Правда, самого художника тогда уже не было в живых. В июне 1925года он отправился в поездку в Амстердам, где заболел воспалением легких и умер 17 июля. Урну с прахом перевезли в Германию.
Выдающийся художник Ловис Коринт, сумевший объединить в своем творчестве импрессионизм и экспрессионизм, был с почестями похоронен на кладбище Вальдфридхоф под Берлином.
Еще несколько картин можно посмотреть в очерке http://www.russian-globe.com/N177/Koyfman.Korint.htm
Репродукции картин художника можно посмотреть на сайте
https://gallerix.ru/storeroom/1679823347/