Образ Родины в зарубежной литературе

Флора Белла
Родина… Слово, согревающее сердце и душу. Слово, без которого не мыслишь себя. Безусловно,  Родина и человек   - два взаимосвязанных звена, которые  составляют человеческое существование. Именно отчизна формирует основные жизненные принципы и устои личности, определенное  представление об окружающем мире. Родина помогает ощутить собственное предназначение, понять свое место в жизни. Именно отечество  дарит нам все то, без чего не может прожить человек: ощущение теплоты, радости, счастья... Любовь, которой согревает нас Родина, затем приумножается и отдается человеком сполна – тот, кто искренне влюблен в свою Родину, клянется трудиться во благо отчизны.

Теме родины были посвящены многие произведения мировой литературы. За два тысячелетия написаны множество повестей, рассказов, очерков, романов, стихов, поэм, воспевающих родные места. Среди них особенно выделяются произведения двух великих, по моему мнению, литератур -  русской и английской.  Русские поэты и писатели безгранично любили свою родину и гордились своей страной. Подтверждением этого факта является множество произведений, написанных великими писателями и поэтами. Среди них стихотворения А. С. Пушкина («Россия»), Ф. И. Тютчева («Умом Россию не понять»),  М. Ю. Лермонтова («Родина»), А. А. Блока («Россия», «Русь»), А. А. Ахматовой («Родная земля»), М. И. Цветаевой («Родина») и других гениев литературы. Произведения Самьюела Ричардсона, Вильяма Конгрева, Джона Милтона, сэра Вальтера Скотта также были наполнены чувством любви и глубочайшей привязанности к родной земле. Этих авторов знают и любят по  всему миру.  Однако именно  в произведениях Уильяма Теккерея был описан наиболее реалистический образ Великобритании. Писатель любил свою страну не слепо, и поэтому в своей объективной оценке показал не только положительные качества британского общества, но и пороки. Это оценка Британии роднит Теккерея с Гоголем и Салтыковым-Щедриным в оценке России.

В своем культовом романе «Ярмарка тщеславия» Теккерей показывает, что многомиллионные состояния нередко создаются ценой преступлений. Действие романа – история жизни молодой британки Ребекки Шарп, которая пытается достичь благосостояния в жизни всеми возможными способами.  Корыстный интерес – единственный стимул поступков не только самой Бекки, но и других героев романа. Таким образом автор  пытался показать типичных представителей современной ему буржуазно-аристократической Англии, где царят культ респектабельности и снобизма, а тщеславие – норма человеческого поведения. Авторский замысел романа исходит из убеждения о том, что зло гораздо интереснее и разнообразнее, чем добро, и что необходимо  изучать людей, действующих из дурных побуждений.

Именно система буржуазных отношений, по мнению Теккерея, породила бесчеловечность, которая превращала людей, не лишенных положительных качеств, в бездушных эгоистов. Писатель с горькой иронией утверждает несправедливость устройства общества, при котором одни «безропотно страдают под ударами судьбы, ни в ком не встречая сочувствия и только презираемые за свою бедность», а другие, «смакуя вино за обедом», утверждают, что «классы должны существовать, должны быть и богатые и бедные». И тут же автор находит объяснение этой проблемы – игра случая: «Как таинственна и часто непостижима бывает жизненная лотерея, которая одному дает порфиру и виссон, а другому посылает лохмотья вместо одежды и псов вместо утешителей». Изображая зло, пороки и мелочность людей, Теккерей «враждебным словом отрицанья» ярче проповедует положительные идеалы. Такой прием позволяет писателю подчеркнуть бессердечность, бездушие, бесцельность существования людей, суетность стремлений. Глубокий пессимизм в сочетании с юмором звучит в произведениях Теккерея своеобразным аккордом и делает их высокохудожественными и жизненными.

Британское общество в романе «Ярмарка тщеславия»  сопоставимо с дворянским обществом в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Петербургский свет – одна из небольших и наиболее отдаленная от интересов народа часть дворянского сословия. Духовный облик светского общества Петербурга представлен в романе в самом его начале. Вечер у Анны Павловны Шерер, которую автор справедливо сравнивает с хозяйкой «прядильной мастерской» - это «равномерная, приличная, разговорная машина», предназначенная для обсуждения модных тем. Салон Анны Павловны насквозь проникнут фальшью, лживостью, лицемерием… А любое проявление человеческих эмоций  здесь абсолютно неуместны, так как нарушают заранее определенный ритуал светского общения. «Приличьем стянутые маски» - вспоминаются слова М. Ю. Лермонтова, когда мы читаем страницы романа, повествующие о салоне Шерер. Как и в «Ярмарке тщеславия» Толстой показывает в своем романе представителей дворянского сословия и царящие в этом кругу пороки -  бессердечность, лживый патриотизм, лицемерие, бездушие, эгоизм, скупость, фальшивость…

В романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» так же, как и в «Ярмарке тщеславия» обнажаются пороки современного тому времени американского общества: противостояние двух рас привело к страшной гибели невинных людей, преступлению против человечества – расизма. Однако гордость и высокомерие, напыщенность и своенравие высшего общества сочетается с чувством безмерного патриотизма, готовности пожертвовать собой ради отчизны. В образе центрального героя романа Ретта Батлера  нашли отражение как отрицательные черты высшего общества (цинизм, высокомерие, скупость), так и положительные (мудрость, деликатность, способность ценить людей за их душевную красоту).
Такого рода параллели позволили наиболее точно и объективно проанализировать состояние современного Теккерею британского общества, подтвердив всю значимость великой мысли: образы и пороки, связанные с ними, актуальны вне пространства и времени.

Таким образом, ярмарка – это обобщенный образ Англии, общества, где царствуют законы купли-продажи. Смысл образа родины в романе Теккерея заключался в следующем – образ родины формируют  граждане родной страны со всеми своими достоинствами и недостатками. По моему мнению, именно эта концепция наиболее полно и масштабно отразила всю проблематику романа.  Несмотря на то, что Теккерей акцентировал свое внимание именно на пороки общества,  автор был убежден в неоспоримой справедливости великой мысли о том, что Родина – это лучшая страна с лучшей историей. Именно поэтому это произведение и вознесло славу самого Уильяма Теккерея: его книга навсегда вошла в память британского народа наряду с Библией и «Потерянным раем». Романы, созданные им после «Ярмарки тщеславия», не имели такого же оглушительного успеха. Однако причина этого вполне понятна и ясна – последующие произведения писателя были лишены той обличительной страстности  и реалистической глубины, которой обладала «Ярмарка тщеславия».