Странное происшествие на благоустроенной планете

Сергей Буханцев
Это было что-то невероятное... Разумные существа попрятались неизвестно куда, неизвестно как и почему. Планета казалась совершенно безжизненной. Но ведь все эти города, которые мы на ней обнаружили – ведь кто-то же их построил!?.
Города были везде, очень удобные, благоустроенные, красивые города, в которых надо жить, наслаждаться жизнью!.. Магазины были переполнены товарами, они лежали новенькие, чистенькие, свеженькие, как будто их только что туда положили. Стёкла витрин казались до того прозрачными, что надо было протянуть руку, чтобы убедиться в их существовании.
Открытие являлось за открытием – и все поражали! Не умещалось в голове всё то, что мы видели вокруг. Казалось, это была не чужая, далёкая планета, имевшая всего лишь порядковый номер – АС113830, а наша Земля. На вполне человеческом языке, одновременно на английском и русском, мы читали вывески, где к примеру было написано такое: «Добро пожаловать в наш благоустроенный рай, в котором всё принадлежит Вам! Надеемся, вы оцените по достоинству наше гостеприимство!.. Будьте как у себя дома!»
Людей нигде не было! Ни одного! Но их следы, следы их разума были во всём!..
Мы ходили, как дураки, в скафандрах, законсервированные и герметизированные, как тушёная говядина. Уже были взяты пробы воздуха, воды, земли... Поразительно, но это было совсем как на Земле, на нашей дряхлой старушке!.. Только тут было и чище и светлее. Пугало только одно – не было людей, ни одного, как будто они все попрятались под землю в ожидании атомной войны или сделались невидимыми...
Нас было пять человек, не считая остальных членов экипажа звездолёта, оставшихся на борту нашего корабля, готового в любую минуту покинуть эту странную планету АС113830. Вы бы понадрывали животы со смеху, видя, как осторожно мы передвигались по улице огромного города, с опасением поглядывая по сторонам и сжимая в руках лазерные пистолеты, ожидая среди всего окружающего благоухания внезапного нападения на наш маленький отряд. Но нападения не было, вдобавок ко всему наш утончённый, настороженный слух вдруг обласкала приятнейшая изо всех слышанных нами когда-либо мелодий.
– Может быть, это особый вид борьбы с пришельцами вроде нас?!. – неожиданно высказал свою догадку Рой, самый опытный астронавт из нашей группы. – Как бы они не усыпили нас этой мелодией?!. Шутки шутками, а дело может оказаться серьёзным!..
– Проклятая музыка!.. – прошипел Крот. – Она сведёт нас с ума! Я уже чувствую, как она уже обретает надо мной какую-то неведомую власть!..
Мы посмотрели на Крота, я готов был прыснуть со смеху, глядя на его сконфуженную физиономию, красную, потную, цветом своим напоминающую варёного рака. Я люблю подшутить над Кротом, у которого, мне кажется, недостаточно выражено чувство юмора, кстати, очень серьёзное чувство. Он слишком серьёзен, наш Крот, слишком готов воспринимать всё за чистую монету – и это часто делает его смешным в глазах всей команды звездолёта... Когда Крот рассказывает о каких-то своих приключениях в прошлом на разных планетах, ещё осваивавшихся до того, как была сколочена наша космическая группа, все, конечно, верят ему, но смеются над его рассказами, потому что Крот выглядит в них до нелепости смешным, – а Крот, разумеется, злится, ему кажется, что мы не верим ни одному его слову, он делается ещё более серьёзен, точен в деталях, а это окончательно выводит нас из душевного равновесия. Мы сотрясаемся от хохота, а Крот начинает клясться в том, что каждое его слово – истинная правда!..
В другое время мы бы и не прочь были подшутить над нашим незадачливым, но бо-лезненно-гордым товарищем, но теперь нам очень было не до смеха: кажется, Крот был в чём-то прав, когда назвал музыку, доносящуюся до нашего слуха, проклятой. Было в ней что-то, несмотря на всю её нежность и благоухание, демоническое.
– Заткнуть бы уши! – через минуту добавил Крот. – Да ведь не заткнёшь! Везде тебя настигнет! И кто её создал – и не для нас ли специально!?. Пропади ты пропадом!..
Стоило ему произнести последнюю фразу, как музыка резко оборвалась, как по команде Крота. Мы все разом остановились и переглянулись, вид у нас всех, скажу я, был преглупейший.
– Это что же?.. – промямлил тихоня Викки, белобрысый верзила по прозвищу Большой Змей.
– Никак она – поняла! – успел вставить я.
– Крот попал в самую точку! – вдруг, расширив глаза, благоговейным шёпотом произнёс Рой. – Он приказал ей, этой музыке, понимаете?.. И она подчинилась!..
– Подчинилась! – тоже шёпотом повторил я.
– Я ей приказал! – рявкнул неожиданно непонятно почему возбудившийся Крот, большой рот которого разошёлся вдруг в широчайшей – от одного до другого уха – улыбке, которую я иначе и не мог назвать в тот напряжённый момент, как бесовский. – Я приказал и она убралась ко всем чертям!..
Он ещё, по-видимому, готов был что-то добавить, какой-нибудь радостный вопль, но увидев наши нахмуренные лица, замолк.
– Заткнись ты!.. Ишь раскричался! – шикнул на него Рой. – Это тебе не дома!.. Будешь на Земле – кричи сколько угодно, а тут будь поосторожнее, понял!..
Ещё потоптавшись на месте с минуту, мы с утроенной осторожностью тронулись дальше. Впереди шёл Рой, за ним следовали Крот и Викки. Шествие замыкали я и пятый член нашей разведгруппы, дядя Алекс, как мы его называем, самый хладнокровный и невозмутимый из экипажа звездолёта, он старше всех нас на корабле самое малое лет на десять. И вот не успели мы пройти метров двести, как тихоня Викки взбунтовался.
– Я, – говорит, – дальше в скафандре не пойду! Я его сниму и вы увидите, что со мной ничего не будет, и тоже снимите с себя эту ненужную обузу, без которой здесь можно вполне обойтись!
Только он это сказал всем нам, как откуда-то раздался голос, человеческий голос, и мы услышали:
– Снимайте вашу неудобную одежду!.. Вам будет очень хорошо, как на Земле!.. Будьте как дома! Можете считать, что это Земля!..
– Вот видите!.. – вскричал Большой Змей. – Нам говорят, что здесь, как на Земле!.. Я немедленно снимаю с себя этот душный колпак! Мне хочется вдохнуть свежего воздуха!
– Вдохнёшь ты воздуха! – взревел Рой, делая знак рукой Большому Змею, уже взяв-шемуся, чтобы снять с головы стеклянный шлем. – Но не здесь!.. Может быть, этот воздух отравлен! Может быть, нас решили одурачить на этой планете! Мы наглотаемся этого воздуха и окажемся неспособными вернуться на корабль?!.
– Плевать! Сейчас вы увидите! И все ваши ложные страхи!..
Викки не успел договорить. Рой бросился на него и хотел сбить его с ног, но это было нелегко – свалить с ног такую тушу, как Большого Змея. Змей отшвырнул от себя Роя, горящего желанием спасти его и что-то кричавшего, выкрикивавшего разные ругательства, обзывавшего Викки безумцем, спятившим с ума. Рой грохнулся на ровную площадь дороги и несколько секунд лежал на ней, распластавшись, как у себя в постели, видимо, оглушённый. Мы трое – Крот, дядя Алекс и я смотрели, как Викки на наших глазах освобождается от прозрачного колпака, ни один из нас не двинулся, чтобы помешать ему. Тем временем пришедший в себя от удара о землю Рой приподнялся на локтях и мы снова услышали его голос:
– Ты умрёшь сейчас!.. Этот город – иллюзия! Ничего нет! Ты умрёшь!..
Тихоня Викки спокойно снимал шлем. Вот ещё одно движение, ещё одно... сейчас Большой Змей вдохнёт в себя «свежий воздух»... и что-то нехорошее с ним произойдёт! Все мы ожидали чего-то ужасного, в наших глазах Викки был уже не с нами, а по другую сторону чего-то, что пролегло между нами, желая разобщить нас и уничтожить всех по одному.
Вот прозрачный шлем отделился от Викки и оказался в его руках. Вики, улыбаясь, смотрел на нас, как ни в чём ни бывало. С ним ничего плохого не происходило. Видно даже было, что атмосфера тамошней планеты подействовала на него ободряюще и несколько успокоила его бунтарский пыл.
– Вот видите! Всё хорошо! – сказал Викки, дыша полной грудью. – А воздух здесь хорош! Давно я так свободно и легко не дышал!..
– Это тебе только кажется! – придя в себя, воскликнул Рой, – по инструкции – ты не должен был этого делать!..
– Мм-м! Какой чудесный воздух! И какой прекрасный климат! И не жарко! Как раз  и тепло и прохладно в меру! И ветерок!..
Откуда ни возьмись взявшийся ветерок потрепал светлые волосы на голове Викки.
– Ну ладно! – согласился Рой. – Но если с тобой что-нибудь случится, пеняй на себя!..
И мы отправились дальше.
Через некоторое время Викки – Большой Змей заявляет:
– Давайте зайдём в этот ресторанчик и выпьем по чашечке горячего кофе?.. Чует моё сердце, что там варят кофе!..
– Какой ещё кофе! – как на идиота воззрился на него Рой. Да ты с ума сошёл!.. Это всё оттого, что ты снял шлем!..
– Я докажу, что я в полном уме, – ответил Викки.
Он быстрым шагом направился к ближайшим дверям, они сами перед ним отворились, а потом затворились за ним. Через считанные секунды дверь опять отворилась и мы увидели сияющего Викки, стоящего с чашкой дымящегося кофе в одной руке и пирожком в другой.
– Идите сюда! Кофе подан! – крикнул Викки и отпил из чашки. – Совсем горячий кофе! А пирожки с яблочной начинкой!..
Мы изумлённо смотрели на него, не понимая, что это такое происходит.
– Надо узнать, в самом ли деле он пьёт кофе! – первый заговорил я.
– Сейчас узнаем, – пробурчал Рой, и я понял, что он тоже не прочь отведать горячий кофе.
Мы направились к открытым дверям, переступили порог неизвестного заведения. Посредине большой комнаты стоял стол, круглый стол, и на нём мы увидели четыре чашки кофе. Посредине стола стояло блюдо с пирожками. Первым не выдержал Крот:
– А! Была не была!.. Я присоединяюсь к Викки!..
Он снял шлем, положил его на стол, сел в удобное кресло, которое могло вертеться в разные стороны, взял свою чашку с кофе и стал смаковать его, жуя один за другим пирожки.
– Гм! Удивительно! – услышали мы тут возглас Викки. – Я пью кофе, а он всё не кончается! Всегда чашка полная и всегда кофе горячий!.. Это какая-то необыкновенная планета!..
Дядя Алекс не выдержал:
– Рой, я, пожалуй, того!..
– Чего – того!?.
– Ну того!.. Тоже вместе с ними... и тебе предлагаю!..
– Ну, как хочешь, а я посмотрю! Может, вы тут все с ума посходите! Должен же быть хоть один нормальный среди нас!..
Глядя на дядю Алекса, я тоже взялся за свой колпак. Мне показалось, что все страхи Роя ложные и на этой планете с нами ничего плохого не произойдёт, если уж тут потчуют нас горячим кофе с яблочными пирожками.
Мы смотрели на дядю Алекса. Тот подошёл к столу, положил на него свой шлем, протянул руку к чашке кофе, потрогал её, изучил её проницательным взглядом со всех сторон, а уж потом отпил из неё.
– Эх, пообедать бы по-настоящему! – вздохнул он.
Только он успел это произнести, как стол вмиг был завален едой, тут были и супы и жаренная рыба, и курица с соусом, салаты из помидоров, соки и ещё разная всячина.
– Вот это я понимаю! – радостно потёр руки дядя Алекс, обводя взглядом стол. – Именно то, что мне хочется!.. Выпью-ка я стаканчик настоящего молочка!..

Вам будет очень хорошо со мной!.. Что вы хотите – я всё вам дам! Я вас ожидал долго, мне нужны были люди, и теперь я вас не отпущу. Живите, наслаждайтесь жизнью!..
Вы родились в мире, где ничего не было, вы должны были до всего добираться сами, вы искали Истину, вы боролись со стихиями, выстояли, вы построили вашу ракету!.. А у меня всё есть, у меня всё готово к вашему появлению!..
Вы всегда боролись, всегда искали, теперь настало время жить!.. Я освобождаю вас от всех трудов и невзгод, гарантирую вам полную безопасность!..
Я вам раскрою глаза на тайны мира, вам ничего не придётся делать самим!..

Эта планета – АС113830 определённо решила свести нас с ума!.. Слов нет, это  благоустроенная, прекрасная планета. В моих руках может появиться любая вещь, которую я только пожелаю... Хуже того, тут появляются люди!.. Тут уже вся моя семья, все мои знакомые!.. Большой Змей оказался весьма плотоядным субъектом, все пять его любовниц, о которых он никому не говорил, перенеслись сюда с Земли, вот тебе и тихоня!..
Что будет дальше – никому не известно!.. Боюсь, как бы всё Человечество не оказа-лось в плену у этой АС113830!.. Можно себе представить, что будет со всеми нами тут!.. В конце концов мы сами, люди, должны до всего добираться! Счастье нашей жизни в том и состоит, что мы добираемся до всего с трудом! И мы не хотим, чтобы кто-то думал и решал за нас!..
Самое худшее, что наши мысли эта АС113830 читает!.. Ну, пусть она читает и эти мои мысли!.. Я хочу самостоятельности!!! Хочу самостоятельности!!! Мне не надо даром никаких благ, я не хочу превратиться в ленивого, глупого скота!!! Я хочу остаться Человеком, потому что я родился Человеком!!! И слышишь, АС113830, кто бы ты ни была, пусть хоть сам господь бог, я не хочу, чтобы ты вмешивалась в наши человеческие дела! Я не хочу видеть здесь ни своих знакомых, ни всего Человечества!.. Достаточно того, что и мы тут, обречённые влачить жалкое существование идиотов, прибывших на всё готовенькое!!!
Пойми, глупая планета, ты нам никогда не заменишь Землю!.. Ты не знаешь Человека! А ты пойми нас! Пойми, что нам мало только есть, спать!.. И не с чего нам радоваться тут!.. И все мы хотим домой, на Землю, в каменные пещеры! К зверям, где холод!.. Пусть мамонты, саблезубые тигры, борьба!.. Это лучше, чем теперь!.. Человек, даже если он одет в звериные шкуры – Человек!..

И двинулись стада мамонтов в выжженных солнцем саваннах!.. Закружили снежные вихри!..
Племя полуголых людей сбилось в кучу в большой пещере, вокруг огня, отражающегося в чёрных зрачках голодных глаз.
– Как легко было жить раньше! – сказал кто-то. – Всего было вдоволь... Не надо было охотиться...
Теперь им было не до межзвёздных перелётов...
Важно было одно – не умереть с голоду...
Планета АС113830 наконец сделала людей счастливыми...
29 августа 1980 г.

P.S.
Планета Солярис у Станислава Лемма тоже представляет из себя огромное разумное существо. Только Солярис не способен на такие фокусы, как эта моя планета АС113830, которая прямо читает мысли людей и тут же осуществляет их желания. Помимо фантастики в этом рассказе зарыто что-то ещё, какая-то нравственно-философская проблема ЧЕЛОВЕКА. Наверное, я хотел здесь сказать, что на каком-то этапе своего развития Человечество вынуждено будет пересмотреть свою программу, заложенную в него Природой, чтобы разобраться в том, что же оно такое есть на самом деле, какова его роль во всемирной истории?.. В этом рассказе я ввёл «странную благоустроенную планету АС113830», так похожую на Землю, где есть всё, что душе угодно, нет только людей... Мне кажется, что эта мрачная картина напоминает некое зловещее предвидение будущего, где на Земле будет всё, кроме ЧЕЛОВЕКА, и когда Земля по-настоящему испытает тоску по ЧЕЛОВЕКУ... Во всякой фантастике думающий человек обнаружит зерно настоящего, да и, я бы сказал, всякая настоящая фантастика обращена к СЕГОДНЯШНЕМУ...
10 ноября 1985 г.