Правда о потерях

Анатолий Баюканский
 СЛОВО ОТ АВТОРА
Прекрасно помню тот сентябрьский погожий день. Наш 199 гвардейский полк направлялся по обходной разбитой танками и обозами дороге, ведущей к городу Либаве. Приближался конец войны, но нам,солдатам, в это плохо верилось –умирать  когда тебе всего девятнадцать лет не хотелось.. Бои мелкими стычками  с болотными партизанами ульмановцами не ограничивались. Впереди по слухам в либавском порту пришвартовался немецкий крейсер, этот корабль пытался сдаться властям Швеции и Дании, только власти этих стран не пошли на  такой шаг,до нас дошли слухи, что в порту высадились более тысячи вооруженных до зубов солдат, большинство которых были власовцами,а сражаться с ними особенно было тяжко. Наш замполит по секрету рассказал , что впереди  предстоит серьезное сражение с этой группировкой, ,будто фашистов 120 тысяч, а нас… не более десятка, да еще в болотах застряли обозы с продовольствием и снаряжением..
 Где-то в середине дня мы остановились на короткий привал И замполит, разложив на траве карту, начал просвящать  солдат не о том, что нам предстоит, а почему-то о ходе Варшавского восстания,которое  захлебнулось в крови..Вдали  за лесом грохотали пушки, а тут  было тихо и не хотелось думать о войне, о том, что может быть завтра с каждым из нас. А замполит, совсем молоденький старлей, торопился показать свою эрудицию,с выражением читал «Красную Звезду: «Планы правительства в изгнании были задуманы глобально, только оно, сидя в Лондоне, не могло представить все, что происходило на самом деле, на фронте.»
 Я уже в то время активно сотрудничал с дивизионной газетой «Вперед, на Запад», посему спешил записать некие цифры и факты. А они были таковы: Варшавское восстание  погибало. Как стало известно, пять немецких танковых дивизий командование сняла с варшавского направления и отправило в Курляндию, где,кстати, мы и находились. Информация политрука мало о чем говорила, он и сам почти ничего не знал  о наступлении на Варшаву Белорусского фронта…
   Лишь спустя годы мне пришлось на многое открыть глаза, знакомясь с подлинными документами, прежде недоступными. и подивиться подвигами наших солдат и , промахами генералов Недаром на фронте в ходу была присказка:
   Города берут солдаты,
    Генералы их сдают.
    Позже во время пребывания в Польше я встречался  с семьями, потерявшими в то время отцов и дедов, братьев и сестер. И горько становилось на душе, читая сводки о потерях, которые, увы,  не всегда были оправданными. И  припомнились слова Александра Суворова: «Войну можно считать законченной, когда похоронен последний погибший солдат».Прошли десятилетия, а мы и по сей день не похоронили всех погибших, а вот в Польше…ладно, хватит сравнений. Сегодня даже говорить о потерях в войне считается не совсем приличным. Все смазалось, стушевалосЬ, вроде бы и войны-то не было.. Во главе государств появились новые, молодые люди, каждый из которых наверняка уверен, что его не постигнет участь бойцов.
  А время шло и мне пришлось самому оказаться в Польше, в группе войск, что стояла в Легнице.И там я узнал настоящие данные
 Однако в Польше мне показали данные с грифом «совершенно секретно». В них только цифры, но какие!  за август 1944 года 1-ый Белорусский фронт потерял 102 597 солдат и офицеров, а повстанцы Варшавы, чья участь была предугадана ранее, не удержали город, потеряли   более 17.000 человек,, к тому ,следует добавить, что  после капитуляции  восставших польских сил немецкие войска целенаправленно, квартал за кварталом, сравняли с землей сотни жилых домов и административных зданий.
   О, Боже правый» Мудрецы=ученые сегодня фантазируют, что на одном из паралелльных миров есть зеркальное отражение нашего мира и каждый человек имеет там своего двойника, иными словами, все давно  предопределено, все известно загодя, что и когда все кончится ,чему быть, того не миновать.  И зачем нужно было так ожесточаться и ожесточать народы? Зачем же надо   было проливать моря крови?* Ведь время все поставило с ног на голову: и далеко не всегда победители стали жить хуже побежденных, но это уже совсем иной разговор, не нашего ума дело. пусть распутывают эти узлы историки, а нам, самое время вспомнить о младшем сержанте Владимире Танги, снайпере, по прозвищу «обгорелый заяц»,, который не успел уничтожить ни одного вражеского солдата,  но вошел в историю своего народа
          ПРИБЫЛ МАРШАЛ РОКОСОВСКИЙ
   Подразделение, в котором числился Владимир Танги, спешно готовилось к переправе через Вислу.Офицеры не скрывали, что предстоит штурм Варшавы, поэтому руководители  фронтового СМЕРШа. спешили «подбить бабки» - часть арестованных. Через трибунал, отправили в тюрьмы, часть в штрафные ротв. А вот бывшего младшего сержанта Танги, который и тут активно «качал права», всюду строчил жалобы на произвол и несправедливость, пока держали под арестом. И Владимир мог только догадываться, что его ждет. Прежде, в родном стойбище он был против шаманских чар, а тут поневоле сталд обращаться и к матери, да и к бабушке –шаманке Ольке. Их ответы были смутными, не совсем понятными, а в ночь на субботу вновь вырисовалась в правом углу сырой камеры мать Янина и обрадованно сообщила, что терпеть Володе осталось всего сутки…
    Ранним утром дежурный офицер разбудил Танги и приказал следовать за собой. Дивизион еще крепко спал, лишь тихо перекрикивались часовые Капиьан привел Володю в один из  польских домов, где их уже ждали. Хозяин оказался коммунистом и всячески пытался угождать «советам» Танги накормили и  предложили спуститься в глубокий погреб. переждешь бурю,-сочувственно проговорил офицер,-а там видно будет, что с тобой делать»… В погребе было сыро и остро пахло мышами. Наощупь он прошел от дверей к крышке погреба и устало опустился на прогнившую солому…
.  Откуда младшему сержантубыло знать, какая буря  должна была обрушиться на их отдельный противотанковый истребительный дивизион
     В этот день над Вислой стоял густой туман и вокруг штаба части да и ближе к реке было заметно оживление, похожее на суетеу. Офицеры выводили солдат на исходные позиции ближе к пологим берегам Вислы, срывали маскировочные щиты  с орудий и танков.
    Маршал Константин Рокоссовский и его небольшая свита, окруженные спецохраной после осмотра штурмовых групп, командиры которые доложили о  готовности к штурму, а саперные части все еще  срывали график и не успевали выдвинуть к берегам понтоны.ропада,Правда, после встречи  с спецотрядом снайперов-северян лицо командующего немного смягчилось. Бывалые охотники с Дальнего Востока выглядели абсолютно спокойными и малораговорчивыми. Глядя на их крепкосложенные фигуры, укрытые маскировочными халатами, Рокосовский вспомнил о поручении ставки Верховного командуюего. И после обеда на командном пункте , где были знакомые генералы,косовский  спросил начальника политотдела фронта: « Как поживает ваш обгорелый заяц» Генерады переглянулись, не понимая, о каком зайце говорит маршал.. И тогда , подавив легкую усмешку, Рокосовский вынул их полевой сумки статью из «Красной звезды», в котором рассказывалось, как снайпер с острова Сахалина по прозвищу «Обгорелый заяц» из винтовки сбил немецкий «Юнкерс
   Разрешите, товарищ маршал? –вскочил начальник СМЕРШа –седой полковник с желтым болезненным лицом.-
    -Слушаю.
   -Вы, наверное, спрашиваете о бывшем младшем сержанте по фамилии Танги? Докладываю:следствие по его делу заканчивается и если бы не готовность номер один, то…Полковник старался смотреть прямо в глаза Рокосовского,  прекрасно зная что редко кто выдерживает его вгляд= вроде бы вполне нормальный, равнодушный, а на самом деле за ним всегда скрывается либо скрытый подвох, либо откровение, которого генералы побаиваются. Все в нашей армии прекрасно знали Одна фамилия Рокосовский в генеральской среде вызывала трепет.
   Начальник особого отдела, а за ним и член Военного Совета стали наперебой рассказывать, какую вражескую пропаганду развел этот младший сержант. Рокосовский слушал, опустив голову. И когда член военного совета осмелился высказать сомнение в необходимости заниматься  ерундой, перед началом переправы на левый берег Вислы, маршал поднял голову:
    -Этот  солдат считал, что нужно оказать помощь восставшей Варшаве, а мы этого не делаем. Так. Откуда было знать младшему сержанту про наши планы «десяти сталинских ударов»? Выходит, зря вы на него собак вешали, зря! Эх, не бережети вы, командиры  славных наших солдат. Надо было представить его к ордену за сбитый «,Юнкерс», а вы…
   -Разрешите, товарищ маршал* Мы поначалу представили Танги к медали «За отвагу», однако после ареста представление уничтожили.-то краснея, то бледнее отвечал начальник СМЕРШа.
   =Этот детский лепет вас не оправдывает. Я вижу у вас на груди среди прочих боевых наград медаль «За отвагу». Сняли бы с кителя медаль да и прикололи бы к солдатской гимнастерке снайпера  Танги.*И каков итог вашего дознания?* Что ждет младшего сержанта?
    -Он уже не сержант, а подследственный,-осторожно вставил начальник СМЕРШа.
  - А ты, полковник, с сегодняшнего дня уже  подполковник! –повысил голос маршал.И оглядев недоуменные лица генералов,пояснил, чеканя каждую фразу.- «Младшего сержанта Танги восстановить в звании, точнее присвоить ему  старшего сержанта. И далее немедленно освободить Танги из под стражи, извиниться перед солдатом, совершившим геройский подвиг, который не был достойно отмечен. Мало того, поручите  начальнику тыла  обмундировать старшего сержанта, снабдить всем необходимым для дальней дороги на родину, на остров Сахалин. Офицерским пайком   И отправить этого смелого, как напечатано в газете «обгорелого зайца», а точнее сказать невинно «погорелого»  домой, на Сахалин.  Все» Пристально оглядев  напряженные лица генералов, повысил голос.-Ну, что набычились?:  Хотите знать,э не только мой приказ, а Верховного Главнокомандующего товарища Сталина.Да,да, не удивляйтесь. Северяне прислали товарищу Сталину слезную телеграмму. Если у кого-то будет желание, я более подробно лично обскажу, в чем суть этого необычного послания, А теперь прошу командиров дивизий доложить о готовности частей  к штурму Варшавы…