Утерянный язык 2. Глава 2. Зеленый

Владимир Горовой
                Утерянный  язык 2.
                Глава 2.
                Зеленый

Собирая свой нехитрый скарб, я услышал, как наш плот получил жесткий толчок чем-то увесистым и твердым. Масса самых невероятных догадок взорвала мой мозг. Максимально осторожно я выглянул наружу и,  вопреки дурным предчувствиям, увидел причалившую  лодку, с испуганным юнцом на борту.

Винайя что-то ему объяснял, а затем он  мне поведал, что этот мальчик каждую неделю привозит еду для Тассана. Юноша был очень удивлен и напуган, найдя нас вместо своего старого наставника, но оставив еду, он был готов отвезти нас в деревню. По пути к другому берегу, юноша с восторгом рассказывал о достижениях своего учителя: никогда еще не было в округе другого йогина, способного за шесть лет медитации овладеть сидхами для хождения по воде.
 
Сидя на корме, я смотрел на проплывающие мимо белые, с розовым отливом огромные лотосы.  Мне казалось, что эти изумительные цветы, словно невесты у алтаря, нашептывают какие-то басни, отраженному в воде, доверчивому небу. А я сидел и думу думал:  разве не проще было бы воспользоваться услугами любого лодочника и не тратить столько времени и усилий на подобные достижения. Выходя из лодки, краем глаза, я заметил, как  озеро облегченно вздохнуло.
 
 Небольшая деревенька была окружена искусно возделанными полями. Их игрушечные размеры и  невероятно насыщенные цвета отправляли мой задерганный ум в мир сказочных гномов, весело и непринужденно живущих в полной гармонии с окружающей природой.  В этот момент ничего не хотелось знать о напряженной работе туземцев за элементарное право не умереть от голода или укуса змеи.

К своему удивлению, я стал замечать, что мне уже не так сильно досаждает непредсказуемость моего путешествия. Мы, без особого труда, нашли владельца странного транспортного средства, припаркованного вблизи места нашей высадки. Он, после непродолжительного торга, согласился доставить нас до указанного пункта моего маршрута.

Проселочная дорога не имела асфальтного покрытия, но была почти идеально гладкой.  Авто, на котором мы ехали, не принадлежало ни к какому классу транспортных средств, но было видно, что его хозяин очень дорожит им. Этот микро-чудо-юдо автобус не имел дверей.

Целым было единственное ветровое стекло, оно как монокль  на носу у дворника, казалось совершенно неуместной деталью. Зато количество лампочек и разноцветных украшений было бессчетным. Разговорчивый  собственник автомобиля, узнав о нашем знакомстве с Тассаной, поспешил поведать нам забавную историю о его непростой жизни.

Тассана давно известен в этих местах своими разнообразными способностями. Раньше он не вел оседлого образа жизни. Нигде не задерживался более месяца. Многие состоятельные люди предлагали ему кров, но он не искал комфорта. Будучи прекрасным лекарем и астрологом, он безустанно помогал людям разных селений. И лучше него никто не мог проводить ум умершего к новой жизни.

Так вот сама история.
Карма - санскритское слово обозначающее наличие причинно-следственной связи.

Однажды Тассана шел по сельской местности и увидел юную девушку, стирающую белье у ручья. Ее гибкий стан и округлые чресла, словно образец женственности, пели песню о жажде материнства. Внезапно, наш йогин резко изменил направление движения и в один миг оказался рядом с манящим цветком.

Недвусмысленность его действий испугала девушку. Она не знала, кто перед ней и стала громко ругаться и колотить Тассана мокрой тряпкой.
- Что ты милая, - настаивал отшельник, - ты должна проявить милость и уступить моему желанию вступить с тобою в связь!

Перепуганная девушка бросила свою стирку и побежала по направлению к деревне, где на ее крики быстро собрались сельчане. Возмущению отца и братьев не было придела. Они, вместе с другими мужчинами, быстро договорились о расправе над неудавшимся насильником и стали выяснять приметы злодея.

 Когда девушка поведала об особенностях облика своего обидчика, кто-то воскликнул:

- Да это же Тассана, врач и защитник всех страждущих!

- Ай, яай, ай! – вскричали родственники, - как ты могла безмозглая дурочка отказать столь великому человеку! Наверняка в его желании  была какая-то необходимость! Беги и поклонись ему в ноги! Может он простит тебя и  исполнит свой замысел!

Несчастная девушка бросилась в погоню за всеобщим любимцем, а братья стали следить издали за своей нерадивой сестрой, что бы она еще каких-нибудь глупостей не натворила. Догнав Тассана, девушка принялась оправдываться и всячески предлагать себя.

Мудрец не проявлял никакого интереса. Тогда подтянулись родственники и сельчане, что бы выяснить, почему их благодетель столь изменчив в своих намерениях. Тассана заговорил:

- Недавно в ближайшем монастыре умер местный лама. Так ведь?
- Да, да! – наперебой заговорили возбужденные мужчины, - ламой он значился, а человек был распутный. Полным-полно неблаговидных историй ходит о нем в округе.

- Так вот. Увидел я, что в поисках нового воплощения,  его ум пребывает в беспокойстве и решил помочь ему стать сыном столь прелестной девушки.

- Так и что? Мы были бы рады такой чудесной возможности стать родней тебе и нашему ламе!

- К моему глубочайшему сожалению, эта милая девушка, - Тассана указал рукой на виновницу смуты, - не смогла улучшить карму заблудшего ламы. Не в ее и не в моей воле списывать кармическую наследственность. Именно поэтому она мне отказала. И когда она убежала, я заметил на другом берегу ручья двух совокупляющихся ослов. Они и стали родителями вашего бывшего ламы.

Данная история немало позабавила меня. Под стук мотора я дремал и думал о старом Тассане. Вот ведь как забавно устроен мир.  Бывало, соберутся в Ватикане  старые мужи и решают, творил ли чудеса тот или иной Папа али нет. Если, оказывается, есть основания считать, что творил, значит быть ему святым. Молитесь на него и обрящете что-нибудь подходящее на том  или этом свете.

 А тут ходит Тассана по воде и это разве не чудо? Значит святой. В Папы его! Но нет, не пустят. Другие интересы правят бал в западном мире. Забавляя себя подобным образом, я и не заметил как мы прибыли к месту назначения.

Дома находились у входа в горную ложбину. Назвать данное поселение деревней было бы неверно. Самое большое строение находилось в центре, а четыре меньших,  на равном расстоянии, по краям от него. Архитектурный стиль напоминал китайские пагоды, а  маленькие садики  словно сбежали из Японских открыток.

Природа предгорий разительно отличалась от тропического леса в пойме реки. Теперь, среди деревьев стали появляться дубы и сосны, а змеи лиан боле не пытаются взять в мужья каждую твердую опору. Стало светлее и снаружи и внутри.

Прочитав мой путеводитель, местный крестьянин без промедления повел меня  к центральному сооружению. Что меня особенно порадовало, так это гравийные дорожки вокруг.
Я был немало удивлен, когда  в качестве искомого учителя, я увидел  веселого молодого человека лихо раздающего указания десятку своих учеников. Звали его Ченчуб.

Как оказалось, весь данный комплекс работал как небольшая фармацевтическая фабрика. Люди собирали травы, коренья, мускус животных, делали все что угодно, но никак не походили на сообщество монахов, занятых медитацией. И как их молодой руководитель мог быть наставником буддийского ламы?

-  Да, да, - подтвердил Ченчуб, - лама Халасанг вчера утром был еще здесь, но я попросил его добыть некоторые компоненты лекарства и он ушел в горы. Через неделю должен вернутся.

 Почему-то я даже не удивился такому стечению обстоятельств. Идти в горы и искать неизвестно кого и неизвестно где, мне совсем не хотелось, и я попросил о приюте на время до его возвращения.

- Хорошо, - дал добро Ченчуб, - только у нас нет гостиничных номеров, и тебе  придется работать наравне со всеми.
«Лекарства смешивать – не мешки ворочать» - подумал я и добавил:
-  Буду рад оказаться полезным в вашем деле.

Поначалу меня сильно расстроил режим дня данного сообщества. При всей добровольности выбора графика работы,  в первый день я остался практически голодным. Рано утром, когда все встали, я не захотел присоединяться к их бдению и, в результате, остался без завтрака, а пока знакомился  с   местными достопримечательностями, пролетел с обедом. «Прямо как в армии» - начинал я злиться. Магазинов в округе нет, а ужин состоял из пустой похлебки, правильнее определить - состоял из ничего.

На голодный желудок спалось, мягко сказать, плохо. Ближе к утру, новое, непривычное состояние прозрачного сновидения постигло мой ум. Вначале, сквозь потолок, я увидел небо.

Оно медленно закручивалось в спираль. Под ним образовалась квадратная, золотая земля. Вокруг нее вершины восьми гор. Меж ними расположены восемь необычных существ. Их яркие змеевидные тела поддерживали огромные клыкастые головы. Внутри  расположены каналы, по ним циркулируют ветра. На этих ветрах путешествует мой ум. Земля эта обладает природой процветания, но мой ум, то и дело, убегает в узкое ущелье дурных мыслей, подверженных привязанности, гневу и неведению. Я пытался проснуться, но сон меня не отпускал.

Я чувствовал себя мухой влипшей в мед. Когда я вытаскивал одну ногу - тут же увязала другая. Если я высвобождал голову, то руки тонули в небытие. Липкая и бесконечно тягучая субстанция разрывала меня между двумя реальностями. Или возможно нереальностями. С тех пор и по сей день я частенько путаю, где сон, а где не сон.

В Советской экранизации «Волшебной лампы Алладина» Наимудрейший говорил:
- Про сон можно сказать, что это не сон, а про не сон можно сказать, что это сон. Значит сон – это не сон, а не сон – это сон.
Воистину, великие слова!

 От легкого прикосновения я вздрогнул как от удара током. Это был Ченчуб. Его лицо улыбалось.
- Хочешь, я познакомлю тебя с тем, что у тебя уже есть?
Я лежал с открытыми глазами, но никак не мог сообразить, что вообще происходит. Где я нахожусь? Я сплю или уже проснулся?

 Прошло немало времени, прежде чем  я понял, что именно имел в виду Ченчуб.
Я был приятно удивлен, когда он помог мне установить  в планшетник очень хороший голосовой переводчик, и дал удобную гарнитуру. Было очень забавно получить подобный подарок в данном месте.

 - У нас давно возникла острая необходимость в этом сервисе. Ведь мы готовим лекарства для людей в самых разных странах. Вот нам и помогли наши друзья из США.
Весь следующий день я носил воду, очищал кору, выносил мусор. Несмотря, на самую неквалифицированную работу, к концу дня я чувствовал себя просто великолепно. Более того, куда-то подевалась моя хроническая раздражительность.

Жизнь в обстановке необычайного взаимного уважения и поддержки, за трое суток сделала со мной то, что не удавалось сделать моему психологу за годы.
Вечером третьего дня Ченчуб пригласил меня на ужин. Человек, сопровождающий меня к месту встречи, пояснил, что их наставник сделал для меня редкое исключение. Дело в том, что у них не принято принимать сколько-нибудь существенную пищу после обеда.

Сидеть на полу было не очень удобно и хозяин, заметив это, предложил подушку. Принятого в Таиланде обилия разносолов не было, но все равно трапеза очень порадовала. Выслушав мою историю о пресловутой записке, Ченчуб глубокомысленно сказал:
- Самое лучшее, что ты можешь сделать для себя - это принять как неоспоримый факт знание о том, что абсолютно всё и абсолютно всегда - к лучшему. В любой ситуации.

- Возможно, что вы правы, -  неуверенно согласился я, и тут же добавил, - однако, дома от моего путешествия ждут конкретных результатов.
- Ты никогда не сможешь оправдать чужие ожидания… Другие всегда будут недовольны чем-то, потому что их причина внутри них и не зависит от тебя!
 
- Я думаю, что мой партнер может не согласиться с этим.

-Ты не можешь думать, так как ты сам являешься мыслью, - с этими словами Ченчуб поклонился, давая понять, что время визита подошло к завершению.

Перед сном и весь следующий день я находился под впечатлением от вечерней беседы и от фактурности  необыкновенной личности Чанчуба. Я решил повнимательнее присмотреться  к адептам данного сообщества, тем самым желая разобраться в секретах необычайной, почти волшебной  гармонии всех внутренних связей. Наконец меня постигло понимание и, как мне показалось, я раскрыл тайну социальной магии этих милых людей.

Был в моей практике один  забавный случай. Отправил я троих сотрудников на предварительные переговоры. По возвращении двое из них зашли с отчетом. Первый сказал примерно следующее:

- Нас можно поздравить! Достигнутая договоренность открывает невероятные перспективы для будущего нашей компании!

Второй был более сдержан:
- Я считаю, что перспективы не столь радужные. Нам пообещали определенные возможности при выполнении ряда непростых условий.

Они вышли из кабинета и, только теперь, зашел третий участник переговоров. На вопрос о том, каково его мнение о возможностях указанного проекта, он заявил:
- Нам четко дали понять, что они не нуждаются в сторонней помощи и сами с успехом справятся с освоением обсуждаемых активов.

С тех пор я четко осознаю, что любая истина субъективна. Каждый слышит только то, что может, или хочет. Это мое умозаключение имеет бесконечное количество личных подтверждений. Собственно, к чему я вспомнил об этом случае? Я впервые столкнулся с достаточно большой группой лиц, живущих в безукоризненном поле взаимопонимания. Это проявлялось во всем. То как люди работали. Совершали трапезу или отдыхали. Речи их  были краткими, но чрезвычайно содержательными.  Нечто похожее можно наблюдать у влюбленных, хорошо знающих друг друга людей. Когда вечером я поделился своими умозаключениями с Ченчубом, он пояснил:
- Существует бесконечное количество взглядов на окружающий мир. Согласно учению Будды, сто восемь тысяч комбинаций различных заблуждений безначально интерпретируются людьми
.
- Как так? – я был совершенно не согласен, - Уж кто - кто, а я может в чем-то и заблуждаюсь, но в основном, отлично представляю каким все является на самом деле.
- Грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений, -  Ченчуб произнес это так, словно  точно знал, что я пережил минуту назад.
- Может быть, я не совсем понимаю, о каком опыте идет речь, но вся моя жизнь это череда вопросов. Каждый день возникают проблемы выбора: много или мало, мягче или жестче, теплее или холоднее. Опыт не всегда является хорошим подспорьем.

-  Мне кажется, что ты слишком много думаешь. Я понимаю, что нет особого смысла советовать тебе – думать меньше. Может быть, моя история поможет тебе.
- Один мой учитель много лет искал ответ на тему ежедневного выбора между крайностями. И вот однажды, он прогуливался вдоль реки и увидел музыканта в лодке. Тот настраивал ситару. Когда струна натянута плохо: то она не звучит. Стоило ему ее перетянуть, и она лопнула. Так был открыт срединный путь, - Ченчуб замолчал.

Я решил, что  должен поблагодарить за такое мудрое поучение. Но  не нашелся, что сказать и брякнул то, что первое пришло в голову:
- У нас просто говорят: золотая середина. Впрочем, эта расхожая фраза редко кем используется как руководство к действию. Все хотят по максимуму.
- Однако, алмаз, помещённый на руку слепого или глупого человека, не имеет ценности.

Мне нечего было возразить этому мудреному человеку, и я был совершенно не готов к такому типу общения, когда каждая фраза открывает целый новый мир. И я не преминул заявить об этом:
- Все это слишком сложно для меня. Я живу в другой системе ценностей и поэтому не уверен, что вся ваша восточная мудрость принесет пользу у меня на родине.

- Рано или поздно, удача или несчастье могут вас постигнуть. Все что вы делаете, приносит радость или печаль, жизнь или смерть. Подчиняя свои чувства, человек всегда счастлив. Когда это приходит, вы можете действовать свободно, без привязанности. Что есть в том, чтобы достигать? Все горе происходит от страха и ничего более. Когда вы знаете это, вы освобождаетесь от него, и желание исчезает. Вы становитесь счастливым и спокойным.
- Звучит заманчиво но слишком мудрено.
 
Ничего не сказал Чанчуб. Он просто сидел и, попивая чай, дружелюбно улыбался.
Я много еще чего хотел сказать, но вдруг почувствовал, что одна мысль ушла, а другая, следующая не пришла. О, ужас! Оказалось, что между мыслями есть расстояние! И если оно достаточно велико чтобы его ощутить, почувствовать, то вкус этого переживания не забыть никогда.
 
Я сидел и не двигался, я просто не мог.
- Что это было? – спросил я. Казалось мой голос принадлежал другому существу.
- Истинное живое учение - это знание состояния самого человека, и его назначение - открыть нам это состояние. Тогда у нас остается меньше проблем, меньше напряжений, меньше страхов, потому что мы знаем, каковы наши реальные условия... Но я не могу тебе рассказать о нем сейчас. Это тайная традиция и я не должен даже упоминать о ней здесь…

- Наверное, это какое-нибудь учение о нереальности нашего мира или что – то в этом роде?
 -А что ты знаешь о реальности?
- Да все просто. Вот пол я его вижу и на нем сижу, значит, он реален. А то, что не воспринимается органами чувств или приборами - не реально.
Ченчуб сказал: -«Йам»,  взял  в руки палочки для еды и приподняв их на уровне груди, стал молотить ими по воздуху.

Никак не мог я ожидать, что услышу вступительную партию барабанов Джона Бонема из композиции «When the Levee Breaks». Не знаю, что больше меня поразило. Мощный звук или отсутствие его источника, но я сидел и повторял:
- Этого не может быть, этого не может быть, этого не может быть…


                Глава 3

                Желтый