Русский космизм и православие. Выводы

Майоров Дмитрий Николаевич
Заключение
В данной работе был представлен опыт православной оценки русского космизма. В ходе работы были отмечены наиболее яркие представители и основатели русского космизма, выявлены и проанализированы на основании Священного Писания и Предания религиозные элементы в философии русского космизма.
Идеи космизма разрабатывались разными мыслителями в различных контекстах, но в своей основе они несут в себе религиозно-мистический оттенок. И вся активно-эволюционная мысль - от мечты, выраженной в “Философии общего дела” Н.Ф.Федорова до учитывающих реальную последовательность дел ноосферных идей Вернадского - работает на задачи, касающиеся внутреннего биологического прогресса человека, в контексте своеобразного религиозного миропонимания.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что, не смотря на завуалированность под христианские образы, русский космизм - антихристианское явление. Взгляды на космос и человека, их онтологические причины и взаимодействия в философии русского космизма далеки от православного учения. Футурологические аспекты русского космизма разнятся от эсхатологического учения Православной Церкви и святых отцов, выражавших в своих трудах поистине христианское мировосприятие, согласующееся со Священным Писанием, как это было показано в работе.
Мы провели православный анализ религиозных элементов учения в работах русских космистов. Анализ РК в предыдущих главах показал, что философском отношении космизм – не только русский ; это сплав идей из гностицизма, неоплатонизма, учений Индии, Китая, Персии, новоевропейских оккультно-мистических традиций, питающихся из источника герметизма (Гермес Трисмегист – либимый автор Дж. Бруно), астрологии… В творчестве русских религиозных философов и некоторых ученых конца XIX – начала ХХ вв. эти влияния наложились на православие, что и родило уникальное русское явление – русский космизм, имеющий как общеевропейские, так и русские корни.
Учение о Боге, творении мира, о Божественном Промысле, и православная эсхатология у русских космистов часто не совпадает с православием. Православие до сих отвергает и дуалистическую, и пантеистическую концепции, утверждает творение мира «из ничего»: «не из сущих» (ouk ex ontwn), «от не сущих» (слав.; 2 Мак. 7:28), «из невидимого» (Евр. 11:3), «словом Божиим» (Евр. 11:3). Евангелист Иоанн говорит о Логосе: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).

Основными заблуждениями РК с православной точки зрения можно назвать:
1. Пантеизм: Божественное и человеческое тождественны или сразу, или сливаются в эсхатологической перспективе
2. Пангилозоизм. Все в природе живое, природа, понимаемая в РК как космос, нет грани между живым и мертвым, все – живое.
3. Апокатастасис, все будут восстановлены в конце мира. Но даже суда Божьего в трудах русских космистов не усматривается в привычном для православия виде.
4. Специфический метемпсихоз – переселение душ в атомарные формы, это видно из трудов Циолковского и, отчасти, Чижевского.

Основные результаты исследования:
По параграфу 1.1. Проделанная работа над определением концепта «русский космизм» позволяет выделить дефиниции, которые приводят в своих исследованиях В.В. Казютинский, О.Д. Куракина С.Г. Семенова, A.B. Гулыга, Ф.И. Гиренок. В целом их определения можно привести к общему знаменателю и обозначить РК как социокультурный феномен, где человеку отводиться центральное место во Вселенной и развиваются идеи антропоцентризма. Но такое определение является недостаточным для выяснения сущности космической философии, ибо в космизме определяющим являются не только антропокосмоцентрические тенденции. Какие именно же тенденции сущностны для РК? Указанные выше исследователи отмечают в феномене РК особое мироощущуние и мироотношение, имеющими сродство с религиозными истоками, или, скажем заранее, православными истоками, что неудивительно для русских космистов, воспитанных в православной Российской империи.
По параграфу 1.2. Космизм как религиозно-философское течение возник в античную эпоху в  философии натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор и др.) и классической античности (Сократ, Платон, Аристотель). Он прошел дальнейшее развитие в философии Западной Европы эпохи Возрождения (Н. Коперник, Д. Бруно) и Нового Времени (Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кант, В. Гегель и некоторых других философов). Как естественнонаучное и религиозное направление он стал проводником глобальных идей в русской философии.
Особенность русского космизма, в отличие от западно-европейского комизма, состоит в том, что он преимущественно базируется на этически-религиозных и экологических соображениях, а не только на основании теоретических построений естественных наук, доктринах социально-политического, экономического или идеологического порядка.
По параграфу 1.3. Структуру русского космизма удобнее всего разделить на три уровня:
• Естественнонаучное направление.
• Религиозно-философское направление, включающее в себя и представителей русской религиозной философии, и эзотерических мыслителей.
• Художественно-эстетическое направление: поэты, музыканты и художники.
В рамках данной работы мы рассматрели труды наиболее ярких представителей естественнонаучного и религиозно-философского космизма, как генетически исходных и наиболее значимых течений РК.
По параграфу 2.1.: Основным религиозные элементы мировоззрения Федорова Н.Ф. является «общее дело» человечества и его долг - воскрешение прежде умерших (по гречески-Литургия). Бог трансцендентен миру – поэтому есть смерть, но Бог – Любовь, поэтому руками живых Он воскресит умерших. И в этом Его благость и имманентность миру.  Но в этом ; главное расхождение Н. Федорова от Никео-Цареградского Символа веры (далее будем использовать сокращение НЦСВ). В 11-ом члене сказано: «Чаю воскресение мертвых…» Именно «воскресения», а не «воскрешения». Бог, а не человек воскрешает в последний день. В эсхатологии Федорова можно избежать будущего Суда Божьего.
По параграфу 2.2. Учение о Боге Циолковского – чистый пантеизм , это напрямую расходится 1-ым членом НЦСВ. Учение Циолковского о душе и жизни в философии противоречиво. И в философии оно именуется пангилозоизм, хотя сам он свое учение называл «монизм». Душа не умирает, она перетекает в другие атомарные формы. Исходя из сказанного ни о каком анализе учения Циолковского  с точке зрения НКСВ речи быть не сможет – несовпадение по всем позициям.
Его ученик Чижевский А.Л. – чистый материалист, но и его учение «научный монизм» вполне религиозно. Главным принципом вселенского монизма он считает принцип всеобщего кругообращения, которому подчинено все сущее. Свой монизм Чижевский противопоставляет всякой метафизике и религии. Анализировать религиозные взгляды Чижевского в сравнении НКСВ нельзя – полное несовпадение, или строго говоря – атеизм
По параграфу 2.3. Религиозность Вернадского ; с неустранимой двойственностью: с одной стороны, он отвергал религию как примитивное мышление, несовместимое с наукой, а с другой, видел в религиозном чувстве /переживании/ некую высшую форму творческой активности. Опять анализ учения Вернадского с позиций НЦСВ неосуществим – полное расхождение. Вернадский, по-видимому, атеист. Но его атеизм, как ни парадоксально, религиозен. Это религия – «ноосферное мышление», «мышление будущего», становящегося альтернативой религии.
По параграфу 2.4. Из главного философского труда В.С. Соловьева «Чтения о богочеловечестве» можно выделить несколько религиозных идей космизма: 1. Идея всеединства, 2. Тайна сопричастности человека космосу 3. Главенство нравственно-религиозные смыслы в эволюции бытия. 4. Идеи христианского активизма, богочеловечества, тесного объединения божественной и человеческой энергий в деле избавления мира от законов «падшего» материального естества и ввода его в эволюционно высший, нетленный, соборно-любовный тип бытия, Царствие Божие.
Сопоставление религиозных идей Соловьева с НЦСВ – крайне сложная, но осуществимая задача. София по учению Церкви ; Второе Лицо Святой Троицы, а не Четвертое. Так что назвать позицию Соловьева православной в этом вопросе нельзя.
Философию космизма в трудах С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева проявляется через учение софиологии. Учение софиологии или софианства было осуждено Архиерейским собором РПЦЗ в 1935 г., и почти одновременно – и в РПЦ за то, что учение о Софии-Премудрости Божией не имеет достаточного основания ни в Священном писании, ни в Священном Предании Церкви. София как посредница между Богом и миром, имеющая и вечный, и временный статус – учение гностическое, а не православное.
Таким образом, в естественнонаучном течении космизма прослеживается движении от пантеизма или панпсихизма к чистому материализму по линии Циолковский-Чижевский-Вернадский.
В религиозно-философском движении РК прослеживается линия от ереси «общего дела» Федорова к гностическим построениям о Софии-Премудрости Божией в творчестве Булгакова С.В., Флоренского о. Павла, Бердяева Н.А.
Список литературы:
1. Абдулаев Джафар Сабир Оглы. Переход к информационному обществу и становление ноосферы, Дисс. канд. филос. н, – Москва, 1993.
2. Акбашев Т.Ф. От общества потребления к обществу образования. – Уфа, 1999.
3. Акбашев Т.Ф. Третий путь. – М., 1996.
4. Акимов А.Е. Физические модели мира. / Путь восхождения. (Материалы международной общественно-научной конферешщи 1993-1994 гг.). – М.: 1995.
5. Аксенов Г.П. Времявластие (О Валериане Муравьеве и его философии). // Вопросы философии. -1992. – № 1.
6. Аксенов Г.П. Понятие живого вещества от Бюффона до Вернадского. // Вопросы истории естествознания и техники. -1988. – № 1.- 57-66.
7. Аксенов Г.П. Творчество будущего. / Философия космизма. – М.: 1996. – 148-163.
8. Аксенов Г.П. Третий синтез космоса. / Философия русского космизма. – М.: 1996.-С. 181-196.
9. Акулинин В.Н. Философия Всеединства. От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. – Новосибирск: Наука, 1990.
10. Алепшн A.M. О феномене русского космизма. / Философия русского космизма. – М., 1996. – 26-51.
11. Аллеи Дж., Нельсон М. Космические биосферы. – М., 1991.
12. Арапов М. Язык утопии: о русском марксистском философе А.А. Богданове и его учении. // Знание-сила -1990. – № 2.- 66-72.
13. Аристотель. Собр. соч. в 4-х тт. -М., 1976-1984.
14. Аронов Р.А., Терентьев В.В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени. // Вопросы философии. -1998. – № 7.
15. Балабанов П.И. Исторические судьбы России: социокультурный подход.- Кемерово, 1991.
16. Баранов Г.С. Специфика познания социальной действительности. – Кемерово, 1989.
17. Баранов Г.С. Новое направление социологической теории. – М., 1978.
18. Белых А.А. О кибернетических идеях А.А. Богданова. // Экономика и математические методы. -1988. Вып. 5.- 792-797.
19. Бердяев Н.А. Русская идея. // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.
20. Бернюкевич Т.В. Представление о будущем в философии русского космизма. / Славянская культура, традиции и современность: материалы 1У региональной научно-практической конференции. – Чита, май 1999. Чита, 1999. – 26-29.
21. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1991.
22. Богданов А. Наука об общественном сознании. – М., 1914.
23. Богданов А. Социализм науки. Научные задачи пролетариата. – М., 1918.
24. Богданов А. Тектология: Всеобщая организационная наука. – М,,1989, Т. 1,2.
25. Богданов А. Философия живого опыта.: Популярные очерки. – СПб, 1913.
26. Богданов А.А. Вопросы социализма. Работы разных лет. – М,: Политиздат, 1990.-479 с.
27. Богданов А.А. Эмпириомонизм. Зтома.- Петербург. Изд. Дороватовского и Чарушникова, 1904-1906.
28. Бондаренко Н.И. Русский космизм как национальная мобилизующая идея. / В.И. Вернадский и П.Д. Кондратьев. Великий синтез творческих наследий (через цикличность к моделированию будущего). – СПб, 1997. -С. 47-59.
29. Будьшо М.И. Человечество и биосфера в конце XX века. / Научное и социальное значение деятельности В.И. Вернадского. – Л., 1989. – 20-28.
30. Буланов Н.Г. Диалоги о Чижевском или Преодоление слабости. Новгородский гос. университет им. Ярослава Мудрого.- Новгород, 1998.
31. Булычев И.И., Забавников А.Е. К вопросу о мировоззренческом смысле понятия «ноосфера». / Ноосферная идея и будущее России. – Иванов. 1998. – 54-56.
32. Буровский A.M. В.И. Вернадский – создатель новых оснований для философии и научной деятельности. / Ноосферная идея и будущее России. -Иваново, 1998. – 18-20.
33. В.И. Вернадский и проблемы организационно-технических исследований.-М., 1989.
34. В.И. Вернадский и современность. – М.: Наука, 1986.
35. Василенко Л. И. Глобальные проблемы и поиски «третьего пути». / Кризис современной цивилизации. Выбор пути. Сборник обзоров. – М., 1992. -С. 12-53.
36. Вахин Андрей Анатольевич. Концепция самоорганизующегося мира. (Философско-методологический анализ). Дисс. канд. филос, н. Российская Академия государственной службы при Президенте РФ. 1995.
37. Вернадский В. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. – М., 1993.
38. Вернадский В.И. Автотрофность человечества (1925 г.) – Биогеохимические очерки. – М.: Изд-во АН СССР, 1940.
39. Вернадский В.И. Автотрофностъ человечества. // Русский космизм. – М, 1993.
40. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М,: Рольф, 2002. – 576 с.
41. Вернадский В.И. Биосфера. -М.: Мысль, 1967.
42. Вернадский В.И. Живое вещество. – М.: Наука, 1978.
43. Вернадский В.И. Из истории идей. / Избранные труды по истории науки. -М.: Наука, 1981.
44. Вернадский В.И. Избранные сочинения. – М.: Наука, 1960. Т.5.
45. Вернадский В.И. Материалы к биографии. Прометей 15. – М.: Молодая гвардия, 1988.
46. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. / Вернадский В.И. О науке. Т.1. – Дубна: Феникс, 1997.
47. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. – Сб. Биосфера. – М.: Мысль, 1967.
48. Вернадский В.И. О науке, Т.1. – Дубна: Феникс, 1997.
49. Вернадский В.И. О роли живого вещества в создании почв. // Наука и жизнь.-1985.-№1.
50. Вернадский В.И. Очерки о речи. – Пг.: Научное химико-техническое издательство, 1922.
51. Вернадский В.И. Памяти В.В. Докучаева. / Биогеохимические очерки. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940.
52. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. – Труды Биогеохимической лаборатории. -М, 1980.
53. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М.: Наука, 1977.
54. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн.1. Пространство и время в неживой и живой природе. – М.: Наука, 1975.
55. Вернадский В.И. Страницы автобиографии. – М.: Наука, 1981.
56. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. – М, 2000.
57. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. -М, 1988.
58. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы земли и ее окружения. – М,:наука,1965.-С. 271.
59. Вернадский В.И.: PRO ЕТ CONTRA. Антология литературы о В.И. Вернадском за сто лет (1898-1998), По общ. ред. Акад. РАН А.Л. Яншина. -Санкт-Петербург: изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. – 872с.
60. Вернадский и современное представление о биосфере. – М,, 1978.
61. Визигин В.П. Идея множественности миров. Очерки истории. – М.: Наука, 1988. – 296с.
62. Винограй Э.Г. Общая теория организации и системно-организационный подход. – Томск: изд-во ТГУ, 1989.
63. Винограй Э.Г. Основы общей теории систем. – Кемерово, 1993. – 339 с.
64. Водолагин А.В. Богдановское обоснование партийно-группового волюнтаризма. // Знания – народу. Журнал общества «Знание» РСФСР. – 1990. -№ 7,9.
65. Водолагин А.В. Политическая социология А.А. Богданова. // Социологические исследования. -1990. -№6. – 132-140.
66. Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма. Калужский журнал «Урания» 1804. / Труды пятых и шестых чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского (Калуга, 1970, 1971). -М.: АН СССР, 1972. – 104-106.
67. Гаврюшин Н.К. Космический путь к вечному блаженству (К.Э. Циолковский и мифология технократии). // Вопросы философии. – 1992. – № 6. – 125-131.
68. Гагаев А.А., Скипетров В.П. Философия А.Л. Чижевского. – Саранск, 1999.
69. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология. – М.: Республика, 1997.
70. Гараева Галина Фаизовна. Онтологическая сущность софиологии и ее место в русской философии. (Соловьев, Флоренский, Булгаков). Авто-реф.дис. докт. философ, наук. – Москва, 2000.
71. Гвай И.И. О малоизвестной гипотезе Циолковского. – Калуга, Калужское кн. Изд-во, 1959. – 248 с.
72. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. – СПб, 1992.
73. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х тг. – М., 1970-1972.
74. Гиренок Ф.И. Интуиции Русского Космизма. // Русский космизм и современность. -М.: ИФАН, 1990.
75. Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума. (Картографии дословности). – М.: Аграф, 1998. – 415 с.
76. Гиренок Ф.И. Русские космисты. Философия и жизнь. – 1990. – № 2.
77. Гиренок Ф.И. Русский космизм: взаимосвязь философских и естественнонаучных проблем. / Философс1ше методологические семинары – М.: 1983. – 267-280.
78. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера, (отв. Ред. Н.Н. Моисеев). – М.: Наука, 1987. – 180с.
79. Гловели Г.Д., Фигурновская Н.К. Трагедия коллективиста. Вступительная статья. / Богданов А.А. Вопросы социализма. М.: Политиздат, 1990. -С. 3-27.
80. Гносеологические идеи К.Э Циолковского. / Е.А. Мамчур, Н.Ф. Овчинников, А.П. Огурцов. Отечественная философия науки: предварительные игоги. – И.: РОССПЭН, 1997. – 103-117.
81. Гносеология в системе философского мировоззрения. – М.: Наука, 1983. – 383с.
82. Голованов Л.В. Космический детерминизм Чижевского. Вступит. Статья. / А.Л. Чижевский. Космический пульс жизни. – М.: Мысль, 1995. – 5-27.
83. Голованов Л.В. Сродство сердец и дум. Вступительная статья. / А.Л. Чижевский. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. – М.: Мысль, 1995.-С. 5-29.
84. Гоникман Теория общества и теория классов Богданова. // Под знаменем марксизма. -1929, № 12.
85. Горский А.К. Николай Федорович Федоров и современность. / А.К. Горский, Н.А. Сетницкий. Сочинения. – М.: Раритет, 1995.
86. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток. // Вопросы философии. – 1997. – №3.-С. 90-102.
87. Гумилев Л.Н. Биосфера и импульсы сознания. // Природа. -1978. – № 12.
88. Дар. Д.Я. Баллада о человеке и его крыльях. (О К.Э. Циолковском). – Л.: Советский писатель, 1969.
89. Демин В.Н. Единство микро и макрокосма как ключевая онтологическая проблема русского космизма. / Человек: грани философской рефлексии. -М., 1996, вып. 1.-С. 21-28.
90. Демин В.Н. Тайны Вселенной. – М.: Вече, 1998. – 480с.
91. Демин В.Н. Тайны русского народа. – М.: Вече, 1997. – 560с.
92. Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. – М.: АК, 1993. – 430 с.
93. Демьянов В.В. Эвалектика ноосферы. 4.2. (гл.3,4.) Анализ-синтез. – Новороссийск, Новороссийская Государственная Морская Академия, 1999.
94. Денисов Ф. Разум как онтологические явление и проблема единства знаний в русском космизме. / Исторические судьбы России: социокультурный подход. Региональный научный семинар. – Кемерово, 1991. – 16-20.
95. Дмитриев А.Н. Космоземные связи и НЛО. – Новосибирск, 1996.
96. Дмитриев А.Н, Махатмы и наука о новых качествах солнечной системы. – Томск, 1994.
97. Дуденков В.Н. Русский космизм: Философия надежды и спасения. – СПб.: Синтез, 1992. – 232с.
98. Дюнин А. Духовный мир Циолковского. – Новосибирск, СО «Детская литература», 1994.
99. Емельянов Б.В, Русский космизм и формы его существования. // Гуманитарный вектор. – Чита, 1997. – № 2. – 32-36.
100. Забелин И.М. Развитие георгафической мысли и В.И. Вернадский. (К 120-летию со дня рождения). // Вопросы истории естествознания и техники АН СССР. -1983. – №1.
101. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999.
102. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1,2. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
103. Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий. // Вопросы философии. -1989. – №9.
104. Зотов B.C. У истока космической эры. В Доме-музее К.Э. Циолковского. – Калуга, кн. изд-во, 1962.
105. Из философии общего дела. – Новосибирск, 1993.
106. Ионова Т.А. Духовно-нравственный проблемы человечества в философии русского космизма. / Материалы междисциплинарной конференции аспирантов и соискателей АПК и ПРО. – М., 1998. Ч. 1. – 10-11.
107. Ионова Т.А. Проблема духовно-нравственного «преображения» человека в философии русского космизма. // Материалы междисциплинарной научной конференции аспирантов и соискателей АПК и ПРО. – М., 1998. Ч. 2.-С. 16-19.
108. Казначее В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. – Новосибирск, 1991.
109. Казначеев В.П. Выступление на 1 Всемирном Конгрессе духовного согласия в г. Алма-Ате. Октябрь, 1992. – Сборник КОР. – № 2. – Кемерово, 1993. – 7.
110. Казначеев В.П. Русский космизм или путь к выживанию. // Природа и человек. – «Свет». – 1995. – №9.
111. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – Новосибирск: Наука, 1989. – 248с.
112. Казначеев В.П., Михайлова Л.П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей. – Новосибирск.: Наука, 1985. – 121с.
113. Казютинский В.Д. Космическая философия К.Э. Циолковского. / Философия русского космизма. – М., 1996. – 108-132,
114. Капица СП. Научиться думать по-новому. / Кибернетика, ноосфера и проблемы мира. – М., 1986.
115. Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980.
116. Кант И. Собр. соч. в 6-ти тт. – М., 1966.
117. Карев Н. О группе «Рабочая правда». // Большевик. -1924. – № 7-8.
118. Карев Н, Тектология или диалектика. // Под знаменем марксизма, 1926,- № 4-5. – 16-44.
119. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Интуиция как самодостраивание. // Вопросы философии. -1994. – № 2. – 110-122.
120. Ковалев А.М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. Т. 1.2. – М.,1992.
121. Ковалева Г.П. Культурно-исторические предпосылки русского космизма. / Культура как предмет комплексного исследования. Сб. Научных трудов. – Кемерово, 2000. – 155-162.
122. Ковалева Г.П. Онтологические основания моделей русских ученых- космистов, // Актуальные проблемы современной науки. – 2002, – № 3(6), -С. 150-153.
123. Ковалева Г.П, Принципы толерантности в учении о ноосфере, / Образы толерантного мышления. Материалы Всероссийской научной конференции 15-16 мая 2002 года. – Кемерово, 2002. Том 1. – 101-103.
124. Ковалева Г.П. Проблемы определения понятия «Русский космизм»./ Актуальные проблемы современной науки. – 2002. – № 3(6). – 154-157.
125. Ковалева Г.П. Толерантность в космической философии А.Л. Чижевского. / Образы толерантного мышления. Материалы всероссийской научной конференции 15-16 мая 2002 года. – Кемерово, 2002. Том 1, – 104-106.
126. Ковалева Г.П. Философско-антропологические основания толерантности в философии русского космизма. / Образы толерантного мышления. Материалы Всероссийской научной конференции 15-16 мая 2002 года. -Кемерово, 2002. Том 1. – 25-27.
127. Коган Л.А. Философия Н.Ф. Федорова. //Вопросы философии. – 1990. – №11.