Улица Гастелло

Анатолий Холоденко
Крылато-звездную фамилию нашему герою дал его отец, русский немец Франц Гастыло, перебравшийся в Москву из Белоруссии, удачно подкорректировав некоторую изначальную именную просторечивость в сторону благородства и благозвучности.
Будущий легендарный советский летчик  родился 6 мая 1907 года, получив имя Николая. Всюду показывая себя  старательным и талантливым человеком, с 16 лет он проявляет себя работягой, поначалу как столяр, потом - как слесарь. В 21 год навсегда связывает свою жизнь с ВКП(б), а в 1932 году по спецнабору Московским комитетом партии направляется в Луганское летное училище. Через короткие полтора года - он летчик тяжелого бомбардировщика ТБ-3 и уже с 1939 года все так же умело и талантливо бомбит профашистских белофиннов, имевших несчастье родиться в своей стране, а в Бессарабии, которая потом стала называться Молдавией, сбрасывает с воздуха вооруженные до зубов советские парашютные десанты. 
С 22 июня сорок первого Николай Гастелло во главе своей эскадрильи люто разбирается со скоплениями немецких цистерн с горючим, а также танковых и автомобильных колонн. Эти безжалостные  и разрушительные атаки осуществлялись всей боевой мощью дальних или тяжелых бомбардировщиков, для такого рода  военных акций отнюдь не предназначенных и потому в конце концов практически обреченных на гибель от шквального огня фашистских зенитных орудий. А потому закономерными стали и фантастические с нашей стороны потери летного состава - до 15 экипажей в день! Две недели были достаточными, чтобы уничтожить авиаполк.
 Эта же судьба подстерегла и экипаж капитана Гастелло, на пятый день войны получившим огневой ущерб в районе бака с горючим, что поставило летчиков перед фактом решения направить смертельно раненый самолет в гущу скопления военной техники, выбросившись из его пылающего ада в самый последний, но, как оказалось, слишком поздний момент. Однако, стране остро, как воздух, требовались громкие легенды и безусловные герои, но задачу этого беспримерного, воспламеняющего сердца, тарана успел выполнить экипаж бомбардировщика под командованием капитана Маслова, погибшего в итоге при подобных же обстоятельствах за несколько часов до вылета Гастелло. Правда, и данный экипаж, вопреки идее живого тарана, попытался выброситься, рискуя попасть в плен, за мгновение до сокрушительного падения самолета-торпеды - но нам ли судить наших беззаветных защитников?
Погибли, с разницей в несколько часов, оба экипажа, однако, по свидетельству ведомых Воробьева и Рыбаса, самолет перспективного коммуниста Гастелло врезался в гущу немецких танков, а вот экипаж Маслова, не имея свидетелей, "без вести пропал". Причем, никого, ни тогда, ни сейчас,  не заботило то обстоятельство, что, согласно архивным документам, свидетель Воробьев прибыл в авиаполк только 10 июля. Рождающаяся на глазах легенда уже работала, захватывая умы и сердца современников и ее создателей уже нисколько не смущало то фактическое обстоятельство, что бомбардировщик, пилотируемый Гастелло, рухнул в поле за 200 метров от забитого вражеской техникой шоссе и именно там останки летчиков были безымянно  преданы земле местными жителями.
В 1951 году, в ознаменовании десятилетнего юбилея подвига, соответствующие инстанции попытались осуществить перезахоронение погибшего экипажа Гастелло, для чего вскрыли указанную ведомыми могилу, к тому времени уже отмеченную бронзовым бюстом. К изумлению  членов комиссии, на месте назначенных и уже привычных кумиров нахально пребывали члены потерянного экипажа капитана Маслова, таким образом и доказавшего, кто является реальным автором первого в этой войне тарана. Останки героев, нагло  рушивших официальную легенду, в спешном порядке перезахоронили на одном из Богом забытых кладбищ, оживившимся родственникам Маслова велели от греха помалкивать, а его личное дело, перестраховавшись, уничтожили в архивах. Таким образом, на сегодняшний день тела обоих героических экипажей, и официальные, и полуподпольные, реально пребывают в безвестных общих могилах и только на месте крушения самолета капитана Маслова высится внушительный бюст официально назначенного на вечную память капитана Гастелло. Справедливости ради следует отметить, что уже во внесоветское время, а именно в 1996 году, весь экипаж под командованием капитана Маслова был награжден высоким званием Героев России.
Тело же олицетворяющего подвиг Николая Гастелло и по сей день лежит в безвестной могиле с надписью "безымянным летчикам", заслужив нашу благодарную память пусть не востребованным по легенде тараном, но беспримерным своим героизмом, ибо на своей тяжелой, неповоротливой и пылающей машине он, вместе со своими товарищами, сколько хватило жизни, расстреливал врага из добела раскалившихся пулеметов - до последнего удара о землю, круто запустившем влет так необходимый здоровому отечественному патриотизму миф.
Но, если быть справедливым и патриотичным до конца, наверное, стоит отразить равный военный и гражданский подвиг всех без исключения павших членов обоих летных экипажей, все эти долгие годы пребывающих в глубокой тени звонкой командирской славы и удлинить, хотя бы в этой маленькой и злой статье замечательную питерскую улицу Николая Гастелло именами и фамилиями ничуть не менее блестящих наших героев - Александра Бурденюка, Григория Скоробогатого, Александра Калинина, Александра Маслова и Григория Реутова. 
И если название вам покажется чрезмерно длинным, то это все - вы теперь знаете - от нашей слишком короткой и обманутой памяти.