авокадо и доктор

Лев Ефремов
               

       

  Однаж ды, отдыхая в очередном отпуске, старпом Мурманского Морского Пароходства попал на тематический вечер встречи местных изобретателей и рационализаторов.   Собралось около двух десятков творческих людей. Выступали, рассказывали о своей работе, делились творческими планами. Особенно старпому запомнилось выступление преподавателя из Мурманского Высшего Инженерного Морского Училища им. Ленинского Комсомола. Он рассказал, как работал руководителем практики курсантов этого училища, которая проходила на плавбазе Севрыбхолодфлота. Вспомнил много разных эпизодов из этой работы. Работала плавбаза, в основном, в районах юго-западной Атлантики. Были заходы в иностранные порты за продуктами, топливом, техснабжением. В одном из портов получили кроме  различных продуктов для экипажа, фрукт – авокадо. А, что это такое никто не знал, в СССР
 в то время авокадо еще не завозили. Долго не знали, что с ним делать, потом, конечно же, разобрались. А  руководитель практики написал об этом шуточные стихи. И эти стихи запали старпому в память.
         Через некоторое время вышел старпом в рейс на транспортно- буксирном судне. Судно сменный экипаж принял в порту Пирей/Греция/. Часть экипажа до Москвы добиралась по железной дороге из Мурманска, часть из Архангельска.  Из Москвы  до Пирея долетели самолетом. В Пирее сменили отработавший свой контракт экипаж и, получив рейсовое задание, проследовали в Нигерию  для буксировки из порта Харкорт американского океанского  трубоукладчика в порт Галвестон /США/. По пути зашли за снабжением на Канарские острова в порт Лас-Пальмас. В Лас-Пальмасе получили все необходимое для продолжения рейса и проследовали дальше к мысу Бонни, где стоял на якорях трубоукладчик.
        За время перехода подняли все атласы океанских течений в районе предстоящей буксировки, проанализировали изменение скорости и направления течений по месяцам и рассчитали самый благоприятный курс перехода через Атлантический  океан с объектом буксировки. Рассчитали также время перехода. По рассчетам выходило, что средняя скорость буксировки  должна быть 5 – 6 узлов.
       Июль, погода отличная. Океан спокойный. Быстро дошли до мыса Бонни. Подощли к трубоукладчику, около него стояли на якорях семь портовых буксиров с флагами США. Как потом оказалось, они тоже под прикрытием нашего судна собрались пересечь Атлантический океан. Самостоятельно, без сопровождения крупного морского судна, эти буксиры в океан не выпустит никакой портнадзор.
       Оформили все необходимые документы, согласовали связь, завели буксир-ный трос и началась буксировка. Проложили курс ближе к экватору, где постоянные экваториальные течения в это время года имеют наибольшую скорость.
        Вышли в ранее рассчитанный район с максимальным попутным течением,
легли на курс ведущий к острову Тринидад.  На буксире трубоукладчик, по обоим бортам следуют самостоятельно семь небольших портовых буксиров. Расчетная скорость не соответствует действительной. Скорость буксировки 2 – 3 узла.
       Центральная часть Атлантического океана полна морской живности, то летучие рыбки, которых утром находишь на палубе, то акульи плавники подни-маются из воды, когда повар вываливает за борт остатки обеда, то фонтаны
китов. Пробовали ловить рыбу на леску с кормы буксира, но не ловится. Решили, что буксирный трос, который на волне -  то провиснет, то натянется, разгоняет рыбу.
       Через две недели закончилась мука, не рассчитали количество, когда пополняли запасы продовольствия в Лас - Пальмасе. Выручили американцы с сопровождавшего буксира. Появилась еще одна неприятная новость. Начали мотористы разбирать, полученную в Лас – Пальмасе ветошь для обтирки механизмов, и обнаружили, что вся она состоит из одежды и белья, причем на вид хорошего качества, не рваная. Некоторые моряки начали выбирать для себя разные тряпки и примерять их.  Через некоторое время у дневальной руки и тело  покрылись  красной сыпью, появился сильный зуд, который усугублялся еще и тропической жарой, при которой тело сильно потеет.  Судовой доктор определил, что это чесотка и ее необходимо  лечить содержащими ртуть мазями, а их на судне нет. Связались по УКВ с американцами, нужная мазь нашлась только на буксируемом объекте. Подобрали  буксир, подошли к трубоукладчику. Высадился на него старпом.
         Размеры этого судна и оборудование на нем поражают воображение. В трюме, в котором можно в футбол играть, стоят четыре автопогрузчика.  Для экипажа помимо нормальных кают со всем необходимым оборудованием – санузлом, телевизором, холодильником, еще сауна с бассейном, спортзал. Судовой лазарет, как госпиталь на берегу со всем необходимым оборудованием. Кругом цветы, пальмы в кадках, в клетках экзотические птицы. Пока с судовым врачом - американцем искали нужные медикаменты и получал инструкцию по их применению, слышит старпом из уголка, где в кадках стоят пальмы, толи свист, толи визг:
       - Что это, или кто это? – Спрашивает. Подводит его врач к пальмочке, а на ней сидит маленькая, как кукла, обезьянка и свистит.
       Получили нужную мазь и продолжили буксировку. Опять скандал на судне.
Буфетчица и дневальная живут в одной каюте, и буфетчица заявила, что боится
жить в одной каюте с дневальной, как бы от нее не заразиться. Переселить дневальную некуда, свободных кают на судне нет. Судовой доктор вышел в море в первый раз. Можно переселить дневальную в судовой лазарет, но доктор против, а вдруг кто заболеет, а лазарет занят. Никакие  уговоры на него не действуют. Приводит в свою защиту различные  приказы и инструкции
министерства здравоохранения СССР. На свою голову капитан назначил его председателем судового комитета профсоюза. Вообще то, эта должность, конечно же, выборная, но на судах на нее выбирают – назначают наименее занятых работой членов экипажа. Доктор почувствовал себя начальником и развил бурную общественную деятельность, в результате которой на судне образовались разные группировки. 
          Пересекли Атлантический океан, встали для получения продуктов и пресной воды на рейде порта Порт-оф-Спейс государства Тринидад и Тобаго. Американские буксиры проследовали в порт для пополнения запасов и отдыха экипажа. Советским морякам выход в город местные власти не разрешили.
          Прибыл на борт шипчандлер. Заказывает старпом продовольствие, про-сматривает прайс - лист и видит в разделе овощей и фруктов – авокадо и цена на него небольшая. Вспомнил стихи преподавателя из Мурманска. Решил заказать для экипажа в числе прочих  фруктов и этот экзотический фрукт. Что такое ананасы, знаем. Манго тоже пробовали, попробуем и авокадо. После обеда продукты привезли на судно. Все разложили по кладовкам. Подходит повар к старпому:
         - Виктор Иванович, куда девать авокадо? Мотористы попробовали, мякоть
жесткая, невкусная, орех внутри плода еле молотками разбили, он горький. Что с этим авокадо делать?
         - Пусть пока полежат ящики с авокадо в кладовке, позднее разберемся. Люди зачем – то его разводят, как-то едят. Может с ним что-то надо делать?
         Получили продукты, пресную воду. Выбрали якоря, продолжили рейс. В экипаже разговоры:
        - Старпом заказал несъедобные фрукты потому, что наверняка захотел получить от шипчандлера для себя какую – то выгоду в ущерб экипажу.
        Судовой врач – председатель судкома пошел к капитану:
       - Сергей Алексеевич, экипаж недоволен старпомом, говорят, что он что-то
«химичит» с продуктами для экипажа. Заказал шесть ящиков абсолютно ненуж-
ных фруктов. Просят собрать общесудовое собрание, разобраться со старпомом.
       - Вот вы говорите, экипаж просит. Я на ходовом мостике постоянно встречаюсь с матросами, штурманами и никаких претензий в отношении старпома от них не слышал. Так кто – же высказывает свои претензии?
       - Ну, в основном это, конечно же, машинная команда.
       - Так вы, как председатель судкома, вместо того, чтобы раздувать эти настроения, объясните, что пока мы еще не разобрались, что это за фрукт такой. А, как врач – поискали бы в своей литературе, чем этот фрукт полезен или запросите у своих коллег по УКВ связи. И еще у меня к вам личная просьба – вы бы больше занимались своими прямыми делами. Следили за чистотой на камбузе, за приготовлением пищи. Вон второй механик и старший моторист на боли в желудках жалуются. Просят с приходом в Галвестон свозить их в местную больницу. И, кстати, как дела у дневальной, помогает ли ей мазь, которую старпом взял у американцев, и почему у нас на судне нет мазей от таких заболеваний? Почему перед выходом в рейс вы не проверили судовую аптечку?
     - Аптечку я не успел проверить, да как-то и не подумал, что такое лекарство
может понадобиться. А дневальная все жалуется на зуд, капризничает и буфет-чица, все просит ее переселить куда – нибудь.
       После получения продуктов, решил старпом попробовать на вкус авокадо.
Плод твердый, зеленый. Отрезал ножом ломтик, пожевал -  безвкусный. Внутри
плода твердый орех. Еле расколол его молотком, скорлупа от ореха не отстает,
сам орех горький. Задумался.  Решил оставить несколько плодов в холодиль-нике, а в Галвестоне попробовать достать литературу об авокадо. 
      Со вторым помощником у старпома были хорошие отношения. Когда – то они работали  на одном судне и жили в одной каюте. Второй помощник однажды говорит:
       - Иваныч, ночью на вахте расходились с советским судном. Разговорились и
я спросил про авокадо. Коллега говорит, что это очень полезный и вкусный фрукт, но только, когда созреет. Его можно, как масло на хлеб намазывать. Очень полезен при болезнях желудка.
       Достает старпом из холодильника один плод авокадо, он уже стал мягким.
Очищает от кожуры, второй помощник подсказывает:
      - Не надо чистить, попробуй достать мякоть ложкой.
      Намазали на хлеб, попробовали. Вкусно. Заварили чай, и с чаем, с удовольствием, съели. Вспомнили про страдающих от болей в желудке втором механике и мотористе. Вызвал старпом в каюту повара:
      - Пойдем проверим в провизионке авокадо, может уже созрел. На судно его
привезли недозрелым. Вот у меня в каюте он созрел и оказался очень даже вкусным. Поставишь экипажу на столы, пусть едят его, как масло и нашим больным желудочникам пойдет на пользу.
      - Виктор Иванович, а авокадо на судне нет.
      - Как нет, а куда делись шесть ящиков?
      - Пришли позавчера в артелку второй механик с мотористом проверять рабо-ту рефрижераторной установки, с ними был еще и доктор. Ящики с авокадо стояли на палубе под трубами рефустановки. Вероятно, помешали им работать, к тому же и доктор сказал, что это абсолютно ненужные продукты. Они взяли и все ящики с авокадо выбросили за борт.
        - Ну, хорошо. Стоимость этого авокадо придется вычесть из вашей зарплаты.
        - Почему из моей?
        - Да потому, что вы ответственный за хранение и сохранность продуктов. Ну, может быть, эту сумму разделите с механиком и мотористом, это уж, как капитан решит.
        Расстроился повар. Через некоторое время прибегают к старпому второй
механик и моторист:
        - Почему это вы собираетесь высчитывать с нас за ненужные продукты, которые вы получили на судно ради собственной выгоды? 
        - Ну, во первых пока еще никто с вас не высчитывает никакие деньги, во вторых, какое вы имели право распоряжаться судовыми запасами, и в третьих, возьмите вот эти оставшиеся у меня несколько плодов, попробуйте, может, поможет от болей в желудке и не придется в Галвестоне в госпиталь вас отправлять.
        Прошло несколько дней, пришел моторист к старпому с благодарностью.
Действительно, помогло авокадо. Боли в желудке прекратились. Жалко только, что его мало. Попросил:
       - Если будете в Галвестоне заказывать продукты, закажите еще и авокадо. 
       За двое суток до подхода к порту Галвестон, докладывает доктор капитану:
       - Сергей Алексеевич, захожу я сейчас в каюту к дневальной, а она стоит у
раковины, в руке лезвие бритвы и хочет перерезать себе вены. Она мне так и
заявила. Надо что-то с ней делать.
        - Скажите ей, пусть зайдет ко мне.
        Приходит дневальная в каюту капитана.
        - Люда, вот доктор говорит, что вы хотели себе бритвой вскрыть вены. В чем дело?
        -Какой бритвой? Я чесала руку ключом. Жарко, рука потеет, чешется. А док-
тору заняться нечем, вот он ерундой и занимается. Сплетни по судну разносит,
моряков баламутит, друг с другом стравливает.
       С пожеланием прекратить будоражить экипаж, выпроводил капитан доктора с дневальной из каюты.
       На рейде порта Галвестон передали трубоукладчик американцам. Для оформления документов прибыл из Хьюстона судовой агент. Вызывает капитан старпома в каюту. В каюте с капитаном находится судовой агент и  лицо его показалось старпому знакомым:
      - Добрый день, мы с вами раньше не встречались, вас не Марк зовут?
      - Привет, Виктор. Мы в прошлом году в Ассоциации Капитанов в Мурманске вместе с вами проходили тест по английскому языку, когда были в резерве на получение работы на судне иностранной компании.
     - То – то я смотрю лицо знакомое. А как здесь оказался, да еще представителем американской кампании?
     - Я представляю голландскую кампанию, просто место работы в Хьюстоне.
Эта кампания занимается океанскими буксировками крупных объектов. В Арктикморнефтегазразведке  в Мурманске работало более десятка мощных буксиров типа «Нефтегаз», ну таких же, как ваш. Работы на арктическом шельфе сейчас почти остановились и эти буксиры остались без работы. Вот голландцы и взяли несколько буксиров в аренду вместе с экипажами. Встречались они и с капитанами этих судов, беседовали. Мой английский и послужной список им понравился, и предложили мне работать представителем их фирмы на юге США. В этом районе у них работает много  судов с русскими экипажами. Вот я и представляю их интересы в США, решаю различные организационные вопросы.
          Оформили все документы по стоянке судна в порту, передаче объекта буксировки получателям. Решили  разные вопросы относительно дальнейшей работы, снабжение судна топливом, пресной водой, продуктами. Сидят в каюте, беседуют. Агенту интересно пообщаться с коллегами -  земляками, к тому же знакомыми, услышать родную русскую речь:
        - А, как дела на судне, как экипаж? На многих судах капитаны жалуются,
что, как только убрали с судов помполитов, трудно стало управлять экипажем.
Народ почувствовал свободу, начались нарушения дисциплины и пошли различные склоки внутри экипажей.
       - Да, и у нас тоже. Вот судовой врач, поставили его предсудкома, а он начал
народ баламутить, основную работу забросил. Дневальная подцепила чесотку,
меряла одежду из ветоши полученной в Лас-Пальмасе, так он вместо того,
чтобы ее лечить, еще и экипаж на нее натравливает. Война между дневальной
и буфетчицей, и у той и другой свои сторонники. И списать нельзя, потом зата-скает доктор по судам.
      - Бросьте вы переживать. Вы говорите, доктор жаловался на дневальную, что она хотела вены себе вскрыть? Отправьте ее в Мурманск, как покушавшуюся на суицид, а доктора отправьте с ней сопровождающим. Билеты им я возьму и посажу на самолет в Москву.
     - Марк, - просит старпом,- вот мы проходили по Мексиканскому заливу. В заливе множество плавучих нефтяных платформ. Как на такую платформу устроиться на работу, не подскажешь?
       - Нет, ребята. В США устроиться на работу сложно. Необходимо иметь специальное разрешение. Вот, голландцы, чтобы я смог здесь работать, дали объявления в американские газеты и телевидение, что требуется на работу в кампанию специалист, имеющий опыт океанской буксировки,  работавший ранее на буксирных судах капитаном и со знанием английского и русского языков. И только через месяц после этого объявления, когда не нашлось канди-
датов,  соответствующих вышеперечисленным условиям, я получил разрешение на работу.
      - Вот ты работаешь здесь уже больше года. А, как же семья?
      - Перевез сюда жену и сына. Жена закончила Ленинградский иняз, помогает мне по работе, как секретарь, но официально на работу устроиться не может. Секретарей и уборщиц и без нее здесь хватает. Сын учится в Мурманском Высшем Инженерном Морском Училище на третьем курсе судоводительского отделения. Сейчас я его за две тысячи долларов устроил кадетом на практику на американское учебное парусное судно. После практики думаю перевести в местный морской колледж. Английский язык он отлично знает благодаря матери.
     На следующий день привез судовой агент билеты на самолет до Москвы доктору и дневальной. На своей автомашине отвез их в аэропорт Хьюстона. В следующий рейс вышли без врача и дневальной, зато обстановка на судне зна-
чительно улучшилась. А председателем судового комитета профсоюза избрали
начальника судовой радиостанции.