Шрэт

Василий Логинов
1
Этот карандаш пишет хорошо. Ро-вно.
Пла-вно скользит по листу, чертит буквы. Вот такая тренировка письма.
Пи-шет хо-ро-шо. Грифель мягкий, не царапает лист.
А когти царапают. Значит, не надо касаться лапами бумаги. Только грифелем.
Ладно, научусь потихоньку. Дело-то нехитрое.
Однако круглый деревянный цилиндр карандаша держать труднее, чем шпагу. Ничего, лапы постепенно привыкнут. Надо больше тренироваться!
Это только вчера мне принесли бумагу и карандаши. До этого в основном я ел и думал. Не писал. Думал и ел. Еще в окно на дождь смотрел.
И вспоминал жизнь свою бурную…
А карандаши принесли вместе с очередной порцией консервов. Рыбных.
Божественный запах!
Ах, как хотелось есть! Но я боялся подойти к столу. Там, рядом с едой, лежали вроде бы лишние в этих стенах предметы.
Зачем? Зачем их принесли? Круглые, остро заточенные.
Почти три десятка разнокалиберных карандашей и стопка бумаги. Я же не просил.
А вдруг они заколдованы? От огров-охранников и ПП-гвардейцев можно ждать чего угодно.
А вдруг это подарок самой Шрэт? Неужели…
Санта Яго Кампастелла! И мать его Пилар!
Но потом голод взял свое. Тем более, те консервы были из горбуши.
Ах, самые вкусные! Мяв!
Кормят-то здесь хорошо. Питательно. Му-ррр! Мя-ууу!
Пока ел, внимательно следил за карандашами. Не двигались.
Потом их обнюхал. Горелым не пахло. Серой тоже. Значит, не драконовые. Пожевал уголок бумажного листа. Привкуса ворожбы не было.
Уж я-то знаю! Мя-ууу!
Решил для профилактики еще немного подождать. Но все было тихо.
Тогда стал пробовать писать. Вот и пи-шу.
Эт-от ка-ран-даш пи-шет хо-ро-шо…
Я решил, что напишу все о себе.
Ну, почему Кот в Сапогах оказался в темнице?
Да, да! Я, тот самый, всем известный, непобедимый и великий Кот в Сапогах, сейчас простой заключенный в замке правительницы огров!
Впрочем, времени предостаточно, торопиться некуда, успею написать, как все было на самом деле. Сначала вздремну. После еды под звук дождя…
Му-ррр…

2
Итак, другой листок, другой карандаш, но та же грустная история.
Буду каждый день писать новым грифелем. Один карандаш – одна записка.
Капли прозрачными жемчужинами бегут по железным перекладинам решетки. Сталкиваются, сливаются, толстеют, падают. И вот уже струйки воды продольными штрихами перечерчивают небо из крупной в мелкую клеточку. Тоска…
День сменяет ночь. И на свету, и в темноте за окном идет дождь. Всегда.
Ну почему Огроград построили в таком месте, где вечно идут дожди? Здесь не больше семи солнечных дней в году.
Зачем огры-основатели выбрали такое гиблое место для столицы своей страны?
Наверное, чтобы граждане меньше тосковали по родному дому в дальних путешествиях. Ведь каждый огр обязан раз в жизни совершить героическое путешествие. А потом вернуться, отчет написать, отметиться во всесильном департаменте ПП (Правильных Поступков), получить сертификат, и только тогда ему разрешают завести семью и приступить к мирной жизни.
Ничего не поделаешь! Государственная служба. Бюрократия. Отслужил, отдал долг государству, можешь и своими делами заниматься. Таков многовековой уклад жизни этих существ, называемых ограми.
Ого! Санта Пилар! Уже десять дней я здесь. И все это время там, на воле, льет и льет. Сыро. Грибок на стенах. Проведешь лапой, а она вся серо-голубая от плесени, еле отлижешь потом. Долго противный вкус во рту. Отрыжка мылом. Сапоги вечно влажные внутри, не могут просохнуть.
И зябко до дрожи. Санта Яго!
Хочется спать. Мя-ууу.

3
«Мы огры, огры мы!
Громи! Греми! Громи!
Совсем зеленые снаружи,
Огонь пылает изнутри!
Мы огры, огры мы!
Громи! Греми! Громи!
Мы кровные драконам братья,
И не берут нас страшные заклятья!
Мы огры, огры мы!
Громи! Греми! Громи!»…
Такую песню я теперь слушаю каждое утро, когда происходит смена караула ПП-гвардейцев у главных ворот.
Это гимн огров.
Он ежедневно напоминает мне о роковой ошибке, которую я совершил тогда, в замке Людоеда.
Людоед-то оказался чистокровным огром.
Но дезертиром.
Санта Пилар его побери!
По официальным огроградовским данным он в героическом путешествии числился, а на самом деле во французском замке отсиживался. Время пережидал, чтобы в Страну Огров вернуться, сертификат получить и к мирной жизни на законных основаниях приступить. Якобы отслужил.
«Косил» тот огр-людоед, в общем.
Мерзавец, он ПП-госслужбу избегал! Но все это я узнал значительно позже. А тогда…
Эх, не надо было его глотать в образе мышки! С таким можно было и договориться…
Но кто же знал! Мяв!
Пока мы с ним разборку с превращениями наверху учиняли, там, в подвале замка, должны были…
То-то Людоед такой нервный был, все на часы поглядывал, да прислушивался. Торопился. А я и не понял тогда…
Уф-ф! Как вспомню, так вздрогну! И шерсть дыбом! И ногам в сапогах тесно становится! Санта Яго!
Надо отлизаться. Успокоиться.
Продолжу завтра. Все равно мокрыми лапами карандаш не удержать. Санта Пилар его побери!
Му-ррр.

4
Ну, ладно, продолжаю свою историю.
Съел я, значит, тогда огра в замке.
Мяв! И все. Нет обманщика.
Надо сказать, совсем невкусный был. Тиной и перегноем пах сильно, а не вкусной мышатиной.
Да еще я желчный пузырь прокусил второпях, горечь во рту образовалась. Санта Яго!
Пришлось даже пять капель валерианы себе позволить. Запить, то есть.
А потом я пошел проверить весь замок. Надо же было для маркиза, хозяина моего, место подготовить, зачистку плацдарма провести.
Иду, осматриваюсь, посвистываю, валериана в голове шумит. По стенам амуниция военная развешена. Портреты старинные. И никого вокруг. Пусто, гулко. Хорошо!
Напоследок в подвал зашел. Там крупы разные в мешках стояли, окорока были развешены, хамонд испанский, бекон английский, бочки рядами бесконечными. И таблички «Мерло», «Совиньон», «Каберне», «Бургундия», «Риоха», «Сан-Садурни» и так далее.
Вот я за бочки с бургундскими винами заглянул, а там она.
Мяв! Огриха. Преогромная.
Не зеленая, как все, а фиолетовая. От напряжения цвет поменяла. Санта Яго!
На соломе лежала. Живот кверху, ноги согнуты. Стонала тихо.
Я-то не понял сначала, в чем дело. Напрягся. Понятно было, что она то ли больная, то ли раненая. Видно, Людоед ее здесь, в теплом и сыром подвале, прямо перед моим визитом спрятал. Мяв.
А потом, гляжу, солома под ней сначала вся потемнела, а потом слабо так светиться стала в полумраке. У огров-то все внутренние соки в темноте светятся. Кровь, флегма, лимфа, желчь…
Я смекнул, если подстилка засветилась, то внутреннее наружу попало. А ран на теле не видно было. Значит…
Воды родильные отошли, что ли? Санта Пилар!
И она: «А-ааа, помоги, пожалуйста»…
Тихо так простонала, а глазами на меня повела. Мяв. Белки-то все желтые и в прожилках коричневых как листики осенние. Совсем не блестели.
Пригляделся…
«Санта Яго Кампастелла! Мяв! Да она же реально рожает! Мяв!».
Тут у меня остатки валерианы из головы вылетели…
Опа! Слышу звон ключей.
Значит, охранники обед несут. Сегодня ягненка с рисом обещали.
Ладно. Продолжу свои записи завтра.
Му-ррр.

5
Я толстею. Голенища сапог уже жмут.
Даже в уютный калачик трудно свернуться, животик мешает. Мяв!
И после утреннего гигиенического вылизывания полчаса надо ждать, чтобы одышка прошла. Санта Яго ее забери!
Мне кажется, они нарочно меня так хорошо кормят. Сытно, калорийно. Сметану тридцатипроцентную каждый день дают. Сахарок. Мяв. Сиропчиками разными еду поливают. Му-ррр!
И проверяют потом: съел или нет? Добавку предлагают. Мяв.
Только вот зачем? Так вкусно кормят? Ума не приложу…
Ну, ладно. Продолжаю свою грустную историю.
В общем, у обнаруженной в подвале огрихи роды были в самом разгаре. Принимать надо было кому-то.
А кому? Я один в пустом и гулком замке. Кроме меня некому…
И пришлось мне ассистировать. Кот-повитуха. Мяв.
Санта Пилар меня побери!
Трудно было, конечно. Анатомию и физиологию огров я тогда совсем не знал.
Да и откуда? Все с людьми по жизни встречался, а роды только у знакомых кошечек наблюдал. Да и то издали. Они-то сами всегда справлялись.
Особенно Киса Мягколапка. Эх, хороша была! Фигурка первый сорт! Мя-ууу!
Мягколапка часто рожала в промежутках между танцами. Потанцует, отойдет в сторонку, мяв, мяв, чуть потужится и… котенок. Лизнет несколько раз, в корзину положит и опять на танцпол. Пару па станцует, еще родит. И еще, и еще. А после танцев с полной корзиной котят уходила. Артистка, мяв!
Да уж! Кошки, есть кошки! Вершина эволюции живых существ!
И мне, имеющему богатый опыт общения с кошечками, есть, что вспомнить…
Но тогда, в подвале замка, передо мной рожала не кошка и не женщина, а фиолетовая огриха.
А деваться-то было некуда. Я с роженицами никогда не воевал! Мяв!
Не гуманно это. Да и мысли в виски колотились: «Котишко, а, котишко? Не забывай! Мужа-то ее ведь ты сожрал…».
Мяв!

6
Итак, плюнул я в сторону, помянул мать нашу Санту Пилар и…
Где по аналогии действовал, где по интуиции…
Воду теплую раздобыл, в тазике притащил, наверху простыни все с кроватей содрал, в подвал уволок, острый ножик на кухне нашел, над пламенем прокалил…
А что? Мы, коты, быстро обучаемся. Хочешь, сапоги будем носить, хочешь, ученые записки писать, а хочешь, и акушером при необходимости станем. Все можем! Мя-уууу!
Худо ли, бедно ли, но принял я вот этими лапами зелененького малыша.
Пригляделся – самечек. Котик, по-нашему. Огрик, по-ихнему. Мяв!
А он, шалун, первый вдох сделал и струю полукругом сразу пустил! Долго так мочился. Ядрено! Му-ррр!
По-родному тогда у мелкого это получилось.
По-нашему, Санта Яго, по-кошачьи.
Мне он сразу понравился. Мя-уууу!
Канатик обрезал. Ополоснул и обтер. Запеленал, как мог.
Потом стал ждать, когда послед выйдет. Ждал, поскольку ориентировался на наши, кошачьи, то есть, роды.
Нет, нет! Когда ждал, только приглядывался, не тянул, не дергал!
Что-то подсказывало, тянуть нельзя, канатик оборвать можно. Осложнения! Зачем они мне нужны? Вот-вот маркиз должен подъехать, а тут проблемы, роды затягиваются.
Наклонился я тогда, огрика новорожденного одной лапой поддерживал, а в другой факел. Приглядывался к месту, откуда остаток канатика пупочного тянулся…
И вдруг оттуда, из чрева огрихи, как пыхнет жаром!
И вместо последа вдруг красное такое, пушистое с мокрыми крылышками появилось.
Хряя-сь! Пыы-х! Огнем во все стороны брызжет, чуть усы до корней не опалились.
Дракончик, то есть. Мя-уууу!
Самочка. Петельку сразу было видно. Ну, эту, сами знаете, для размножения которая, под хвостиком…
Рыжим пушком тельце было покрыто. Мягоньким! Сама прехорошенькая! Мя-уууу!
Двойня, значит, у Людоеда того родилась с моей помощью.
Зеленый безволосый огр и красная пушистая драконица. Как будто медной стружкой была вся присыпана! Мяв!
Ну, точнее, рыжая она была только маленькой. Потом почти до бордового потемнела, когда половой зрелости достигла, пушок облез и чешуя затвердела…
Му-ррр! Закрою глаза, а новорожденные те у меня перед глазами! И сейчас каждую складочку, каждый волосок на их тельцах помню!
Мяв! Симпатичненькие такие!
Шрэк и Шрэт.
Так их мать назвала перед тем, как дух испустила. Только и успела имена дать…
Не выдержала огриха родов огнедышащей драконицы. Нутро, видать, все прожгло. Мяв.
Се ля ви! Му-ррр! Пор фавор! Му-ррр! Кесенем! Му-ррр! Данке, шен!
Что-то я от чувств все языки перепутал…
А тогда-то не до языков было! Остался с новорожденными огром и драконом на вот этих лапах посредине сырого подвала в замке Людоеда! Ситуация – не позавидуешь!
Санта Яго Кампастелла и мать его Санта Пилар!
У-ууф! Устал писать сегодня!
Му-ууур!

7
Утром в камере было солнце. Такое редкое в этих краях!
Мур, мяв!
Его золотые лучики проникли через зарешеченное окно и позолотили один из карандашей. Сегодня я буду писать именно этим, помеченным свободным светом, карандашом. Вот он…
И стоял я тогда в подвале замка между рядами с бочками бургундских вин около остывающего трупа огрихи с крошечным дракончиком на одной лапе, маленьким огриком на другой, и думал нелегкую думу…
Тогда-то я ничего про огров и драконов не знал.
Это я уже потом в Чеширской энциклопедии прочитал, что огры наполовину плацентарные, а наполовину сумчатые. Такой вот эволюционный гибрид.
Огры-то в стародавние времена рожали только двойнями. Мяв.
Дракон и огриха или драконица и огр, как в моем случае.
Ну, то есть, питание огровому эмбриону в утробе матери не через плаценту идет, как у кошек и людей, а посредством брата или сестры драконового племени. Канатиком пупочным они там связаны. И дракончик своим телом от шлаков питательные вещества материнские фильтрует, а потом они к огрику дальше идут.
Ну и рождаются обычно огр нормальным, а дракончик недоношенным. Сам-то не развивается, только жизнь кровному родственнику в утробе поддерживает. Вместо плаценты, то есть. Мяв…
А после родов мама-огриха докармливает ребенка-огра прикладыванием к открытой груди, а раньше еще и дракончика в сумке донашивала, пока рос да крылья крепли.
Оказывается, у любой огрихи три соска. Два, которые для огрика новорожденного, в верхней части грудной клетки, где и у женщин, а третий посередине живота, вместо пупка человеческого. Кожаной складкой прикрыт.
Вот так в энциклопедии написано было. Да. Мяв.
Все не как у нормальных существ! У кошек, то есть. Мя-ууу!
У наших-то красавиц два ряда сосков вдоль груди и живота. Прикладывай, не хочу! Для котят раздолье, здесь пососал, там пригубил…
У огров же дракончик новорожденный, истинному детенышу сопутствующий, обычно к соску на животе плотно присасывался и висел на нем, укрытый кожной складкой. Питался, дозревал, рос незаметно. Многие огрихи даже забывали о том, что на их теле дракончик растет до тех пор, пока у того крылья не вырастали.
Маленький окрепший дракончик в первый же полет навсегда улетал от матери. По своим драконовым делам, в Драконовую Шамбалу, где, соответственно, привыкал жить по Великим Драконовским Законам. Мя-ууу!
Говорят, эта страна где-то в Южных Горах расположена. Не знаю, не был там, в странствиях своих многочисленных не добирался…
Вот такая биология развития была в древние времена у огров.
Санта Яго Кампастелла!

8
Этот ка-ран-даш пи-шет то-же кра-си-во.
А почерк-то с каждым разом улучшается. Буквы получаются значительно красивей, чем в первой записке.
Ай да котец, ай да молодец! Му-ррр! Мя-ууу!
О чем я писал? Ага, про размножение огров и драконов. Продолжаю.
Потом, в процессе эволюции жизнеспособные дракончики перестали появляться на свет. Внутриутробную функцию питания маленького огра они, конечно же, выполняли, но всегда после родов погибали.
Ни один не выживал. Экология, наверное, мяв, к худшему изменилась. Вот поэтому в природе взрослые драконы стали редко встречаться.
В Огрограде появилась кунсткамера, где разные заспиртованные дракончики в банках на всеобщее обозрение выставлены были. Иглохвосты и когтехвосты, двоякодышашие и пупырчатые, вульгарные перепончатокрылые и редкие мандибулярно-трехноздревые .
Каких там только нет! Будет время и желание, сходите, не пожалеете! Мяв!
Всех отрожавших огрих власти обязали своих нежизнеспособных дракончиков сдавать в кунсткамеру. А там представитель власти смерть подтверждал, свидетельство специальное подписывал. Иначе, Санта Пилар их побери, пособие на детеныша не выдавали…
Ага, и я там был. Фотографировал даже. Мяв.
Искал, на кого моя маленькая Шрэт похожа…
Иглохвосткой оказалась. И еще я там, в кунсткамере, узнал, что только самки иглохвостов способны изрыгать огонь. Вот.
Мяу! Опять косые линии за окном. Дождь припустил.
Вздремну-ка я.
Му-ррр!

9
«Мы огры, огры мы!
Громи! Греми! Громи!»…
Мяв! Даже чеканные звуки шагов взвода ПП-гвардейцев превратились сегодня в мерные шлепки по воде.
Санта Пилар!
Опять ночью был ливень. Такой сильный, что несколько струек потекли по стене, где прорублено единственное окно в моей камере. Теперь на поверхности в этих местах темные, извилистые дорожки. А на полу лужицы.
Я уже несколько раз в них наступал, скользил и наверняка упал бы, но вовремя успевал опираться лапами о стены. Теперь подушечки на передних лапах пахнут гнилью и плесенью. Противно! Приходится все время лизать. Мя-ууу!
Вчера подумал, что полностью не смогу описать то, что со мной произошло. И времени мало, и карандаши слишком быстро заканчиваются, и бумаги ограниченное количество. Мяв!
Поэтому постараюсь писать только о важных вещах.
И начну, конечно же, с нашего житья-бытья. «Нашего», то есть, огра, драконицы и Кота в Сапогах.
Санта Пилар! Семья, все-таки у меня была, хоть и недолго…
Да, и Ее Величество Удача явно благоволила к нам, предоставив жилье.
Маркиз, мой тогдашний хозяин, сразу же отказался жить в замке Людоеда, и прекрасные апартаменты остались полностью в нашем распоряжении. Выполнив все обязательства, я подал в отставку и полностью посвятил свое время питомцам.
В подвале было полно запасов, первое время я нажевывал гречку с беконом или хамондом, добавлял разбавленного красного вина в полученную кашицу, заворачивал все это в кусок мешковины, обвязывал и давал малышам в качестве еды. Ну, как соску. Пока не появились зубки.…
Ох, как трудно они переносили прорезывание зубов! По ночам поднималась температура, малыши плакали, канючили, приходилось делиться с ними валерианой, до утра носить на мягких лапах, баюкать.
А попробуйте несколько часов кряду на ходу подержать втянутыми когти! Для кошачьих это просто пытка! С тех пор у меня подушечки утром в морозную погоду страшно чешутся. Мяв!
Зато первое слово, которое сказала Шрэт было «котец». Мяв!
Кот и отец, то есть. Вместе.
Было очень приятно, Санта Пилар побери!
Ведь, понятное дело, недоношенная драконица требовала больше внимания и ухода, чем здоровенький огр-самечек. Му-ррр!

10
Мои подопечные, брат и сестра (если можно так их назвать), долгое время росли вместе. Вместе ели, спали, играли и баловались.
Книжки я им перед сном читал. Да. Шарля Перро обожали. «Сказки матушки Гусыни». Мяв!
Любимой игрой у них были «прятки-люстрятки». Ее придумала Шрэт. Шрэк должен был удрать от драконицы, предварительно привязав ее хвост к одной из парадных люстр.
О, сколько хрустальных люстр они переколотили! Сколько предметов мебели и ковров спалила рыженькая драконица, тщетно пыхая огнем в дразнившегося огрика! Санта Пилар! Но было очень весело…
Нет, конечно, я не рассказывал им ничего про обстоятельства их рождения. Боялся, что разлюбят меня.
Котца своего. Мяв. Меня, то есть.
Хотя, быть может, стоило рассказать…
Возможно, тогда драконица была бы готова ко встрече с Ослом. И все сложилось бы иначе.
Как знать! Как знать…
Фу-у, как воняют лапы! Запах плесени уже и на карандашах.
Надо отлизаться.
Мя-ууу!

11
Здесь, в камере, мне часто снится один и тот же сон.
Будто в позе стойкого оловянного солдатика я падаю в глубокую шахту, в стенах справа и слева открываются проходы, и там заметны сполохи от далекого пламени.
В полете я наклоняю голову. Внизу картина четкая и запоминающаяся. За пыльными мысками сапог, далеко внизу, плещется озерко, над поверхностью которого клубятся желтоватые облачка испарений. Я падаю в центр озерка. Мяв.
И я точно знаю, нет, скорее, ощущаю, как это бывает только во снах, всем своим тела, что там, внизу, сильная кислота, которая сразу же растворит меня, разнимет на отдельные корпускулы и монады. И я исчезну как сущность… Фр-ррр!
Санта Яго Кампастелла! К чему это снится? Не знаю. Мяв…

12
Мы долго жили втроем в замке Людоеда. Кот, огр и драконица. И нам было очень хорошо. Му-ррр!
А потом запасы в подвале начали иссякать. Приходилось экономить. Мяв.
Благодарю Санту Пилар за то, что мои ребятки к тому моменту уже почти выросли!
У Шрэка появились замечательные изумрудного цвета усики. Он очень ими гордился. Му-ррр!
Глаза Шрэт в этот же период времени стали карими, а когда она начинала улыбаться, то у меня, несмотря на опасность быть обожженным, появлялось сильное желание поцеловать драконицу в кончик носика! Мяв.
О, Санта Пилар! Годы, проведенные вместе со Шрэком и Шрэт, были для меня самыми счастливыми…
Однако настало время определяться им самим в жизни. Но они прожили со мной так долго! Да и к тому же ничего не умели! За них делал все я…
Однако силы мои были на пределе. И ухаживать за ними, такими большими, мне, среднестатистическому по размерам коту, с каждым днем становилось все тяжелее и тяжелее. Мяв.
Шрэка приходилось мыть каждый день, иначе он вонял болотом. Это все гормоны взрослого огра, Санта Пилар!
А за Шрэт приходилось постоянно бегать с огнетушителем, чтобы она ненароком не спалила что-нибудь. Ведь у драконов в период полового созревания происходит смена наполнения огненных желез.
«В период созревания серно-метановое содержание газовых фолликулов подчелюстных секреторных узлов дракона-иглохвоста меняется на пропан-бутановое». Во как витиевато написано в Чеширской энциклопедии! Мяв.
Но там не написано, что иной газ требует особого управления огненными железами. И растущему дракону надо приспособиться к новым условиям существования. Уж я-то хорошо это знаю!
Ну, там, понятно, что меняется техника прицеливания, кучность боя, площадь поражения и длительность отжига. Сами понимаете, время должно пройти для овладения взрослыми возможностями своего тела.
И одно дело, когда дракон проходит стадию обновления желез на воле, в естественных условиях. У нашей же Шрэт созревание происходило в ущерб полам, потолкам и стенам жилища.
Санта Яго Кампастелла! Все было закопчено и обуглено. По комнатам были рассыпаны кучки пепла и золы от сгоревшей мебели. И как только она не спалила весь замок!
Да и засыпать они стали плохо. Вечером приходилось зачитывать по пять-шесть сказок, пока сон не сморит ребят.
Я был совершенно измучен таким беспокойным образом жизни. Мяв.
Создалось почти безвыходное положение. Мя-ууу.

13
Итак, я долго думал с кем посоветоваться, а потом пригласил в гости тетку Рапунцель. Мяв. Рапунцель была одна из немногих знакомых, кто относился ко мне с симпатией. Пару раз и я оказал ей неоценимые услуги.
Помог, например, разоблачить козни ведьмы Берберины. Вы представляете, ведьма хотела по фиктивному ордеру занять башню Рапунцель в глухом лесу! Хитрющая была на предмет чужой жилплощади! Санта Пилар!
Ну, а я тогда… Впрочем, это уже совсем другая история. Мяв!
Рапунцель… Эта состоятельная женщина отличалась большой любовью к кошачьему племени и неоднократно помогала в сложных жизненных ситуациях.
Итак, как-то ранним утром в бывший замок Людоеда пожаловали гости.
Тетка Рапунцель приехала в сопровождении слуг. Два огненно рыжих леприкона были ее телохранителями и ловко управлялись со знаменитыми золотыми волосами. Мяв.
Пока важная дама знакомилась со Шрэком, леприконы успели подружиться со Шрэт. С диким визгом и утробным хохотом рыжие слуги скатывались со спины бордовой драконицы как с ледяной горки. Мяв, точно, так оно и было, им было очень весело…
А я, глядя, как принюхивалась Шрэт к леприконам, как расширялясь и спадались ноздри драконицы, как косящий глаз ее томно прикрывался матовым третьим веком, понял тогда, что у моей воспитанницы наступил жизненный период, в котором мне будет трудно чем-нибудь помочь.
Санта Пилар! Ей явно хотелось замуж…
Между тем, после беседы с молодым огром, Рапунцель тщательно осмотрела всю Шрэт.
Хвост, крылья, лапы, уши, живот, головогрудь, глаза, веки – все-все было подвергнуто строгой экспертизе. Даже драконий прикус был внимательно обследован. В противогазе, конечно, для безопасности. Мяв.
А потом у нас с Рапунцель состоялся серьезный разговор, в котором решилась дальнейшая судьба моих несовершеннолетних воспитанников…
Впрочем, об этом завтра.
Му-ррр.

14
Частое вылизывание привело к появлению отвратительных пролысин на моем хвосте. Санта Пилар!
Мур, мяв!
Но я не могу перестать себя лизать! Не мо-гу! Мя-ууу!
Вчера я попросил у надзирателей какого-нибудь средства для восстановления шерсти.
Сегодня принесли льняное масло. Попробовал капельку. Весьма противное на вкус!
Санта Яго Кампастелла!
Трудно будет заставить себя выпить порцию этой гадости…
Но я должен быть в форме! Вдруг встреча со Шрэт состоится в ближайшее время? А я старый и некрасивый. И к тому же катастрофически лысею. Мяв, будет очень нехорошо!
Совсем не хочу вызывать жалость своей немощностью!
Я – благородный рыцарь, всегда бодрый опытный авантюрист! Пусть она запомнит меня только таким! Мя-уууу!
Главное, закрыть глаза, широко открыть пасть и залпом глотнуть…
Фу-ууу! Дря-яяянь! Совсем не валериана!
Мур, мяв!
Капля льняного масла упала с усов на бумагу. Забавный узор образовался! Звезда, а вокруг лучики. Можно обвести карандашом. Вот так! Вот так!
Мяв! Ах, какое красивое солнце получилось в уголке листа! Пусть светит хотя бы на бумаге. Мне так не хватает тепла! Мяу!

15
Однако вернемся к визиту Рапунцель в замок Людоеда.
Прошло уже много лет, но тот разговор с ней я до сих пор помню в деталях. Важная дама предложила взять Шрэка к себе в лес…
– Недалеко от моей башни есть прекрасное болото, – говорила она, плавно расчесывая свои прекрасные волосы, – там, на острове, стоит вполне сносная хижина. Рядом сернистые источники и грязевые омуты. Будет жить как на курорте!
– Но как же он там один? – забеспокоился я тогда.
– Ха! Ну, размяк! А ведь раньше Кот в Сапогах был боец, хоть куда! Точно, здесь ты превратился в настоящего «котца»! Вот, что родительские чувства с рыцарями делают! Ха! Ха! Ха!
Рапунцель расхохоталась и выпустила черепаховый гребень, который с глухим звуком упал на пол.
– Плохо ты знаешь взрослых огров! Твой-то огрик уже вырос! Не беспокойся! К таким условиям они привыкают быстро. Для огров родная природная среда – болотная сырость и грязь, а не залы и апартаменты замка. Шрэк чувствовать себя будет значительно лучше там, чем здесь, в четырех стенах. И цвет кожи станет зеленее. Здоровее, то есть…
Но все равно мне было не по себе.
– Мяв. Вокруг лес, заколдованные деревья и поляны, злобные гномы под каждым кустом. А вдруг прошедший «химию» Рики-хохолок в тех местах объявится? А Шалтай Александер Болтай? Этот рецидивист недавно опять на свободу вышел. И по статистике среди лесных сказочных героев встречается до сорока процентов скрытых психопатов. Ох, испортят парня! Родненького моего… И вообще, пока Шрэк будет на работе, некому будет даже развести огонь в очаге. Он всегда будет приходить после трудового дня в пустую, холодную и влажную хижину.
Конечно же, меня терзали сомнения. Все-таки мы прожили долго вместе. Кот, огр и драконица. И по хозяйству всегда был кот. Ради них я поменял образ жизни. Сапоги, шляпа и шпага все это время пылились в кладовке…
Однако, честно говоря, к тому моменту мне уже порядком надоели бесконечные бытовые проблемы. На этой почве по ночам, когда ребята спали, валерианой увлекаться стал. Однако тщетно. Не помогало. Зова мастерства, как говорится, даже литром валерианы не заглушишь.
Санта Яго Кампастелла и Пилар впридачу! Как же хотелось вернуться к активной жизни. Жизни авантюриста! Родная среда, любимая стихия! Приключения! Мя-ууу!
Но ответственность за детей! Психическое здоровье воспитанников в пубертатном периоде, все-таки. Оттого я и не решался окунуться в новые приключения…
Мяв. Проблема!
Карандаш вот-вот слом…

16
Между тем лесная тетушка продолжала свою речь.
– Для твоего спокойствия я могу нанять охранников. Семь гномов сейчас бездельничают. Готова оплатить расходы. Зато у Шрэка всегда будет работа. Очень хорошая, постоянная работа.
Рапунцель наклонилась, подняла гребень и опять начала методично расчесывать золотые пряди.
– В моей башне сломался подъемный механизм. Шрэк мог бы крутить колесо, чтобы лифт поднимался наверх. Ну, скажем, пять рабочих дней в неделю. А за это у него будет два выходных, суббота и воскресенье, когда я отдыхаю после выполнения заказов на ворожбу.
У Рапунцель была своя компания по выполнению наговоров и заговоров. В рамках закона, конечно, без криминала.
В те времена офисы с яркой вывеской «Рап и Ко заворожит предметы мягко!» были расположены почти в каждом городе. Со всей сказочной страны по зеркальной связи к ней поступали многочисленные заказы на бытовую ворожбу. Бесконтактная дальняя стирка, газовая химчистка на расстоянии, дистанционное мытье посуды – все это обеспечивала фирма Рапунцель.
Ничего не скажешь, всю неделю ей приходилось вкалывать! Но дела компании шли хорошо. Мяв. Жаль, что после смерти лесной тетушки и компания развалилась. Наследников-то не нашлось…
Но вернемся к разговору в замке.
– А еще месячный отпуск летом, – продолжала Рапунцель, – и право пожизненной аренды хижины на болоте. Плюс почти пять гектаров леса вокруг болота. Соглашайся, условия хорошие. По крайней мере, жилплощадью он будет обеспечен. А там и семья появится, детишки пойдут. Болотного жилья на всех хватит! Одиночество закончится!
– А ему будет не тяжело? Мяв, колесо-то крутить? Небось, цельнокаменное?
– О, нет! Буково-дубовое оно. Деревянное, стало быть, составное. Горные тролли делали. И матушкой моей заговоренное, не без этого… Ха, да ты посмотри, какая в твоем огре силища! И всего-то двадцать два метра высота моей башни. Шрэку колесо будет в качестве тренажера. Так, покачаться, поразмять мышцы, соки тела разогнать, – она достала платок и приложила к уголку левого глаза, – а потом, охо-хо, мало, кто сейчас приходит к бедной тетушке Рапунцель в гости. Места-то заколдованные. Пока найдешь, заплутаешь. Охо-хо, совсем не часто придется Шрэку подъемный механизм запускать…
Рапунцель немного всплакнула.
– Му-ррр, мяу! Да, да! В результате ты получишь отличного работника и подъемный механизм. И право бесконтрольного использование незарегистрированной огровой силы. В обход всем сказочным законам.
Я, конечно же, давно раскусил хитрость гостьи, однако никогда не мог спокойно переносить женские всхлипывания и поэтому задумчиво добавил: «хотя, быть может, если»…
– Что «хотя» и «если»? Что «быть может»? – Глаза Рапунцель мигом высохли.
Ах, женщина, женщина! Сказочная насквозь! Мяв!

17
И Шрэк, и Шрэт всегда были мне одинаково дороги.
Но почему-то только при мыслях о молодой драконице в груди у меня теплеет, в горле начинает першить, нос чешется…
Кхе-кхе! Надо взять себя в лапы и продолжать писать…
– Если ты поможешь мне устроить Шрэт, тогда соглашусь отпустить Шрэка без всяких «быть может», – сказал я тогда и посмотрел на Рапунцель.
Прекрасно зная возможности гостьи, я решил устроить за один раз судьбу обоих моих воспитанников.
– Ловлю на слове, Котище! Поклянись!
Мне кажется, лесная тетушка тогда догадалась о моей большей симпатии к Шрэт. Мяв.
– Санта Пилар меня побери! И Санта Яго Кампастелла впридачу!
А чем еще я, прожженный авантюрист, мог поклясться? Но и такая клятва была принята «на ура» лесной тетушкой.
– Хорошо. Тогда слушай. Не хотела тебе рассказывать, но, видно, придется. Итак, с драконицей твоей, Котище, вот какая штука получается…
И умудренная сказочным опытом Рапунцель рассказала мне, что почти все огры верят в Золотой век, который наступит во время правления в Огрограде выжившей после родов драконицы породы иглохвостов…
– Я не зря обследовала Шрэт так тщательно. Теперь совершенно определенно могу сказать, что она принадлежит к иглохвостовой ветке драконов. То есть, ты, Котище, воспитал будущую правительницу огров.
– Мяв. Вот новость! Я давно знал, что Шрэт иглохвостка.
Ведь не зря я инкогнито посетил драконью кунсткамеру в Огрограде. Но…
Санта Пилар! Знал бы тогда, что все это закончится заключением в сырой, вонючей камере!
– Да? А что ты знаешь о характере иглохвостых драконов?
Рапунцель поудобнее устроилась в кресле, а я немного смутился.
Мяв! Надо отдохнуть…

18
Санта Яго Кампастелла! Перечитал вчерашние записи. А ведь Рапунцель была права. Тогдашние мои знания об иглохвостах основывались только на наблюдениях за Шрэт…
– Ну… Шрэт может часами сидеть и смотреть в окно. Особенно утром и вечером. Мечтательная она очень. Любимое лакомство – копченые летучие мыши. И зубы на ночь не любит чистить. Мяв.
– Папаша-аа! Отеческая любовь совсем мозги тебе размягчила.
– Мя-ууу! Потише на поворотах, тетка Рапунцель! Я, конечно, тебя уважаю, но не настолько, чтобы терпеть ехидные замечания. Шпага-то еще остра! Фр-ррр!
– Тише, тише. Я не о том. Ишь, разбушевался!
Рапунцель достала из рукава маленькую книжечку и очки в изящной костяной оправе, инкрустированной изумрудами.
«Эх, богато живут некоторые сказочные героини! Барыня, мяв! А я тут огровые и драконовые испражнения убираю», – подумал я тогда, вспомнив постоянные засоры канализационной системы замка.
То мышь копченая после Шрэт, то ветка боярышника после Шрэка в старых трубах застревали. Унитазы тогда переполнялись, а замок наполнялся зловонием. И мне приходилось надевать сапоги, чтобы и применить сантехнические знания на практике…
– Послушай-ка, что в классическом учебнике драконологии написано, – продолжала гостья, конечно же, совсем не представлявшая масштаба моих хозяйственных проблем. – «При безусловной крайней преданности и ответственности за порученное дело зрелые особи иглохвостов отличаются самым неуравновешенным характером среди всех драконообразных. Склонны однонаправлено и моментально менять милость на гнев. Совершают алогичные и непредсказуемые поступки. Легко могут переключиться с безумной любви на яростную ненависть. Причем случаи обратного перехода (ненависть – любовь, гнев – милость) практически не выявлены. Учитывая данные характерологические особенности иглохвостов, а также потенциальную огнеопасность, многие дракопсихологи рекомендуют содержать их в изоляции с применением огнеупорных материалов».
– Но моя Шрэт не такая! Она ласковая, нежная. Любит, чтобы за ушком чесали. У меня и стремяночка для этого есть…
– Ха! Добрая и ласковая пока не выросла…
Недаром лесная тетушка носила титул докторессы схоластической риторики. Искусно используя цитаты и красноречие, Рапунцель быстро убедила в опасности подросшей Шрэт.
Да и мой возврат к прежним занятиям с каждым словом дипломированной гостьи превращался из мечты в реальность. Было очень заманчиво вернуться к полнокровной жизни прирожденного авантюриста.
Санта Пилар!
Продолжу позже.
Надо отдохнуть.
Мур-ррр!

19
В общем, Рапунцель предложила оставить молодую иглохвостку в замке, поручив охранять колдовскую выбраковку.
Мяв, то есть, сторожить какой-нибудь неудачный продукт учебной или тренировочной ворожбы. Одушевленный, конечно, объект. Мяв!
Согласно сказочным законам, при использовании дракона в образовательных целях (а это был именно такой случай), полагалась государственная пенсия, бесплатные лекарства и налоговые льготы.
Что ж, в случае успеха плана Рапунцель, я мог бы не беспокоиться о здоровье и судьбе воспитанницы! Шрэт была бы полностью на казенном довольствии.
Долго мы с Рапунцель рылись в актах приемки уже совершенных экспериментальных превращений, пока не нашли подходящий объект.
Им оказалась принцесса Фиона.
Му-ррр! Мяу-ууу!
Пойду, поточу когти о дверной косяк. Очень успокаивает! И зуд в подушечках проходит.
Не забыть бы льняное масло перед сном принять.
Му-ррр.

20
Какие они разные, эти карандаши! Некоторыми можно много написать, а другие очень ломкие, мягкие и быстро исписываются. Слишком короткими карандашами писать не могу. Выскальзывают. Мяв!
Сегодня приходили Шрэк и Фиона.
Слава Санта Пилар! У них все хорошо. Живут душа в душу. Мяу-ууу!
Принесли гостинцы – бычки в томатном соусе. Обожаю! Мяв!
Удивительно, как им разрешили посещение самого секретного правительственного каземата? Возможно, Осел, даже став лейтенантом ПП-гвардейцев, все равно побаивается Шрэка…
А сегодня здесь, у меня в камере, Шрэк рыдал и просил прощения. Уррр, мя-ууу!
Он корил себя, каялся и причитал, что если бы не привел тогда Осла в замок, то все сложилось бы иначе. Мы с Фионой долго успокаивали его.
Санта Пилар, как же трудно справиться с нервным взрослым огром! Но Фиона молодец! Из нее получилась очень хорошая жена! Она прошептала Шрэку что-то, погладила шишковатую башку и зеленый великан успокоился. Обнявшись, они ушли, нежно воркуя...
Мяв! Хотя бы за Шрэка я могу быть спокоен. Он в надежных руках!
Фиона преданная, умная, нежная! Без нее мой огрик совсем бы пропал! Мяв!
Спасибо тебе, принцесса Фиона!
А вот выбор Шрэт…
Санта Пилар!
Осел не взлюбил меня с первой встречи. Наверное, приревновал к Шрэку…
Я много чего мог бы написать о нем! И о многочисленных интригах, и о системе наушничества, и о нецелевом расходовании средств, и о подлогах на аукционах, но…
Не буду! Потому что уважаю выбор своей воспитанницы.
Шрэт души в нем не чает! Она выполняла и выполняет все капризы Осла.
Именно он уговорил иглохвостую драконицу участвовать в выборах правителя страны огров. Конечно же, все огры выбрали Шрэт еще в первом туре. Ведь ограм хотелось пожить в Золотом веке. Все избиратели знали легенду. Беспроигрышный предвыборный ход!
Вот и получилось, что теперь Страной Огров на самом деле правит Осел – лейтенант ПП-гвардейцев и фаворит иглохвостой драконицы, номинальной правительницы. Она подписывает все бумаги, которые Осел ей представляет.
Да, сразу же после инаугурации Осел рассказал правительнице о том, что я съел ее отца.
Санта Яго Кампастелла!
На следующее утро взвод ПП-гвардейцев арестовал меня и доставил в тюрьму. С тех пор я томлюсь в этой камере. Без суда и следствия. Но с хорошим питанием.
«Кусочек неба серого и звездочка вдали, мне светит словно слабая надежда».
Хор-ррошая, мур-рр, песня! Соответствует моему положению.
Санта Яго Кампастелла!
Му-ррр! Мяв!
У-уупс! И этот карандаш сло…

21
Остался всего один нормальный карандаш.
Остальные исписаны или поломаны. Одни огрызки.
Каждый карандаш передавал на бумагу кусочек моих воспоминаний. А вместе с ними я освобождался от иллюзий получить свободу. Теперь мне уже почти нравится пребывание в застенках.
И уже кажется что-то родное в этих стенах, во влажных потеках, в ежеутренних гимнах огров и в звоне ключей охранников, несущих очередную порцию еды. Я привык…
А ведь, правда! Все вокруг принадлежит Шрэт. Она обеспечена и не нуждается ни в чем. А значит, жизнь ее удалась. Так важна ли моя свобода, если счастлива она?
Санта Пилар! Быть может, через счастье Шрэт буду счастлив и я.
Кучка коротких и сломанных карандашей на столе в тюремной камере. Это мой символ свободы. Мяв!
Сегодня принесли Указ правительницы Страны Огров Великой Иглохвостки Шрэт Первой. За номером восемнадцать.
Я прочитал и в знак согласия приложил левую лапу.
Санта Пилар!
В Указе номер восемнадцать назначается публичная казнь государственного преступника Кота в Сапогах на завтра.
Честно говоря, я был готов к этому, но в глубине души боялся, что расправа будет унизительной и неподобающей.
Однако теперь мне понятен смысл моего сна с падением в дымящееся озеро. Ясно также, почему меня так усиленно откармливали все эти дни. Мяв.
Завтра в двенадцать часов пополудни на центральной площади Огрограда при большом скоплении огров правительница Шрэт Первая восстановит справедливость путем заглатывания убийцы своего отца, известного авантюриста и путешественника Кота в Сапогах.
И круг замкнется. Мяв. Восстановится статус кво. Мур-ррр.
Я благодарю тебя, Санта Пилар! Ты даришь мне высшее наслаждение – погибнуть во чреве самого любимого существа на свете. Спасибо!
Я счастлив!
И последний карандаш вот-вот слом…