Дневник провинциала. 1993 год

Виталий Мур
   Вот и наступил 1993 год! Добрейший и прекраснейший из всех существующих дедулей на свете Дед Мороз подарил деткам моим подарки: Илюшке — гонку, Танюшке — куклу Барби. Не обошел он вниманием и нас: мне — плеер, Лере — часы настенные.

    Пела Гулькина о последней встрече с любимым, а мне вдруг вспомнилась последняя встреча с мамочкой, когда она провожала меня на миллеровском ж\д вокзале и махала слабой исхудавшей рукой. Я смотрел на неё из вагона, который начал движение. А мама, болезненно худая, шла и шла за поездом, пока он был виден. 

   Дневники Толстого хороши. По-моему, он — второй Человек после Христа.

   С сынулькой были на ёлке во дворце спорта «Крылья Советов».

                07.01.93

   В понедельник в Женский праздник ездили к бабушке в Пушкино и оставили там дочурку на неделю. Цель — возможность походов Леры по врачам.

   Сегодня 11 марта. Походы по врачам показали, что у Леры — мильон болезней. Мучается от болей каждый день. Стала ходить к экстрасенсу Вагнеру, который внушает доверие тем, что требует сначала диагноза от медиков, а затем уже машет руками и сопит над больным.

   Месяц назад звонил Ромка. Спрашивал, куда я запропастился. Звонил и братик из Камышина, приезжавший недавно туда к маме в отпуск. С 8 Марта вроде всех поздравил, никого не забыл. И писем нацарапал пропасть. В них похваляюсь новенькой квартирой. Вот дурень!

   Здоровье несколько захромало. Обнаружили у меня шейный остеохондроз. Эскулапье племя выписало направление на лечебную гимнастику. Теперь по утрам в пропылённом зале, что рядом с метро «Бауманская», отчаянно пыхтя, машу ногами и руками.

   Нам объявили, что до сентября мы должны подписать контракт с Минобороны, иначе — увольнение. Закон о контракте — односторонний. Все права у ведомства, все обязанности -  у нас, холопов государевых.

   На службе только и говорят, что квартиру надо сейчас получать любым способом. Слух такой — скоро бесплатных квартир не будет. Часто офицеры, устав от службы, гоняют «диггера» на компьютере.

   Начальник кафедры всем действует на нервы. Какое время — такие и начальники. Этот полковник с узким затылком угнетает большинство офицеров тупостью, дубовостью, самоуверенностью и надменностью. Я полностью отошел от многолетней дружбы с двумя сотрудниками. Дружба на многое в человеке закрывает глазки. Я как бы не замечал наглости и хамства Леонидыча, конформизма (и вашим и нашим) Сереги.

   Проходит 8 съезд. Тупых.

   Остаётся немногое в жизни — книги, музыка, семья. К остальному — камнем.

                11.03.93

   Начальнику кафедры Батырову нет веры. Увлёк участием в хоздоговорной теме, обещал реки из клубничного йогурта и ничего не заплатил. Когда я вышел из темы, он пообещал меня загнать за Можай, а конкретно — комбатом за Урал. Не испугал. Я пуганый. Руки коротки.

   Фурункулы замучили. Возникают в непредвиденных географических точках организма. Приятели и знакомые (и даже один хирург попался среди них) чуть ли не хором рекомендуют мне выдувать эвридэй по паре пива. Вместо пива давлюсь аптечными пивными дрожжами.

   На новой квартире работ невпроворот: покраска всего и вся, как водится;   решётки на окна; утепление окон и т. д.

                12.03.93

   На днях вызвал меня к себе начальник кафедры (сотрудники присвоили ему кличку — Директор) и спросил, как я отнесусь к переезду в корпус № 8. Я тотчас согласился.  Начальник объяснил мою заброску «в тыл врага» (шучу беспощадно!) тем, что там образовалась парочка врагов — двух полковников, коих необходимо разбавить.  Одного из них, Семёныча, я заместил: он на моё место во второй корпус, я на его - в восьмой.  Отныне им грызться будет непросто, придётся преодолевать полосу препятствий — плац академии, кишащий начальствующими особами.  На совещании Директор дал для народа другое объяснение: Семёнычу необходимо, дескать, форсировать  диссертацию под крылышком у Директора, как научного  руководителя.   С удовольствием улепётываю в другое здание, может, хоть там офицеры более порядочны. 

   В пятницу Директор меня озадачил (неугомонный какой!). Он воспылал большими мечтами — сделать научный прорыв. Мне он желает поручить быть тягловой силой этого прорыва в будущее! Я согласился только на небольшую частичку теоретической части: я же не лошадь, а всего лишь потомок троглодитов. От экспериментальной работы отказался напрочь — сейчас материальная база сильно поистрепалась от ветра перемен, бушующих в стране.

   По утрам я регулярно схожу с ума — обливаюсь холодной водой! Нормальному человеку разве придёт в башню этак себя мучить? Возмечтал ходить пехотинцем помногу километров в день! Однако откуда взять столько времени? Предлагаю сутки удлинить, ну, хотя бы часа на три.

   Вчера и сегодня был в Пушкино в гостях. Наблюдал на улице за народом. Ну и народ у нас кругом! Потрёпанный какой-то и мышиного цвета, в основном.

                04.04.93

   Сегодня 9 апреля. Ко вторнику я окончательно переехал  в восьмой корпус. В среду с 17-00 мы с Низининым отмечали мою "прописку" на новом рабочем месте. Ну как же! Закон, святое дело! Не мною придумано, и не мне  отменять. Короче, я “напрописывался” под диктовку двух "учителей" – сначала водки, а затем диктовал коньяк "Наполеон". Это была стратегическая ошибка – нельзя было смешивать преподавателей меж собой. В итоге, за диктант я получил двойку, так как  домой заявился лишь  под утро.  Весь следующий день я "отмокал" на работе, приходил в себя, постепенно узнавая окружающую обстановку и даже кое-что новое.

   На новом месте мне понравилось. Все удобства  (вода холодная и туалет) – на  кафедре, занимающей всё центральное крыло третьего этажа. К моей великой радости на моём рабочем столе отныне стоит телефон с выходом в Москву (правда, запараллеленный с профессором Киряевым), коего на моём прежнем рабочем месте я был лишён. Ура! Троекратное! В комнате нас трое. Удобно "соображать". Шучу, как всегда. Пофамильно: я, Низинин и Треглазенко.

   Вчера на совещании Директор объявил, что Низинин и Румянов должны написать рапорта на увольнение из армии, но не по сокращению штатов, а по собственному желанию. Говорят, якобы, это самое сокращение приостановлено. Ребята, значит, потеряют ощутимые деньги (двадцать окладов).

   Я и сам-то болтаюсь между небом и землёй – за штатом, в распоряжении Начальника Управления. И моё будущее пока неизвестно.

   Сынулька мечтает попасть снова на кафедру и поиграть на ЭВМ.


                10.04.93

   
А дела-то накопились… Заказать надо пластину с надписью и керамическую фотографию маме на могилу.
   Заняться диссертацией. Разленился и запустил "любительскую" диссертэйшен.
   Вложить куда-нибудь надоть "авчеры", как выражаются некоторые старики, то бишь ваучеры чубайсовские, таракан их задери! Вот кумекаю и ничего не прикумекаю! Можно это небоугодное дело обтяпать такими методами:
   – первый "авчерный" Фонд по почте России осчастливить;
   – можно микрочастицу  автозавода имени Ленина купить, была бы только воля;
   – а можно и какой-то мутный и  мифологический "Гермес" отхватить;
   – и так далее и тому подобное.

   Что-то с головой у меня. Сужу по возникшему желанию выиграть у государства крупную сумму денег – в лото "Миллион" и "Час фортуны". Ну, разве я не сумасброд?!

                17.05.93

   Майские праздники провёл в Пушкино у Лериных родичей.  Второго мая всей имеющейся в наличии роднёй, а это человечков пять получилось, тряслись на "лепестричке" до Софрино, затем по полям и долам  пехотинцами пробирались битый час до участка. Один разочек устроили привал.  Кстати, совсем близёхонько от нас очутился дачный участок известного "белого" экстрасенса Чумака (который в отличие от Кашпировского, якобы, является представителем  не от дьявольских сил). Любопытство было сильнее нас. Зашли к чародею, полюбовались на чудесный вид огромных сосен, большого деревенского дома и аккуратного ярко-зелёного газона, акромя которых больше ничего и не было. Удовлетворив любопытство, двинулись в путь. Фух! Наконец добрались.  Устамши, я тотчас познакомил свою заднюю часть тела с пеньком, в гордом одиночестве коротающим свои печальные дни в центре участка. Затем я обстоятельно осмотрел  окружившего нас противника-землю и ужаснулся.  На участке не то, что "конь не валялся", не то слово, - на нём вся Первая Конная армия товарища М. С. Будённого не валялась... Приводить почву в порядок предстояло с абсолютного нуля, не считая выкорчёвывания здоровенного пня в три обхвата, на котором я весьма удобно расположился. Заметил я и деревянный  кривой сарайчик, словно его строили быстро и по пьянке. В нём нам всем предстояло переодеваться в рабочую одежду.  Короче, Достоевский! Ужо  погорбатился я у них на  участке, напишу я вам!   Делал странные движения лопатой, так как земля попалась твёрдая, как характер моей тёщи. Пришлось лопату превращать в копьё. В общем, намучился я. Ну, а вечером  наградой за рабский труд, который когда-нибудь да превратит разумное человечество в стадо усталых парнокопытных, явился сабантуйчик. Тут же на участке устроили импровизон — из старых ящиков получился шатающийся стол, откуда-то из сумок были вынуты многочисленные бутылки с самогоном мутным, как взгляд алконавта. И понеслось. Что было позже помню, но плохо. Ни одного нейрона, отвечающего за память об обратной дороге и электричке "Софрино - Пушкино", в моей головёшке не сохранилось.

   Через день четвёртого мая я двинулся в сторону старообрядческого кладбища, расположившегося недалеко от Курского вокзала. Решил посетить места, где нынче обитает тёщина душа. Лера не поехала. Она совершенно не может ездить на подобные мероприятия: у неё от переживаний подскакивает давление. Ну так вот. Я ехал, по дороге купил цветы. Природа между тем шептала мне на ухо что-то нежное и замечательное. Она расцветала прямо на глазах у изумлённой московской публики. А на кладбище была необычайная тишина. Ни одного городского звука не долетало до колумбария, у которого я стоял, с печалью разглядывая фотографию Лериной мамы. Тёща почти весело смотрела сверху на меня, как бы говоря, что вот, дескать, у меня всё самое страшное уже позади, а тебе всё это еще предстоит. Когда я собрался возвращаться домой, проходила мимо старая женщина. Слово за слово... И она сказала о Савве Морозове, покоящемся на этом кладбище. Я заинтересовался и попросил показать склеп и участок, где лежит семейство Морозовых. Подошли к склепу. "Вот, видите этот белый безымянный столб у самого края ограды, - это и есть могила самоубивца Саввы. Под столбом он и похоронен", - подсказала старушка.

                18.05.93

   Восьмого мая опять оказывал родственную помощь на участке в Софрино. Вымотался. Не понимаю людей, заявляющих: "Люблю ковыряться с землёй на дачном участке".

   Одиннадцатого мая отправился в командировку во Фролищи. По служебным делам поехал в кузове Камаза в район с интересным названием Красная Грива. Дорога пылила с такой силой, что я вообразил себя покорителем Марса. 
   Во Фролищах потихоньку разрушается местная достопримечательность – заброшенный и никому не нужный красивейший величественный монастырь, бог его знает какого мохнатого века. В одной из монастырских пристроек с толстенными стенами уютно расположился штаб части вместе со спортивным залом. Семнадцатого мая вместе с Лёхой, коллегой по кафедре, тщательно обследовали монастырские стены.

   Максим Коробейников с кафедры общественных наук  иногда публикует статьи и рассказы в прессе. Попалась на глаза его статья в "Науке и жизни" за апрель с. г.  Меня заинтересовала там парадоксальная мысль Шопенгауэра: "Национальная гордость – самый дешевый вид гордости".

                19.05.93

   Пару дней назад ездил в госпиталь Мандрыки в Сокольниках. Искал бригадира-строителя, хозяйничающего в доме, в котором находится моя новая квартира. В ней строители устроили склад, и никакими силами их не вышибить оттуда. Бригадира я не нашел. Придётся ехать на поклон к начальству повыше (это управление находится у метро Новогиреево). Черт возьми! На всю эту возню и борьбу по квартирному вопросу я трачу миллиарды драгоценных нейронов!

   В понедельник Директор попросил меня  и Низинина препроводить до хаты одного сильно перебравшего профессора с нашей кафедры. Доставив “профессорское тело” домой, мы поразились "алканоидным" видом сего жилища,  которое давно забыло, как выглядит веник. Видно было: здесь только пьют и спят. Иногда закусывают. Профессор немного погодя несколько протрезвел и стал говорить о самоубийстве. На следующий день он зашел в наш кабинет растрёпанный, неухоженный, с бегающими глазками. С ходу заявил нам, что в субботу кодируется и добавил: "Мужики, умираю!" Жалкое зрелище!

                27.05.93

   Галина, Леркина подруга, предложила под картошку часть своего участка. Она предложила, а я вкалывай! И это при том, что терпеть не могу заниматься земледелием.
Вот в последний майский денёчек я копал целый день, махал лопатой. Легчайший дождик был почти нежен, но настроение всё-таки портил.

                06.06.93

   Опять, наверное в дадцатый уже раз, я помчался в командировку в Горьковскую область. Пробыл там с 16-го по 25-тое июня. Перед командировкой  на кафедре меня ознакомили с характеристикой по проходящей сейчас аттестации. Всем, даже малоопытным новичкам-преподавателям, записали "соответствует должности". Мне боком вышли мои пререкания с Директором, он записал "в основном соответствует должности". Я расстроился. Низинин заметил это, и в итоге напряжение мы сняли простым русским способом – горячительным. Домой я поехал в нормальном настроении, практически забыв об аттестации.

   На следующий день приехал во Фролищи. Там троица преподавателей меня ввела в курс дела: объяснили часа за два, как проводить занятия со слушателями. И в полдень эта тройка спешно уехала в Москву. Скучать мне приходилось редко: или готовишься к занятиям или их проводишь. В остальное свободное время грибы собираешь, читаешь книги или просто бродишь по лесу. Потому как лес – красивая штука!
   20-того июня в воскресенье приехало подкрепление – Серёга и Леонидыч. Последний занимался исключительно двумя вещами: возился у кухонной плиты (поесть-покушать в округе первый!) или чертыхался, ремонтируя свои "Жигули". Он то гаечный ключ выронит и с громким кряхтением и сопением  достаёт его из-под своего "железного коня", то вдруг матерится – злится на  электрическую схему сигнализации, которая никак не желает "фунциклировать" как надо. Конечно, при таком отношении, какие тут занятия! Пытался свалить их на других. Пару занятий удалось ему спихнуть и на меня. Я не отказывался. Подумал, опытнее стану. Да и веселее время пройдёт, когда ты делом занят. Но в памяти себе зарубочку сделал: "Так вот ты какой, Леонидыч, наглый".

   28-го июня в понедельник я уже появился на кафедре. Первым делом рассказали новости. Например, Киряев в результате совместной пьянки с Директором угодил в милицию, потерял 300 тысяч рублей и все документы. Лихие джигиты, лихая кафедра, лихие времена!

                06.07.93

   Когда я приехал из командировки, тотчас полетел на новую квартиру – посмотреть-проверить, как двигаются дела. А по-черепашьи двигаются, почти никак. Правда, строители, наконец-то, вывезли свой склад, более походивший на мусорную свалку: кроме строительных и отделочных материалов кое-где валялись остатки закусона, пустые бутылки и т. п. Видел даже на брошенной в углу  капусте "следы невиданных зверей",  то бишь крысиные зубки. Слава богу, квартира нынче пуста. Но к обещанной отделке не приступали. Пришлось поехать к командиру стройбата и требовать ускорить отделку квартиры.
   С пропиской тоже чепуховина приключается: не прописывают, говорят, дом Балашиха не принимает, так как он с большими недоделками.

   Вчера днём гулял с детьми в детском саду, расположенном поблизости. Расселся в беседке и оказался мишенью: камень, брошенный из окна соседнего дома пролетел в метре от головы. Кто-то решил развлечься и устроил себе тир с живой мишенью.

                07.07.93

   Сегодня день рождения моей любимой бабули, почившей семь лет назад. Часто вспоминаю её и понимаю, что, благодаря её душевности и доброте, имел на редкость счастливое детство.

  Ездил сегодня на Львовскую – окучивать пресловутую картошку, будь она неладна.

                09.07.93

   Я совсем с умишка съехал: увлёкся массажем точек ши-ацу. Давил-давил нужные точки и места моего любимого организма и не почувствовал обещанного в книге счастья,  или хоть какого-нибудь улучшения самочувствия. Например, эта хвалёная акупунктура не справилась даже с таким лёгким агрессором, как напавший на меня насморк. Сколько не тыкал я в такие точки, как "хэгу" (под большим пальцем на ладони); "хэляо", что находится непосредственно под носом; "инсян" (сбоку от носа); "сыбай" (верх переносицы) и "дачжуй" (под 7-мым шейным позвонком), – насморк издевательски продолжал своё "мокриссимо"! Гад! Да, и пишут ещё, что "хэгу" – точка от ста болезней. Ага! Так я и поверил! Короче, Мусоргский: разочаровался я  в  этой "точечной" медицине и нынче отношусь к ней по-станиславски.

                11.07.93

   Во вторник с утра 13 июля побывал на квартире в Балашихе. Там ничего не делается. Опять ходить требовать-жаловаться по командирам стройбатовских бойцов – как надоело!

                14.07.93

   В пятницу 16 июля был на Опытном поле. Там, как обычно, без перемен к лучшему. После Балашихи помчался сломя голову на Шаболовку за путёвками в пансионат в Полушкино Московской области. Пансионат располагается в бывшем санатории имени Герцена. Дали три путёвки на Леру с детками. Поедут 23 июля.

  Дочура сегодня рассмешила. "Пап, я умею сидеть, как женщина. Вот так", – и она села на стул, закинув нога за ногу. На велосипедах катался с сынулькой.

                17.07.93

   Шестого августа привёз из Полушкино семью домой, после чего испарился в Миллерград. Вернулся восвояси двенадцатого. Привёз много продуктов. Гостил у тёти. Ромка возил меня в Павловку на  базу отдыха местных электросетей. Отдохнули и ночью причухали обратно. Рома был чем-то раздражён, и я пошёл ночевать к своей родне на Максайку (Заводскую улицу).
 
   Дочура вновь потешила: рассказала, как она ловит комаров. "Они у вуха летают, а я их подлавливаю".

   Тринадцатого числа (!) выгуливал деток, которых  вдруг без видимой причины  стал грязно оскорблять в моём присутствии  какой-то пьяный. Наверное, белая горячка, иначе не объяснишь. Пришлось пнуть ногой пару раз оскорбителя для воспитания чувств.

                15.08.93

   Когда был недавно в Миллербурге, то проведал семью друга-одноклассника Вити Садовского. Горячо поговорили о политике, Ельцыне, Горбачеве и Сталине. Из-за крутизны заваренной в 91-м году каши, об этих персонажах в России, мне кажется, споры уже никогда не прекратятся.  У мамы Виктора очень тяжелая опасная болезнь. Дал ей свой рабочий телефон и рассказал об экстрасенсе Вагнере, который иногда берётся за лечение  онкологических больных. Витя – художник. Показали мне книгу (фантастика, автор Спрэгг), оформленную его рукой. Здорово!

   В Миллерово еще я побывал на могиле мамы. Посетил и старое заброшенное кладбище, на котором в 59-том году похоронен мой дедушка Тихон. Битый час я бродил, искал, но его могилу так и не нашёл. Соседка Лидия Михайловна подсказывала мне, где искать: ближе к Российской улице. Но куда там найти! Такие заросли!  Вспомнилось неожиданно моё тогдашнее отчаяние трёхлетнего карапуза. Стоял, плакал, глядя на комья земли, летящие в дедову гробовую яму, и всё порывался в неё спрыгнуть.

                21.08.93

   Делал как-то недавно массаж спины четырехлетней дочурке. Так она ойкала, сердилась и ворчала: "Папа! Не подближайся ко мне!"

   Начальник кафедры (Директор) сегодня поставил меня перед судьбоносным выбором: "На кафедре необходимо уволить четырёх офицеров. Решайте: или вы будете в их составе, или вы переходите на другой раздел кафедры". Я немедленно согласился со вторым предложением, оставляющим меня на кафедре, хотя и на совершенно чуждом разделе (с профессиональной точки зрения). При этом я  вспомнил слова из старой песенки фронтового шофёра, слегка её переиначив. И даже стал тихо, про себя, напевать: "Уходить нам рановато, есть у нас еще в армии дела! Тра-та-та! Бум-бум-бум!"

                06.09.93