Дистанционный экстрим образование на новых виражах

Владимир Шакиев
Активное распространение домашнего образования за рубежом и его адаптация в условиях массовой экспансии информационных технологий открыли новую веху в образовательной политике - переходу к дистанционному обучению. Аргументов в пользу «дистанционки» несколько. Первый из них и основной - снижение уровня общественной безопасности в школах, неспособности защитить учеников от внезапной агрессии одноклассников. Вторым весомым аргументом является нарастающее недовольство родителей качеством школьного образования. В результате таких изменений поведенческих норм школьное образование стало трансформироваться в домашнее.

В США отмечается ежегодный прирост «домашних учеников» - на 5-12 процентов, всего вне школы получает образование около 2-2,5 миллиона детей или около 4 процентов об общей численности детей в стране, сообщает Национальный институт изучения домашнего образования.

Экспансия домашнего образования косвенным образом заложило основание для дистанционного обучения. Вслед за домашним образованием стали появляться электронные колледжи. Не за горами и переход из разряда очного в разряд дистанционного среднего профессионального и высшего образования.

Существенным основанием для распространения дистанционного обучения в России является неравномерная концентрация плотности населения и высококвалифицированных специалистов. В 10 российских регионах работают 46,6% всех вузовских преподавателей страны, свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики. В первопрестольной и городе на Неве сосредоточена четверть профессорско-преподавательского состава страны. А если не считать филиалы вузов, которые некоторые реформаторы в сфере образования планируют закрыть, то в нескольких регионах число университетов и институтов не превысит одного: в Новгородской и Магаданской областях, в  республиках – Калмыкия, Тыва и Алтай, Еврейской автономной области. Еще в 5 субъектах РФ после ликвидации филиалов останется всего 2 вуза.

Вторым плюсом обучения на расстоянии является экономия времени по сравнению с очной, вечерней или заочной формой обучения. Это касается как времени на подготовку, так и на сдачу сессии.

К тому же дистанционное обучение менее затратное, чем очное или заочное. Во-первых, его стоимость ниже, чем у других форм обучения. Во-вторых, не нужно тратиться на репетитора при подготовке к поступлению в вуз. В-третьих, платить взятки при зачислении, а экзамены в виде тестов помогут избежать субъективных оценок на экзаменах и зачетах. В-четвертых, дистанционная форма позволит получить образование жителям из удаленных от центра населенных пунктов, например, таких как Сибай и Акъяр (более 450 км от регионального центра - Уфы). Им не нужно будет снимать на длительное время квартиры в Уфе или в другом городе, достаточно будет иметь под рукой компьютер с интернетом. Экономия будет существенной - порядка 17,5 тысяч рублей в месяц, судя по среднестатистической информации на конец ноября 2013 года. Аренда жилья составляет почти 82 процента от размера среднемесячной зарплаты по республике, представленного на сайте Минтруды и социальной защиты населения Башкирии по состоянию на 1 ноября 2013 года.

Многие ли жители нашей республики из удаленных от Уфы районов, например, Хайбуллинского или Мечетлинского, могут полностью обеспечивать своих детей при получении образования в уфимском вузе?

Такой диспаритет цены аренды жилья в Уфе и средней зарплаты жителей районов республике делает высшее образование малодоступным и привилегией немногих.

В-пятых, дистанционное обучение облегчит получение образования инвалидам. Сегодня по некоторым данным только 2 абитуриентам-инвалидам из 100 удается получить высшее образование в России. Тогда как более 70% процентов людей с ограниченными возможностями в Норвегии, Голландии, и Финляндии получают профессиональное образование именно с помощью IT-технологий.

Также дистанционное образование открывает новые горизонты перед заключенными, находящимся в местах лишения свободы. Активно продвигает дистанционное образование среди заключенных СГУ. К примеру, в Псковской области согласно программе электронного обучения порядка 2 тысяч осужденных получают высшее образование, около 500 человек – успешно закончили курсы.

К плюсам дистанционного обучения относят: скорость и гибкость обучения (самостоятельно выбирать учебные курсы, время сдачи экзаменов и зачетов), социальное равноправие (учеба производится независимо от места проживания, состояния, здоровья, национальности, религии и материального состояния обучаемого).

При этом необходимо отметить и подводные камни на пути к всеобщему образованию в авангарде с дистанционным. Россию отличает не только огромные размеры страны с разными часовыми полюсами, но и разный уровень доступности к технологическим новациям и информационным технологиям.

Компьютерная оснащенность и доступ к интернету различается от региона к региону. Даже в Москве, согласно рейтингу российских регионов по доле пользователей сети интернет, составленному РИА Новости, число пользователей всемирной паутины не превышает 72%,  а доля пользующихся компьютером – 75%. Стоит ли говорить об удаленных от центральной части России территориях, имеющих низкий уровень жизни, и следовательно, технической оснащенности. В Тыве компьютер имеют менее половины населения, а интернет-пользователей - 15,8%. Не лучше ситуация в Адыгее, Мордовии, в Республике Алтай. Здесь владеют компьютером владеют менее 40%, а в интернет выходят не более 27% населения. Даже в Башкирии интернетом пользуются менее 50% населения, а техническая оснащенность составляет 52% (29 место среди 83 субъектов Федерации).

Малое количество университетов в отсталых и слаборазвитых регионах объясняет общероссийскую тенденцию, особенно ее центральной части. Происходит примитивная миграция выпускников школ в другие регионы. Так, «учебную миграцию» можно проследить из Адыгеи в соседний Краснодарский край, из Мордовии в Нижегородскую область, из Республики Алтай в Алтайский край.

Башкортостан является «поставщиком» школьных талантов в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань.

            Окончание статьи читайте на сайте shakiev.com.